Программа "Игры с водой"
рабочая программа на тему

Кляпка Оксана Владимировна

Программа "Игры с водой" разрабатывается педагогами ГБОУ детский сад №994 с 2013г.  Прежде всего эта программа расчитана на детей с ОВЗ, но также ее можно применять и в работе с  детьми без особенностей.  Для каждой категории детей нужно ставить определенные задачи. Хочется сказать, что данная программа проходит апробацию  и постоянно пополняется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-_eksperimenty_s_vodoy.docx24.77 КБ
PDF icon igry_eksperim_s_vodoy.pdf1.75 МБ
Файл igry_s_vodoy.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: воспитатель Дидык О.В.

Игры - эксперименты с водой

"Взбивание пены"

Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Возрастная группа: старшая     

Необходимый инвентарь: Таз с теплой водой, пена для купания или детское жидкое мыло, желательно без запаха, чтобы не было аллергии, венчик.

Описание: Воспитатель вносит в группу небольшой таз с теплой водой (туда заранее добавляется немного жидкого мыла).

Предлагает детям воду потрогать, затем венчиком начинает взбивать воду и постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.

Воспитатель предлагает детям потрогать пену. 

«Капли»

Цель: Дать представление о свойстве воды: вода капает, льется.

Возрастная группа: средняя

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, чашка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

Описание: С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.

Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т. д

«Выжми мочалку»

Цель: Дать представления о свойствах воды

Возрастная группа: средняя

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Описание:

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

 

«Какие предметы могут плавать»

Цель: Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Возрастная группа: старшая

Необходимый инвентарь: Большой таз с водой. Пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы. Сачки по количеству детей, подносы.

Описание: Перед детьми разложены все предметы. Им необходимо узнать, все ли предметы могут плавать? Попробуйте отгадать, какие из них не утонут. Давайте проверим. Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают? Помочь детям  сравнить плавучесть шариков, изготовленных из разных материалов, маленьких и больших камешков.

Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет.

« Тонет, не тонет»

Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Необходимый инвентарь:  большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло.

Возрастная группа: средняя

Описание: Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду. Воспитатель: Что произошло с шариком? Дети: Он утонул. Воспитатель: попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе. Воспитатель берет следующий предмет (деревянный кубик) опускает в воду. Воспитатель: Что произошло? Предмет утонул или нет? Дети: Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет. Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие нет.

«Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Возрастная группа: старшая

Необходимый инвентарь: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Описание: Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то взрослый предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

«Что растворяется в воде?»

Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Возрастная группа: старшая

Необходимый инвентарь: Мука, сахар, песок, пищевая краска, стир. порошок,  ложки, подносы, стаканы с чистой водой.

Описание: Перед  детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают его свойства. Воспитатель добавляет к воде речной песок, перемешивает. (Что произойдет). Добавляет краску, перемешивает. (Что произойдет). Дети добавляют в воду муку, перемешивают. (Что произойдет). Добавляется стиральный порошок, перемешивается. (Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного?) Окуните палец в смесь и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной). (Какие вещества растворились, а какие нет в воде?).

«Звенящая вода»

Цель: Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Возрастная группа: Старшая

Необходимый инвентарь: Поднос на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшички, палочки – «удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Описание:

Перед детьми стоят два бокала наполненные водой.  (Как заставить бокалы звучать?) Проверяются все варианты детей. (Постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети.) Как сделать звук звонче?

Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. (Одинаковые ли звуки мы слышим?) Затем воспитатель отливает и добавляет воду в бокалы. (Что влияет на звон?) На звон влияет количество воды и звуки получаются разные.

«Прозрачная вода»

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Возрастная группа: средняя

Необходимый инвентарь: Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание:

На столе две непрозрачные банки, закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в банках, не открывая их. Одинаковые ли они по весу? Какая легче? Почему? Открываем банки: одна пустая-поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Детям предлагается заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.)Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови». (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

.Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

«Голосок водички»

Цель: сформировать слуховое восприятие звука воды.

Возрастная группа: младшая

Необходимый инвентарь: Тазик с водой, листы бумаги

Описание:

Одному из детей завязывают глаза, и поворачиваю его спиной к остальным. Ему необходимо сказать слово «Вода», когда услышит ее голосок. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа по сигналу воспитателя плещет руками в тазике с водой, а вторая – шелестит бумагой.

«Три сестрички»

Цель: сформировать зрительное восприятие трех состояний воды (парообразное, жидкое, твердое).

Возрастная группа: подготовительная

Необходимый инвентарь: Стакан, тарелка, поднос с кубиками льда, чайник с горячей водой

Описание: Ребята, смотрите на этой полянке три сестрички-водички. Первая «жидкая», ее можно перелить в любой сосуд и она примет его форму (воспитатель переливает воду в стакан, в тарелку и в стакан с дырками на дне). Вторая сестричка «твердая» (воспитатель обращает внимание детей на поднос с кубиками льда), возьмите ее в руки, постучите ей, сожмите в кулак. Третья сестричка-водичка «пар» (перед детьми ставит чайник с кипящей водой, так чтобы было видно как идет пар), она волшебная, когда закипает, то превращается в пар и становится невидимой.

Воспитатель: как звали сестричек?

Дети: жидкая, твердая, пар.

Воспитатель: молодцы, ребята.

«Теплое-холодное»

Цель: сформировать тактильное восприятие теплого и холодного состояния воды.

Возрастная группа: младшая

Описание:

На столе ставятся два тазика с теплой и холодной водой, накрытых тканью. Воспитатель предлагает детям просунуть руку под ткань в тазик с теплой водой.

Воспитатель: что там? Дети водичка.

Воспитатель: какая она? Дети: теплая.

Далее воспитатель предлагает просунуть руку под ткань в тазик с холодной водой. Воспитатель: а что же тут? Дети: тоже водичка.

Воспитатель: а здесь она какая? Дети: холодная.

Ткань во время игры–эксперимента не снимается с тазиков, для того чтобы активизировать тактильное восприятие.

«Полянка красок»

Цель: сформировать зрительное восприятие желтого и красного цвета.

Возрастная группа: младшая

Необходимый инвентарь: стакан с водой, краска желтого и красного цвета

Описание: На столе по количеству детей стоят стаканы с чистой водой, кисточки и краски желтого и красного цвета.

Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, в стаканчики. Что там?

Дети: водичка.

Воспитатель: конечно, мы же сегодня в чудесной стране волшебной водички. Какого она цвета?

Дети: бесцветная, не имеет цвета.

Воспитатель: молодцы, а мы сегодня с вами будем маленькими волшебниками.

Воспитатель с детьми отпускают кисточку в желтую краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в желтый цвет.

Воспитатель: смотрите, мы перекрасили воду, какого цвета она стала?

Дети: желтого.

Воспитатель: молодцы, а теперь перекрасим ее в красный цвет.

Воспитатель с детьми отпускают кисточку в красную краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в красный цвет.

Воспитатель: понравилось наше с вами путешествие? Кто живет в этой чудесной стране?

Дети: водичка.

Воспитатель: какой может быть она?

Дети: жидкой, парообразной, твердой; теплой и холодной.

Воспитатель: молодцы, а какого она цвета?

Дети: не имеет цвета.

«Попробуй на вкус»

Цель: сформировать вкусовое восприятие воды.

Возрастная группа: младшая

Необходимый инвентарь: таканы с водой по количеству детей, и столько же стаканов с соком

Описание:

По количеству детей ставятся стаканы с водой и столько же стаканов с соком. Одному из детей завязывают глаза шарфом и дают выпить сначала сок, а затем воду.

Воспитатель (после того, как ребенок выпьет сок): что ты выпил?

Ребенок: сок.

Воспитатель: какой он на вкус?

Ребенок: сладкий.

Воспитатель (после того, как выпьет воду): что это?

Ребенок: вода.

Воспитатель: какая она на вкус?

Ребенок: не имеет вкуса.

Игра заканчивается тогда, когда все попробуют воду на вкус.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Составитель: учитель-логопед Султанова Н.В.

  Игра  «Дальнобойщики» (от 5 до 7 лет)

Цель:  улучшить координацию движений

Задачи:  1) развивать умение двигаться быстро, но при этом следить за ведерком с водой, чтобы вода не пролилась; 2) развивать  умение соревноваться с другими детьми; 3) развивать умение играть в команде.

Оборудование : Для данных целей понадобятся детские машинки с веревками одинаковой длины. Лучше если они будут грузовыми, чтобы можно было поставить на них пластмассовые стаканчики или детские ведра, наполненные до краев водой.

Ход игры:   Дети наливают в ведерки воду, ставят их на машинки, по команде начинают движение.  Довозят воду до заданного ориентира. Нужно довести воду до финиша как можно быстрее. Победа, достается тому, кто быстрее всех довез максимальное количество воды. Здесь можно вручить 2 приза, один за скорость, а другой за аккуратность.

  Игра  «Рыбалка» (от 5 до 7лет)

Цель:  улучшить координацию движений

Задачи: 1) Развивать умение координировать движения руки; 2)стимулировать речевую активность (побуждать ребенка описывать происходящее).  

Оборудование:  пластмассовые рыбки с металлической серединкой, магнитная  удочка.

Приобретите в магазине игру, в которой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить её самим, вырезав рыбок из тонкого пластика и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке.  

Ход игры:

Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребёнок ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните ребёнку, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной удочки можно снять скрепку и продемонстрировать ребёнку, что рыбка перестала «ловиться».

Игра «Дальнее плавание»  (от 5 до 7лет)

Цель:  научить делать  дифференцированный выдох

Задачи:  1) развивать дифференцированный выдох (сильный выдох, слабый, короткий, длительный); 2) развивать  наблюдательность; 3) развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы; 4) стимулировать речевую активность (побуждать ребенка описывать происходящее).  

Оборудование:   бумажный кораблик, емкость для воды (таз, ванна).

Ход игры: Сделайте вместе с ребёнком бумажный кораблик (как это сделать показано на рисунке), а затем спустите его на воду в таз или ванну. Покажите ребёнку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Посоревнуйтесь с ребёнком в том, чей кораблик уплывёт дальше. Спросите у ребёнка, от чего, по его мнению, зависит дальность пути кораблика.

Игра «Меткий стрелок»  (6-7лет)

Цель:    Развить глазомер и улучшить координацию движений

Задачи: развивать умение: 1)  быть ловким, метким; 2) соревноваться с другими детьми; 3)  играть в команде.

Оборудование: скамейка, пластиковые бутылки, наполненные водой и пластмассовые шарики (по количеству игроков), брызгалки из пластиковых бутылок.

Ход игры: Для этого соревнования на   скамейку нужно поставить бутылки по количеству игроков. На горлышко каждой бутылки положите лёгкий пластмассовый шарик (для игры в настольный теннис ). Каждому ребёнку изготовьте по брызгалке. Её можно сделать из любой пластиковой бутылки, проткнув в крышке отверстие диаметром в 3-5 мм. Брызгалки заполняются водой. Теперь всё готово для состязания в меткости.

Участники игры становятся на определённое расстояние (отмеченное чертой) и с помощью водяной струи из брызгалки пытаются сбить шарики с бутылки. Побеждает тот, кому первому это удалось.

Игра «Тонущий корабль»  (5-7 лет)

Цель:      улучшить координацию движений

Задачи:  1) воспитывать умение не спешить, быть аккуратным; 2) развивать  наблюдательность; 3) развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы; 4) стимулировать речевую активность.

Оборудование: скамейка, пластиковые бутылки, наполненные водой и пластмассовые шарики (по количеству игроков), брызгалки из пластиковых бутылок

Ход игры:  На поверхность воды в таз   положите мыльницу.  Затем покажите ребёнку, как из чайничка тонкой струйкой лить в мыльницу воду, ожидая момента, когда вода в плавающей ёмкости достигнет критического уровня  и мыльница начнёт крениться и тонуть.  

Можно организовать эту игру для 2 детей, внеся в неё соревновательный момент. Пусть дети льют воду в одинаковые ёмкости очень тонкими струйками так, чтобы «корабли» дольше оставались на поверхности. Выигрывает в этом соревновании тот, у кого корабль затонет последним. Спросите у ребёнка, почему корабль сначала плавал, а потом затонул.

Игра «Мокрый бой» (6-7лет)

Цель:  стимулировать двигательную активность детей

Задачи: 1)  упражнять в умении двигаться быстро; 2) учить уворачиваться от струи воды; 3) учить доброжелательно и внимательно относиться друг к другу, понимать, что «противник»-это лишь роль в данной игре.

Ход игры:

Двое или больше детей, вооружившись брызгалками, пытаются облить друг друга водой. Участники игры поочерёдно, то уворачиваются от струи, то, наоборот, идут в атаку на противника, стараясь обрызгать его водой. Перемирие наступает лишь тогда, когда в брызгалках заканчивается вода. Победителем в этой игре считается тот, кому удалось больше намочить соперника.

Игра   «Мелиораторы»  (6- 7 лет)

Цель:  стимулировать двигательную активность детей

Задачи: 1)  упражнять в умении двигаться быстро; 2)  работать над силой выдоха; 3) расширять кругозор и словарный запас детей.

Оборудование:  2 тарелки с водой

Ход игры:

Одна из задач этой профессии — осушение болот. Команды стоят у линии старта. У поворотной отметки — тарелки с водой. Это и есть «болото», которое предстоит осушить. По сигналу первый игрок каждой команды бежит к тарелке и изо всех сил дует на воду, стараясь, чтобы она выплеснулась, возвращается и передает эстафету следующему.

 

Игра «Волшебные пузырьки»  (4-5лет)

Цель:  формирование представлений у ребенка о свойствах воды (ее насыщении воздухом).

Задачи: 1) развитие дифференцированного выдоха (сильный выдох, слабый, короткий, длительный); 2) развитие наблюдательности; 3) развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: стакан с кипяченой водой, соломинки разной длины и с разным диаметром отверстия.

Ход игры:  Предшествовать выполнению действий с водой может рассказ о том, как живется в «подводном царстве» животным, чем они там дышат, что кушают. После увлекательного путешествия в подводный мир можно перейти к собственно игре с водой. Для этого берем стакан с водой и опускаем туда соломинку. Начинаем выдувать воздух. В результате в воде получатся пузырьки - свидетельство того, что воздух легче воды, он выталкивается на поверхность, но вместе с этим он все же насыщает воду. Аналогичные действия предлагаем совершить и ребенку. Обращаем его внимание на то, что от силы, с которой мы выдыхаем воздух, изменяется количество пузырьков.

Игра «Выпрыгивающие   игрушки»  (2-3года)

Цель: стимулировать развитие эмоциональности

Задачи: 1) тренировать мелкую моторику рук; 2) развивать наблюдательность

Оборудование: мячик от пинг-пнга, тазик с водой

Ход игры:

Положите в воду 2-3 мячика от пинг-понга. Возьмите один мячик, погрузите его под воду и резко отпустите. Мячик «выпрыгнет» из воды. Теперь пусть малыш сам попробует повторить такой фокус.

 Игра « Мыльные пузыри»(2-3 года)

Цель:   стимулировать развитие органов чувств

Задачи: 1) активизировать зрительное восприятие; 2) учить различать на ощупь «мокрый»-«сухой»; 3) побуждать ребенка к повторению действий (надувание пузырей) за взрослым

Оборудование: Бутылочка с плотно закрывающейся крышкой, раствор, трубочка для надувания пузырей.

Осторожно – пузыри…

– Ой, какие!

– Ой, смотри!

– Раздуваются!

– Блестят!

– Отрываются!

– Летят!

– Мой со сливу.

– Мой – с орех.

– Мой не лопнул дольше всех!

Ход игры:  Взрослый надувает пузыри, а ребенок наблюдает, ловит их, пробует тоже надуть пузыри.

 Игра «Умываемся»(2-3 года)

Цель :  закреплять знание частей тела

Ход игры: Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:

Аккуратные зайчата?

Лапки?

Мыли!

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

        Г. Лагздынь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...