"Инновационные технологии при внедрении ФГОС"
статья по теме

Фаттахова Альфия Фирдависовна

Внедрение ФГОС в дошкольные уреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos-3.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии при внедрении ФГОС»

Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.

Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационных ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности , призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности  широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно не достаточно. Существующие подходы к организации методической работы не сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние – инновационное пространство ДОУ.

В связи с этим возникла необходимость разработки программы.

Программа инновационной деятельности в ДОУ

В основе программы лежат такие понятия, как:

  • Инновационная управленческая деятельность, это деятельность руководителя ДОУ по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, введение нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного образовательного учреждения. Отсюда вытекает определение управленческих инноваций как целенаправленных изменений, связанных с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления руководителя ДОУ, что приводит к развитию системы управления дошкольным образовательным учреждением. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОУ, которая приобретает инновационный характер. 
  • Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между необходимостью развертывания в дошкольных образовательных учреждениях системы инновационной методической работы для повышения профессиональной компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность,  и отсутствием в педагогической теории и практике как самого определения понятия «инновационная методическая работа», так описание ее содержания и форм реализации, исследователями данной проблемы Молчановым С.Г., Яковлевой Г.В., была сделана попытка обозначить этот феномен. 

Инновационную методическую работу они определили как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:

  • определять приоритетные направления инноваций; 
  • отбирать содержание инновационной деятельности; 
  • проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий; 
  • описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций. 

Общая направленность настоящей программы состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Направления развития инновационных процессов

1.    Инновации в управленческой деятельности:

  • программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг; 
  • создание единой программы управления инновационной деятельностью в ДОУ; 
  • широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием ДОУ; 
  • разработка Концепции развития ДОУ, Основных общеобразовательных программ ДОУ; 
  • изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение его новых форм, делегирование контрольных функций; 
  • создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ; 
  • развитая система самоуправления за счет создания коллегиальных органов, созданные из числа педагогов-новаторов, совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого и научно-исследовательского аспектов. 

2.    Инновации в работе с педагогическими кадрами:

  • создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ; 
  • разработка программы формирования кадрового потенциала; 
  • разработка педагогами индивидуальных программ педагогического поиска; 
  • индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов; 
  • использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, площадки для стажирования, педагогические проекты, использование ИТК - технологий и т. д.); 
  • самореализация, формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т.д.); 
  • обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО); 
  • использование педагогами инновационных авторских технологий; 
  • дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ. 

3.    Инновации в содержании образования

  • адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ; 
  • разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий; 
  • организация дополнительных образовательных услуг. 

Работа по каждому из инновационных направлений осуществляется в четыре основных шага:

1.   Поиск новых идей:

— создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;

— выявление инновационных потребностей ДОУ;

2.   Формирование нововведения:

— формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;

— апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы» педагогических коллективов ДОУ;

— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;

— разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

3.   Реализация нововведения:

— обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов (кроме коллектива «опережающей группы») ДОУ района;

— мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;

— исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.

4.   Закрепление новшества:

— разработка презентационных материалов;

— распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.

 Предлагаемые направления инновационной деятельности:

  • Маркетинговые исследования 
  • Проектный метод 
  • Инновационные объединения педагогов (матричные подразделения) 
  • Тьюторство (работа тьютора по научно-методической работе) 
  • Организация деятельности  опорной площадки в рамках проекта сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений .
  • Экспериментальная деятельность 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Использование современных инновационных технологий в професионально - педагогической деятельности по внедрению ФГОС ДО "

Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические ...

Внедрение в процесс обучения татарскому языку инновационных технологий, в соответствии с ФГОС

Модернизация  Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования.   На смену традиционным методам организации педагогического процесса...

Инновационный образовательный проект "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Инновационный образовательный проект"Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»

Презентация к опыту работы  по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...

Статья "Инновационные технологии, реализующие требования ФГОС нового поколения".

            В современном мире с каждым годом возрастает значимость инновационных технологий для обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста. ...

Лэпбук как инновационные технологии в условиях ФГОС

Лэпбук  в дословном переводе с английского значит «книга на коленях».Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы....