Доклад на тему: «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГОС»
консультация по теме

       Демидова Елена Владимировна

 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

                     а всегда опирается на определенную стадию развития,

                               проделанную ребенком ранее"

                            В.А. Сухомлински

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_moy.docx55.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

Доклад на тему:

«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГТи ФГОС»

                                                            Старший воспитатель 1 категории

                                                         МБДОУ «Детский сад «Сказка»

                                                         Демидова Е.В.

                                                                                 

                                                       

2013 г

                 

 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

                     а всегда опирается на определенную стадию развития,

                               проделанную ребенком ранее"

                            В.А. Сухомлинский

      Обычно, когда мы говорим о продлении связи между детским садом и начальной школой, мы выделяем два понятия: психологической готовности ребенка к обучению в школе и преемственности между дошкольным учреждением и школой.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Неподготовленность ребёнка влечёт за  собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Цель программы: 

- обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях функционирования МБОУ

- создание системы непрерывного  формирования универсальных учебных действий, как условия успешной адаптации обучающихся  к школьной жизни через связь и согласованность компонентов образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации деятельности, планируемых результатов.

Сотрудничество детского  сада  и школы,  которое  осуществляется по трем основным направлениям:

  1. Организационно-методическое обеспечение
  2. Работа с детьми дошкольной группы
  3. Работа с родителями

1.Организационно-методическое обеспечение включает:

Установление делового сотрудничества между воспитателями  и учителями начальных классов.

Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.

Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.

Семинары-практикумы.

Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).

Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

    Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Данное направление имеет несколько аспектов:

Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».

Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).

 Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.

2. Работа с детьми включает:

  • Организацию адаптационных занятий с детьми подготовительной группы в рамках  предшколы.
  • Совместную работу педагогов   по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
  • Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми подготовительной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
  • Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

3.Система взаимодействия педагога и родителей включает:

  • Совместное проведение родительских собраний.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Открытые занятия
  • Консультации воспитателя, учителя начальных классов
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:

1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».

2. Лекторий в рамках предшколы.

3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.

На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план работы детского сада и школы  по реализации  преемственности, где отражены основные мероприятия, определены сроки, ответственные.

Однако преемственность должна соблюдаться не только в единстве требований ДОУ и школы к психологической подготовке дошкольника к школе, а так же соблюдать преемственность в  сформированности  учебных универсальных действий от ДОУ к школе.

 Введение Федеральных Государственных Требований  (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

ФГТ оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

Задача ФГТ - научить ребёнка учиться

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.

На современном этапе (в связи с введением ФГТ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Детский сад   реализует образовательную программу, разработанную в соответствии с ФГТ.

Если мы ещё раз обратимся к  портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по  основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Портрет выпускника ДОУ

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, Любознательный, активный, Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения  и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.  Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Портрет выпускника начальной школы

Выполняющий  правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину.  Владеющий основами  умения учиться,  способный к организации собственной деятельности. Метапредметные результаты. Предметные результаты. 

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

Согласно ФГОС УУД -  совокупность способов действия … благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности, представлены на слайде:

 1) познавательные и учебные мотивы

 2) учебная цель

 3) учебная  задача

4) учебные действия и операции 

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса,  и выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) -  к самостоятельной.

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить 4 блока.

Всё это касается начального общего образования. А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки?

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

На ступени дошкольного образования  формируются предпосылками познавательных логических универсальных учебных действий, предпосылки  знаково-символических универсальных учебных действий,  коммуникативных УУД.

 Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу

Планируемые результаты на конец 1 класса

- умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства

- понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и др люде- умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми

- положительно относится к школе

-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

- умеет уважать достоинство других

-умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

- умеет уважительно относиться к чужому мнению

- умеет понимать чувства других людей и сопереживать им

- умеет беречь свои вещи

- умеет бережно относиться к материальным ценностям

-уважает и принимает ценности семьи и общества

- Любит свою Родину и свой край

-умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре

- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров

- умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

- может поддержать разговор на интересную для него тему

-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

- может поддержать разговор на интересную тему

- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

- умеет делать самооценку и себе и своим действиям

-умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

- умеет делать самооценку себе и своим поступкам

- Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

-умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям

Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения

Приложение таблица №1


Универсальные учебные действия

Результаты развития универсальных учебных действий

Значение универсальных учебных действий

Ступень дошкольного образования

(предшкола)

Школа 1 ступени обучения

Ступень дошкольного образования (предшкола)

Школа 1 ступени обучения

Для обучения в 1 классе

Для обучения в школе 2 ступени

Личностные:

-

самоопределение,  смыслообразование

Личностные действия:

-

смыслообразование,

смыслоопределение

Регулятивные действия

Формирование внутренней позиции школьника

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки

Формирование адекватной мотивации учебной деятельности

Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания». Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением

Познавательные логические:

классификация

Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

Овладение понятием сохранения

Функционально- структурная сформированность учебной деятельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения

Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики

Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию

Познавательные знаково-символические

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности

Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах

Регулятивные:

-выделение и сохранение цели заданной в виде образца- продукта действия,

-ориентация на образец и правило выполнения действия,

- оценка

 

Умение произвольно регулировать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом

 Функционально- структурная сформированность учебной деятельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения

Формирование умения организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем.

Овладение эталонами обобщенных способов действий, научных понятий (в русском языке, математике) и предметной, продуктивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.)

Коммуникативные как умение вступать сотрудничество,

Коммуникативные (речевые), регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии

Формирование внутреннего плана действия

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание   содержания своих действий  и усвоение учебного содержания

Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения

Коммуникативные, как общение

Коммуникативные, регулятивные

Развитие коммуникации как общения и кооперации с взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи

Развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности  и основания действий

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание   содержания своих действий  и усвоение учебного содержания

Формирование осознанности и критичности учебных действий


Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают) данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

В условиях ФГТ и ФГОС  результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

      Дошкольное образование

Начальное образование

1

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты

(знания, умения, навыки).

2

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др

3

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Таким образом,  обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС четко вырисовывается  преемственная связь.

С целью обеспечения  качественного  дошкольного и начального общего образования, мы  должны умело подойти к реализации ФГТ и ФГОС.  Вместе с тем,  нужно понимать, что введение в действие ФГТ и ФГОС является сложным и многоплановым  процессом.

 Мы надеемся, что проблема   преемственности  как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школы), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

     По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Закончить свой доклад хочу совами  В.А.Сухомлинского

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

                                                                                             В.А. Сухомлинский  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

Статья "Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС"

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и рас...

Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС и ФГТ"

Выступление на творческой встрече воспитателей, психологов ДО и педагогами НОО «Осуществление преемственности дошкольным образованием и начальным общим образованием» на базе МБОУ «Средняя общеобразова...

Доклад на тему: «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГОС»

Доклад на тему:«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГОС»...

Статья на тему "Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС ДО"

В современных условиях, когда в соответствии с законом «Об образовании» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, вопросы преемственности между дошкольным и младшим ш...