Семинар по преемственности в работе детского сада и школы
презентация к уроку на тему

Наталья Александровна Коробейникова

Семинар

 для заместителей директоров общеобразовательных школ и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций «Организация взаимодействия руководителей и педагогов школ и детских садов по реализации ФГОС»

 

«О реализации ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры как необходимые предпосылки для перехода на уровень начального образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текс выступления38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

 для заместителей директоров общеобразовательных школ и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций «Организация взаимодействия руководителей и педагогов школ и детских садов по реализации ФГОС»

«О реализации ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры как необходимые предпосылки для перехода на уровень начального образования»

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании  признает дошкольное образование одним из первых уровней общего образования. Содержание дошкольного образования определяется теперь ФГОС ДО, утвержденного приказом Минобрнауки  России от 17.10.2013 года № 1155.

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)– важный этап преемственности дошкольного образовательного учреждения  и  начального школьного.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • государство гарантирует  равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  •  государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  •  сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.

Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.   Поэтому сегодня мы свою работу строим в режиме инноваций. Свою образовательную Программу, уважаемые коллеги, мы  разрабатываем в соответствии с ФГОС.

Она направлена на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для себя мы видим важность в том, чтобы  добиться от каждого ребенка активности, любознательности, чтобы  ребенок не был пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию,  а развивался  в процессе деятельности, не только  организуемой педагогом, но и в свободной  самостоятельной  деятельности.  

Составляющие плана ежедневной работы воспитателя включают в себя виды деятельности в соответствии с образовательными областями.

Ведь  планируя свою работу, каждый педагог стремится  охватывать все  направления развития  детей (далее - образовательные области):

  • познавательное развитие (предполагает развитие интересов детей, любознательности  и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развития  воображения и творческой активности).
  • художественно-эстетическое развитие (предусматривает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства:  словесного, музыкального, изобразительного).
  • физическое развитие  (включает приобретение, накопление и обогащение двигательного опыта детей; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; развитие физических качеств; овладение элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при  формировании полезных привычек).
  • речевое развитие (включает владение речью как средством общения и культуры, обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи).
  • социально-коммуникативное развитие (направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развития взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности)

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей.

Все виды деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность) в пределах каждой образовательной области реализуются  на основе потенциала предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением,  для поддержки детской инициативы.  

         Созданная  оптимально насыщенная  многофункциональная  среда,  позволяет нам организовать различные виды игр, моделировать игровую среду в соответствии с замыслом игры. Игры и игрушки размещены так, что воспитанники  при необходимости могут легко взять и так же легко убрать на место, после завершения игры.

К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада.  

Требования стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, в младенческом и раннем возрасте и на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Инициативность и самостоятельность
  • Положительное отношение к себе и другим
  • Проявление любознательности
  • Развитость воображения, фантазии, творчества
  • Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
  • Умение подчиняться социальным нормам
  • Развитость крупной и мелкой моторики
  • Уверенность в своих силах
  • Способность к принятию собственных решений.

В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте в законе запрещено, результат определяется как целевой ориентир.  Полученные результаты могут использоваться  педагогом для решения задач проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве  и развития умственных способностей ребёнка.

Наша совместная работа со школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. И тут  закономерно возникает вопрос – так что же, разве дошкольники не учатся, если у них нет учебной деятельности? Конечно, учатся, но совсем по-другому, чем школьники. В частности, НОД организуется в форме игровых развивающих ситуаций и ситуаций общения.  Именно в игровой форме, они играя обучаются, непренужденно познают окружающий мир. Используя игровую мотивацию воспитатель принимает позицию равного партнёра. Руководство педагога основано на уважении к ребёнку и на учёте его интересов.

Воспитатель и учитель должны выступать в роли напарников, должны дополнять друг друга и тогда почва преемственности будет только нарастать.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; а воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Так что же мы понимем под понятием

Универсальные предпосылки учебной деятельности:

Личностные УПУД:

  • Сформированы познавательные  мотивы учебной деятельности, внутренняя позиция школьника;
  • Сформированы предпосылки моральных норм и правил поведения, принимает и соблюдает социальные и этические нормы поведения.

Познавательные УПУД:

  • Проявляет любознательность и познавательную активность;
  • Способен решать проблемы творческого характера;
  • Использует знаково-символические средства представления информации, владеет логическими операциями;
  • Использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные УПУД:

  • Владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить)  цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата).
  • Способен регулировать свое поведение в соответствии с требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Коммуникативные УПУД:

  • Умеет слушать и вступать в диалог;
  • Участвовать в коллективном обсуждении;
  • Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Очевидно, что для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

В подготовительных группах широко используем проблемные ситуации, поскольку  правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

•Сам формулирует проблему(задачу)

•Сам находит ее решение

•Решает и Самоконтролирует правильность этого решения.

 Активно используем проектную, опытно-экспериментальную деятельность. Учим делать выводы, умозаключения. Школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта.

Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на всё дальнейшее развитие ребёнка.

        Перед воспитателем детского сада и учителем начальной школы стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.

 Для решения данной проблемы свою работу мы строим поэтапно:

1. Ежегодно заключаем  договор  между МБДОУ Дс № 31 и МБОУ СОШ № 16 по обеспечению преемственности;
2. Составлен  план  совместной деятельности по обеспечению преемственности;
3. Проводим диагностическое обследование.

4. В конце учебного года проводим тест на определение школьной зрелости.

5. Планируем совместную деятельность по адаптации детей в школе;
6. Отслеживаем результаты  уровня освоения программы с 1 по 4 класс.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы, родителями и детьми.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям мы осуществляем с детьми разнообразные формы преемственности:

• экскурсии в школу;

• посещение школьной библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми детского сада  и  школы;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников.

Все это помогает расширить представления о школе. Ребёнок становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию.  Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. 

Мы провели  совместный конкурс родителей и  воспитанников подготовительных к школе групп "Каким я вижу себя в школе".  В своих рисунках про школу дети отражают свои  личные переживания по поводу предстоящей школьной жизни. Они с удовольствием, в позитивной манере дают комментарии к рисунку о своих жизненных перспективах.

         «Я хочу, чтобы у меня в школе были хорошие друзья», «Я нарисовала, как выступаю на школьном концерте», «Хочу, чтобы учительница была самая любимая на свете», «Мне бы хотелось сидеть на первой парте, около стола учительницы», «Я стою у доски и отвечаю урок, а учительница ставит мне пятёрку» и т.п.

Рисунки получились яркие, красочные.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами детского сада  и школы.

Методическая работа с педагогами

Формы осуществления преемственности:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

•  взаимодействие медицинских работников;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.

Немало важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями, мы строим партнерские отношение, всячески привлекая их к активному участию: Слайд 18

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.

По мнению многих родителей готовый к школе ребенок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держать в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент  на  знания, умения и навыки  переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»

Под моделью выпускника понимаем  предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник детского сада.

Ожидаемые результаты: портрет выпускника детского сада

  • Деятельный и активный
  • Креативный
  • Любознательный
  • Инициативный
  • Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
  • Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
  • Чувство собственного достоинства

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

         Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Дошкольный и младший школьный возраст- это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством".

 Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...

Семинар "Преемственность в работе детского сада и школы"

Материал является хорошим подспорьем для педагогов МДОУ...

Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Практико-ориентированная работа «Преемственность  в  работе  детского  сада  и  школы  как  условие  успешной  адаптации  детей  ...

Семинар по вопросам преемственности в работе детского сада и школы для воспитателей и учителей начальных классов Лицея №7. Мастер - класс на тему: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи детей 6-7 лет».

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:обучить детей приёмам сохранения здоровья:восстановления сил...

Городской семинар «Преемственность в работе детского сада и школы».

Городской семинар«Преемственность в работе детского сада и школы»....

Городской семинар : " Преемственность в работе детского сада и школы"

Городской семинар : " Преемственность в работе детского сада и школы"...