Опыт работы. Исследовательская деятельность педагогической площадки ДОУ.
статья ( группа) на тему
Педагогическая площадка МДОУ ведет исследовательскую деятельность на региональном уровне по теме "Практико-ориентированная проектная деятельность в ДОУ" с 2013 года. Целью исследования является развитие социальной компетентности дошкольников через введение педагогами проектной деятельности в дошкольном учреждении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы.
Исследовательская деятельность педагогической площадки ДОУ.
МДОУ «Детский сад «Теремок» села Усть-Курдюм
Саратовского района Саратовской области»
Старший воспитатель Арабина Е.Ю.
Опорная педагогическая площадка на базе МДОУ «Детский сад «Теремок» села Усть-Курдюм Саратовского района Саратовской области» открыта в сентябре 2011 года. Наш детский сад единственное дошкольное учреждение, которое входит в состав муниципальной научной лаборатории (МНЛ) Саратовского муниципального района и занимается исследовательской деятельностью на региональном уровне наряду с 8-ю общеобразовательными школами Саратовского района.
С сентября 2013г. ведем исследовательскую деятельность по теме: «Практико-ориентированная проектная деятельность в ДОУ». Целью исследования является развитие социальной компетентности дошкольников через введение педагогами проектной деятельности в дошкольном учреждении.
Актуальностью исследования является то, что современному обществу в условиях постоянно изменяющего социума, необходима активная творческая, социально-адаптированная личность, способная к самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. С ведением новых стандартов дошкольного образования, в которых прописаны целевые ориентиры, каким должен быть дошкольник на конец дошкольного периода к поступлению в школу, все это заставило нас пересмотреть свою работу в воспитании и развитии детей, использовать новые подходы, технологии. Нами была выбрана технология проектного обучения. Так как исследовательская активность и проектная деятельность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, включая его в систему социальных отношений, тем самым обеспечивает готовность к школе. А из всех видов проектной деятельности приемлем практико – ориентированный, так как он более ориентирован на социальные интересы детей, направлен на социально-личностное развитие дошкольников.
Одними из первых, которые включились в исследовательскую деятельность по применению практико-ориентированных проектов в работе с детьми, стали 4 педагога детского сада. В дальнейшем, привлекая других педагогов, число участников увеличилось и сейчас можно сказать, что из 15 педагогов нашего детского сада 10 педагогов используют проектную деятельность в работе с детьми.
В рамках исследовательской деятельности были проведены социальные проекты: «Труд взрослых», «Мир профессий», «Мамы разные нужны», где развивая познавательный интерес к профессиям родителей, воспитатели расширяли представления у детей о социальной действительности. Дети решали игровые задачи для развития умений видеть проблему («Зачем нужны профессии взрослым?», «Что делает мама (папа) на работе?», «Какие инструменты необходимы для работы?»).
В рамках проектов «Семья, родословная семьи», «Я и моя семья», «Любимым бабушкам и дедушкам» воспитатели помогали детям собрать и исследовать информацию о семьи, её родословной, составляли с детьми «генеалогическое древо», формировали уважительное отношение к старшему поколению.
Учитывая интересы и актуальность тематики в подготовке к школе, проведены проекты «Первый раз – в первый класс», «Скоро в школу», где воспитатели с детьми собирали и исследовали информацию о школе, обобщали наблюдаемые факты, давая определение понятиям («Что такое школа?»), умение делать выводы («Кем я хочу быть?»), воспитатели развивали у детей старшего дошкольного возраста творческое и логическое мышление, эмоционально положительное отношение к предстоящему поступлению в 1-й класс.
Формируя у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников, развивая дружеские взаимоотношения между детьми, и помогая им найти правильное решение в проблемных ситуациях, поводились проекты «Радуга поведений», «Друзья», «Путешествие в страну вежливости».
Приобщая детей к общечеловеческим нравственным чувствам, закладывая основы духовных ценностей и реализуя социальные проекты «Истоки русской народной культуры», «Традиции семьи», «Россия – прошлое и настоящее» воспитатели помогли детям ответить на вопросы: «Как жили и веселились люди в древние времена?», «Как выглядел их быт?», «В какие игры и игрушки играли наши предки?», увидеть красоту родного края.
Формируя основы безопасности и соблюдения правил дорожного движения, проведены с детьми подготовительной группы проекты средней продолжительности «Осторожно, дорога!», «Дорожная грамота», во время которых на практических занятиях дети, решая проблемные ситуации, научились переходить улицу на перекрестке, соблюдать правила поведения на проезжей части, узнали, для чего нужны дорожные знаки.
Развивая у дошкольников активную гражданскую позицию и патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества, учитывая интересы детей, актуальность тематики в канун празднования юбилейной даты 70-летия Великой Победы воспитателями были проведены практико-ориентированные проекты: «Победы светлый день», «Поклонимся великим тем годам», «День Победы – праздник дедов», «Этот день мы не забудем никогда».
Хочется отметить, что не одно мероприятие в рамках проектной деятельности не прошло без участия родителей воспитанников. Они не только оказывали помощь в организации мероприятий, но и были самыми активными их участниками.
Ежегодно защита и презентация всех педагогических проектов проходит в неделе педагогического творчества «Ступеньки мастерства», на которой подводим итоги своей исследовательской деятельности.
Детский сад, входя в состав МНЛ Саратовского района, неоднократно награжден сертификатом участия в региональном конкурсе «Лучшая муниципальная лаборатория 2012 года» и «Лучшая муниципальная научная лаборатория 2014» .
Педагогическая площадка МДОУ в 2014 года награждена дипломом III степени за участие в районном конкурсе «Лучшая площадка муниципальной научной лаборатории Саратовского района».
Знаменательным стало участие педагогов детского сада в 2014 году в региональном конкурсе «Социальные, культурные и образовательные проекты: инновационный контекст», 4 педагога получили сертификаты за участие в региональном конкурсе.
Своим опытом по исследовательской работе мы делимся на научно-практических и видео конференциях, как в районе, так и области.
Мы считаем, что использовать проектную деятельность в детском саду очень эффективно, так как сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии педагогов, детей и родителей в одном целом проекте, закрепляет навыки воспитанников в познании окружающей действительности, дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживает его любознательность, инициативу, помогает решить любую проблему. А самое главное адаптироваться в социальном мире и находить взаимопонимания с окружающими его людьми, со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
Обобщенный опыт работы педагога-психолога ДОУ....
Педагогический опыт работы"Театрализованная деятельность с дошкольниками"
Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развит...

Опыт работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и кор...
Опыт организации исследовательской деятельности - Растения-
Презентация опыта организации самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический опыт «Экспериментально - исследовательская деятельность детей с использованием модульного принципа обучения»
Современному педагогу необходимо выбирать и организовывать такие виды детской деятельности, в которых будут формироваться познавательный интерес и познавательная активность ребенка, а форма взаи...

Опыт организации исследовательской деятельности "Выращивание фасоли"
организация исследовательской деятельности...