Ежедневное планирование психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
статья на тему

Первушова Наталья Андреевна

Как известно, в дошкольном образовании сегодня происходят кардинальные перемены, вызванные принятием нового закона 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ», утверждением новых СанПиН 2.4.1.3049-13, внедрением ФГОС ДО. Все это вносит ряд значительных изменений в работу воспитателя детского сада, в том числе в систему планирования его работы.

Правильнее будет даже сказать, что все изменения в деятельности воспитателя начинаются именно с изменений в системе планирования. Ведь от того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Как говорил Р. Аркофф: «Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Как известно, в дошкольном образовании сегодня происходят кардинальные перемены, вызванные принятием нового закона 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ», утверждением новых СанПиН 2.4.1.3049-13, внедрением ФГОС ДО. Все это вносит ряд значительных изменений в работу воспитателя детского сада, в том числе в систему планирования его работы.

Правильнее будет даже сказать, что все изменения в деятельности воспитателя начинаются именно с изменений в системе планирования. Ведь от того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Как говорил Р. Аркофф: «Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку».

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений», воспитатель обязан вести всего 2 документа: табель учета посещаемости детей и ежедневное или еженедельное планирование. Кроме того, новый Закон об образовании диктует нам необходимость составления ежегодных рабочих программ.

Но остановимся на том, чем воспитателю приходится заниматься наиболее часто – написании ежедневного плана.

Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует ряд условий, которые необходимо соблюдать при планировании.

Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Согласно ФГОС ДО, организация образовательного процесса состоит из:

  1. совместной деятельности взрослого и детей, направленной на становление первичной ценностной ориентации и социализации;
  2. образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  3. непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);
  4. поддержки индивидуальности ребенка (т.е. индивидуальной работы с ним);
  5. организации предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской самостоятельности;
  6. взаимодействия с семьями детей по реализации ООП ДОУ.

Именно эти пункты будет целесообразно включать в свой план ежедневного психолого-педагогического сопровождения детей.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм,  различных видов детской деятельности. То есть процесс психолого-педагогического сопровождения развития детей, а соответственно и календарный план воспитателя должны быть построены на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей.

На практике можно выделить два основных подхода к комплексно-тематическому планированию:

  1. планирование на основе лексических тем;
  2. планирование, построенное по сюжетно-событийному принципу (так, например, построена программа «Успех», в которой основой всего процесса является примерный календарь праздников).

Оптимальный срок освоения одной темы – 1-2 недели. Выбранный подход к комплексно-тематическому планированию, а так же список тем для освоения в данном учебном году закрепляется в рабочей программе воспитателя.

Таким образом, можно составить следующий алгоритм ежедневного планирования воспитателя:

  1. На основе утвержденной рабочей программы составляется циклограмма, отражающая деятельность в течение всего дня;
  2. Подбирается необходимый обучающий материал, конспекты НОД и т.д., согласно программному материалу, тематическому планированию и циклограмме;
  3. На основе циклограммы и подобранного материала заполняются графы формы ежедневного планирования (предлагаемая форма в приложении).

Такой подход к планированию и организации деятельности воспитателя способствует оптимизированному и полному усвоению детьми информации из всех образовательных областей. И, как следствие этого, у детей появляются многочисленные возможности для практического экспериментирования, развития основных навыков и понятийного мышления. Кроме того, тематический принцип позволяет легко вводить в планирование региональный компонент и парциальные программы, а так же учитывать специфику ДОУ.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Режимные моменты

Виды деятельности в соответствии с образовательными областями

Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.

Непосредственная образовательная деятельность.

Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы

Поддержка индивидуальности ребенка

Сентябрь. 1 неделя

Тема недели: «Мы снова вместе»

Понедельник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»

Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...

Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"

Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста

Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...

Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС

В статье рассказываются  проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада....

Профилактическая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условия ДОУ....

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста...