Обеспечение индивидуального развития детей с ОВЗ посредством организации малоформатного детского сада
материал на тему

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей  для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи на территории Шебекинского района совершенствуются имеющиеся и внедряются альтернативные формы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._tarasova.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Шебекинского района

Обеспечение индивидуального развития детей с ОВЗ посредством организации малоформатного детского сада

Подготовила:

Тарасова Лидия Дмитриевна,

заведующий МАДОУ

«Центр развития ребенка –

детский сад № 6 г. Шебекино»

г. Шебекино

2014 год

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей  для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи на территории Шебекинского района совершенствуются имеющиеся и внедряются альтернативные формы дошкольного образования.

Малоформатный детский сад – это одна из вариативных форм организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, коррекцию недостатков в психическом развитии детей в небольшом коллективе.

Малоформатный детский сад «Лучик» в городе Шебекино представляет собой дошкольную группу, которую посещают 10 детей с тяжелыми нарушениями речевого развития. Данное учреждение расположено в отдельном помещении (в муниципальной квартире многоэтажного жилого дома) и является структурным подразделением МАДОУ «Центр развития ребенка – детский  сад № 6 г. Шебекино Белгородской области» - группой компенсирующей направленности.

Целью организации малоформатного детского сада

– является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования и подготовка  к успешному обучению в общеобразовательном учреждении.

Основными задачами функционирования малоформатного детского сада «Лучик» являются:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
  • воспитание у детей гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание комплексной консультативной и методической помощи родителям (законным представителям), имеющим детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии,  по вопросам их воспитания, обучения и развития;
  • содействие ранней профилактике преодоления различных отклонений в социальном и психологическом здоровье дошкольников;
  • своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
  • активизация познавательной деятельности детей;
  • пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

В малоформатном детском саду организована квалифицированная  работа с детьми по коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольное образование детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой учреждения, разработанной на основе примерной  основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и условий ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников в возрасте   5 - 7 лет.

С воспитанниками работает квалифицированный педагогический персонал – воспитатель, имеющий опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речевого развития, учитель-логопед, педагог-психолог.

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы является групповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность, которая проводится по общеразвивающим и коррекционным программам дошкольной образовательной организации.

Коррекционная непосредственно образовательная деятельность  с детьми проводится в соответствии с режимом дня и моделью образовательной деятельности, принятой на педагогическом совете. Продолжительность индивидуальной непосредственно образовательной деятельности составляет 15-20 минут. Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность проводится не менее трех раз в неделю. Продолжительность групповой непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи составляет 20-25 минут.

Ежедневно во второй половине дня в малоформатном детском саду проводится групповая непосредственно образовательная деятельность по заданию учителя-логопеда.

Программа проведения фронтальных занятий в малоформатном детском саду предполагает включение в основную общеобразовательную программу дошкольного образования модулей из специальных коррекционно-развивающих программ, которые направлены на индивидуальную работу и работу в малых группах.

Кроме этого в образовательную программу малоформатного детского сада введены специализированные развивающие программы: программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова), Программа и технология обогащения двигательной активностью детей «Играйте на здоровье» (Л.Н. Волошина), Программа обучения плаванию в детском саду.

Малоформатный детский сад «Лучик» работает в режиме полного дня. Воспитательно-образовательный процесс построен с учетом особенностей и возможностей детей и включает разнообразные формы работы.

В течение дня в соответствии с расписанием непосредственной образовательной деятельности дети  посещают в основном здании «Центра развития ребенка – детского сада № 6 г. Шебекино»  музыкальный зал, спортивный зал, бассейн. Также совместно с другими детьми они принимают участие во всех праздниках и развлечениях, организованных работниками учреждения.

Перед педагогами данного учреждения стоит задача создать условия, в которых ребенок сможет самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. При этом предлагаются задания различного уровня сложности, а также дополнительные игры и упражнения с учетом индивидуальных программ обучения.

В названной модели гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении, и педагоги используют те виды коммуникации или творчества, которые интересны и доступны  каждому из участников группы.

Главное условие эффективной работы данной формы детского сада – это равноправное партнерство специалистов и родителей. Педагоги группы стараются установить доверительные отношения с родителями и близкими каждого ребенка, включить их в работу группы.

Педагоги малоформатного детского сада оказывают помощь родителям в вопросах воспитания, развития и коррекции детей дошкольного возраста с целью определения уровня развития ребенка, содействия родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи. Для этого организуются индивидуальные и групповые консультации, семинары, открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы.

Консультативная помощь родителям строится на индивидуальных рекомендациях по организации коррекционно-развивающего обучения в условиях семьи, проведению лечебно-оздоровительных мероприятий для каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния.

Взаимодействие с родителями, воспитывающим детей с особенностями в развитии – это еще и обучение родителей, так как никакие усилия специалистов не будут эффективными, если они не поняты и не поддержаны в семье.

Для осуществления образовательной деятельности малоформатного детского сада  созданы необходимые условия для его работы.

Оборудована и благоустроена игровая площадка для детей в соответствии с требованиями СанПиН и безопасности к организации образовательного процесса с детьми.

Созданы условия для нахождения детей в режиме полного дня  малоформатном детском саду «Лучик».

Предметно-развивающая среда, созданная в группе, естественна и комфортна, насыщена разнообразными сенсорными и игровыми материалами в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы, независимо от их возможностей.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в малоформатном детском саду «Лучик» помогает повысить уровень всестороннего, индивидуального личностного развития каждого ребенка и обеспечить равные стартовые возможности при подготовке детей к обучению в школе.

Таким образом, создание такой вариативной формы, как малоформатный детский сад в отдельно стоящем здании и являющееся структурным подразделением муниципальной дошкольной образовательной организации, имеет свои преимущества:

- организация дошкольного образования в таком учреждении не требует больших финансовых затрат на его создание и содержание;

- высвобождение мест в типовом детском саду, что позволило увеличить охват детей, желающих получать услуги дошкольного образования;

- увеличение охвата услугами дошкольного образования детей, имеющих нарушения в развитии не открывая дополнительно группы.

Создание еще такой вариативной формы, как малоформатный детский сад в отдельно стоящем здании и являющееся структурным подразделением муниципальной дошкольной образовательной организации остается у нас в планах на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством организации различных видов детской деятельности.

Выстуление на педсовете. Отчет о работе по самообразованию. Сопровождается презентацией....

Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...

«Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная зан...

Формирование навыков начального технического конструирования как условие обеспечения индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Казимбекова Эльнара ДжамидиновнаОрганизация:ГБДОУ д/с 119 Населенный пункт: Невский район, г. Санкт-ПетербургСовременные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и робот...

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 5-6 лет в группе детского сада.

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательно­го процесса в любом учреждении, работающим с группой детей старшего воз­раста (5—6 лет), вне зависимости от приори...