Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников, как фактор обеспечения кадровых
статья на тему

Григорова Оксана Николаевна

В статье описан опыт работы ДОУ по оценке качества профессиональной деятельности педагогических работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников, как фактор обеспечения кадровых ресурсов

Григорова  Оксана Николаевна

заведующий МБДОУ д/с №54 г. Белгород

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации.

Под качеством профессиональной деятельности педагога  понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг. Так результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными заказчиками - детьми, родителями, педагогами.

Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников  может быть двух видов:

- внутренняя оценка - проводится заведующим и наиболее квалифицированными  педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения;

- внешняя оценка — осуществляется представителями родительского комитета, общественности, департаментом образования.

Основными  критериями внутренней  оценки качества профессиональной деятельности педагогов считаю:

- мониторинг непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

-портфолио педагога - как инструмент отслеживания его результативности деятельности.

-«рейтингование» педагогов (на основе ежемесячных экранов учета активности педагогов)

- психолого-педагогическая оценка ( такие как: анкетирование педагогов по Н,В, Немовой,  тестирование педагогов «Ваш творческий потенциал» )

-аттестация педагогов как механизм обеспечения роста квалификации, профессионализма, увеличения оплаты труда педагога.

Анализирую педагогические кадры на ноябрь 2014 г. штатным расписанием предусмотрено 16 единиц педагогов, из них:

- старший воспитатель;

- педагог-психолог;

- музыкальный руководитель,

-инструктор по физической культуре,

12 воспитателей.

        Биологический средний возраст педагогов составляет 39 лет, из них от 20 до 30 лет- 3 педагога, от 31 до 40 – 5 педагогов, от 41-50- 6 педагогов, более 50 лет- 2 педагога.  

         Квалификация педагогов соответствует  квалификационным характеристикам, установленным  в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел  «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом  Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 761н (в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2011 года № 448н)

        В МБДОУ д/с № 54 всего 16 педагогов – 100%, из них - 8 педагогов с высшим образованием – 50%, 8 педагогов -  со средним профессиональным образованием- 50 %. 2 педагога заочно обучаются в БелГУ на 6 курсе. Из 16 педагогов - аттестованных 7 педагогов.

В программе развития МБДОУ  д/с № 54 на период с 2013 по 2016 поставлена задача: «Модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, направленной на повышение уровня их профессиональной компетентности».

 Исходя из анализа кадров детского сада  и задачи программы развития нами был составлен план мероприятий, направленный на  развитие профессионального  потенциала педагогического коллектива.

В план были внесены мероприятия, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя:  это консультации, взаимопосещения, наставничество, коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов; самообразование педагогов, психологические тренинги, творческие недели педагогического мастерства, мастер-классы, семинары-практикумы, участие в работе педагогического марафона, выполнение поисково-творческих заданий, обобщение опыта работы.  

Используя методы тестирования и анкетирования, экраны учета  исполнительности педагога, карты возможностей и затруднений,  выявляем уровень теоретической подготовки педагога, его способности к профессиональному совершенствованию. В течение года в соответствии с Планом действий («Дорожная карта») по введению ФГОС ДО с педагогами осваивался содержательный и технологический компоненты реализации требований ФГОС ДО в профессиональной деятельности. Были созданы благоприятные условия для повышения квалификации в рамках  курсов БелИРО.  Курсы повышения квалификации прошли 11 педагогов (69%). Курсы по программе «Содержание и организация образовательной деятельности дошкольных образовательных организациях в условиях введения ФГОС ДОО» в 2014- 2015 годах прошли 9 воспитателей (75%), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель (всего 12 человек).

Воспитателям были даны рекомендации по разработке портфолио. Основным разделами в портфолио являются:

1. «Введение»- воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные.

2. «Портрет воспитателя» - включает эссе «Я и моя профессия».

3. «Папка профессиональных достижений» включает - доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, самоотчет о результатах работы за учебный год, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных.

4. «Папка подтверждающих документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности.

5. «Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах.

Портфолио анализируется мною и старшим воспитателем не реже 2 раз в год, при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

В ДОУ утвержден перспективный план аттестации и курсовой переподготовки педагогических работников на календарный год, мониторинг прохождения курсов повышения квалификации отслеживается старшим воспитателем.

На основе  заполненных ежемесячных экранов учета активности педагогов – проводится «рейтингование» педагогов, которое позволяет выявить не только активность участия педагога, но и  изучить динамику изменения результатов деятельности конкретного педагога,  выявить позитивных и негативных тенденций в работе педагогов; получить полную информации о результатах деятельности как отдельного педагога так и всего педагогического коллектива в целом.

Используя все вышеперечисленные  критерии внутренней  оценки качества профессиональной деятельности педагогов получили следующий результат целенаправленной работы. Так, решением Педагогического совета обобщены 3 опыта работы педагогов. Рассматривается опыт работы для внесения в городской банк данных.

Педагоги ДОУ в течение 2015 года регулярно повышали уровень профессионального мастерства путем активного участия в методической и общественной жизни города и области. Количество педагогов выступивших на областном уровне в  ОГАОУ ДПО «БелИРО» - 5 человек, на ГМО - 8 педагогов, на педагогических марафонах- 2 педагога.

Одним из направлений оценки качества профессиональной деятельности педагогов является публикации статей в методических изданиях. Так, в  декабре 2014 году опубликованы методические материалы в сборнике «Актуальные вопросы педагогики: опыт, состояние, перспективы». В 2015 году в сборнике «Стандарты современного образования: методика и практика обучения»,  статьи в материалах всероссийской конференции с международным участием г. Белгорода  «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве».

        Педагоги МБДОУ д/с № 54 участвуют в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня: Всероссийский конкурс «Дорога в профессию» - 2 педагога участника, 1 педагог- призер;  Всероссийской профессиональный конкурс «Крылья» - победитель, «Педагогический дебют»- участник, лауреат Всероссийского творческого марафона «Путь к знаниям». Участие в профессиональных конкурсах способствовало самореализации, формированию позитивной самооценки педагогов,  а также обеспечивало обогащение их профессиональной деятельности актуальным педагогическим опытом.

На протяжении 2014 - 2015 года педагоги принимали активное участие в мероприятиях  ДОУ, города и мероприятиях, проводимых УО г. Белгорода и Департаментом образования Белгородской области.

Так в 2014 году педагогический коллектив стал победителем в городском параде-конкурсе Дедов Морозов и Снегурочек.

В 2015 году творческий коллектив педагогов стал участником городского конкурса «Творческий дебют» во всех номинациях, лауреатами в городском смотре-конкурсе «Зеленый огонек» в конкурсном мероприятии акции социальной направленности «Безопасным дорогам – скажем ДА!»,  участниками конкурса «Благоустройства территории 2015», призерами в городской выставке цветочных композиций «Тебе с любовью, Белый город» в номинации «Общая экспозиция Выставки», участник парада дедов морозов и снегурочек.

 Результатами качественной работы педагогов является их участие  совместно с воспитанниками и родителями в конкурсах различного уровня,  где так же неоднократно становились победителями и призерами, как на базе МБДОУ д/с № 54, так и во всероссийских конкурсах.

Все педагоги владеют ИКТ, создают презентации, пособия, наглядно-дидактический материал для работы с детьми, буклеты,  памятки, активно используют глобальную компьютерную сеть,  интернет ресурсы. Материалы педагогической деятельности размещены на индивидуальных сайтах педагогов, а так же на социальной сети работников образования, портале МААМ,ru и сайте МБДОУ д/с № 54.  Педагоги участвовали в работе вебинаров.  

По итогам 2015 года: из 16 педагогов - аттестовано 13 педагогов – 81%.

3 педагога не аттестовано – 19%

12 педагогов имеют  первую категорию - 92%

1 педагог– высшая категория– 8%

 Из 16 педагогов в 2015г. аттестовались – 9 педагогов – 56%.

На сегодняшний день у педагогов ДОУ:

- Расширены профессиональные интересы, способствующие развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, самостоятельности и взаимодоверия.

- Все педагоги овладели информационно-коммуникационными технологиями, активно используют медиа- ресурсы в организации образовательной деятельности с дошкольниками.

- У педагогов ярко выражен интерес к инновациям, они возглавляют работу творческих групп, мастер-классов, активно участвуют в ГМО, в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах.

- Повысился уровень корпоративной культуры, который проявляется: в восприятии себя как субъекта, чья профессиональная – трудовая деятельность влияет на общую трудовую деятельность ДОУ; в добросовестном отношении к своим обязанностям как норме поведения сотрудника ДОУ; введение инноваций в образовательный процесс, повышение эффективности взаимодействия.

- Улучшился психологический климат в коллективе.

Все это нашло отражение и в стимулирующей части заработной платы, так увеличилась стоимость балла, а соответственно и заработная плата педагогов.

        Вывод: МБДОУ д/с № 54  укомплектован кадрами полностью. Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации образовательной деятельности и улучшении качества профессиональной деятельности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение качества профессионального уровня педагогических работников в условиях перехода на ФГОС ДО»

В данном материале рассматривается как вводиться ФГОС в дошкольное учреждение. Какие вопросы возникают у людей, работающие в дошкольном учреждении. Материал помогает решить проблему введения ФГОСов в ...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Под качеством профессиональной деятельности педагога  понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг....

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует специалиста на выполнение целого ряда функций, требующих  личностных качеств и профессиональных компетенций...

Перечень критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в должности «воспитатель» в целях установления первой квалификационной категории

Перечень критериев и показателейдля оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в должности «воспитатель»в целях установления первой квалификационной катего...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления/подтверждения квалификационной категории по должности «воспитатель»

Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к составлению и оформлению портфолио профессиональных достижений.Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накопл...

Повышение уровня профессионального мастерства и развитие профессиональной компетентности педагогических работников как фактор повышения качества дошкольного образования

Презентация "Повышение уровня профессионального мастерства и развитие профессиональной компетентности педагогических работников как фактор  повышения  качества дошкольного образования&q...