Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников, как фактор обеспечения кадровых
статья на тему

Григорова Оксана Николаевна

В статье описан опыт работы ДОУ по оценке качества профессиональной деятельности педагогических работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников, как фактор обеспечения кадровых ресурсов

Григорова  Оксана Николаевна

заведующий МБДОУ д/с №54 г. Белгород

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации.

Под качеством профессиональной деятельности педагога  понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг. Так результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными заказчиками - детьми, родителями, педагогами.

Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников  может быть двух видов:

- внутренняя оценка - проводится заведующим и наиболее квалифицированными  педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения;

- внешняя оценка — осуществляется представителями родительского комитета, общественности, департаментом образования.

Основными  критериями внутренней  оценки качества профессиональной деятельности педагогов считаю:

- мониторинг непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

-портфолио педагога - как инструмент отслеживания его результативности деятельности.

-«рейтингование» педагогов (на основе ежемесячных экранов учета активности педагогов)

- психолого-педагогическая оценка ( такие как: анкетирование педагогов по Н,В, Немовой,  тестирование педагогов «Ваш творческий потенциал» )

-аттестация педагогов как механизм обеспечения роста квалификации, профессионализма, увеличения оплаты труда педагога.

Анализирую педагогические кадры на ноябрь 2014 г. штатным расписанием предусмотрено 16 единиц педагогов, из них:

- старший воспитатель;

- педагог-психолог;

- музыкальный руководитель,

-инструктор по физической культуре,

12 воспитателей.

        Биологический средний возраст педагогов составляет 39 лет, из них от 20 до 30 лет- 3 педагога, от 31 до 40 – 5 педагогов, от 41-50- 6 педагогов, более 50 лет- 2 педагога.  

         Квалификация педагогов соответствует  квалификационным характеристикам, установленным  в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел  «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом  Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 761н (в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2011 года № 448н)

        В МБДОУ д/с № 54 всего 16 педагогов – 100%, из них - 8 педагогов с высшим образованием – 50%, 8 педагогов -  со средним профессиональным образованием- 50 %. 2 педагога заочно обучаются в БелГУ на 6 курсе. Из 16 педагогов - аттестованных 7 педагогов.

В программе развития МБДОУ  д/с № 54 на период с 2013 по 2016 поставлена задача: «Модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, направленной на повышение уровня их профессиональной компетентности».

 Исходя из анализа кадров детского сада  и задачи программы развития нами был составлен план мероприятий, направленный на  развитие профессионального  потенциала педагогического коллектива.

В план были внесены мероприятия, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя:  это консультации, взаимопосещения, наставничество, коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов; самообразование педагогов, психологические тренинги, творческие недели педагогического мастерства, мастер-классы, семинары-практикумы, участие в работе педагогического марафона, выполнение поисково-творческих заданий, обобщение опыта работы.  

Используя методы тестирования и анкетирования, экраны учета  исполнительности педагога, карты возможностей и затруднений,  выявляем уровень теоретической подготовки педагога, его способности к профессиональному совершенствованию. В течение года в соответствии с Планом действий («Дорожная карта») по введению ФГОС ДО с педагогами осваивался содержательный и технологический компоненты реализации требований ФГОС ДО в профессиональной деятельности. Были созданы благоприятные условия для повышения квалификации в рамках  курсов БелИРО.  Курсы повышения квалификации прошли 11 педагогов (69%). Курсы по программе «Содержание и организация образовательной деятельности дошкольных образовательных организациях в условиях введения ФГОС ДОО» в 2014- 2015 годах прошли 9 воспитателей (75%), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель (всего 12 человек).

Воспитателям были даны рекомендации по разработке портфолио. Основным разделами в портфолио являются:

1. «Введение»- воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные.

2. «Портрет воспитателя» - включает эссе «Я и моя профессия».

3. «Папка профессиональных достижений» включает - доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, самоотчет о результатах работы за учебный год, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных.

4. «Папка подтверждающих документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности.

5. «Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах.

Портфолио анализируется мною и старшим воспитателем не реже 2 раз в год, при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

В ДОУ утвержден перспективный план аттестации и курсовой переподготовки педагогических работников на календарный год, мониторинг прохождения курсов повышения квалификации отслеживается старшим воспитателем.

На основе  заполненных ежемесячных экранов учета активности педагогов – проводится «рейтингование» педагогов, которое позволяет выявить не только активность участия педагога, но и  изучить динамику изменения результатов деятельности конкретного педагога,  выявить позитивных и негативных тенденций в работе педагогов; получить полную информации о результатах деятельности как отдельного педагога так и всего педагогического коллектива в целом.

Используя все вышеперечисленные  критерии внутренней  оценки качества профессиональной деятельности педагогов получили следующий результат целенаправленной работы. Так, решением Педагогического совета обобщены 3 опыта работы педагогов. Рассматривается опыт работы для внесения в городской банк данных.

Педагоги ДОУ в течение 2015 года регулярно повышали уровень профессионального мастерства путем активного участия в методической и общественной жизни города и области. Количество педагогов выступивших на областном уровне в  ОГАОУ ДПО «БелИРО» - 5 человек, на ГМО - 8 педагогов, на педагогических марафонах- 2 педагога.

Одним из направлений оценки качества профессиональной деятельности педагогов является публикации статей в методических изданиях. Так, в  декабре 2014 году опубликованы методические материалы в сборнике «Актуальные вопросы педагогики: опыт, состояние, перспективы». В 2015 году в сборнике «Стандарты современного образования: методика и практика обучения»,  статьи в материалах всероссийской конференции с международным участием г. Белгорода  «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве».

        Педагоги МБДОУ д/с № 54 участвуют в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня: Всероссийский конкурс «Дорога в профессию» - 2 педагога участника, 1 педагог- призер;  Всероссийской профессиональный конкурс «Крылья» - победитель, «Педагогический дебют»- участник, лауреат Всероссийского творческого марафона «Путь к знаниям». Участие в профессиональных конкурсах способствовало самореализации, формированию позитивной самооценки педагогов,  а также обеспечивало обогащение их профессиональной деятельности актуальным педагогическим опытом.

На протяжении 2014 - 2015 года педагоги принимали активное участие в мероприятиях  ДОУ, города и мероприятиях, проводимых УО г. Белгорода и Департаментом образования Белгородской области.

Так в 2014 году педагогический коллектив стал победителем в городском параде-конкурсе Дедов Морозов и Снегурочек.

В 2015 году творческий коллектив педагогов стал участником городского конкурса «Творческий дебют» во всех номинациях, лауреатами в городском смотре-конкурсе «Зеленый огонек» в конкурсном мероприятии акции социальной направленности «Безопасным дорогам – скажем ДА!»,  участниками конкурса «Благоустройства территории 2015», призерами в городской выставке цветочных композиций «Тебе с любовью, Белый город» в номинации «Общая экспозиция Выставки», участник парада дедов морозов и снегурочек.

 Результатами качественной работы педагогов является их участие  совместно с воспитанниками и родителями в конкурсах различного уровня,  где так же неоднократно становились победителями и призерами, как на базе МБДОУ д/с № 54, так и во всероссийских конкурсах.

Все педагоги владеют ИКТ, создают презентации, пособия, наглядно-дидактический материал для работы с детьми, буклеты,  памятки, активно используют глобальную компьютерную сеть,  интернет ресурсы. Материалы педагогической деятельности размещены на индивидуальных сайтах педагогов, а так же на социальной сети работников образования, портале МААМ,ru и сайте МБДОУ д/с № 54.  Педагоги участвовали в работе вебинаров.  

По итогам 2015 года: из 16 педагогов - аттестовано 13 педагогов – 81%.

3 педагога не аттестовано – 19%

12 педагогов имеют  первую категорию - 92%

1 педагог– высшая категория– 8%

 Из 16 педагогов в 2015г. аттестовались – 9 педагогов – 56%.

На сегодняшний день у педагогов ДОУ:

- Расширены профессиональные интересы, способствующие развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, самостоятельности и взаимодоверия.

- Все педагоги овладели информационно-коммуникационными технологиями, активно используют медиа- ресурсы в организации образовательной деятельности с дошкольниками.

- У педагогов ярко выражен интерес к инновациям, они возглавляют работу творческих групп, мастер-классов, активно участвуют в ГМО, в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах.

- Повысился уровень корпоративной культуры, который проявляется: в восприятии себя как субъекта, чья профессиональная – трудовая деятельность влияет на общую трудовую деятельность ДОУ; в добросовестном отношении к своим обязанностям как норме поведения сотрудника ДОУ; введение инноваций в образовательный процесс, повышение эффективности взаимодействия.

- Улучшился психологический климат в коллективе.

Все это нашло отражение и в стимулирующей части заработной платы, так увеличилась стоимость балла, а соответственно и заработная плата педагогов.

        Вывод: МБДОУ д/с № 54  укомплектован кадрами полностью. Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации образовательной деятельности и улучшении качества профессиональной деятельности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение качества профессионального уровня педагогических работников в условиях перехода на ФГОС ДО»

В данном материале рассматривается как вводиться ФГОС в дошкольное учреждение. Какие вопросы возникают у людей, работающие в дошкольном учреждении. Материал помогает решить проблему введения ФГОСов в ...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Под качеством профессиональной деятельности педагога  понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг....

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует специалиста на выполнение целого ряда функций, требующих  личностных качеств и профессиональных компетенций...

Перечень критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в должности «воспитатель» в целях установления первой квалификационной категории

Перечень критериев и показателейдля оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в должности «воспитатель»в целях установления первой квалификационной катего...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях, постановка проблемы.

На текущий год оценка качества профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений становится все более актуальной,  так как развитие современного общест...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления/подтверждения квалификационной категории по должности «воспитатель»

Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к составлению и оформлению портфолио профессиональных достижений.Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накопл...