Долгосрочный социальный проект "Группа кратковременного пребывания в ДОУ"
проект на тему

Ткаченко Елена Юрьевна

Группа кратковременного пребывания  - гарантия общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования для детей, не посещающих ДОУ (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, ст.5), а также создание благоприятных психологических условий адаптации детей к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20»

                                                                                                                                                      I:\ФОТО в буклет\бел. мед.jpeg

Создание группы кратковременного пребывания

детей дошкольного возраста

Нормативно - правовая основа организации ГКП:

  • Федеральный закон  «Об образовании  в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ,
  • Конвенция  о правах ребенка,
  • Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности  по образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г. №1014,
  • СанПин 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.
  • Приказ по отделу образования Администрации г.о.Шуя
  • Приказ заведующей МДОУ № 20.

Изучение образовательных запросов родителей

с целью выбора модели ГКП, востребованной населением

Приоритетное

направление

Услуги

Возраст детей

Время

посещения

1

2

3

4

Обучение на занятиях, участие в прогулке, мероприятиях ДОУ

Обучение, воспитание

1,5-8 лет

Время занятий в ДОУ

2 ч в день, 5 раз в неделю

Адаптационные

группы

Адаптация к условиям ДОУ, консультации для молодых матерей

Ранний (1,5—3 года)

Раздельное  пребывание детей и родителей в фиксированное время

семейные

группы

Совместное обучение детей и родителей, консультации для родителей

Ранний возраст (1,5—3 года)

Совместное пребывание детей и родителей в удобное или фиксированное время

Для детей - инвалидов

Патронажные услуги в сочетании с КП детей в детском саду: воспитание, обучение

Ранний, дошкольный

Время занятий в период посещений на дому

Подготовка к школе

Обучение, воспитание

5—7 лет

Вечернее время

Группы выходного дня

Уход, присмотр, обучение, воспитание

1,5-8 лет

Выходные дни

Результат опроса родителей

Опрошено 42 родителя.

85% -  адаптационные группы для детей, не посещающих ДОУ (1,5—3 года)         с раздельным  пребыванием детей и родителей в фиксированное время.

Актуальность проекта

  Группа  кратковременного пребывания - это адаптационная группа для детей 1,5 – 3 лет, не посещающих детский сад. Основная идея создания группы – гарантия общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования для детей, не посещающих ДОУ (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, ст.5), а также создание благоприятных психологических условий адаптации детей к детскому саду. 

Конституцией Российской Федерации установлено, что все граждане нашей страны имеют право на обеспечение услугами дошкольного образования. На сегодняшний день, задача обеспечения доступности дошкольного образования в России, до сих пор остается не решенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию, много, среди них главная – дефицит свободных мест в детских садах. В связи с этим имеется проблема неодинаковой подготовленности к школе детей разных социальных групп населения. С учетом вышесказанного, одним из приоритетных направлений развития образовательной системы г.о. Шуя, признана необходимость обеспечения детям из разных социальных групп и слоев населения равных стартовых возможностей.

Численность детей, нуждающихся в устройстве в детские сады в г.о. Шуя на май 2015г. – 385, в том числе: от 1,5 до 3 лет -  385, от 3 до 5 лет -  0, от 5 до 7 лет – 0 человек.

Отдел образования администрации г.о. Шуя осуществляет контроль за получением качественного и доступного образования на территории г.о. Шуя.

В городе развиваются вариативные формы дошкольного образования: частные центры развития детей, лекотека, центр игровой поддержки, группы кратковременного пребывания.

Дошкольное детство -  уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. Чтобы развитие ребенка было полноценным и гармоничным, независимо от того, где  он воспитывается – в детском саду и семье  или только в семье,  мы создаем  эмоционально комфортные условия для раскрытия его способностей, делаем его жизнь интересной и содержательной, расширяем круг его интересов, учим общаться со сверстниками и взрослыми.

Обычно период  адаптации  детей к условиям ДОУ не превышает двух  месяцев. Чтобы они прошли без лишних потрясений, мы стараемся  избавить малышей и их родителей от травмирующих  факторов.

Работа сотрудников нашего детского сада направлена на поиски путей и методов усиления психологической безопасности детей группы кратковременного пребывания.

Цели и задачи

дошкольного учреждения в работе группы кратковременного пребывания

Цели   группы кратковременного пребывания являются: 

  • содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
  • взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Задачи группы кратковременного пребывания:

Для детей:

  • всестороннее полноценное развитие детей через реализацию образовательной программы группы кратковременного пребывания детей;
  • охрана жизни и здоровья детей, обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для разнообразной деятельности детей.

Для родителей:

  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития;
  • оказание консультативно-методической помощи педагогов и специалистов.

Главная особенность группы  кратковременного пребывания для детей 1,5 -3 лет состоит в оказании образовательных услуг и целенаправленном формировании навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Особенности организации образовательного процесса в ГКП

Наш группа - группа социализации. Педагог использует ситуации, которые возникают естественным путем и мягко направляет внимание ребенка к областям, которые актуальны для развития.

Все игрушки доступны для ребенка, он сам делает выбор. Педагог может работать, как с группой, так и индивидуально, степень концентрации внимания детей постепенно увеличивается и они включаются в совместную деятельность. Для этого одновременно на группе работают два воспитателя.

У детей, посещающих ГКП  больше возможностей для развития навыков общения, поэтому быстрее развивается речь и познавательная активность.

Навыки, приобретенные на встречах, ребенок легко переносит в повседневную жизнь.

В игровой комнате оборудована учебная зона.  Образовательный процесс  в группе кратковременного пребывания детей включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное личностно-ориентированное развитие ребенка для достижения поставленной цели, решения поставленных задач и обеспечения рациональной организации всех видов деятельности.

Содержание образовательного процесса в группе кратковременного пребывания детей определяется образовательной программой группы кратковременного пребывания детей муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20».

Основными направлениями в содержании работы группы кратковременного пребывания детей являются: обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей и реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Педагоги проводят непосредственно организованную деятельность согласно сетки занятий ГКП на учебный год, перспективному планированию на учебный год  и СанПин.

Порядок функционирования

группы кратковременного пребывания детей

Группа кратковременного пребывания детей функционирует 5 раз в неделю. Режим работы группы кратковременного пребывания детей 2 часа в день (12.00-14.00).

Для работы в группе кратковременного пребывания детей привлекаются воспитатели и специалисты ДОУ согласно графику.

В рамках воспитательно-образовательного процесса деятельность педагогов и специалистов ГКП направлена на:

  • на реализацию ФГОС ДО;
  • всестороннее полноценное развитие детей, не посещающих ДОУ;
  • содействие успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
  • создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;
  • повышение культуры общения между взрослыми и детьми;
  • привлечение внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка через организацию различных форм работы  с родителями.

Функционирование адаптационной группы осуществляется в детском саду под контролем врача и медицинской сестры.

Материально - техническое обеспечение функционирования ГКП

   Созданное в группе кратковременного пребывания предметно-развивающее, образовательное пространство позволяет повысить эффективность воспитательно - образовательного процесса, максимально раскрыть индивидуальный потенциал каждого ребенка.

   Материально-техническое оснащение детского сада обеспечивает многоплановую и разнообразную образовательную работу с детьми: сохранение и крепление здоровья воспитанников, развитие интеллектуальных, музыкальных, изобразительных и творческих способностей. Созданы условия для осуществления:

  • социально-коммуникативного развития;
  • познавательного развития;
  • речевого развития;
  • художественно-эстетического развития;
  • физического развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы ГКП.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы ГКП).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, -участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в игровой комнате различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для детей ГКП всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Особенности организации

развивающей предметно-пространственной среды

  • все предметы в группе находятся на уровне глаз ребенка и в плоскости его действий;
  • имеются уголки уединения;
  • большая часть пространства освобождается для самостоятельной двигательной активности детей;
  • смена обстановки происходит за счет того, что встречи проводятся не только в игровой комнате, но и в уголке природы, «Любознайке», «Неболейке»,  «Музее».

Содержание предметно - развивающей среды соответствует требованиям образовательной программы и отвечает   художественно – эстетическим нормам.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования позволяет детям группы заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. В игровой комнате  создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков.

Оснащенность воспитательно-образовательного процесса

Для полноценного обеспечения воспитательно-образовательного процесса педагоги, осуществляющие образовательную деятельность приносят материалы и пособия  из методического кабинета Учреждения.

Воспитанники ГКП посещают следующие помещения Учреждения:

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Музыкально-спортивный зал

  • Праздники
  • Развлечения
  • Спортивные мероприятия
  • Игровая деятельность
  • Фортепьяно
  • Музыкальный центр
  • Интерактивная доска
  • Спортивный уголок
  • Спортивный инвентарь
  • Детские музыкальные инструменты

«Неболейка»

  • Музыкальный центр
  • Пузырьковая колонна
  • Пуфики
  • Светильники
  • Декоративный фонтан

«Любознайка»

  • Дидактические пособия
  • Игры
  • Литература

«Музей»

  • Предметы старины
  • Макеты
  • Сундук
  • Фотографии
  • Одежда
  • Посуда
  • Детские творческие работы

При организации среды учитываются:

  • возрастные особенности развития детей;
  • уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
  • индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
  • динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
  • использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.

В детском саду развивающая предметно-пространственная среда ГКП состоит из следующих помещений:

  • комната для раздевания и ожидания родителями;
  •  «Неболейка»;
  • «Комната музей»;
  • «Любознайка»;
  • музыкально-спортивный  зал;
  • комната для гигиенических процедур.

Функциональное назначение помещений,  

составляющих предметно-развивающую среду ГКП

Помещение

Применение

Раздевалка для детей и взрослых

Привитие культурно-этических норм (церемония приветствия друг друга и прощания); формирование навыков раздевания и одевания, самообслуживания и т.п.

Материал, необходимый для работы родителей с детьми дома (потешки, песенки, стихи); групповые правила, режим работы, расписание занятий).

Наглядный информационный материал для родителей (консультации специалистов по вопросам воспитания и обучения детей).

«Любознайка»

Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др.

Эстетическое удовольствие, ощущение психологического комфорта, способности к самостоятельной деятельности.

«Комната музей»

Ознакомление детей в доступной форме с народным бытом; народные игры, ознакомление с малыми формами фольклора, знакомство  с погремушками, шумелками.

Музыкально-спортивный зал

Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности.

«Неболейка»

Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.

Комната для гигиенических процедур

Формирование культурно-гигиенических навыков

Воспитатели  создают развивающую предметно-пространственную среду, которая стимулирует развитие познавательной активности ребенка и  способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми.

Воспитанники группы кратковременного пребывания являются активными участниками всех спортивно-развлекательных мероприятий и утренников ДОУ.

Кадровое обеспечение функционирование ГКП

 

Важным  условием создания и функционирования ГКП – подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с детьми и родителями:

  • Заведующая;
  • Воспитатели;
  • Старший воспитатель;
  • Музыкальный руководитель;
  • Врач;
  • Медсестра.

Ожидаемые результаты работы

группы кратковре6менного пребывания

  • разработана  модель дошкольного образования, обеспечивающая  доступность для   детей раннего возраста, не посещающих детский сад;
  • созданы благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду;
  • предоставление  воспитанникам возможности получения образовательных услуг;
  • оптимизирована  модель взаимодействия образовательной системы ДОУ;
  • повышение  престижа  учреждения  для семей, имеющих детей дошкольного возраста;
  • повышение статуса учреждения, создание условий для профессионального роста педагогов ДОУ.

Перспектива

  • увеличение количества мест в группе кратковременного пребывания для полного удовлетворения потребностей родителей в получении общедоступного бесплатного образования:
  • оказание общедоступного бесплатного образования для детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...

Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально - творческий детско – родительский

В условиях кардинальных изменений в социальной  жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются  особенно актуальными. Наиболее существенным ф...

Кратковременная образовательная практика по социально-коммуникативному развитию «Секрет счётных палочек»

Конструирование является одним из наиболее интересных развивающих игр. В процессе конструирования ребёнок легко усваивает многие знания, формируются умения и навыки: получает представление о форме и р...

Отчет о реализации долгосрочного социально значимого проекта «Волшебница Вода» в группе компенсирующей направленности «Ромашка»

Отчет о реализации долгосрочного социально значимого проекта «Волшебница Вода» в группе компенсирующей направленности «Ромашка» воспитателя МБДОУ д/с-о/в №19 Плешаковой М....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Кратковременный социально-коммуникативный проект во второй младшей группе "Я хочу с тобой дружить!"

Формирование у детей представления о дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу....

Долгосрочный социально-значимый проект "Дорогою добра"

Система работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста...