Комплектация предметно-развивающей среды по всем возрастным группам
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Томишина Оксана Владимировна

предметно-развивающая среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komplektatsiya_pr_sredy_po_vozrastnym_gruppam.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Размещение игрового материала в помещении группы раннего возраста может быть следующим.

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ создается для формирования первоначальных знаний ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопления чувственного опыта. Его содержание:

  • сенсорный стол: дидактические игры по различению цвета, формы, величины, пирамидки, матрешки, вкладыши, шнуровки, застежки, дидактические коврики, выполненные в восьми цветах с различными силуэтами животных;
  • дидактические игры: лото (ботаническое, зоологическое, транспорт, мебель, посуда и т. д.), домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;
  • мягконабивные напольные дидактические игрушки: краб, божья коровка
  • серии картинок (тематические альбомы: мебель, одежда и др.);
  • ростомер в виде игрушки (змейки, осьминога);
  • координационные коврики со следами рук и ног;
  • стол для игр с песком и водой (плавающие игрушки: рыбки, утята, куклы-голыши; песочные наборы, совочки, ведерки), глиной. Работа с глиной помогает развивать моторику рук, позволяет сбросить накопившееся психо-эмоциональное состояние;
  • соломенные и бумажные птички, бабочки, снежинки, листочки, кораблики, изготовленные из лёгкого материала. (Служат для развития речевого дыхания) Игрушки могут быть подвешены на уровне лица ребенка, помещены в тазик с водой, на стол.

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ создается для приобретения детьми первоначального опыта конструктивной деятельности:

  • крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки.
  •  средний строительный материал (деревянный, пластмассовый).

УГОЛОК ДВИГАТЕЛЬНЫХ ИГРУШЕК включает коляски, легковые и грузовые машины, заводные машины, машины на верёвочках, тележки, каталки, автобусы, трамваи, теплоход, лодка и т. д.

ИГРОВОЙ ЦЕНТР

Возраст детей с 2 до 3 лет. В играх с куклами, игрушечными животными дети не только начинают отображать отдельные бытовые ситуации (кормление, укладывание спать), но и делают попытки передать трудовые действия окружающих людей (врач слушает больного, мама купает малыша). Для таких игр необходимы игрушки, которые сами бы способствовали отображению в игре впечатлений, полученных в жизни.

Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Автобус», «Поликлиника».

Сюжетно-ролевая игра «Дом»: спальня, зал, кухня: мебель, посуда, фартук, косынки, сумки, коляски, куклы, постель, ванночка, мыло, мочалка, полотенце.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»: руль, передняя часть автобуса.

           Сюжетно-ролевая игра «Больница»: халат, шапочка, градусник, шприц;

  • предметно-тематические образные игрушки: куклы, животные, различные по материалу, из которого они изготовлены (мягконабивные, пластмассовые, резиновые), размеру (большие, средние, малые), отражающие различный возраст человека или животного (куклы-младенцы, взрослые и т.д.), половую принадлежность человека (мальчики и девочки); профессии;
  •   игрушки-забавы;
  • предметы-заменители и другой вспомогательный материал (веревки, дощечки, пробки, коробочки и т.д.).

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ создается для формирования умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия:

  • мячи, обручи, палки, скакалки, флажки, мешочки с песком, ленточки, кубики, шишки, шапочки, медальки для подвижных игр, материалы для закаливания, нестандартное оборудование;
  • горка, различные качалки (конь), каталки (на веревочке или на палке), резиновые и надувные мячи, потолочные и настенные игрушки;
  • мягкие канаты в виде «питонов», пособия для упражнения в равновесии (их несложно сделать из старых галстуков, набив ватой);
  • подвесные мячи;
  • подвесная карусель с колокольчиками или игрушками (упражняют детей в подпрыгивании).

Можно привести достаточно большой перечень безопасного оборудования для мини стадиона, но главное - это его оформление. Он может быть стилизован под «цирк», «джунгли». Важно, чтобы дети могли здесь играть, используя оборудование. В игре ребенок повторяет движения бесчисленное количество раз, и процесс физического развития идет быстрее.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР создается для формирования элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: о движении, питании, росте. В нем можно разместить

  • цветущие   растения   с   крупными   листьями   (бальзамин,   фикус,   герань, колеус);
  • предметы по уходу за растениями: лейка, тряпочки, тазы.
  • аквариум с рыбками;
  • картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды;
  • природный материал для исследования: песок, вода, глина, камни, разные виды бумаги, краски, пластилин. Материал хранится в ящиках, емкостях.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА стимулирует детскую активность по овладению миром прекрасного. В нем мы рекомендуем разместить:

  • доску, рулон обоев или других материалов для рисования, который легко крепится к рейке и снимается;
  • материалы для свободного рисования, лепки (карандаши, фломастеры, бумага, пластилин, доски);
  •  силуэты предметов для аппликации;
  • глиняные игрушки;
  • театральный уголок, в котором представлены различные виды пальчиковых кукол (напёрстки, перстни и т.д.), шапочки к сказочным персонажам. В театральный уголок вносится театр картинок (фланелеграф, «Живая картинка»), настольный театр игрушек, ширма;
  • музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, ксилофоны, металлофоны, треугольник;
  • образная игрушка, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др.), образная игрушка, «играющая» на музыкальном инструменте, неваляшки, музыкальная юла, образная игрушка со звучащей кнопкой;
  • игрушки-забавы.

УГОЛОК РЯЖЕНЬЯ: зеркало, передники, юбочки, косынки, бусы, шляпки, веночки, сумочки, пелеринки, сундук, куклы с комплектом одежды.

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ: индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и пр.

ОБОРУДОВАНИЕ для обеспечения комфортности среды, доступности игрового материала можно использовать в группе полку-змейку, средообразующие ширмы, мебель-игрушки, которыми легко и быстро можно изменить окружающую среду в соответствии с желаниями и настроениями группы детей и отдельного ребенка.

Полка-змейка представляет собой соединенные осями три стеллажа, каждый из которых имеет три полки, позволяющие разместить на них игрушки и другие предметы для игр и занятий детей. Поворачивая стеллажи относительно друг друга, можно создать в группе отдельные уголки для занятий или отдыха детей.

Ширмы унифицированные, соразмерные игровому оборудованию. Они могут быть разной конструкции, изготовленные из разных материалов, с дополнительными деталями. Такие ширмы способствуют созданию мест для спокойных игр детей.

Мебель-игрушка - трёхместная машина, которая, кроме игры, может использоваться как мебель-скамейка.

МИКРОКАБИНЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  • полка «Работаем по программе «Детство» (список литературы, литература, картотека и аннотации к литературе, методические рекомендации по данной группе);
  • картотека подвижных, народных, развивающих игр по всем разделам программы
  • материалы консультаций для родителей;
  • материалы по изодеятельности (карандаши, кисти, подставки для кисточек, тряпочки, баночки для краски и воды, пластилин, доски, поролон для рисования, бумага и др.);
  • материалы по аппликации: фланелеграфы, силуэтные изображения предметов;
  •  дидактические игры по сенсорике: на различение цвета, формы, величины;
  • материалы по математике;
  • материалы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (предметные, сюжетные картинки, «живые картинки», наборы иллюстраций и др.);
  • дидактическая кукла (одежда: шуба, пальто, куртка, кофточки, жакеты);
  • картотека игр по общению;
  • картотека опытов по познавательно-практической деятельности;
  • игровой материал для смены в тематических центрах;
  • паспорт микрокабинета (перечень материалов, находящихся в микрокабинете).

УГОЛОК    ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

  • визитная карточка группы;
  • распорядок дня;
  • характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы;
  • антропометрические данные детей;
  • информационный бюллетень (план работы с детьми и родителями на месяц);
  • рубрика «Что наши дети узнают в этом году»;
  • рубрика «Чем мы сегодня занимались»;
  • ящик идей и предложений;
  • благодарности родителям;
  • консультации для родителей (воспитателей, психолога и др. специалистов);
  • выставки детских работ по изодеятельности (детские, персональные, совместные с родителями);
  • семейные газеты;
  • программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники): рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний, список необходимой одежды для мальчика (девочки) - по сезону;
  • правила внутреннего распорядка для родителей;

настенная игрушка, которая может двигаться, звучать, изменять форму. Она закрепляется на стене в приемной комнате группы, привлекает внимание ребёнка, а возможность действовать с ней позволяет повысить эмоциональный тонус ребёнка и отвлечь его от грустных мыслей.


ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Размещение игрового материала в помещении группы раннего возраста может быть следующим.

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ создается для формирования первоначальных знаний ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопления чувственного опыта. Его содержание:

  • сенсорный стол: дидактические игры по различению цвета, формы, величины, пирамидки, матрешки, вкладыши, шнуровки, застежки, дидактические коврики, выполненные в восьми цветах с различными силуэтами животных;
  • дидактические игры: лото (ботаническое, зоологическое, транспорт, мебель, посуда и т. д.), домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;
  • мягконабивные напольные дидактические игрушки: краб, божья коровка
  • серии картинок (тематические альбомы: мебель, одежда и др.);
  • ростомер в виде игрушки (змейки, осьминога);
  • координационные коврики со следами рук и ног;
  • стол для игр с песком и водой (плавающие игрушки: рыбки, утята, куклы-голыши; песочные наборы, совочки, ведерки), глиной. Работа с глиной помогает развивать моторику рук, позволяет сбросить накопившееся психо-эмоциональное состояние;
  • соломенные и бумажные птички, бабочки, снежинки, листочки, кораблики, изготовленные из лёгкого материала. (Служат для развития речевого дыхания) Игрушки могут быть подвешены на уровне лица ребенка, помещены в тазик с водой, на стол.

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ создается для приобретения детьми первоначального опыта конструктивной деятельности:

  • крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки.
  •  средний строительный материал (деревянный, пластмассовый).

УГОЛОК ДВИГАТЕЛЬНЫХ ИГРУШЕК включает коляски, легковые и грузовые машины, заводные машины, машины на верёвочках, тележки, каталки, автобусы, трамваи, теплоход, лодка и т. д.

ИГРОВОЙ ЦЕНТР

Возраст детей с 2 до 3 лет. В играх с куклами, игрушечными животными дети не только начинают отображать отдельные бытовые ситуации (кормление, укладывание спать), но и делают попытки передать трудовые действия окружающих людей (врач слушает больного, мама купает малыша). Для таких игр необходимы игрушки, которые сами бы способствовали отображению в игре впечатлений, полученных в жизни.

Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Автобус», «Поликлиника».

Сюжетно-ролевая игра «Дом»: спальня, зал, кухня: мебель, посуда, фартук, косынки, сумки, коляски, куклы, постель, ванночка, мыло, мочалка, полотенце.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»: руль, передняя часть автобуса.

           Сюжетно-ролевая игра «Больница»: халат, шапочка, градусник, шприц;

  • предметно-тематические образные игрушки: куклы, животные, различные по материалу, из которого они изготовлены (мягконабивные, пластмассовые, резиновые), размеру (большие, средние, малые), отражающие различный возраст человека или животного (куклы-младенцы, взрослые и т.д.), половую принадлежность человека (мальчики и девочки); профессии;
  •   игрушки-забавы;
  • предметы-заменители и другой вспомогательный материал (веревки, дощечки, пробки, коробочки и т.д.).

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ создается для формирования умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия:

  • мячи, обручи, палки, скакалки, флажки, мешочки с песком, ленточки, кубики, шишки, шапочки, медальки для подвижных игр, материалы для закаливания, нестандартное оборудование;
  • горка, различные качалки (конь), каталки (на веревочке или на палке), резиновые и надувные мячи, потолочные и настенные игрушки;
  • мягкие канаты в виде «питонов», пособия для упражнения в равновесии (их несложно сделать из старых галстуков, набив ватой);
  • подвесные мячи;
  • подвесная карусель с колокольчиками или игрушками (упражняют детей в подпрыгивании).

Можно привести достаточно большой перечень безопасного оборудования для мини стадиона, но главное - это его оформление. Он может быть стилизован под «цирк», «джунгли». Важно, чтобы дети могли здесь играть, используя оборудование. В игре ребенок повторяет движения бесчисленное количество раз, и процесс физического развития идет быстрее.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР создается для формирования элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: о движении, питании, росте. В нем можно разместить

  • цветущие   растения   с   крупными   листьями   (бальзамин,   фикус,   герань, колеус);
  • предметы по уходу за растениями: лейка, тряпочки, тазы.
  • аквариум с рыбками;
  • картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды;
  • природный материал для исследования: песок, вода, глина, камни, разные виды бумаги, краски, пластилин. Материал хранится в ящиках, емкостях.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА стимулирует детскую активность по овладению миром прекрасного. В нем мы рекомендуем разместить:

  • доску, рулон обоев или других материалов для рисования, который легко крепится к рейке и снимается;
  • материалы для свободного рисования, лепки (карандаши, фломастеры, бумага, пластилин, доски);
  •  силуэты предметов для аппликации;
  • глиняные игрушки;
  • театральный уголок, в котором представлены различные виды пальчиковых кукол (напёрстки, перстни и т.д.), шапочки к сказочным персонажам. В театральный уголок вносится театр картинок (фланелеграф, «Живая картинка»), настольный театр игрушек, ширма;
  • музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, ксилофоны, металлофоны, треугольник;
  • образная игрушка, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др.), образная игрушка, «играющая» на музыкальном инструменте, неваляшки, музыкальная юла, образная игрушка со звучащей кнопкой;
  • игрушки-забавы.

УГОЛОК РЯЖЕНЬЯ: зеркало, передники, юбочки, косынки, бусы, шляпки, веночки, сумочки, пелеринки, сундук, куклы с комплектом одежды.

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ: индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и пр.

ОБОРУДОВАНИЕ для обеспечения комфортности среды, доступности игрового материала можно использовать в группе полку-змейку, средообразующие ширмы, мебель-игрушки, которыми легко и быстро можно изменить окружающую среду в соответствии с желаниями и настроениями группы детей и отдельного ребенка.

Полка-змейка представляет собой соединенные осями три стеллажа, каждый из которых имеет три полки, позволяющие разместить на них игрушки и другие предметы для игр и занятий детей. Поворачивая стеллажи относительно друг друга, можно создать в группе отдельные уголки для занятий или отдыха детей.

Ширмы унифицированные, соразмерные игровому оборудованию. Они могут быть разной конструкции, изготовленные из разных материалов, с дополнительными деталями. Такие ширмы способствуют созданию мест для спокойных игр детей.

Мебель-игрушка - трёхместная машина, которая, кроме игры, может использоваться как мебель-скамейка.

МИКРОКАБИНЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  • полка «Работаем по программе «Детство» (список литературы, литература, картотека и аннотации к литературе, методические рекомендации по данной группе);
  • картотека подвижных, народных, развивающих игр по всем разделам программы
  • материалы консультаций для родителей;
  • материалы по изодеятельности (карандаши, кисти, подставки для кисточек, тряпочки, баночки для краски и воды, пластилин, доски, поролон для рисования, бумага и др.);
  • материалы по аппликации: фланелеграфы, силуэтные изображения предметов;
  •  дидактические игры по сенсорике: на различение цвета, формы, величины;
  • материалы по математике;
  • материалы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (предметные, сюжетные картинки, «живые картинки», наборы иллюстраций и др.);
  • дидактическая кукла (одежда: шуба, пальто, куртка, кофточки, жакеты);
  • картотека игр по общению;
  • картотека опытов по познавательно-практической деятельности;
  • игровой материал для смены в тематических центрах;
  • паспорт микрокабинета (перечень материалов, находящихся в микрокабинете).

УГОЛОК    ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

  • визитная карточка группы;
  • распорядок дня;
  • характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы;
  • антропометрические данные детей;
  • информационный бюллетень (план работы с детьми и родителями на месяц);
  • рубрика «Что наши дети узнают в этом году»;
  • рубрика «Чем мы сегодня занимались»;
  • ящик идей и предложений;
  • благодарности родителям;
  • консультации для родителей (воспитателей, психолога и др. специалистов);
  • выставки детских работ по изодеятельности (детские, персональные, совместные с родителями);
  • семейные газеты;
  • программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники): рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний, список необходимой одежды для мальчика (девочки) - по сезону;
  • правила внутреннего распорядка для родителей;

настенная игрушка, которая может двигаться, звучать, изменять форму. Она закрепляется на стене в приемной комнате группы, привлекает внимание ребёнка, а возможность действовать с ней позволяет повысить эмоциональный тонус ребёнка и отвлечь его от грустных мыслей.


СРЕДНЯЯ ГРУППА

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Предназначен для активизации познавательного интереса детей к деятельностному познанию ребёнком окружающего мира. Примерный перечень материалов данного центра может быть следующим:

  • игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.;
  • природный материал для экспериментирования: песок, вода, камешки, шишки, каштаны;
  • элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие, для старших почемучек можно использовать специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы;
  • вспомогательное оборудование: воронки, лейки, баночки, пузырьки;
  • демонстрационный и наглядный материал по математике, развитию речи: наборы цифр, геометрических фигур; звуковые часы;
  • для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, механические игрушки-забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, фломастеров, мелков.

ЦЕНТР   ТВОРЧЕСТВА:

  • материалы для свободного рисования, лепки: пластилин, доски, стеки, карандаши, краски, мелки, , тычки, губки, различной фактуры бумага, клей, кисточки, палитры, баночки, доски для рисования и лепки, тряпочки, клеенки и пр.;
  • природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, верёвки, коробки, солома, каштаны, жёлуди и пр.;
  • поделки из природного и бросового материала;
  • материалы, дающие представления о декоративно-прикладном искусстве России: альбомы, русские народные игрушки;
  • детские музыкальные инструменты:, детские щипковые, ударные, шумовые, духовые инструменты фабричного производства, шумовые игрушки-самоделки, открытки, музыкальные шкатулки, микрофоны, образные игрушки, музыкально-дидактические игры и пособия;
  • разнообразные виды театров: ручной театр (бибабо, варежки, наперстки, ладошки, пальчики); игрушки для настольного театра: плоскостные, объемные; стендовые театральные игры и куклы к ним (театр картинок на фланелеграфе, теневой театр, театр, изготовленный из геометрических фигур - конусов, цилиндров, кубов и пр.); ширмы; фланелеграф; элементы костюмов; полумаски.    

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР:

  • комнатные растения: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, бальзамин, огонёк, кливия, колеус, аммарилис. Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения;
  • аквариум с золотыми рыбками, телескопами, рыбками местных прудов (карась, карп);

календарь природы;

- посевы семян гороха, и пр., посадки луковиц;

  • ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень  
  • рисунки детей, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток;
  • наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
  • дидактические игры;
  • элементарное оборудование для ухода за обитателями уголка природы.

ИГРОВОЙ ЦЕНТР.

«Дом» - игровая детская мебель, предметы быта для спальни, кухни (стиральная машина, кухонная плита и пр.), наборы посуды, комплекты постельного белья, шкафы с кукольной одеждой и обувью, куклы;

  • «Магазин» - разнообразный ассортимент товаров (продовольственные: кондитерские изделия, овощи, фрукты, крупы, хлебобулочные изделия), весы, касса, деньги, чеки, полочки для товаров, корзинки;
  • «Больница» - халаты, шапочки, сумка, термометры, фонендоскоп, шприцы, лекарства (таблетки, нарисованные и вырезанные из картона), бинты, рецепты, кушетка);
  • «Парикмахерская» - расчески, игровые ножницы, зеркала, флаконы, коробки из-под косметики, халаты, пелеринки, шампуни;
  •   уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули
  • уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и др.).

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА. Должен располагаться в безопасном месте, где сооружаемые конструкции не могут быть случайно разрушены проходящим мимо ребёнком. Так как большая часть деятельности в строительном центре проводится на полу, - следует постелить мягкий ковёр. Это и уменьшит шум.

Деятельность в уголке конструирования часто переходит в сюжетно-ролевую. По этой причине рекомендуется располагать данный центр неподалеку от игрового.

Примерный перечень материалов

  • крупный и средний строительный материал, который дети используют для игр «Пароход», «Самолет», «Гараж»;
  • модели готовых построек; мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Место хранения строительного материала - легковесные ящики. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении. Поэтому следует строго следить за тем, как дети убирают строительный материал.

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ: индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и др.

УГОЛОК   ПО   ИЗУЧЕНИЮ   ПРАВИЛ   ДОРОЖНОГО   ДВИЖЕНИЯ:

-        элементарные макеты дороги;

  • наборы машинок;
  • макет светофора;
  • знак «Пешеходный переход»;
  • настольно-печатные игры.

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ:

  • мячи, обручи, палки, скакалки, флажки, мешочки с песком, ленточки, кубики;
  • шапочки, медальки для подвижных игр;
  • материалы для закаливания;
  • нестандартное оборудование ,кегли, городки, тренажеры и др.

УГОЛОК КНИГИ. Располагается в удобном месте комнаты с достаточным естественным освещением недалеко от центра творчества. Представлен столом и книжной многоярусной полкой-витриной, необходимо иметь несколько экземпляров ярко иллюстрированных книг для избежания детских конфликтов. Книги периодически меняются. В уголке книги также размещают иллюстрации, открытки по темам выставленных книг.

УГОЛОК КРАЕВЕДЕНИЯ

  • генеалогическое дерево /бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок/;
  • альбомы или фотографии о России;
  • иллюстрированные  альбомы  с  произведениями  русского  фольклора (стихи, сказки);
  • иллюстрированные книги;
  • кукла в русском костюме.

УГОЛОК ДЕЖУРНЫХ:

  • фартуки белые или светлых тонов, щетки-сметки, совки, щетка половая, совок для мусора и др.;
  • карточки учёта дежурства детей по столовой, к занятиям.

УГОЛОК ТРУДА. Может быть размещен в комнате приёма детей. Содержит:

  • фартуки цветные ситцевые (для ухода за помещением и оборудованием), фартуки клеенчатые (для мытья игрушек);
  • уборочный инвентарь: тазы, тряпки, щетки;
  • альбомы с иллюстрациями и фотографиями сельскохозяйственного, промышленного и бытового труда взрослых;
  • уменьшенные предметы для самостоятельного детского труда;
  • игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.
             
    УГОЛОК    ДЛЯ     РОДИТЕЛЕЙ:
  • визитная карточка группы;
  • стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит выдержки из нормативно-правовых документов;
  • распорядок дня;

-        характеристика возрастных психологических  особенностей детей данной группы;

  • информационный бюллетень (план работы с детьми и родителями на месяц);
  • рубрика «Что наши дети узнают в этом году»;
  • рубрика «Чем мы сегодня занимались»;
  • ящик идей и предложений;        
  • благодарности родителям;        
  • консультации для родителей (воспитателей, психолога и других специалистов);
  • выставки детских работ по изодеятсльности (детские, персональные, совместные с родителями);
  • семейные газеты;
  • программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники): рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний, список необходимой одежды для мальчика (девочки) - по сезону;
  • правила внутреннего распорядка для родителей;
  • информация о дополнительных услугах, оказываемых в учреждении.

МИКРОКАБИНЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  • полка «Работаем по программе «Детство» (список литературы, литература, картотека и аннотации к литературе, методические рекомендации по данной группе);
  • материалы по развитию речи (предметные, сюжетные картинки, иллюстрации о труде взрослых, о спорте, о Родине, открытки по произведениям детской художественной литературы, портреты писателей, развивающие игры и др.);
  • материалы по изучению математики (демонстрационный и наглядный материал для ознакомления детей с количеством, величиной, формой, развивающие игры);
  • материалы по разделам программы «Детство»;
  • материалы но изодеятельности;
  • игровой материал для смены в игровых центрах;
  • консультации для родителей;
  • паспорт микрокабинета (перечень материалов, находящихся в микрокабинете);

СТАРШАЯ ГРУППА

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Предназначен для активизации познавательного интереса детей к деятельностному познанию ребёнком окружающего мира. Примерный перечень материалов данного центра может быть следующим:

  • игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.;
  • природный материал для экспериментирования: песок, вода, камешки, шишки, каштаны;
  • элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки
    различного цвета большие и маленькие, для старших почемучек можно использовать специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы;
  • вспомогательное оборудование: воронки, лейки, баночки, пузырьки;
  • демонстрационный и наглядный материал по математике, развитию речи:
    наборы цифр, геометрических фигур; звуковые часы;
  • для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, механические игрушки-забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, фломастеров, мелков.

ЦЕНТР   ТВОРЧЕСТВА:

  • материалы для свободного рисования, лепки: пластилин, доски, стеки, карандаши, краски, мелки, пульверизаторы, тычки, губки, различной фактуры бумага, клей, кисточки, палитры, баночки, доски для рисования и лепки, тряпочки, клеенки и пр.;
  • природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, верёвки, коробки, солома, каштаны, жёлуди и пр.;
  • поделки из природного и бросового материала;
  • материалы, дающие представления о декоративно-прикладном искусстве России: альбомы, русские народные игрушки;
  • детские музыкальные инструменты: детские щипковые, ударные, шумовые, духовые инструменты фабричного производства, шумовые игрушки-самоделки, открытки, музыкальные шкатулки, микрофоны, образные игрушки, музыкально-дидактические игры и пособия;
  • разнообразные виды театров: ручной театр (бибабо, варежки, наперстки, ладошки, пальчики); игрушки для настольного театра: плоскостные, объемные; стендовые театральные игры и куклы к ним (театр картинок на фланелеграфе, теневой театр, театр, изготовленный из геометрических фигур - конусов, цилиндров, кубов и пр.); ширмы; фланелеграф; элементы костюмов; полумаски.  
  •   ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР:
  • комнатные растения: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, бальзамин, огонёк, кливия, колеус, аммарилис, герань крупноцветковую, фиалку узумбарскую, плющ восковой, клеродендрум. Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения;
  • аквариум с золотыми рыбками, телескопами, рыбками местных прудов (карась, карп);

календарь природы; - посевы семян гороха, кабачков и пр., посадки луковиц;

  • ветки деревьев (конец февраля): липа, осина, клен
  • рисунки детей, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток;
  • наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
  • дидактические игры;
  • элементарное оборудование для ухода за обитателями уголка природы.

ИГРОВОЙ ЦЕНТР.

«Дом» - игровая детская мебель, предметы быта для спальни, кухни (стиральная машина, кухонная плита и пр.), наборы посуды, комплекты постельного белья, шкафы с кукольной одеждой и обувью, куклы;

  • «Магазин» - разнообразный ассортимент товаров (продовольственные: кондитерские изделия, овощи, фрукты, крупы, хлебобулочные изделия), весы, касса, деньги, чеки, полочки для товаров, корзинки;
  • «Больница» - халаты, шапочки, сумка, термометры, фонендоскоп, шприцы, лекарства (таблетки, нарисованные и вырезанные из картона), бинты, рецепты, кушетка);
  • «Парикмахерская» - расчески, игровые ножницы, зеркала, флаконы, коробки из-под косметики, халаты, пелеринки, шампуни;
  • «Пароход» - бескозырки, штурвал, пароход (из конструкторов или готовый), бинокль, спасательный круг, якорь, матросские воротники;
  • игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке;
  •   уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фотографии, рисунки;
  • уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и др.).

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА. Должен располагаться в безопасном месте, где сооружаемые конструкции не могут быть случайно разрушены проходящим мимо ребёнком. Так как большая часть деятельности в строительном центре проводится на полу, - следует постелить мягкий ковёр. Это и уменьшит шум.

Деятельность в уголке конструирования часто переходит в сюжетно-ролевую. По этой причине рекомендуется располагать данный центр неподалеку от игрового.

Примерный перечень материалов

  • крупный и средний строительный материал, который дети используют для  игр «Пароход», «Самолет», «Гараж»;
  • модели готовых построек; мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Место хранения строительного материала - легковесные ящики. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении. Поэтому следует строго следить за тем, как дети убирают строительный материал.

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ: индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и др.

УГОЛОК   ПО   ИЗУЧЕНИЮ   ПРАВИЛ   ДОРОЖНОГО   ДВИЖЕНИЯ:

-        элементарные макеты дороги;

  • наборы машинок;
  • макет светофора;
  • знак «Пешеходный переход»;
  • настольно-печатные игры.

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ:

  • мячи, обручи, палки, скакалки, флажки, мешочки с песком, ленточки, кубики;
  • шапочки, медальки для подвижных игр;
  • материалы для закаливания;
  • нестандартное оборудование, кегли, городки, тренажеры и др.

УГОЛОК КНИГИ. Располагается в удобном месте комнаты с достаточным естественным освещением недалеко от центра творчества. Представлен столом и книжной многоярусной полкой-витриной. Книги периодически меняются. В уголке книги также размещают иллюстрации, открытки по темам выставленных книг. Начиная с пятого года жизни, детей знакомят с портретами авторов, которые после беседы выставляются в книжном уголке.

УГОЛОК КРАЕВЕДЕНИЯ

  • альбомы "Моя Россия", "Мой город";
  • генеалогическое дерево (ребенок, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя);
  • иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, русских авторов, русские игрушки, настольно-печатные игры "Мой город";"Моя улица";
  • образцы русской посуды, одежды;
  • декоративно-прикладное искусство России;
  • выставка детских работ.

УГОЛОК ДЕЖУРНЫХ:

  • фартуки белые или светлых тонов, щетки-сметки, совки, щетка половая, совок для мусора и др.;
  • карточки учёта дежурства детей по столовой, к занятиям.

УГОЛОК ТРУДА. Может быть размещен в комнате приёма детей. Содержит:

  • фартуки цветные ситцевые (для ухода за помещением и оборудованием), фартуки клеенчатые (для мытья игрушек);
  • уборочный инвентарь: тазы, тряпки, щетки;
  • альбомы с иллюстрациями и фотографиями сельскохозяйственного, промышленного и бытового труда взрослых;
  • уменьшенные предметы для самостоятельного детского труда;
  • игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.
              УГОЛОК    ДЛЯ     РОДИТЕЛЕЙ:
  • визитная карточка группы;
  • стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит выдержки из
    нормативно-правовых документов;
  • распорядок дня;

-        характеристика возрастных психологических  особенностей детей данной
группы;

  • информационный бюллетень (план работы с детьми и родителями на месяц);
  • рубрики «Что наши дети узнают в этом году»; «Чем мы сегодня занимались»;
  • ящик идей и предложений;        
  • благодарности родителям, консультации для родителей (воспитателей, психолога и других специалистов);
  • выставки детских работ по изодеятсльности (детские, персональные, совместные с родителями);
  • семейные газеты;
  • программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники): рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний, список необходимой одежды для мальчика (девочки) - по сезону;
  • правила внутреннего распорядка для родителей;
  • информация о дополнительных услугах, оказываемых в учреждении.

МИКРОКАБИНЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  • полка «Работаем по программе «Детство» (список литературы, литература, картотека и аннотации к литературе, методические рекомендации по данной группе);
  • материалы по развитию речи (предметные, сюжетные картинки, иллюстрации о труде взрослых, о спорте, о Родине, открытки по произведениям детской художественной литературы, портреты писателей, развивающие игры и др.);
  • материалы по изучению математики (демонстрационный и наглядный материал для ознакомления детей с количеством, величиной, формой, развивающие игры);
  • материалы по разделам программы «Детство»;
  • материалы но изодеятельности;
  • игровой материал для смены в игровых центрах;
  • консультации для родителей;
  • паспорт микрокабинета (перечень материалов, находящихся в микрокабинете);

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ЦЕНТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ стимулирует и поддерживает желание детей к самостоятельному приобретению знаний. В нем мы рекомендуем разместить:

  • игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольно-печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал с набором схем;
  • материалы, развивающие коммуникативные способности детей: детские книги, журналы, рассказы в картинках; материалы для ремонта книг;
  • демонстрационный и наглядный материал по математике, грамоте, развитию речи: наборы цифр, букв, геометрических фигур; занимательные книги по математике, грамматике; тетради с заданиями для самостоятельной работы; звуковые линейки, числовые лесенки и пр.;
  • материалы для детского экспериментирования: опилки, опавшие листья, камни, пробки, губки, песочные наборы; емкости с веществами, имеющими различный запах, разный звук при встряхивании; игрушки с различными механизмами; уменьшенные реальные предметы (сито, щетки, гаечные ключи и др.);измерительные и исследовательские приборы (весы с гирями, увеличительное
    стекло, магнит, мерки: линейки, сантиметр), емкости, часы (стрелочные, песочные, электронные);
  • материалы для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, механические игрушки-забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, фломастеров, мелков.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА:

  • материалы для свободного рисования, лепки: пластилин, доски, стеки, карандаши, краски, мелки, бумага, клей, доска для рисования;
  • природный и бросовый материал для изготовления поделок; поделки из природного и бросового материала;
  •  материалы, дающие представление о декоративно-прикладном искусстве России: альбомы, русские народные игрушки (из соломки, керамики, льна, дерева, лозы);
  •   игрушки, которые могут дать детям представление об особенностях строения, формы, пропорций между частями изображаемого предмета по разнообразной тематике (животные, человек, транспорт и т.п.);
  • репродукции, эстампы русских художников;
  • наличие детских музыкальных инструментов: губная гармошка, копии музыкальных инструментов (кларнет, рояль, пианино, бубен, гармонь, аккордеон, саксофон, флейта, арфа) и музыкальных игрушек (музыкальные книжки, открытки, музыкальные шкатулки, микрофоны, игрушка-магнитофон, образные игрушки, состоящие из семи персонажей, озвученных разными по высоте звуками); игрушек со звучащей кнопкой; музыкально-дидактических игр и пособий;
  • разнообразные виды театров: ручной театр (бибабо, варежки, перстни, наперстки, ладошки, пальчики); маски, игрушки для настольного театра: плоскостные, объемные; куклы-марионетки; стендовые театральные игры и куклы (к ним  театр картинок на фланелеграфе, театр теней;  различные театры-самоделки из демпингового материала); ширмы; фланелеграф; костюмы; маски;
    афиши, гримерная; костюмерная; подиум; сцена;
  • неозвученный материал (музыкальная лесенка, «звуковые» книжки и картинки, изображения музыкальных инструментов и др.);
  • атрибуты к театрализации (декорации, султанчики и т.п.).
             
    УГОЛОК КНИГИ.

В подготовительной к школе группе значительно возрастает число книг. Их располагают по определённым темам: «Наша Родина», «Мир сказки», «Произведения К.И. Чуковского» и т.д. Помимо книг в уголке размещаются иллюстрации, открытки, фотографии в нескольких экземплярах по темам, портреты авторов представленных произведений.

Содержание материалов меняется в соответствии со сменой знаменательных дат, праздников, времён года, тем недели и т.п.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР:

  • комнатные растения разных природных зон (из пустыни, тропиков, субтропиков), с разными типами стеблей (вьющимися, лазящими и др.; древовидными, утолщенными, ребристыми), с разнообразными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности), с различным расположением листьев (очередным, супротивным: парные, мутовчатые), разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща), с выраженным периодом покоя (цикломен, глоксиния, амариллис);
  • аквариумы с тепловодными и холодноводными рыбами, водными насекомыми;
  • садки для насекомых;
  •  предметы по уходу за комнатными растениями (противень для установки растений, лейки, тряпочки, пульверизаторы, палочки для рыхления, мягкие кисточки для очистки листьев от пыли, клеенчатые передники и др.)
  •   предметы ухода за рыбами, птицами и др. (сифон для доливания и отливания воды, сачки, кормушки, щетка для чистки аквариума, кормушки, поилки и др.);
  •   календарь природы;
  •   зимний огород;
  •  «игровые» и экспериментальные посадки;
  •   схемы наблюдения за ростом растений;
  •   ветки деревьев, букеты и экспозиции цветов;
  •   рисунки детей, в которых отражены наблюдения за ходом распускания веток;
  •   наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры, календари настенные, и перекидные).
  •  экологические башенки, часы;
  • модели экосистем (поля, луга, леса, моря, пустыни и др.).

ИГРОВОЙ   ЦЕНТР:

  • сюжетно-ролевые игры:

«Школа» - детская игрушечная мебель, парты, доска, мелки, тетради, азбука букв, цифр, пенал с письменными принадлежностями, ранец, звонок, указка, журнал посещаемости, дневник.

«Ателье» - вырезанные из картона большие и маленькие куклы, цветные ленты разной ширины и длины, ножницы, наперстки, цветные мелки, карандаши, машинки, выставка образцов тканей, журналы мод, образцы швов, пуговицы, нашитые на картон, вешалки с кукольной одеждой, выкройки, утюги, нитки, примерочная кабина.

«Почта» - конверты, открытки, марки, посылки, почтовый ящик, газеты, журналы, книжки, береты с эмблемами, сумки для почтальонов, секционные сетки с ячейками для раскладывания корреспонденции по адресам, телефон, телеграфные бланки, бандероли, посылки, почтовые переводы, штемпель, машина.

«Магазин» - разнообразный ассортимент товаров (промышленные товары: образцы готовой одежды, предметов быта и продовольственные: кондитерские изделия, овощи, фрукты, выпечка, крупы, весы), касса, деньги, чеки, ценники, витрина, полочки для товаров, корзинки, халаты.

«Поликлиника» - халаты, шапочки, сумка, термометры, фонендоскоп, шприцы, емкости, пинцеты, мензурки, лекарства, горчичники (прямоугольные кусочки клеенки), бинты, зубные пасты, регистрационный журнал, рецепты, талоны, бланки на анализы, кушетка, добавляется оборудование для отоларинголога, офтальмолога, схемы соподчинения ролей.

«Аптека» - халат, касса, лекарства, рецепты, баночки, весы для изготовления лекарств. «Парикмахерская» - расчески, ножницы, бигуди, щипцы, зеркала, флаконы, коробки из-под косметики, тюбики из под номады, кремов, халаты, пелеринки, модели причесок (журнал), касса, шампуни, пластмассовые принадлежности для маникюрного кабинета, салфетки, мужской, женский зал.

«Семья» - куклы разных размеров (голыши, девочки, мальчики), наборы для кухни, спальни, столовой, комплекты одежды, обуви, постельные принадлежности, наборы посуды, стиральная машина, утюг, доска для глажки белья, коляски для кукол, пылесос, схемы приготовления пищи.

«Библиотека» - книги, альбомы, абонементы, стеллажи, клей, кисти для ремонта книг.

«Моряки» - бескозырки, штурвал, пароход (из конструкторов или готовый), рупор, подзорная труба, спасательный круг, морские флажки, якорь, матросские воротники, бинокли.

«Космонавты» - ракета, пульт управления, рация, карта, скафандр.

«Завод» - грузовые машины, подъемный кран, защитные очки, каски, защитные рукавицы, пропуска, трубы завода (из бумаги), альбомы с фотографиями, схемы изготовления предмета.

«Ферма» - игрушечные животные, деревянные или картонные заборчики для устройства загона, «пастбище», стойки для коров, емкости для молока, куклы в профессиональной одежде, халаты, косынки, доильные аппараты, ведра, сельскохозяйственная техника.

«Кафе» («Столовая») - столы, стулья, посуда, стойка бара, касса, холодильные установки, плиты, тазы, подносы, раковина, макеты блюд и пр.

  • предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал, демпинговый материал (веревки разнообразной длины, крупные куски бумаги, ткани ит.д.);
  • игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке;
  • уголок развития конструкторских способностей крупный  строительный материал, модули, схемы, открытки, фотографии, рисунки построек;
  • уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и др.).

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА.

Примерный перечень материалов:

  • конструктор большой и малый из разного материала;
  • модели готовых построек;
  • фотографии зданий, предметов обихода и пр.;
  • чертежи построек,
  • готовые постройки детей (сохраняются на протяжении дня);
  • фабричный игровой материал (для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и пр.

ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ. Его назначение: изучение детьми родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Его содержание динамично и зависит от темы недели:

  • альбомы «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, медицина,промышленность), «Наша область», «Россия» (города, костюмы, национальная кухня);
  • предметы искусства;
  • предметы одежды и быта; традиции, обычаи, фольклор, геральдика России;
  • макеты города, план детского сада и пр.;
  • аудио и видеокассеты «Мой город», «Флора и фауна России»,
  • куклы в национальных костюмах;
  • макет русской избы;
  • карты России, родного города;
  • портреты знаменитых людей и т.д.

           УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ: индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и др.

УГОЛОК   ПО   ИЗУЧЕНИЮ   ПРАВИЛ   ДОРОЖНОГО   ДВИЖЕНИЯ:

  • макеты дороги;
  • макет светофора;
  • жезл, наборы машинок, дорожных знаков;
  • настольно-печатные игры и пр.

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ:

  • мячи, обручи, палки, скакалки, флажки, мешочки с песком, ленточки, кубики др.;
  • шапочки, медальки для подвижных игр;
  • материалы для закаливания;
  • нестандартное оборудование
  • кегли, городки, тренажеры и др.

УГОЛОК ТРУДА:

  • фартуки цветные ситцевые (по уходу за помещением и оборудованием), клеенчатые (для мытья игрушек, работы в уголке природы);
  • уборочный инвентарь: тазы, тряпки, щетки;
  • инвентарь для работы в уголке природы;
  • альбомы с иллюстрациями и фотографиями сельскохозяйственного, промышленного и бытового труда взрослых;
  • альбом «Наши дела» (составляется совместно с детьми на протяжении года);
  • уменьшенные предметы для самостоятельного детского труда;
  • игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.

УГОЛОК    ДЕЖУРНЫХ:

  • фартуки белые, щетки-сметки, совки, щетка половая, совок для мусора и др.;
  • карточки учёта дежурства детей по столовой, к занятиям, в уголке природы.

           УГОЛОК МАСТЕРА (МАСТЕРСКАЯ). Предназначен для свободного экспериментирования детей. Он может содержать коробки с самодельными костюмами, элементарные инструменты, различные материалы: лоскуты, пуговицы, бисер, бусинки, различные виды бумаги разных размеров и цветов, ножницы, нитки, клей, краски, проволока и пр.

Следует строго соблюдать правила безопасного поведения детей в данном уголке!

  •           УГОЛОК    ДЛЯ     РОДИТЕЛЕЙ:
  • визитная карточка группы;
  • стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит выдержки из
    нормативно-правовых документов;
  • распорядок дня;

-        характеристика возрастных психологических  особенностей детей данной
группы;

  • информационный бюллетень (план работы с детьми и родителями на месяц);
  • рубрика «Что наши дети узнают в этом году»;
  • рубрика «Чем мы сегодня занимались»;
  • ящик идей и предложений;        
  • благодарности родителям;        
  • консультации для родителей (воспитателей, психолога и других специалистов);
  • выставки детских работ по изодеятсльности (детские, персональные, совместные с родителями);
  • семейные газеты;
  • программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники): рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний, список необходимой одежды для мальчика (девочки) - по сезону;
  • правила внутреннего распорядка для родителей;
  • информация о дополнительных услугах, оказываемых в учреждении.

МИКРОКАБИНЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  • полка «Работаем по программе «Детство» (список литературы, литература, картотека и аннотации к литературе, методические рекомендации по данной группе);
  • материалы по развитию речи (предметные, сюжетные картинки, иллюстрации о труде взрослых, о спорте, о Родине, открытки по произведениям детской художественной литературы, портреты писателей, развивающие игры и др.);
  • материалы по изучению математики (демонстрационный и наглядный материал для ознакомления детей с количеством, величиной, формой, развивающие игры);
  • материалы по разделам программы «Детство»;
  • материалы но изодеятельности;
  • игровой материал для смены в игровых центрах;
  • консультации для родителей;

  • паспорт микрокабинета (перечень материалов, находящихся в микрокабинете);


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ЦЕНТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ стимулирует и поддерживает желание детей к самостоятельному приобретению знаний. В нем мы рекомендуем разместить:

  • игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольно-печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал с набором схем;
  • материалы, развивающие коммуникативные способности детей: детские книги, журналы, рассказы в картинках; материалы для ремонта книг;
  • демонстрационный и наглядный материал по математике, грамоте, развитию речи: наборы цифр, букв, геометрических фигур; занимательные книги по математике, грамматике; тетради с заданиями для самостоятельной работы; звуковые линейки, числовые лесенки и пр.;
  • материалы для детского экспериментирования: опилки, опавшие листья, камни, пробки, губки, песочные наборы; емкости с веществами, имеющими различный запах, разный звук при встряхивании; игрушки с различными механизмами; уменьшенные реальные предметы (сито, щетки, гаечные ключи и др.);измерительные и исследовательские приборы (весы с гирями, увеличительное
    стекло, магнит, мерки: линейки, сантиметр), емкости, часы (стрелочные, песочные, электронные);
  • материалы для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, механические игрушки-забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, фломастеров, мелков.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА:

  • материалы для свободного рисования, лепки: пластилин, доски, стеки, карандаши, краски, мелки, бумага, клей, доска для рисования;
  • природный и бросовый материал для изготовления поделок; поделки из природного и бросового материала;
  •  материалы, дающие представление о декоративно-прикладном искусстве России: альбомы, русские народные игрушки (из соломки, керамики, льна, дерева, лозы);
  •   игрушки, которые могут дать детям представление об особенностях строения, формы, пропорций между частями изображаемого предмета по разнообразной тематике (животные, человек, транспорт и т.п.);
  • репродукции, эстампы русских художников;
  • наличие детских музыкальных инструментов: губная гармошка, копии музыкальных инструментов (кларнет, рояль, пианино, бубен, гармонь, аккордеон, саксофон, флейта, арфа) и музыкальных игрушек (музыкальные книжки, открытки, музыкальные шкатулки,микрофоны, игрушка-магнитофон, образные игрушки, состоящие из семи персонажей, озвученных разными по высоте звуками); игрушек со звучащей кнопкой; музыкально-дидактических игр и пособий;
  • разнообразные виды театров: ручной театр (бибабо, варежки, перстни, наперстки, ладошки, пальчики); маски, игрушки для настольного театра: плоскостные, объемные; куклы-марионетки; стендовые театральные игры и куклы (к ним  театр картинок на фланелеграфе, театр теней;  различные театры-самоделки из демпингового материала); ширмы; фланелеграф; костюмы; маски;
    афиши, гримерная; костюмерная; подиум; сцена;
  • неозвученный материал (музыкальная лесенка, «звуковые» книжки и картинки, изображения музыкальных инструментов и др.);
  • атрибуты к театрализации (декорации, султанчики и т.п.).
             
    УГОЛОК КНИГИ.

В подготовительной к школе группе значительно возрастает число книг. Их располагают по определённым темам: «Наша Родина», «Мир сказки», «Произведения К.И. Чуковского» и т.д. Помимо книг в уголке размещаются иллюстрации, открытки, фотографии в нескольких экземплярах по темам, портреты авторов представленных произведений.

Содержание материалов меняется в соответствии со сменой знаменательных дат, праздников, времён года, тем недели и т.п.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР:

  • комнатные растения разных природных зон (из пустыни, тропиков, субтропиков), с разными типами стеблей (вьющимися, лазящими и др.; древовидными, утолщенными, ребристыми), с разнообразными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности), с различным расположением листьев (очередным, супротивным: парные, мутовчатые), разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща), с выраженным периодом покоя (цикломен, глоксиния, амариллис);
  • аквариумы с тепловодными и холодноводными рыбами, водными насекомыми;
  • садки для насекомых;
  •  предметы по уходу за комнатными растениями (противень для установки растений, лейки, тряпочки, пульверизаторы, палочки для рыхления, мягкие кисточки для очистки листьев от пыли, клеенчатые передники и др.)
  •   предметы ухода за рыбами, птицами и др. (сифон для доливания и отливания воды, сачки, кормушки, щетка для чистки аквариума, кормушки, поилки и др.);
  •   календарь природы;
  •   зимний огород;
  •  «игровые» и экспериментальные посадки;
  •   схемы наблюдения за ростом растений;
  •   ветки деревьев, букеты и экспозиции цветов;
  •   рисунки детей, в которых отражены наблюдения за ходом распускания веток;
  •   наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры, календари настенные, и перекидные).
  •  экологические башенки, часы;
  • модели экосистем (поля, луга, леса, моря, пустыни и др.).

ИГРОВОЙ   ЦЕНТР:

  • сюжетно-ролевые игры:

«Школа» - детская игрушечная мебель, парты, доска, мелки, тетради, азбука букв, цифр, пенал с письменными принадлежностями, ранец, звонок, указка, журнал посещаемости, дневник.

«Ателье» - вырезанные из картона большие и маленькие куклы, цветные ленты разной ширины и длины, ножницы, наперстки, цветные мелки, карандаши, машинки, выставка образцов тканей, журналы мод, образцы швов, пуговицы, нашитые на картон, вешалки с кукольной одеждой, выкройки, утюги, нитки, примерочная кабина.

«Почта» - конверты, открытки, марки, посылки, почтовый ящик, газеты, журналы, книжки, береты с эмблемами, сумки для почтальонов, секционные сетки с ячейками для раскладывания корреспонденции по адресам, телефон, телеграфные бланки, бандероли, посылки, почтовые переводы, штемпель, машина.

«Магазин» - разнообразный ассортимент товаров (промышленные товары: образцы готовой одежды, предметов быта и продовольственные: кондитерские изделия, овощи, фрукты, выпечка, крупы, весы), касса, деньги, чеки, ценники, витрина, полочки для товаров, корзинки, халаты.

«Поликлиника» - халаты, шапочки, сумка, термометры, фонендоскоп, шприцы, емкости, пинцеты, мензурки, лекарства, горчичники (прямоугольные кусочки клеенки), бинты, зубные пасты, регистрационный журнал, рецепты, талоны, бланки на анализы, кушетка, добавляется оборудование для отоларинголога, офтальмолога, схемы соподчинения ролей.

«Аптека» - халат, касса, лекарства, рецепты, баночки, весы для изготовления лекарств. «Парикмахерская» - расчески, ножницы, бигуди, щипцы, зеркала, флаконы, коробки из-под косметики, тюбики из под номады, кремов, халаты, пелеринки, модели причесок (журнал), касса, шампуни, пластмассовые принадлежности для маникюрного кабинета, салфетки, мужской, женский зал.

«Семья» - куклы разных размеров (голыши, девочки, мальчики), наборы для кухни, спальни, столовой, комплекты одежды, обуви, постельные принадлежности, наборы посуды, стиральная машина, утюг, доска для глажки белья, коляски для кукол, пылесос, схемы приготовления пищи.

«Библиотека» - книги, альбомы, абонементы, стеллажи, клей, кисти для ремонта книг.

«Моряки» - бескозырки, штурвал, пароход (из конструкторов или готовый), рупор, подзорная труба, спасательный круг, морские флажки, якорь, матросские воротники, бинокли.

«Космонавты» - ракета, пульт управления, рация, карта, скафандр.

«Завод» - грузовые машины, подъемный кран, защитные очки, каски, защитные рукавицы, пропуска, трубы завода (из бумаги), альбомы с фотографиями, схемы изготовления предмета.

«Ферма» - игрушечные животные, деревянные или картонные заборчики для устройства загона, «пастбище», стойки для коров, емкости для молока, куклы в профессиональной одежде, халаты, косынки, доильные аппараты, ведра, сельскохозяйственная техника.

«Кафе» («Столовая») - столы, стулья, посуда, стойка бара, касса, холодильные установки, плиты, тазы, подносы, раковина, макеты блюд и пр.

  • предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал, демпинговый материал (веревки разнообразной длины, крупные куски бумаги, ткани ит.д.);
  • игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке;
  • уголок развития конструкторских способностей крупный  строительный материал, модули, схемы, открытки, фотографии, рисунки построек;
  • уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и др.).

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА.

Примерный перечень материалов:

  • конструктор большой и малый из разного материала;
  • модели готовых построек;
  • фотографии зданий, предметов обихода и пр.;
  • чертежи построек,
  • готовые постройки детей (сохраняются на протяжении дня);
  • фабричный игровой материал (для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и пр.

ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ. Его назначение: изучение детьми родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Его содержание динамично и зависит от темы недели:

  • альбомы «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, медицина,промышленность), «Наша область», «Россия» (города, костюмы, национальная кухня);
  • предметы искусства;
  • предметы одежды и быта; традиции, обычаи, фольклор, геральдика России;
  • макеты города, план детского сада и пр.;
  • аудио и видеокассеты «Мой город», «Флора и фауна России»,
  • куклы в национальных костюмах;
  • макет русской избы;
  • карты России, родного города;
  • портреты знаменитых людей и т.д.

           УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ: индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и др.

УГОЛОК   ПО   ИЗУЧЕНИЮ   ПРАВИЛ   ДОРОЖНОГО   ДВИЖЕНИЯ:

  • макеты дороги;
  • макет светофора;
  • жезл, наборы машинок, дорожных знаков;
  • настольно-печатные игры и пр.

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ:

  • мячи, обручи, палки, скакалки, флажки, мешочки с песком, ленточки, кубики др.;
  • шапочки, медальки для подвижных игр;
  • материалы для закаливания;
  • нестандартное оборудование
  • кегли, городки, тренажеры и др.

УГОЛОК ТРУДА:

  • фартуки цветные ситцевые (по уходу за помещением и оборудованием), клеенчатые (для мытья игрушек, работы в уголке природы);
  • уборочный инвентарь: тазы, тряпки, щетки;
  • инвентарь для работы в уголке природы;
  • альбомы с иллюстрациями и фотографиями сельскохозяйственного, промышленного и бытового труда взрослых;
  • альбом «Наши дела» (составляется совместно с детьми на протяжении года);
  • уменьшенные предметы для самостоятельного детского труда;
  • игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.

УГОЛОК    ДЕЖУРНЫХ:

  • фартуки белые, щетки-сметки, совки, щетка половая, совок для мусора и др.;
  • карточки учёта дежурства детей по столовой, к занятиям, в уголке природы.

           УГОЛОК МАСТЕРА (МАСТЕРСКАЯ). Предназначен для свободного экспериментирования детей. Он может содержать коробки с самодельными костюмами, элементарные инструменты, различные материалы: лоскуты, пуговицы, бисер, бусинки, различные виды бумаги разных размеров и цветов, ножницы, нитки, клей, краски, проволока и пр.

Следует строго соблюдать правила безопасного поведения детей в данном уголке!

  •           УГОЛОК    ДЛЯ     РОДИТЕЛЕЙ:
  • визитная карточка группы;
  • стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит выдержки из
    нормативно-правовых документов;
  • распорядок дня;

-        характеристика возрастных психологических  особенностей детей данной
группы;

  • информационный бюллетень (план работы с детьми и родителями на месяц);
  • рубрика «Что наши дети узнают в этом году»;
  • рубрика «Чем мы сегодня занимались»;
  • ящик идей и предложений;        
  • благодарности родителям;        
  • консультации для родителей (воспитателей, психолога и других специалистов);
  • выставки детских работ по изодеятсльности (детские, персональные, совместные с родителями);
  • семейные газеты;
  • программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники): рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний, список необходимой одежды для мальчика (девочки) - по сезону;
  • правила внутреннего распорядка для родителей;
  • информация о дополнительных услугах, оказываемых в учреждении.

МИКРОКАБИНЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  • полка «Работаем по программе «Детство» (список литературы, литература, картотека и аннотации к литературе, методические рекомендации по данной группе);
  • материалы по развитию речи (предметные, сюжетные картинки, иллюстрации о труде взрослых, о спорте, о Родине, открытки по произведениям детской художественной литературы, портреты писателей, развивающие игры и др.);
  • материалы по изучению математики (демонстрационный и наглядный материал для ознакомления детей с количеством, величиной, формой, развивающие игры);
  • материалы по разделам программы «Детство»;
  • материалы но изодеятельности;
  • игровой материал для смены в игровых центрах;
  • консультации для родителей;

  • паспорт микрокабинета (перечень материалов, находящихся в микрокабинете);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах для ознакомления дошкольников с правилами безопасности дорожного движения.

Данный материал будет полезен для воспитателей  в практическом использовании в работе с детьми дошкольного возраста....

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Предметно-развивающая среда в разных возрастных группах.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр...

«Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах по ФГОС»

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных о...