Психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных областей
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бабайцева Светлана Александровна

Материал содержит описание культуры поддержки и помощи ребенку в современных условиях дошкольного образования в РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

СОПРОВОЖДЕНИЕ – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологопедагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

ОБЪЕКТОМ сопровождения выступает образовательный процесс.

ПРЕДМЕТОМ деятельности – ситуация развития ребенка как система отношений ребенка:

- с миром;

- с окружающими (взрослыми и сверстниками);

- с самим собой.

Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса являются:

  • учет интересов ребенка;
  • добровольность посещаемости занятий;
  • индивидуальный подход к каждому;
  • учет психологических особенностей;
  • вариативность образовательных программ.

Все это в свою очередь, способствует формированию позитивной «Я – концепции» воспитанников и является базой для организации психолого-педагогической деятельности в особых условиях:

  1. открытости учащимся, семье, что позволит создать «ситуацию доверия», более эффективно проводить консультативную и психопрофилактическую деятельность;
  2. многообразия творческих объединений, занимающихся интеллектуальной, творческой деятельностью;
  3. работы коллектива в инновационном режиме, создания условий для научно-исследовательской деятельности.

        Указанные особенности определяют специфику организации и содержания психологического сопровождения образовательного процесса. Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность педагога, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в открытом социально-педагогическом пространстве ДОУ.

        Все вышеперечисленное подводит нас к постановке цели:

        - обеспечение гармонического развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте, норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно при оптимальных условиях).

Для реализации этой цели требуют решения следующие задачи:

  1. сохранение и укрепление здоровья детей;
  2. предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  3. помощь (содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  4. выявление первичных возможностей развития;
  5. развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов;
  6. психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.

Психологическое сопровождение реализации образовательных областей исходит из основных принципов гуманистической педагогики:

  • единство сознания, деятельности и общения;
  • учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, что дает возможность выбирать тип взаимодействия;
  • «зоны ближайшего развития», что помогает определить тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.

        Остановимся на каждом принципе более подробно:

1. Принцип единства сознания, деятельности и общения. Суть данного принципа: не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятельность изучать сознание. Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продуктов — к выявляющимся в ней психическим процессам. По словам Н.А.Леонтьева: «Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. Результатами эмпирической разработки  доказано, что включение того или иного психического процесса в различные виды деятельности меняет его результативность и др. свойства: например, в сюжетно-ролевой игре дети обнаруживают гораздо большую способность к запоминанию какого-либо материала, нежели в условиях общения с экспериментатором в лаборатории; включение в совместную деятельность с другими  людьми зачастую заметно меняет сложившееся к тому времени к ним отношение и т. п.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей способствует правильной организации обучения и воспитания. Дети постоянно развиваются и изменяются. С возрастом к ним предъявляются новые, более высокие требования, предлагаются новые, более сложные виды деятельности, совершенствуются межличностные отношения. Таким образом, учитываются определенные возрастные особенности, индивидуальный подход понимается как  ориентация  на индивидуально-психологические  особенности  ученика,  выбор   и   применение

соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он  является

дидактическим принципом, вносящим свои  коррективы  в  организацию  процесса обучения.

3. Определение зоны ближайшего развития – важнейший принцип организации развивающего обучения. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, становится затем его собственным достоянием.

        Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка.

В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности дошкольника. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а  развитие личности ребенка.

        При реализации мероприятий по внедрению основной общеобразовательной программы ДОУ, на педагогов ложится основная нагрузка. Наибольшую трудность у педагогов вызывает:

- реализация содержания  образовательных областей;

- подходы к планированию образовательной деятельности;

- система мониторинга уровня освоения программы и уровня развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

        При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности  для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.

        Примерные общеобразовательные программы предлагают комплексно-тематическое планирование, в основу которого положен примерный календарь праздников. Следующий вариант – комплексно-тематическое планирование, в основу которого положен метод тематического восприятия окружающего мира дошкольниками. Выбирается тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим  миром, все остальные формы работы продолжают предложенную тему, и так или иначе связаны с ней. Мы выбрали второй вариант и очень довольны.

        Выбирая форму календарного планирования, мы  должны решить следующие задачи:

1.Отразить в календарном плане требования ФГТ.

2.Охватить в плане все виды детской деятельности, влияющие на все направления развития ребенка.

3.Осветить в плане все формы образовательного процесса  (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность и индивидуальная работа);

4. Как можно больше разнообразить формы работы с детьми;

5. Сократить педагогу время, которое он тратит на запись плана;

6. Учесть фактор, что по этому плану может работать любой другой педагог.

Формами психолого-педагогического сопровождения ребенка могут быть:

  • специально организованная деятельность детей познавательного цикла;
  • интегрированные задания, занятия, игры, упражнения;
  • индивидуальная деятельность детей;
  • совместная познавательная деятельность субъектов;
  • самостоятельная деятельность детей творческого и продуктивного характера.

Формы проведения непосредственной образовательной деятельности  

с  детьми в ДОУ

Виды занимательной деятельности

Содержание заданий 

Комплексное занятие

На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие

Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным

Экскурсия

Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, других объектов социальной инфраструктуры района

Коллективное занятие

Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое

Занятие-труд

Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов

Интегрированное занятие

Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

Занятие – творчество

Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»

Занятие – посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности

Занятие – сказка

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой

Занятие – пресс-конференция журналистов

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим

Занятие – путешествие

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети

Занятие – эксперимент

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом

Занятие – конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам

Занятие – беседа

Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы

Комбинированное занятие

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика

развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.)

Важно, чтобы воспитатель понимал, что организуя тот или иной вид детской деятельности в той или иной форме, происходит одновременный процесс реализации разнообразных целей и задач – чему, собственно, учит нас педагогика.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, личностных и интеллектуальных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей с обязательным психологическим сопровождением. Как мы это должны понимать? В вашем понимании "сопровождение" должно рассматриваться как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а "сопровождающими" выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка.  

 Образовательная программа ДОУ позволяет решать главную задачу "сопровождения" – обеспечение условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, охрану психического здоровья дошкольников. 

 С 2010-2011 уч.г. все дошкольные учреждения реализуют свои образовательные программы, составленные с учетом ФГТ.         

        Федеральные Государственные Требования для педагогов дошкольного образовательного учреждения являются заданными извне требованиями к качеству образования, поставленными образовательному учреждению государством.

        Сегодня каждое ДОУ может обеспечить развитие планово-прогностической направленности своей деятельности, включиться в объективную оценку соответствия (несоответствия) реальных образовательных результатов и ожиданий основных заказчиков и потребителей образовательных услуг. Отсюда:

позитивные тенденции

1. Сущностные изменения отношений ДОУ с субъектами внешней среды:

  • открытость образовательной системы;
  • ориентация образовательных учреждений на основных «заказчиков и потребителей»;
  • адекватность реакции на изменения внешней среды;
  • развитие социального партнерства.

2. Сущностные изменения внутренней среды дошкольных образовательных учреждений (профессионализм педагогических кадров, новые образовательные технологии, организационная культура), которые должны обеспечить:

  • успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении;
  • реализацию в дошкольных образовательных учреждениях развивающих образовательных технологий;
  • оптимальное соотношение различных видов деятельности (регламентированной и нерегламентированной) воспитанника, его эмоциональной, познавательной, творческой, физической активности;
  • реализацию субъектной позиции воспитанника (его родителей) в образовательном процессе;
  • необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения;
  • возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования (в соответствии с интересами и способностями)

но могут возникнуть и негативные тенденции:

  • несоответствие содержания образовательных программ ДОУ, требованиям к его качеству;
  • отсутствие в образовательных программах и у педагогов ориентации на формирование у детей необходимых качеств и компетенций;
  • не разработаны контрольно-измерительные материалы, соответствующие современным образовательным стандартам, связанные с формированием личностных качеств воспитанников и компетенций;
  • преобладание регламентированной («занятийной») формы обучения воспитанников;
  • отсутствие механизмов, способов отслеживания достигаемых образовательных результатов отдельными воспитанниками и корректировки образовательной траектории (маршрута развития) в зависимости от их достижений, возможностей и склонностей;
  • традиционный подход к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы педагогами. 

Сегодня ФГТ четко определяют итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования – т.е. те интегративные качества, которые может приобрести ребенок в результате освоения программы, а ЗУНы при этом  выступают в качестве средств, способствующих развитию ребенка.

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения. С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

Современная модель психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе и собственно образовательного процесса

  • Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
  • Специалист по психолого-педагогическому сопровождению должен не только владеть методиками диагностики, коррекции и консультирования, но и:
  • обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций;
  • программированию и планированию деятельности, направленных на разрешение этих проблемных ситуаций;
  • способностью  к соорганизации в этих целях всех участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, администрация, педагоги).

Как уже говорилось, психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает:

  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  2. Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
  3. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
  4. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
  5. Позиция педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Это требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?

Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?

Дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

Важно обеспечить как объективные, так и субъективные предпосылки для создания эмоционального благополучия и комфорта.

С целью создания объективных предпосылок необходимо:

  1. Весь практический материал располагать на доступных для детей местах, стимулируя их свободную деятельность;
  2. Центры развития использовать гибко, так чтобы дети могли самостоятельно их изменять и структурировать в соответствии с собственными потребностями.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития сферах жизни. Эргономические, эстетические и, главным образом, психолого-педагогические условия составляют основу организации образовательного процесса ДОУ. Одним из компонентов ФГТ  являются требования к среде ребенка. Так же ст.32 п.2 Закона РФ «Об образовании» гласит: «К компетенции образовательного учреждения относится: материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств».

        Развивающая предметная среда ДОУ должна обеспечивать всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

- Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Все эта условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья.

- Организация предметной среды подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря базируется  на научных принципах – своеобразной “эргономики детства”. Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.         Развивающая среда создает благоприятные условия для воспитания и обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка.

Крайне важен и рост профессионального мастерства всех субъектов, влияющих на развитие дошкольника. В частности, педагогу необходимо:

  1. Уметь выделить личностные качества ребенка и, ориентируясь на них, сопровождать воспитательно-образовательный процесс;
  2. Уметь сотрудничать с другими членами коллектива;
  3. Уметь сотрудничать с родителями.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Наша работа может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.

        Отсюда возникают новые формы работы с родителями: семинары, тренинги, индивидуальные консультации, совместные практические занятия, конференции, выпуск газет и т.д. Наиболее продуктивны в этом плене практические занятия совместно с родителями. Это должны быть не просто лектории для родителей, интересующихся воспитанием своих детей, а заинтересованный диалог двух сторон.

Потребность в психолого-педагогических знаниях велика, будь то молодые родители, которые привели к нам своего первенца, или родители со стажем, ожидающие рождения второго. Обсуждения темы “Ждем ребенка”, “В семье растет ребенок”, “Как подготовить ребенка к детскому саду” и.т.д., можно решить те проблемы и находить ответы на те вопросы, которые в данный момент злободневны и значимы для родителей. Заинтересованность родителей в судьбе ребенка и детского сада позволяет  нам обсуждать совместную деятельность, вносить коррективы, оценивать эффективность взаимодействия.

На проводимых родительских конференциях используют опыт семейного воспитания.

        Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.

Важно то, что родители, получая консультации и помощь специалистов, еще при этом общаются друг с другом.

        Работа педагога дошкольного образовательного учреждения невозможна без знаний теоретических основ и закономерностей развития ребенка дошкольного возраста.

        В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги, психологи, воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба.

        Особенно важны знания возрастных особенностей детей для выстраивания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Вы, конечно, знаете, что в основании периодизации лежат теоретические обоснования разных авторов, (кратко напомним некоторые из них) так например Л.С. Выготский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или иного возраста, указывающие на общие направления развития на том или ином этапе жизни.

        Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности. Автором данной теории является А.Н. Леонтьев. Основанием данной теории является идея, заключающаяся в том, что на каждом возрастном этапе ведущей является определенная деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в личности.

Согласно теоретическим положениям, А.А. Бодалева, А.А. Ломова, А.М.Матюшкина органы, системы и психические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называют сенситивными.

Учет вышеперечисленных теоретических обоснований является главным критерием возрастной периодизации в отечественной психологии.

Младенческий возраст (0 – 1 года);

Ранний детский возраст (1 – 3 года);

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

        В соответствии с периодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествует ему период младенчества (от 0 до 1 –го года) и ранний возраст (от 1-го года до3-х лет). Мы не станем затрагивать период младенчества (от 0 до 1 года), я думаю, причина этому ясна, это связано с тем, что дети данного возраста не посещают детский сад.

В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети младшего возраста от 1,5 до 2,5 лет, коснемся особенностей их развития. Рассмотрим возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до3-х лет

        Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления. В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности.

        Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне не чем есть!».В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»…

        Для успешного развития речи ребенка необходимо стимулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету), при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

        Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте – это метод проб и ошибок.

        Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету. Который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д.Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я».

Л.С. Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет:  негативизм,упрямство,строптивость,протест-бунт,деспотизм,ревность, своеволие.

        Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию. Если вспомнить признаки революции можно отметить, что одни не хотят жить по-старому, а другие не могут принять происходящие изменения. Очень большая роль в данный период отводится взрослому, т.к. во многом от него зависят успехи развития ребенка. Именно взрослый определяет характер взаимодействия, руководит актом коммуникации, стимулирует понимание друг друга. И от того, как он реагирует на формирование «самости» зависит формирование самосознания ребенка.

Реакции на «Я сам» бывают двух видов:

первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях.

Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Следующий период, на котором мы остановимся – дошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Рассмотрим особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. На основе наглядно-действенного мышления к 4-м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета. Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение. Память носит непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

        Психическое развитие детей 4-5 лет характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира. Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.

Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему?». Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса. Активно развивается фантазирование. Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование. Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

В 5-ти, 6-ти летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника. Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания. Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование. Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности. Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

        Рассмотрим возрастные особенности детей 6-7 лет

Итак, к концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же может оценить не только чужое, но и свое поведение.         Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника- поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание. Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления. Происходит развитие внутренней речи. Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек. Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.

        На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд его признаков:

  • Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
  • Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
  • Способность к выполнению основных мыслительных операций.
  • Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.
  • Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
  • Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

        Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т.е. с3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

        Таким образом, в основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.

        Для обеспечения психологического здоровья ребенка, его полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей дошкольного возраста необходимо проанализировать прежде всего здоровье своих воспитанников.

        Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого утверждения, оценка психического здоровья детей должна осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие движений;
  • адаптационные возможности;
  • уровень зрелости нервных процессов;
  • эмоциональное благополучие;
  • психическое развитие.

Также для реализации индивидуального подхода необходимо продиагностировать и социально-личностное развитие ребенка. Это одно из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

Для этого педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.

Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми:

Проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны.

Умения взаимодействия со сверениками - умения разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Умения культуры общения - вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых

Умения ориентироваться при общении на чувства и переживания других,

Проявления познавательного интереса к людям, их внутреннему миру.

Проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Свои наблюдения за детьми группы обобщает в таблице, составленной на основе модификации методики Т.А. Репиной 

"Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников". 

Выделите среди детей группы:

Фамилии, имена детей

1.Самых общительных со взрослыми.
Самых необщительных замкнутых детей.

2.Самых общительных с детьми,
самых нерешительных, замкнутых

3.Вожаков, организаторов в группе,
выполняющих, в основном, ведущие роли в играх:
не проявляющих организаторских способностей
детей, склонных к подчинению:

4.Самых доброжелательных, спокойных детей
самых недружелюбных, часто ссорящихся, дерущихся.

5.Самых добрых(делятся игрушками, гостинцами
с детьми, угощают воспитателя)
неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими

6.Самых отзывчивых (стараются помочь другому,
утешить) равнодушных к огорчению и неудаче другого.

7.Самых честных, правдолюбивых детей
детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно
детей, которые могут сказать неправду, не отличаются
честностью

8.Самых вежливых детей
невежливых детей, редко
употребляющих "волшебные слова"

9.Самых послушных, покладистых детей
непослушных, упрямых детей

10.Самых самостоятельных детей,
несамостоятельных, часто обращающихся за помощью.

11.Настойчивых, организованных детей
Детей, не умеющих довести ни одного дела до конца

12. Уверенных в себе детей
неуверенных, робких детей.

13.Самых трудолюбивых, охотно выполняющих
трудовые поручения взрослых
ленивых детей, которые не любят трудиться.

14.Самых веселых, жизнерадостных детей
детей грустных, угрюмых, плаксивых.

Анализируя результаты таблицы, педагог может опираться на следующие рекомендации.
        Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.
        Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех
детей, у которых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?
        Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили
преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в статье по изучению особенностей семейного воспитания (статья Березиной Т.А., Ворониной О.И.), методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками (статья Бабаевой Т.И.), используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.
        Возьмите список детей группы и выпишите
имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, "забыты" взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.
        Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их сильные стороны и поведенческие проблемы, а также учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.
        Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа.

Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ можно выявить с помощью еще одной методики. Обследование проводится осенью (в октябре–ноябре) и весной (в мае–апреле) методом цветового выбора. Из восьми цветов М.Люшера ребенку предлагается выбрать тот, который нравится.

Выбор детьми зеленого, желтого, красно-оранжевого цвета есть свидетельство активной позиции, высокой работоспособности, готовности проявлять волевые усилия, эмоциональное благополучие и душевный комфорт.

Выбор сине-голубого, серого и фиолетового цвета – это потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, мечтательность, индивидуалистичность.

Выбор коричневого и черного цвета – это отказ, неприятие, огорчение, протест против существующего положения вещей, потребность в независимости, негативизм по отношению к любым авторитетам.

        При сопровождении образовательного процесса следует учитывать составляющие элементы индивидуальности:

  • работоспособность;
  • саморегуляцию поведения и деятельности;
  • совокупность личностных качеств;
  • общие, творческие способности, особенности мышления.

Дифференцированное обучение осуществляется с учетом возможностей, склонностей, интересов и способностей детей по:

  • возрастному составу;
  • области интересов;
  • уровню здоровья;
  • уровню достижений;
  • индивидуально-типологическим особенностям.

Дифференциация по организационной форме обучения:

  • фронтальная форма;
  • организация малых групп;
  • выполнение заданий в парах;
  • индивидуальная работа.

Дифференциация по содержанию работы с детьми:

  • задания разной степени сложности;
  • разные задания по видам деятельности.

Основными компонентами взаимодействия являются:

  • системообразующий стержень, вокруг которого строиться взаимодействие (социальная ситуация развития, общение);
  • дидактический объект взаимодействия (разнообразные виды детской деятельности);
  • цели, содержание и технологии педагогического взаимодействия.

Взаимодействие педагогов и специалистов осуществляется с учетом:

  • конкретных проблем ребенка, подлежащих корректировке;
  • приоритета определенного вида помощи в рамках индивидуально-коррекционной работы;
  • промежуточных и итоговых результатов индивидуальной, профилактической работы.

Здесь уместно будет сказать о психолого-педагогическом сопровождении    детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных детей.

  • Формирование у педагогов и детей толерантности к детям с ОВЗ, преодоление стереотипов и отрицательных установок.
  • Работа с родителями данной категории по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях  ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
  • Развитие у данной категории детей социальной компетентности,  навыков общения с окружающими.

        Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Формирование адекватной самооценки
  • Охрана и укрепление физического и психологического здоровья.
  • Предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников
  • Развитие психолого-педагогической компетентности одаренных детей

        Сопровождение реализации образовательных областей невозможно без объединения усилий всех участников образовательного процесса.

Показатели качественного сопровождения ребенка в образовательном процессе:

  1. Динамика снижения заболеваемости, быстрое выздоровление при простудах, оптимальное состояние всех систем организма и их функционирование;
  2. Двигательная активность оптимальна и содержательна, характеризуется целенаправленностью, избирательностью, индивидуальным стилем двигательной деятельности;
  3. Доброжелательность в общении с окружающими (родными, персоналом учреждения, членами «детского общества»), эмоциональная отзывчивость;
  4. Ребенок владеет ключевыми компетенциями (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
  5. Создаются равные стартовые возможности для развития индивидуальности каждого ребенка;

        Современное сопровождение образовательного процесса невозможно без использования ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в образовательном процессе.

        Информатизация образования открывает  педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

        Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности дошкольников в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

        Преимущества использования компьютерных технологий:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

        Достоинства слайдовых презентаций

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками;
  • использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Позволю себе напомнить основные направления психолого-педагогической работы.

  1. Профилактика.
  2. Диагностика.
  3. Консультирование (индивидуальное и групповое).
  4. Развивающая работа.
  5. Коррекционная работа.
  6. Психологическое просвещение и образование.
  7. Экспертиза образовательных программ, проектов, пособий, предметно-развивающей среды, профессиональной деятельности педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования учреждений

        Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития,  обучения, воспитания, социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Социализация"

В презентации рассмотрены содержание  психолого-педагогической работы по освоению образовательной области  «Социализация» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,...

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Цели и задачи образовательной области "Безопасность". Связь с другими образовательными областями. Програмное обеспечение. Формы образовательной деятельности....

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»в контексте ФГТ"

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Одна из основных задач, стоящая перед педагогами это развитие позн...

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»

Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, есл...

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...