Система методической работы в ДОУ
методическая разработка на тему
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система методической работы в ДОУ | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………… .3
1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении …...4
1.1. Цели и задачи методической работы в ДОУ………………………………....4
1.2. Типы методической работы ……………………………………………………9
1.3. Направления методической работы …………………………………………11
1.4. Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации ………………………………………………………………………14
2. Выявление, изучение, обобщение передового педагогического опыта педагога …………………………………………………………………………….16
2.1. Методическое обеспечение для осуществления педагогического процесса………………………………………………………………………..……19
2.2 . Структура, формы и методы методической работы ДОУ …………………22
Заключение …………………………………………………………………………26
Список литературы ………………………………………………………………...28
Введение
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями. При этом основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Как показывает практика, качество образования неоднозначно понимается разными аудиториями. Родители, например, соотносят качество дошкольного образования с развитием индивидуальности детей и степенью их подготовленности к поступлению в школу. Качество для педагогов, как правило, означает полное методическое обеспечение пособиями и разработками педагогического процесса.
Качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Определяя основные цели развития своего ДОУ, каждый руководитель вместе с коллективом организует педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты.
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.
1. Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении
1.1. Цели и задачи методической работы
Методическая работа – это важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».
К.Ю. Белая предлагает понимать: методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.
Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.
Основные задачи методической работы:
- выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
- включить каждого педагога в творческий поиск.
Можно выделить частные задачи:
- Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
- Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
- Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
- Организация работы по изучению нормативных документов.
- Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
- Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:
- системность – соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
- дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
- этапность – показатели эффективности методической работы.
Структура управления ДОУ
На схеме представлены субъекты управления образовательным процессом дошкольного учреждения, виды связей между ними. От норм функционирования каждого вида связи зависит результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ. К их числу относятся:
1. Аналитические
Анализ:
- состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
- уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
- передового педагогического опыта;
- новейших исследований в области педагогики и психологии;
- результативности методической работы.
2. Проектировочные
- прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;
- проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;
- планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;
- проектирование методической работы в ДОУ.
3. Организационные
- руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ;
- повышение квалификации (педагогов и своей);
- организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;
- выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ;
- организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.
4. Регулятивные
- осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с программой развития, планом работы ДОУ, временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.
5. Коммуникативные
- построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности
- выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам
- изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы
- предвидение и предотвращение конфликтов
- владение собой в критических ситуациях
- правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности
На эффективность методической работы влияют такие личностные качества старшего воспитателя, как творческий подход к делу, умение рационально организовывать своё время и др.
Таким образом, наши подходы к организации методической работы базируются на понимании специфики ДОУ, его внешней и внутренней среды, системы управления с согласованным взаимодействием её элементов: развития профессиональных и личностных качеств старшего воспитателя.
1.2. Типы методической работы
Анализ психолого-педагогической литературы научных исследований позволяет нам выделить разные типы методической работы. По определению С.Ж. Гончаровой, ″методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик″.
В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат.
Типы методической деятельности
(по С.Ж. Гончаровой)
Создание Внедрение применение
метода метода методики
По данной схеме можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.
- При создании поиска метода работы с детьми: описание сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.
- При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.
- При применении методики, метода основной упор делается на контроль над реализацией основных положений и коррекцию данной методики.
1.3 Направления методической работы
Методический кабинет-центр методической работы в ДОУ.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность. Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание.
Модель методического кабинета ДОУ
Все пособия и материалы методкабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы.
В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки: действующие и эпизодические. Постоянными выставками являются, например, такие: ″Новинки литературы″, ″Знакомьте детей с природой (по сезонам)″, ″В помощь воспитателю″ и другие. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.
Тематика выставок самая разнообразная, но при их оформлении соблюдаются некоторые рекомендации:
- Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и др.), то представляется план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.
- Методические рекомендации по данной теме.
- Опыт работы, связанный с этой темой.
- Литература по данной теме.
- Наглядный материал связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.
Помимо этого, в методическом кабинете представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе.
Он представлен в ДОУ под самыми разными рубриками: «Наши идеи», «Объявляется конкурс», «Методическая копилка» и др. Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Воспитатели берут этот материал в группу, обсуждают этот материал с другими воспитателями (родителями), используют в работе с детьми.
В методическом кабинете ДОУ накоплено достаточно материала по работе с родителями и с социумом. Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала методического кабинета важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан. Анализируется характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д.
Таким образом, методический кабинет является ″копилкой традиций детсада″, центром сбора педагогической информации, лабораторией творческого труда воспитателей. Каждый приход в кабинет приносит педагогам новые знания, новые мысли и идеи, обогащает их опыт.
1.4. Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.
Руководитель, который обучает и развивает свои кадры, живет не только настоящим образовательного учреждения, он смотрит в его будущее.
Повышение квалификации имеет огромное значение для каждого педагога:
- Для его профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к воспитательно-образовательному процессу.
- Для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности.
- Для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.
Развитие педагогов, повышение их квалификации тесно связано прежде всего с задачами функционирования и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями. Основными функциями старшего воспитателя в управлении процессом обучения и развития педагогических кадров являются:
- Анализ потребностей педагогов в обучении;
- Прогноз обучения и развития педагогов;
- Определение целей обучения;
- Планирование обучения педагогов;
- Определение места и сроков обучения;
- Утверждение планов, программ обучения;
- Организация работ с педагогами по самообразованию;
- Оценка результатов обучения и развития педагогов.
Модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации строится дифференцированно. Обеспечение условий для профессионального саморазвития педагогов с целью повышения квалификации, прежде всего, направлено:
- - на педагогов, повышающих квалификационную категорию;
- - молодых педагогов;
- - на педагогов, испытывающих затруднения в определённой области профессиональной деятельности .
- - участников инновационного процесса.
Организация различных форм обучения для всех категорий педагогических работников ДОУ.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
Для того чтобы самообразование стало потребностью в методическом кабинете ДОУ созданы необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.
Книги, журналы изучаются и систематизируются по годам, используются для составления каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Старший воспитатель подбирает необходимую литературу в помощь занимающемуся самообразованием, изучает его влияние на качество учебно-воспитательного процесса.
Формы самообразования многообразны:
- работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
- участие в работе научно-практических семинаров, конференций;
- получение консультаций на кафедрах психологии и педагогики высших учебных заведений;
- ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме и т.п.
Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта .
2. Выявление, изучение, обобщение передового педагогического опыта педагога.
По мнению Я.С. Турбовского, ″передовой педагогический опыт – это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющие актуальные потребности практики обучения и воспитания″.
Опыт предлагает воспитателю использовать новые подходы к работе с детьми. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является, в какой-то степени её итогом. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приёмы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.
Передовой характер опыта определяется по следующим критериям:
- высокая результативность;
- научная обоснованность;
- творческая новизна;
- актуальность;
- сокращение затрат времени на достижение высоких результатов.
Изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта – одна из главных функций методической работы в детском саду. Роль старшего воспитателя в этой функции очень велика, так как именно он видит этот передовой опыт в незаметном, ежедневном труде воспитателя, осмысливает его, оценивает,
анализирует, какими средствами достигаются качественные результаты.
Данная работа включает несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе изучаются суть опыта, его проявления, задачи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия возникновения и развития, особенности личных качеств педагога, продолжительность становления опыта. При изучении опыта исключительную важность имеет не только результат – сам опыт, но и весь процесс его создания. Чтобы повысить качество изучения опыта, в ДОУ создана творческая микро группа из членов педагогического коллектива (Уварова М.Л- учитель-логопед, Довженко Т.В. – музыкальный руководитель, Павлюкова И.О. - воспитатель)
Классифицируя по различным признакам, передовой опыт можно определить как:
- коллективный, подгрупповой или индивидуальный;
- исследовательский, частично-поисковый;
- эмпирический, научно-теоретический;
- психолого-педагогический, практический.
На втором этапе задача старшего воспитателя – вычленить прогрессивный опыт из массовой практики на основе определённых критериев.
Третий этап - обобщение передового опыта.
В ДОУ существует три основные формы обобщения опыта: открытый показ, рассказ, описание.
Организуя открытый показ ставим несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д. Поэтому представление педагогического опыта через открытый показ предполагает определённую работу старшего воспитателя, а формы организации бывают разные. До начала просмотра старший воспитатель рассказывает о системе работы воспитателя и предлагает вопросы, на которые следует обратить особое внимание.
Рассказ используется при выступлениях на педсоветах, консультациях и других формах методической работы. Лучший опыт педагога может быть представляется в форме доклада на конференции или статьи в периодической печати. В отличии от показа описание не позволяет наглядно раскрыть своеобразие деятельности воспитателя. Описание – это высокий аналитический уровень обобщения опыта. Здесь можно более целостно, системно раскрыть его истоки и путь становления.
Четвёртым этапом является распространение и внедрение обобщенного опыта.
Распространение передового опыта осуществляется в ДОУ в виде:
- выступления на педагогическом совете и сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- коллективного просмотра;
- творческого отчета, в процессе которого проходит показ фрагментов работы педагога – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций;
- мастер класса – одной из новых форм распространения опыта (рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях);
- представления материалов в методическом кабинете (конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры).
2.1. Методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса. Исходя из его особенностей, организуется предметно-развивающая среда ДОУ (определяется состав её элементов, их сущностные характеристики, отбирается комплекс медико-оздоровительного сопровождения процесса реализации программ и технологий.) Строится работа с семьёй и социумом.
Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учётом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность реализации каждой программы и технологии.
Полноту и целостность програмно-методического обеспечения определяют следующие характеристики:
- ориентированность на содержание образования (основное, дополнительное);
- взаимосвязь содержания комплексных и парциальных программ, реализующих основное образование;
- взаимосвязь программ обеспечивающих реализацию технологий и методик.
Целостность образовательного процесса в ДОУ достигается путём использования основной (комплексной программы), специальной (коррекционной) и квалифицированным подбором парциальных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребёнка. Основные программы (комплексная, специальная, набор парциальных) определяют особенности организации жизни детей в контексте обеспечения всех её сторон с учётом следующих трёх её форм:
- НОД как специально организованная форма обучения;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течение дня.
Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от выбора методического обеспечения, но и от создания условий для его реализации. Это и обуславливает следующую направленность методической работы:
1.Организация развивающей предметной среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
- разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды в ДОУ;
- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учётом современных требований;
- активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;
2.Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
- формирование банка данных о выполнении программы, её отдельных разделов;
- анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ;
Обращаем особое внимание на обязательное взаимодействие всех специалистов, работающих в логопедической группе (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель). Совместными усилиями решаются задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребёнку. Это взаимодействие отражается в специальной тетради. С этой целью проводятся консультации «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы», «Развитие речи детей при помощи развивающих музыкальных упражнений», «Совместная работа логопеда и воспитателей над звукопроизношением». Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени – от условий, в которых оно протекает. Поэтому была продумана и изменена предметно-речевая среда не только в логопедической группе, но и во всех других группах.
Этому предшествовала система методической работы с кадрами:
- Семинар «Предметно-пространственная среда и её влияние на речевую активность детей»
- Консультация «Роль предметно- развивающей среды в преодолении речевых нарушений»
- Методические посиделки «Построение предметно- речевой среды в группе» (обмен мнениями по проблеме развивающей среды, из опыта работы логопеда Уварова М.Л)
- Помощь молодым специалистам в размещении оборудования в уголке «Учимся говорить»
- Индивидуальные консультации (по результатам анкетирования, «Подбор материала по работе с родителями» и др.)
- Работа творческой микро-группы в составе: Котомина Н.Н, Зернова Л.П, Юткина Т.Н
2.3. Структура, формы и методы методической работы ДОУ
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как способствует активизации личности педагогов, развитию их творческой деятельности, осуществлению взаимосвязи с семьёй и школой в обеспечении непрерывного, гармоничного развития детей. Реализацию данных задач обеспечивает разносторонний характер содержания методической работы и разнообразия эффективных форм и методов с педагогическими кадрами.
Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей (К.Ю.Белая).
Все формы методической работы в ДОУ направлены на выполнение задач, сформулированных в Уставе, Программе развития и годовом плане.
Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Старший воспитатель отвечает на вопросы: ″Чего я хочу добиться, организуя это мероприятие? Каков должен быть результат?″, ″Что измениться в деятельности педагогов?″
Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность. Цель четко и понятно сформулирована, указан конечный результат, который можно оценить, сравнить.
Главная цель сегодня – совершенствовать методы индивидуальной работы с воспитателями. У каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.
В ДОУ работу начинаем с анкетирования педагогов для выявления реальных трудностей:
По итогам опроса и на основе заполненных и уточнённых анкет составляем карту педагогического мастерства, с которой знакомим коллектив на итоговом педсовете. На основании данной карты планируем систему методической работы с воспитателями на год и предусматриваем:
- какая методическая помощь, кому и какими силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещения, наставничество, работа в паре, консультации и т.д.);
- у кого из воспитателей, и какой опыт будет изучаться и обобщаться;
- по разработке, какой проблемы будет создана творческая группа воспитателей, организованы просмотр и анализ открытых занятий с детьми.
Таким образом, методическая работа в детском саду определяется не количеством мероприятий, а при учёте всех затруднений воспитателей, оказанием целенаправленной помощи через разнообразие формы с обязательным использованием новых достижений педагогической науки и практики.
Очень эффективным методическим мероприятием считаем организацию совместного просмотра начинающим воспитателем и старшим воспитателем работы деятельности успешно работающего воспитателя. При этом решаются следующие задачи:
- Управленческие.
Создать возможность успешности педагогической деятельности начинающему воспитателю.
- Дидактические.
Формировать понятия в том, что успешность деятельности определяется не столько внешними факторами (какие дети), сколько профессиональными усилиями самих педагогов.
Важное место в работе ДОУ занимают медико-педагогические совещания, отслеживающие развитие детей раннего возраста, детей логопедической группы. В медико-педагогическом совещании принимают участие: заведующая детским садом, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, логопед, воспитатели групп раннего возраста и логопедической группы. Основное назначение медико-педагогических совещаний заключается в том, чтобы проанализировать работу с детьми за определённый отрезок времени (квартал) и наметить новые задачи воспитателя.
Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.
Среди разнообразных форм методической работы в ДОУ имеют место:
- Досуги :«Осенний калейдоскоп», «День матери» , «Три сигнала светофора», «Расти здоровым» и.т.д.
- Тематические выставки: «Речевое творчество дошкольников», «Новинки методической литературы»;
- Дни открытых дверей
- Педагогические тренинги;
- Смотры, смотры-конкурсы: «Карапуз», «Юные знатоки природы », «Знайка», «Все своими руками», «Воспитатель года»
Педагогический коллектив нашего ДОУ условно представлен тремя группами:
- Воспитатели и специалисты, имеющие высокий уровень квалификации – опытные творчески работающие. Педагоги данной группы являются не только объектами, но и субъектами методической работы. Они – опора педагогического коллектива. Часто привлекаются к проведению открытых занятий, семинаров-практикумов, участию в районных методических объединениях, районном конкурсе “Воспитатель года”. Привлекаем этих педагогов к выработке общей педагогической стратегии развития ДОУ.
- Педагоги с установившимся стилем работы, стабильно работающие воспитатели, которые добросовестно выполняют свои функциональные обязанности, владеют методиками. Педагоги этой группы, в основном положительно относятся к новым идеям, но для их реализации на практике необходимо косвенное воздействие со стороны администрации. Воспитатели данной группы не требуют особой методической помощи, но нуждаются в поддержке инициатив и положительном психологическом климате внутри коллектива.
- Педагоги, требующие усиленного внимания, как правило, это молодые и начинающие воспитатели. У них отмечается несоответствие уровня профессионально-педагогических умений, возникают затруднения и проблемы в практической деятельности с детьми.
Методическая работа с педагогами третьей группы это:
Включение воспитателей в педагогическую деятельность коллектива:
- работа в паре с опытным воспитателем;
- наблюдение за работой других педагогов;
- участие в организованных и методических мероприятиях внутри ДОУ.
Заключение
Методическая работа в дошкольном учреждении представляет собой
целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач ДОУ.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных
условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Её направленность обусловлена социальным заказом государства, социальных институтов (семьи, школы), структурой системы управления в дошкольном учреждении. Стремление старшего воспитателя к высокому уровню развития личностных и профессиональных качеств, способствует организации качественной методической работы в ДОУ.
Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования,
организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения
направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их
квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового
педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение
образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОУ, семьи,
социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.
На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний
характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов
работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры.
В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется
мониторинг её эффективности. Данные мониторинга способствуют
своевременности и действенности внесения корректив в организацию
методической работы.
Ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации
образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального
саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности
родителей в вопросах воспитания и обучения детей принадлежит методическому кабинету ДОУ, являющемуся информационным центром и творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Литература
- Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: ACT,
1997. - Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. - М.: ООО
«Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000. - Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.
-М.:МИПКРО,2000. - Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим
воспитателям детских садов к планированию воспитательно-образовательной
работы. -М.: ООО «Издательство ACT», 1998. - Белая К.Ю. Планирование работы в ДОУ по результатам на год./ Управление
дошкольным образовательным учреждением, № 3, 2002, стр. 14. - Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М.: ТЦ
Сфера, 2003. - Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель
детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений. - 3-е изд.,
дораб. -М.: Просвещение, 1990. - 143 с. - Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в
дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. - Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие//
под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. - М.: Пед. общество «Россия», 2000. -
256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»
План.Введение 1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении. 1.1 Цели и задачи...
Сообщение из опыта работы. Система методической работы.
Система методической работы в МАДОУ ДСОВ № 19....
Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»
В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...
Опыт работы по теме: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении»
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...
«Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС». (из опыта работы)
Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопров...