Вариативные формы дошкольного образования.
статья ( группа) на тему

Миронова Наталья Вячеславовна

Вариативные формы дошкольного образования.

 Сложные и противоречивые изменения, которые в последние годы коснулись образовательной системы на всех ее уровнях, потребовали переосмысления качества и условий воспитательно-образовательной деятельности, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Российская система образования, осуществляя переход “к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование «творческой социально ответственной личности”, перестраивается на основе принципов индивидуализации и вариативности. На базовом уровне системы в дошкольном образовании и воспитании эти принципы находят отражение в создании сети образовательных услуг по выбору в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка (личностными, физическими, образовательными) и в вариативных программах дошкольной подготовки (вариативных образовательных маршрутах).

Вариативность – качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_variativnye_formy.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Вариативные формы дошкольного образования.

 Сложные и противоречивые изменения, которые в последние годы коснулись образовательной системы на всех ее уровнях, потребовали переосмысления качества и условий воспитательно-образовательной деятельности, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Российская система образования, осуществляя переход “к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование «творческой социально ответственной личности”, перестраивается на основе принципов индивидуализации и вариативности. На базовом уровне системы в дошкольном образовании и воспитании эти принципы находят отражение в создании сети образовательных услуг по выбору в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка (личностными, физическими, образовательными) и в вариативных программах дошкольной подготовки (вариативных образовательных маршрутах).

Вариативность – качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Показателями степени вариативности педагогической системы являются:

  • наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для дошкольников вариантов программ;
  • возможность выбора одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного индивидуально для каждого ребёнка варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей)

ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитание подрастающего поколения.

При подборе  материалов для нашей работы  изучались исследования специалистов в области экономики вариативного образования, определение его роли в социально-экономическом развитии, его эффективность, вопросы управления развитием, инновациями и качеством, через изучение опыта коллег и оценку ресурсного обеспечения в рамках нашего ДОУ.

Таким образом, объектом исследования является система дошкольного образования в ДОУ № 17, предметом – вариативность дошкольного образования, в образе – родителей, детей и педагогов нашего сада.

ЦЕЛИ

Целью настоящего нашего проекта является разработка проекта вариативной системы дошкольного образования, что включает в себя  следующее:

1.        Изучение нормативно-методической базы по вариативным формам дошкольного образования;

2.        Мониторинг социального заказа в области вариативных форм дошкольного образования.

3.        Оценка соответствия собственных целей и ресурсов;

4.        Разработка моделей вариативных форм дошкольного образования в нашем ДОУ (нормативное и методическое сопровождение).

ЗАДАЧИ

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1.   Проанализировать современную систему дошкольного образования, выявить проблемы вариативности дошкольного образования и его развития в настоящее время;

2.   Оценить и охарактеризовать уровень востребованности вариативных форм в детском дошкольном учреждении;

3.   Разработать проект вариативного дошкольного образования для детского сада.

ФОРМИРОВАНИЕ

Целью нашей работы, главным образом, было желание управлять качеством дошкольного образования на практике, в объёме и на примере нашего детского сада.  Содержание разработки было направлено на понимание педагогами – ВСЕМИ участниками истории становления вариативных форм, сущности и места новых форм в общей системе дошкольного воспитания и образования; знакомство с современными доктринами и концепциями, нормативно-правовыми и методическими документами в этой сфере; овладение основами управления дошкольным учреждением и его структурными подразделениями; формирование представлений о содержании и структуре вариативных образовательных программ для разных контингентов детей, различающихся по возрасту, возможностям здоровья и образовательным потребностям.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ для детских садов с обновленным содержанием.

Очередная насущная задача - введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

ПЕРЕЧЕНЬ

1. Разработка и утверждение перечня внедряемых и потенциально востребованных вариативных форм дошкольного образования, для этого необходимо:

2. Осуществление подготовки нормативно-правовой базы:

- лицензирование дополнительной образовательной программы;

- внесение изменений в Устав;

- разработка Положения о каждой вариативной форме в отдельности;

- разработка формы договора с родителями;

- разработка формы договора с сотрудниками;

- разработка должностной инструкции.

3. Разработка образовательной программы.

4. Подбор необходимого оборудования и создания условий в детском саду

- подбор помещений, кадров, оснащение среды.

5. Налаживание контактов с соц. партнёрами.

6. Комплектование групп.

ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Цель: всестороннее развитие детей, не посещающих детский сад.

•        Адаптационная группа  «Раннее развитие»– для детей от 1 до 3 лет. Создаются такие группы с целью подготовки ребёнка к поступлению в детский сад.

•        «Играя, обучаюсь» – для детей от 1 до 7 лет. Такие группы созданы для всестороннего развития и социализации детей в группе со сверстниками и взрослыми посредством игровой деятельности.

Разработано Положение о группах кратковременного пребывания (ГКП), План работы (Содержание воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания; формы работы; время и режим функционирования групп ГКП),  определены категории работников, которые будут осуществлять работу в ГКП.

Цель: обеспечение раннего развития и социализации детей раннего возраста.

Задачи:

1. Ранняя диагностика и развитие детей раннего возраста;

2. Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение;

3. Формирование умений общения со сверстниками.

Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР)

Цель воспитательно-образовательной работы ЦИПР - всестороннее развитие детей дошкольного  возраста на основе использования в практике воспитания современных и традиционных игровых технологий, адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Основные задачи ЦИПР:

•        ознакомление родителей с современными и традиционными видами игровых средств обучения;

•        обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения;

•        организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

•        обучение родителей (законных представителей) выбору оптимальных методов и средств по развитию детей дошкольного возраста;

•        оказание содействия в социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

•        игровая поддержка и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Разработано Положение о Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР). План работы (Содержание воспитательно-образовательной работы в ЦИПР; время и режим функционирования ЦИПР),  определены категории работников, которые будут осуществлять работу в ЦИПР.

Цели воспитательно-образовательного процесса ЦИПР:

1. Создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства.

2. Формировать основы базовой культуры личности.

3. Всесторонне развивать психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

4. Готовить ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,  художественной, двигательной, элементарно-трудовой

Консультативный пункт

Цель: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Основными задачами КП являются:

1.        Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

2.        Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

3.         Поддержка всестороннего развития личности детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ.

4.        Помощь в социализации детей, не посещающих ДОУ.

Разработано:

- Положение о Консультативном пункте;

- План работы Консультативного пункта;

- План-график работы консультативного пункта для родителей;

- режим, форма работы Консультативного пункта;

- определены категории работников, которые будут осуществлять работу в Консультативном пункте.

Консультативный пункт создаётся для семей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и  воспитывающихся на дому, поддержки всестороннего  развития личности детей.

ЛЕКОТЕКА Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 1 года до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Задачи деятельности «Лекотеки» определяются: индивидуально-ориентированной программой сопровождения ребенка, разрабатываемой специалистами, на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

«Лекотека»   осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет на основе современных и традиционных методов организации игровой деятельности.

Ожидаемые результаты

Главная цель образовательной политики на современном этапе – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образования, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей  как основы успешного обучения в школе. Для реализации поставленной задачи по приоритетному направлению доступности дошкольного образования и психолого-педагогической поддержки семьи решаются следующие задачи:

•        Развитие новых форм дошкольного образования  в соответствии с запросами населения;

•        Обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

•        Оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье, поддержка материнства и детства.

Ожидаемые результаты от введения вариативных форм образования в дошкольном учреждении:

  • повышение качества и доступность дошкольного образования для детей и их родителей;
  • содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования;
  • определение новых подходов к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;
  • оптимизация нормативно-правового регулирования инновационными преобразованиями системы дошкольного образования.

Главным выводом проделанной работы является обнаружение связи между организацией вариативных форм и качеством образования в ДОУ, что позволило рекомендовать внедрение конкретных образовательных программ.

Практическая ценность работы, при этом, заключается в этом, что представленный проект вариативного образования на примере функционирования детского сада применим к реализации в любом дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Детский сад для всех малышей. Вариативные формы дошкольного образования

На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от друго...

Вариативные формы дошкольного образования

Для реализации образовательных запросов детей, не посещающих дошкольные учреждения, и обеспечения доступности и качества дошкольного образования в МБДОУ могут быть  созданы и  развиты вариат...

Семинар на тему: «Развитие вариативных форм дошкольного образования»

Цели:доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности о...

Вариативная форма дошкольного образования: Центр игровой поддержки ребенка

Направлена на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет, на основе современных методов организации игровой деятельности....