Главные вкладки

    Управление дошкольным образовательным учреждением с использованием SWOT- анализа
    статья по теме

    Емелина Людмила Борисовна

    В статье дается определение SWOT- анализа, область применения, образец SWOT - анализа конкретного ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadanie._swot-analiz.docx19.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление дошкольным образовательным учреждением с использованием

    SWOT-анализа

    Емелина Людмила Борисовна,

    Старший воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 30 «Зоренька»

    г.Н.Новгород, Советский район

             Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что–то исчезает и что–то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для учреждения, создает для него благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, учреждение должно уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на его пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для него. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них.

    Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них.

    Комплексный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды (SWOT – анализ) – это углублённый анализ внешних возможностей, угроз (положительных или отрицательных тенденций, явлений внешней среды, которые могут привести к улучшению или ухудшению условий деятельности) и анализ сильных и слабых сторон ДОУ.

    Данный вид анализа направлен на выявление и детальное понимание внешних благоприятных и неблагоприятных условий, внутренних аспектов управленческой деятельности ДОУ (стратегических факторов внешней и внутренней среды) и связанных с ними стратегических проблем.

    SWOT-анализ необходим для составления программы развития ДОУ, т.к. помогает оценить внутренние и внешние слабые и сильные стороны дошкольного учреждения и создать систему управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения.

    SWOT-анализ МБДОУ детский сад № 30 «Зоренька»

    Внутренние сильные стороны

    • накопленный широкий практический опыт образовательной и оздоровительной деятельности;
    • удобное расположение ДОУ (близость к центру города, соседство с важными культурно-массовыми объектами);
    • высокая рейтинговая оценка деятельности ДОУ в системе дошкольного образования Советского района;
    • благожелательная репутация ДОУ в социуме, яркий и позитивный имидж, наличие профессиональных наград;
    • отвечающие современным требованиям функциональное материально-техническое оснащение;
    • наличие в штате необходимого количества ставок узких специалистов по образовательной работе с детьми (педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог);
    • разнообразие деловых и творческих связей с различными организациями и учреждениями города (школа № 151, детский дом творчества, детская библиотека НИРО, музыкальная школа, отдел образования Нижегородской епархии и др.);
    • востребованность и удовлетворённость предлагаемыми услугами родителями ДОУ;
    • благоприятный психологический климат в ДОУ;
    • результативность участия воспитанников и сотрудников ДОУ в мероприятиях различного уровня.

     

    Внутренние слабые стороны

    • недостаточное количество методических разработок в образовательном и оздоровительном процессе для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС ДО;
    • большая наполняемость групп, не соответствующая предельной наполняемости, определённой СанПиН;
    • отток педагогических кадров в другие отрасли деятельности;
    • малое количество  высококвалифицированных, заинтересованных и инициативных педагогов;
    • малоактивная позиция родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, связанная с дефицитом времени.

    Внешние возможности организации

    • привлечение внимания общества и органов гос.власти к проблемам детского сада и дошкольного образования;
    • увеличение уровня доходов работников сферы образования;
    • сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников;
    • совершенствование системы управления ДОУ по обеспечению адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности общества;
    • расширение спектра дополнительно предоставляемых услуг, с учётом запросов родителей;
    • повышение конкурентоспособности и результативности деятельности ДОУ, обусловленное улучшением качества учебно-воспитательного процесса и ростом профессионального мастерства педагогов;
    • поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования; увеличение количества инновационно-активных технологий и авторских разработок и включение их в учебно-воспитательный процесс;
    • стимулирование труда педагогов за высокие результаты труда;
    • минимизация текучести персонала и предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;
    • формирование и подготовка кадрового резерва;
    • расширение возможностей профессиональной самореализации и непрерывного повышения квалификации педагогов, оптимизация их возрастной структуры.

     

    Внешние угрозы организации

    • низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
    • невысокая заработная плата, косвенным образом влияющая на престиж профессии «Воспитатель»;
    • эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов;
    • нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряжённая с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи;
    • приток в педагогический коллектив воспитателей без специального (профильного) образования.

     

    SWOT-анализ должен завершиться перекрестным анализом сильных сторон ДОУ и угроз его развитию, а также слабых сторон и возможностей. На основе перекрестного анализа описываются риски, с которыми может столкнуться ДОУ, и возможные способы их компенсации, а также варианты решения имеющихся у ДОУ проблем, то есть способы устранения слабых сторон.

    Пример перекрестного анализа:

    Проблема.

    Старение кадрового состава и его профессиональное выгорание ухудшает качество воспитательно-образовательного процесса.

    Возможный способ решения проблемы.

    Систематичное взаимодействие ДОУ с педагогическим ВУЗом и участие в подготовке кадров позволит уменьшить уровень профессионального выгорания кадрового состава за счет привлечения молодых специалистов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением

    Материал может представлять интерес для начинающих руководителей, не уверенных в своих возможностях. Имеет пуликацию и сертификат "Русановских чтений" 2010 г. Всероссийский уровень....

    Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.

    В данной работе затронуты трудности управления доу.Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;раскрыта сущность коммуникативной комп...

    Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением

    Меняющаяся социальная среда оказывают влияние на все институты жизни и, прежде всего на образование. Меняются целевые установки и соответственно происходят изменения в образовательных системах и метод...

    Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»

    Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....

    Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений (с использованием приёмов и методов ТРИЗ)»

    Цель: Ознакомление педагогов дошкольных учреждений с игровыми приемами ТРИЗ, используемыми в работе с детьми старшего дошкольного возраста...