Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников, как фактор обеспечения кадровых
статья на тему
В статье описан опыт работы ДОУ по оценке качества профессиональной деятельности педагогических работников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников, как фактор обеспечения кадровых ресурсов
Григорова Оксана Николаевна
заведующий МБДОУ д/с №54 г. Белгород
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации.
Под качеством профессиональной деятельности педагога понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг. Так результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными заказчиками - детьми, родителями, педагогами.
Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников может быть двух видов:
- внутренняя оценка - проводится заведующим и наиболее квалифицированными педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения;
- внешняя оценка — осуществляется представителями родительского комитета, общественности, департаментом образования.
Основными критериями внутренней оценки качества профессиональной деятельности педагогов считаю:
- мониторинг непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
-портфолио педагога - как инструмент отслеживания его результативности деятельности.
-«рейтингование» педагогов (на основе ежемесячных экранов учета активности педагогов)
- психолого-педагогическая оценка ( такие как: анкетирование педагогов по Н,В, Немовой, тестирование педагогов «Ваш творческий потенциал» )
-аттестация педагогов как механизм обеспечения роста квалификации, профессионализма, увеличения оплаты труда педагога.
Анализирую педагогические кадры на ноябрь 2014 г. штатным расписанием предусмотрено 16 единиц педагогов, из них:
- старший воспитатель;
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель,
-инструктор по физической культуре,
12 воспитателей.
Биологический средний возраст педагогов составляет 39 лет, из них от 20 до 30 лет- 3 педагога, от 31 до 40 – 5 педагогов, от 41-50- 6 педагогов, более 50 лет- 2 педагога.
Квалификация педагогов соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 761н (в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2011 года № 448н)
В МБДОУ д/с № 54 всего 16 педагогов – 100%, из них - 8 педагогов с высшим образованием – 50%, 8 педагогов - со средним профессиональным образованием- 50 %. 2 педагога заочно обучаются в БелГУ на 6 курсе. Из 16 педагогов - аттестованных 7 педагогов.
В программе развития МБДОУ д/с № 54 на период с 2013 по 2016 поставлена задача: «Модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, направленной на повышение уровня их профессиональной компетентности».
Исходя из анализа кадров детского сада и задачи программы развития нами был составлен план мероприятий, направленный на развитие профессионального потенциала педагогического коллектива.
В план были внесены мероприятия, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: это консультации, взаимопосещения, наставничество, коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов; самообразование педагогов, психологические тренинги, творческие недели педагогического мастерства, мастер-классы, семинары-практикумы, участие в работе педагогического марафона, выполнение поисково-творческих заданий, обобщение опыта работы.
Используя методы тестирования и анкетирования, экраны учета исполнительности педагога, карты возможностей и затруднений, выявляем уровень теоретической подготовки педагога, его способности к профессиональному совершенствованию. В течение года в соответствии с Планом действий («Дорожная карта») по введению ФГОС ДО с педагогами осваивался содержательный и технологический компоненты реализации требований ФГОС ДО в профессиональной деятельности. Были созданы благоприятные условия для повышения квалификации в рамках курсов БелИРО. Курсы повышения квалификации прошли 11 педагогов (69%). Курсы по программе «Содержание и организация образовательной деятельности дошкольных образовательных организациях в условиях введения ФГОС ДОО» в 2014- 2015 годах прошли 9 воспитателей (75%), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель (всего 12 человек).
Воспитателям были даны рекомендации по разработке портфолио. Основным разделами в портфолио являются:
1. «Введение»- воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные.
2. «Портрет воспитателя» - включает эссе «Я и моя профессия».
3. «Папка профессиональных достижений» включает - доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, самоотчет о результатах работы за учебный год, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных.
4. «Папка подтверждающих документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности.
5. «Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах.
Портфолио анализируется мною и старшим воспитателем не реже 2 раз в год, при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
В ДОУ утвержден перспективный план аттестации и курсовой переподготовки педагогических работников на календарный год, мониторинг прохождения курсов повышения квалификации отслеживается старшим воспитателем.
На основе заполненных ежемесячных экранов учета активности педагогов – проводится «рейтингование» педагогов, которое позволяет выявить не только активность участия педагога, но и изучить динамику изменения результатов деятельности конкретного педагога, выявить позитивных и негативных тенденций в работе педагогов; получить полную информации о результатах деятельности как отдельного педагога так и всего педагогического коллектива в целом.
Используя все вышеперечисленные критерии внутренней оценки качества профессиональной деятельности педагогов получили следующий результат целенаправленной работы. Так, решением Педагогического совета обобщены 3 опыта работы педагогов. Рассматривается опыт работы для внесения в городской банк данных.
Педагоги ДОУ в течение 2015 года регулярно повышали уровень профессионального мастерства путем активного участия в методической и общественной жизни города и области. Количество педагогов выступивших на областном уровне в ОГАОУ ДПО «БелИРО» - 5 человек, на ГМО - 8 педагогов, на педагогических марафонах- 2 педагога.
Одним из направлений оценки качества профессиональной деятельности педагогов является публикации статей в методических изданиях. Так, в декабре 2014 году опубликованы методические материалы в сборнике «Актуальные вопросы педагогики: опыт, состояние, перспективы». В 2015 году в сборнике «Стандарты современного образования: методика и практика обучения», статьи в материалах всероссийской конференции с международным участием г. Белгорода «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве».
Педагоги МБДОУ д/с № 54 участвуют в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня: Всероссийский конкурс «Дорога в профессию» - 2 педагога участника, 1 педагог- призер; Всероссийской профессиональный конкурс «Крылья» - победитель, «Педагогический дебют»- участник, лауреат Всероссийского творческого марафона «Путь к знаниям». Участие в профессиональных конкурсах способствовало самореализации, формированию позитивной самооценки педагогов, а также обеспечивало обогащение их профессиональной деятельности актуальным педагогическим опытом.
На протяжении 2014 - 2015 года педагоги принимали активное участие в мероприятиях ДОУ, города и мероприятиях, проводимых УО г. Белгорода и Департаментом образования Белгородской области.
Так в 2014 году педагогический коллектив стал победителем в городском параде-конкурсе Дедов Морозов и Снегурочек.
В 2015 году творческий коллектив педагогов стал участником городского конкурса «Творческий дебют» во всех номинациях, лауреатами в городском смотре-конкурсе «Зеленый огонек» в конкурсном мероприятии акции социальной направленности «Безопасным дорогам – скажем ДА!», участниками конкурса «Благоустройства территории 2015», призерами в городской выставке цветочных композиций «Тебе с любовью, Белый город» в номинации «Общая экспозиция Выставки», участник парада дедов морозов и снегурочек.
Результатами качественной работы педагогов является их участие совместно с воспитанниками и родителями в конкурсах различного уровня, где так же неоднократно становились победителями и призерами, как на базе МБДОУ д/с № 54, так и во всероссийских конкурсах.
Все педагоги владеют ИКТ, создают презентации, пособия, наглядно-дидактический материал для работы с детьми, буклеты, памятки, активно используют глобальную компьютерную сеть, интернет ресурсы. Материалы педагогической деятельности размещены на индивидуальных сайтах педагогов, а так же на социальной сети работников образования, портале МААМ,ru и сайте МБДОУ д/с № 54. Педагоги участвовали в работе вебинаров.
По итогам 2015 года: из 16 педагогов - аттестовано 13 педагогов – 81%.
3 педагога не аттестовано – 19%
12 педагогов имеют первую категорию - 92%
1 педагог– высшая категория– 8%
Из 16 педагогов в 2015г. аттестовались – 9 педагогов – 56%.
На сегодняшний день у педагогов ДОУ:
- Расширены профессиональные интересы, способствующие развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, самостоятельности и взаимодоверия.
- Все педагоги овладели информационно-коммуникационными технологиями, активно используют медиа- ресурсы в организации образовательной деятельности с дошкольниками.
- У педагогов ярко выражен интерес к инновациям, они возглавляют работу творческих групп, мастер-классов, активно участвуют в ГМО, в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах.
- Повысился уровень корпоративной культуры, который проявляется: в восприятии себя как субъекта, чья профессиональная – трудовая деятельность влияет на общую трудовую деятельность ДОУ; в добросовестном отношении к своим обязанностям как норме поведения сотрудника ДОУ; введение инноваций в образовательный процесс, повышение эффективности взаимодействия.
- Улучшился психологический климат в коллективе.
Все это нашло отражение и в стимулирующей части заработной платы, так увеличилась стоимость балла, а соответственно и заработная плата педагогов.
Вывод: МБДОУ д/с № 54 укомплектован кадрами полностью. Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации образовательной деятельности и улучшении качества профессиональной деятельности педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-536520-1416666032.jpg)
«Повышение качества профессионального уровня педагогических работников в условиях перехода на ФГОС ДО»
В данном материале рассматривается как вводиться ФГОС в дошкольное учреждение. Какие вопросы возникают у людей, работающие в дошкольном учреждении. Материал помогает решить проблему введения ФГОСов в ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-306535-1385394680.jpg)
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях
Под качеством профессиональной деятельности педагога понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/05/picture-787575-1462448960.jpg)
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях
Вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует специалиста на выполнение целого ряда функций, требующих личностных качеств и профессиональных компетенций...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-948546-1505634525.jpg)
Перечень критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в должности «воспитатель» в целях установления первой квалификационной категории
Перечень критериев и показателейдля оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в должности «воспитатель»в целях установления первой квалификационной катего...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-971206-1510400892.jpg)
Форма перечня критериев и показателей оценки профессиональной деятельности педагогических работников аттестуемых в целях установления первой квалификационной категории по должности "воспитатель".
Форма перечня критериев для аттестации пеагогических работников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/04/picture-444367-1399201633.jpg)
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях, постановка проблемы.
На текущий год оценка качества профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений становится все более актуальной, так как развитие современного общест...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1414982-1665727827.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления/подтверждения квалификационной категории по должности «воспитатель»
Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к составлению и оформлению портфолио профессиональных достижений.Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накопл...