Профилактика профессионального выгорания педагогов
материал на тему

Цель: проводить профилактику профессионального выгорания среди педагогов ДОУ.

Задачи:

1.     Организация условий,  включение в работу.

2.     Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом,  преодоление психологических барьеров.

3.     Изучение  психологических  упражнений для снятия напряжения, чувства тревоги, создания группового доверия и принятия.

Форма проведения: тренинг.

Участники: педагоги ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vygoranie_pedagogov.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Профилактика  профессионального выгорания педагогов».

Цель: проводить профилактику профессионального выгорания среди педагогов ДОУ.

Задачи:

  1. Организация условий,  включение в работу.
  2. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом,  преодоление психологических барьеров.
  3. Изучение  психологических  упражнений для снятия напряжения, чувства тревоги, создания группового доверия и принятия.

Форма проведения: тренинг.

Участники: педагоги ДОУ.

Предварительная работа:

Подготовка таблиц «Помоги себе сам» (см. Приложение №1).

Подбор музыки для релаксации.

Подбор упражнений для тренинга.

Оборудование: листы бумаги, грецкие орехи, мешочек, таблица «Помоги себе сам» для каждого участника, шариковые ручки, магнитофон, аудиозапись с релаксацией, плавающие свечи, блюдо, мяч.

План проведения:

  1. Правила тренинга.
  2. Упражнения тренинга.
  3. Рефлексия.
  4. Принятие проекта решения.

Ход проведения семинара-практикума.

I.  Правила тренинга (выступление педагога-психолога ДОУ).

1. Общение по принципу «здесь и теперь» - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений, лучше узнать себя и свои личные особенности.

Поэтому сегодня говорим о том, что волнует участников именно сейчас,  и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.

2. Принцип открытости, искренности – говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других

участников.

3. Принцип конфиденциальности – все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) – отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания тип «Большинство моих друзей считают, что…», «Некоторые думают...» на суждения «Я считаю, что...››, «Я думаю...›› и т. п.

5. Недопустимость непосредственных оценок человека – при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

6. Активное участие – участники должны принимать активное  участие в предлагаемых упражнениях, для того чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

7. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово останется за тренером, так как он – ведущий.

II. Упражнения тренинга (проводит педагог-психолог ДОУ)

Упражнение «Меня зовут…» (2-3 мин.)

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

Упражнение «Грецкий орех» (5 мин).

Цель: настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти  свой орех.

Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того как все орехи «нашли» своих владельцев, педагог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать и понять.

Упражнение «Распредели по порядку» (5-7 мин).

Цель: донести до участников тренинга  важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети;

- работа;

- муж (жена);

- я;

- друзья, родственники.

Через некоторое время педагог-психолог предлагает вариант оптимального распределения перечня:

1. Я.

2. Муж (жена).

3. Дети.

4. Работа.

5. Друзья, родственники.

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Упражнение «Вверх по радуге» (2-3 мин).

Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом ,они взбираются вверх по радуге. А выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.

Упражнение «Лестница» (8-10 мин).

Цель: осознание себя как личности, находящейся на  определенном проежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, предлагается внимательно её рассмотреть и отметить свое  местонахождение на лестнице на сегодняшний день. В ходе упражнения ведущий задает участникам вопросы:

-Подумайте и ответьте: вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

- Устраивает ли вас ваше местоположение на лестнице?

- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

- Что мешает вам находиться наверху?

Методика «Щит» (7-8 мин).

Участникам предлагается разделить лист бумаги на 4 части. В правом верхнем углу написать свое имя. В 1-й части - «я сегодня», во 2-й - «я горжусь», в 3-й - «мои желания», 4-й - «мои увлечения».

Изобразите без слов то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче, крупнее.

Я сегодня

Я горжусь

Мои желания

Мои увлечения

Проводится анализ упражнения. Посмотрите на то, как вы изобразили себя на сегодня; на то, чем вы гордитесь; на ваши желания; увлечения.

Упражнение «Удовольствие» (5 мин).

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, так как у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Некоторые из таких занятий требует особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Участникам тренинга раздают листы бумаги и просят написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие, после чего предлагается  проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Телесно ориентированное упражнение «Погода» (3 мин).

Участники выбирают себе пару. Один отворачивается к партнеру спиной, он - бумага, второй е художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю. По окончании упражнения

участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

Упражнение «Я учусь у тебя» (3 мин).

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мяч со словами: «Я учусь у тебя...»› (называется профессиональное или, личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч: прежде всего подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться...» или «Да, я могу научить...». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Тряпичная кукла» (2 мин).

Цель: снятие напряжения, умение расслабляться.

Участникам предлагается разбиться на пары. Сначала один изображает куклу: поддерживаемый партнером в области пояса, он пытается полностью расслабить верхнюю часть туловища, постепенно восстанавливает напряжении; затем партнеры меняются ролями.

Упражнение «Аплодисменты» (3-5 ми.)

Цель: повышение самооценки, сплоченности педагогов.

Кто из вас мжет представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушает гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, сморит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего.

Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Упражнение «Круг свети» (1-2 мин.)

Участники передают по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно дарят пожелания миру, присутствующим, себе. Таким образом, педагоги осуществляют ритуал очищения, мобилизируют свою внутреннюю энергию, активизируют свои ресурсы и тем самым укрепляют свое здоровье.

III.  Рефлексии (5 мин).

Круг продолжает фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…».

Всем участникам тренинга раздается таблица «Помоги себе сам» (см. Приложение).

IV. Принятие проекта решения.

Оформить в педагогическом уголке картотеку упражнений для восстановления эмоционально-комфортного состояния педагогов ДОУ.

Организовать уголок для релаксации работников ДОУ.

Приложение №1

Таблица «помоги себе сам».

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, содержание негативных эмоций приводят к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи – аффирмации (позитивные утверждения).

Психосоматические проявления и позитивные утверждения

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое,  я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущении обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде её нахожу

К работе прилагается памятка по профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.


Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Первая  стадия:

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая  стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья  стадия:

  • притупляются  представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
  • безразличие ко всему. 

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

        Во-первых: 

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. 

        Во-вторых: 

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы. 

        В-третьих: 

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

C:\Documents and Settings\AXO-1\Рабочий стол\КАРТИНКИ\с телефона 277.jpg

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА

Психофизические симптомы: 

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

ВТОРАЯ ГРУППА

Социально-психологические симптомы: 

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);

Профилактика профессионального выгорания

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

  • немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

ПАМЯТКА

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад первой категории №8

 г. Азова



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...