Проблемно- исследовательская деятельность в ДОУ
опыты и эксперименты по теме

Рубе Ольга Алексеевна

Материалы содержат опыт работы творческой группы по проведению проблемно- исследовательской деятельности по повышению ИКТ- компетенции педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_problemno-_issledovatelskaya_deyatelnost.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская (экспериментальная) деятельность в ДОУ

 

 «Повышение ИКТ –

 компетентности педагогов ДОУ»

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 8 «Огонек»

Старший воспитатель

А.Г. Фунтова

Воспитатели О.А.Рубе, Т.А.Филатова

г.Вязники, 2013

   Срок реализации:01.09.2012-31.05.2015.

 

       Актуальность. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

        Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

        Компьютер, мультимедийные формы,  как инструменты для обработки информации должны стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

  Проблема: Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях модернизации и информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в методическую деятельность и в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности. Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации  образовательной деятельности  вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-компьютерной компетентности

        Цель проекта. Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

       Объект: ИКТ – компетентность педагогов ДОУ.

     Предмет проекта: повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.

       Гипотеза: Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет позволит каждому из них  использовать современные компьютерные технологии в образовательной  деятельности с детьми на качественно новом уровне.

       Задачи проекта:

1.Формировать информационную культуру и ИКТ-компетентность педагогов ДОУ (умение  создавать графические и текстовые документы (программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel), владение навыками поиска информации в Интернете, владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций);

2.Использовать информационные технологии во всех сферах образовательной деятельности (умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, умение применять электронные дидактические и педагогические программные средства, владение способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями);

3.Создать мини-сайты педагогов ДОУ;

4.Создать сайт ДОУ;

5. Совершенствовать техническое оснащение ДОУ.

Ресурсы проекта на начало эксперимента:

1. Нормативно-правовые:

- устав ДОУ

- лицензия на право ведения образовательной деятельности,

 - закон «Об образовании в РФ»;

- Сан ПиН

- новые локальные акты, регламентирующие деятельность ДОУ (приказы, положения, правила).

2. Кадровые. ДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Педагогический коллектив ДОУ:

По образованию

Высшее-1

Среднее педагогическое - 7

Без специального образования -4

        По уровню квалификации

Высшая кв.категория -1

1 кв.категория -3

2 кв.категория-4

Не аттестованы-4

3. Материально-технические:

- подключение к сети Интернет (модем)

 - 2 компьютера,  ксерокс;

- ноутбук.

Этапы проекта.

1.Подготовительный (мотивационно-организационный).

2.Основной (внедренческий).

3.Заключительный (обобщающий).

1. Подготовительный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственныые

1.Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт других ДОУ.

2.Изучить уровень ИКТ- компетентности педагогов.

Создание творческой группы.

Заседание творческой группы.

Сентябрь 2012г.

Положение о работе творческой группы.

План работы творческой группы.

Старший воспитатель,  

Фунтова А.Г.

Анкетирование педагогов с целью выявления уровня владения ИКТ, мотивации применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

 октябрь

Результаты анкетирования.

Старший воспитатель

А.Г.Фунтова

Круглый стол «Обзор литературы по теме «Использование информационно-компьютерных технологий  для повышения качества образования в ДОУ».

Октябрь 2012г.

Отбор материала, анализ литературы.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Консультация «Информатизация образования –  комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс».

Ноябрь 2012г.

Теоретический материал.

Старший воспитатель.

Изучить и проанализировать состояние материальной базы ДОУ, собственных условий педагогов для освоения ИКТ- технологии

Анализ МТБ

Ноябрь 2012

Выводы по анализу

Заведующий Щурова О.И.

Воспитатель  Тришина С.В.

2.Основной.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственныые

1.Формировать информационную культуру и ИКТ-компетентность педагогов ДОУ: -умение  создавать графические и текстовые документы (программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel);

-владение навыками поиска информации в Интернете;

-владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций.

Семинар-практикум

«Microsoft Word».

Январь 2013г.

1.Шрифт, размер. 2.Создание и редактирование текстового документа. 3.Набор и редактирование текстового документа. 4.Абзацные отступы и интервалы. 5.Создание и форматирование таблиц. 6.Вставка рисунка. 7.Нумерация страниц. 8.Печать готового документа.

Старший воспитатель,  

Семинар-практикум «Microsoft Power Point – средство создания презентаций».

 март 2013г.

1.Знакомство с Power Point. 2.Создание слайда с диаграммой и таблицей. 3.Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации. 4.Создание управляющих кнопок. 5.Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.

Старший воспитатель,  

Семинар – практикум «Знакомьтесь,Microsoft Publisher»

Октябрь 2013

Знакомство с программой «Microsoft Publisher»

1.Создание  открытки. Сохранение открытки

2.Создание буклета.

Формирование тематического  буклета . Сохранение документа. Печать.

Старший воспитатель

Семинар-практикум «Знакомьтесь – Интернет».

 Ноябрь  2013

1.Поиск в сети Интернет. 2.Электронная почта.

Старший воспитатель.

2.Создать мини-сайт педагога.

Семинар-практикум «Создание мини-сайта в сети Интернет».

Март-апрель 2014г.

Подбор материала для учетной записи (пароль, E-mail адрес, загрузка фотографии (аватара), создание слайд-шоу на главной странице мини-сайта).

Подбор данных для мини-сайта.

Старший воспитатель,

3.Создать Сайт ДОУ.

Создание рабочей группы по созданию Сайта ДОУ.

Издание приказа о создании сайта.

Разработка и утверждение положения о  Сайте ДОУ.

май 2014г.

Разработка и функционирование Сайта ДОУ.

Старший воспитатель, педагоги.

4.Разработать технологию мультимедийного сопровождения образовательного процесса.

5.Разработать мультимедийные презентации по методической работе.

3.Подготовить медиатеку наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям.

Сентябрь 2014г.

- октябрь 2014.

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

 Старший воспитатель, воспитатель С.В.Тришина

3. Заключительный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственныые

Сбор и обобщение материалов эксперимента

Мультимедийные презентации педагогических проектов.

 2012г.-2014г.

Публикации в сети Интернет (мини-сайты педагогов, сайт ДОУ).

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Участие педагогов в профессиональных конкурсах.

В течение 2013-2014 г.г.

Педагоги ДОУ.

Отчет о результатах  исследования на методическом совете ДОУ

Сентябрь 2014

Анализ методической работы по формированию ИКТ- компетенций педагогов

Сбор и обобщение опыта методической работы по формированию ИКТ- компетенций педагогов

Сентябрь-ноябрь 2014

РМО для старших воспитателей ДОО

Ноябрь 2014

Подготовка материалов по теме для РМО.

Представление опыта методической работы ДОО по формированию ИКТ- компетенций педагогов

е опыта

   Фестиваль ИКТ- технологий в ДОУ

Май 2015г.

Повысилась ИКТ-компетентность педагогов на 80%. Современные компьютерные технологии используются в методической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

        Конечный продукт.

        Разработанная система повышения информационной компетентности педагогических работников даст свои результаты, а именно - педагоги:

- научатся создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);

- научатся применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

- будут активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;

-   овладеют навыками поиска информации в Интернете; навыками обмена опытом, знакомства с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;

- овладеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;

- научатся разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;

-  овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;

  - в ДОУ будет разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

- будет создана медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям с использованием информационных технологий;

- будет создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, электронный банк данных,  воспитанников, педагогов, родителей;

- педагоги будут иметь свой интернет-сайт (60-70%);

- будет создан сайт ДОУ.

       

18. Прогноз возможных негативных последствий:

Неукомплектованность  ДОУ компьютерами, невозможность обеспечения условий для освоения ИКТ в домашних условиях.

19. Способы коррекции, компенсации негативных последствий:

  1.  Используется система морального и материального стимулирования.
  2.  Изыскиваются возможности финансирования идей эксперимента в полном объёме.

20. Тип эксперимента: практико-ориентированный.

21. Продукт эксперимента:  

        Разработанная система повышения информационной компетентности педагогических работников даст свои результаты,

 а именно:

 педагоги:

- научатся создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);

- научатся применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

- будут активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;

-   овладеют навыками поиска информации в Интернете; навыками обмена опытом, знакомства с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;

- овладеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;

- научатся разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;

-  овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;

- педагоги будут иметь свой интернет-сайт (60-70%);

  - в ДОУ:

 будет разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

- будет создана медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям с использованием информационных технологий;

- будет создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, электронный банк данных,  воспитанников, педагогов, родителей;

- будет создан сайт ДОУ.

22. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики:

  • Издание  материалов экспериментальной деятельности ДОУ в периодических изданиях образовательного учреждения, на сайте ДОУ.
  • Размещение информации об экспериментальной деятельности  на сайте учреждения.
  • Участие членов педагогического коллектива  в РМО по теме эксперимента.  
  • Выпуск информационных бюллетеней для родителей

  • Выпуск информационных бюллетеней для коллег с  разъяснениями правил освоения ИКТ- технологий.
  • Обобщение опыта методической работы по формированию ИКТ- компетенций педагогов на уровне ДОУ.

23. Практическая значимость:

  • Выбор форм и содержания по формированию ИКТ- компетенций педагогов
  • Разработка и апробация  системы методической деятельности по формированию ИКТ- компетенций педагогов ДОУ
  • Внедрение диагностического инструментария по оценке уровня ИКТ- компетенции педагогов.
  • Повышение ИКТ -компетенции педагогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Организация проблемного обучения происходит  по законам проведе...

Поиск и анализ проблемно – игровых технологий по активизации познавательно – исследовательской деятельности детей старшей группы

Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого проце...

«Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»

При проведении занятий по экспериментированию очень важното, как преподносится учебный материал. Для того,чтобы лучше заинтересовать детей , мы создаем проблемные ситуациию...

Презентация "Проблемная ситуация в познавательно-исследовательской деятельности"

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены  учетом актуального развития дошкольников. Кроме...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения»

Мастер-класс для педагогов по реализации лаборатории "Наураша с стране Наурандия". Вместе с мальчиком Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика...

Проблемно-игровые методы логико-математического развития. Метод: исследовательская деятельность и экспериментирование.

О проблемно-игровых методах логико-математического развития детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств.          ...