Система саморазвития педагогов дошкольного образовательного учреждения средствами педагогического проектирования
консультация на тему

 Елена Геннадьевна Шитова

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_samorazvitiya_pedagogov.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Консультация для педагогов

Система саморазвития педагогов

дошкольного образовательного учреждения

 средствами педагогического проектирования

Составила:

Шитова Е.Г.,

старший воспитатель

2015

Актуальность.

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ. Определение актуальных проблем и перспектив саморазвития педагога затруднительно без использования технологии проектирования.

Проект в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». М.М. Поташник считает, что проект – документально оформленный образ будущего. В словаре иностранных языков дается следующее толкование термину «проектировать» - составлять проект, делать предложения, намечать план. План – это проект, который можно обсудить, отрецензировать, исправить, довести до совершенства на бумаге, чтобы не было ошибок в практической работе. Согласно определению Д.Иванова проект представляет собой «способ мысленного желаемого результата и действий по его достижению».        

Как отмечают исследователи, метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов и социальных деятелей 20-х годов XX века: Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.К. Крупской, В.И. Шульгиной. Педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Однако, в 30-х годах XX века данный метод в России был запрещен, поскольку в его использовании были допущены перегибы.

Как отмечают специалисты, работающие по программе «Сообщество», проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели; педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды, важное звено в системе воспитания.

Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.

Метод проектов можно рассматривать и как механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Таким образом, использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует от педагогов индивидуальных оригинальных решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует, с одной стороны, саморазвитию педагогов, повышению их профессиональной компетентности и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей воспитанников.

Цель: создание условий для инновационного процесса в ДОУ.

Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности:

- обучение педагогов технологии проектной деятельности;

- развитие навыков планирования (определение замысла или постановка цели, которые задают видение будущего результата, определение конкретных действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть поставленных целей, ресурсов для их реализации, а также сроков достижения результатов /этапы проекта/);

- совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужного материала и правильное его использование);

- развитие экспертно-аналитических умений;

- развитие прогностических умений (предвидение предполагаемого результата);

- формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком);

- обучение педагогов умению презентовать свою работу.

Содержание проектной деятельности:

По времени проекты как кратко - (две недели), средне – (2-3 месяца), так и долгосрочные, рассчитанные на год;

Темы проектов и мини-проектов выбираются педагогами самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности;

Четкое формулирование цели и задач, выявление актуальности темы, выработка стратегии реализации проекта;

Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта);

Формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;

Обмен опытом педагогами по завершении работы над проектом (папки достижений воспитанников, детские работы, газеты, фото-выставки, коллективные работы, видеофильмы, презентации).

Критерии оценки:

- презентация – по технологии проектной деятельности;

- защиты – по содержанию и владению материалом представленного проекта;

- оформление папки проекта;

- методическое сопровождение педагогов в процессе работы над проектом;

- авторские идеи: педагоги разработали проекты разные: по сроку исполнения, стратегии реализации проекта (с учетом специфики интересов и возрастных особенностей детей группы, профессиональной компетентности педагога, проектировочных умений и навыков), включению различных видов творческой и практически значимой деятельности, но объединяющие в себя единение педагогов, детей и родителей.

Ожидаемые результаты:

- педагоги владеют методом педагогического проектирования и работают в режиме развития;

- составляют проекты, мини-проекты в соответствии с направлением деятельности;

- систематизируют и анализируют полученные результаты, проводят их презентацию (альбом, детские работы, видео-фильм, слайд-шоу, газета);

- распространяют педагогический опыт (участвуют в городских и краевых конкурсах, выставляют материал на сайтах в Интернете).

Структура педагогического проекта

Проект давно вошел в систему работы детского сада. Наверное, нет ни одного воспитателя, который не использовал хотя бы раз в своей педагогической деятельности этот замечательный метод.

Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.

Название проекта

Описание проекта

Программное содержание:

  • расширить знания детей о …
  • сформировать у детей чувство …
  • формированию убеждения о …
  • воспитывать …
  • расширить знания о …
  • научить …

Актуальность проекта

Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с … , формирование у детей … , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: …

Предмет проекта: …

Цель проекта: расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства … , формированию …, воспитывать … .

Задачи проекта:

  • ознакомить воспитателей с современной методической литературой по … ;
  • провести цикл занятий и мероприятий по теме;
  • организовать выставку детских рисунков;
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;
  • подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …:
  • провести заключительное мероприятие … .

Сроки реализации проекта: указать сколько недель (месяцев).  

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Необходимые материалы: … .  

Предполагаемый продукт проекта: мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.

Список литературы: …

 Содержание проекта

Этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

– ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);

− проведение занятий;

− проведение мероприятия;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

− рисование с детьми на … тематику;

− создание и презентация.

 

– анализ результатов проекта. 

 

План работы

 

Дата

Содержание работы

Участники

Ответст-венные

Подготовительный этап

Пн.

 

 

 

 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

 

Воспитатели старшей группы

Старший воспитатель (методист)

Вт.

 

Ср.

 

Чт.

1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей группы.

3. Разработка рекомендаций для родителей.

4. Подбор репродукций художественных картин на … тематику.

Пт.

1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов ВОВ)

Основной этап

Пн.

1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных произведений;

2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику.

2-я половина дня:

1) беседа «Детям о …»;

2) презентация родителям рекомендаций (информационный лист).

Дети, родители, воспитатели

Воспитатели старшей группы

Вт.

1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных произведений о …;

2) занятие «…».

2-я половина дня:

1) прослушивание песен о …;

2) рассмотрение картин и плакатов.

Дети, воспитатели

Воспитатели старшей группы

 

Информационное обеспечение проекта

Подробная информация, которая может пригодится при подготовке проекта, при работе с родителями, педагогами и детьми.

 Ключевые понятия

Раскрыть основные понятия проекта.

Методическое обеспечение проекта

  • Материалы для проведения бесед
  • Воспитательное мероприятие «…»
  • Ориентировочный план занятия «…»
  • Рекомендации воспитателям и родителям
  • Анкета для родителей «…»

 Стихи

Книги детям

Изобразительные произведения для рассмотрения и обсуждения с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая ситуация по теме «Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса через проектирование зимних участков детского сада.».

Технологическая ситуация была разработана для совместной проектной деятельности родителей, детей, сотрудников МБДОУ по созданию условий для прогулок детей зимой....

Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками

Педагогическое проетирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками, решающее задачи пропедевтики проектных умений. ...

Технология построения образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников

Технология  построения  образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольниковПедагогический проект «В стране Умных игр»Актуальность прое...

Инновационные методы работы с педагогическими кадрами «Педагогическое проектирование –средство повышения компетентностей педагога и качества образовательного процесса в свете ФГОС ДО»

Проект направлен на решение задач по обновлению содержания и форм организационно-методической работы в ДОУ средствами проектной технологии ....

Педагогическое проектирование образовательной деятельности

Педагогическое проектирование образовательной деятельности...