Модульный семинар: «Особенности содержания и методики работы по основным направлениям развития ребенка в программе «Мир открытий». Область «Познавательное развитие»
учебно-методический материал на тему

Котко Людмила  Николаевна

Материал способствует интерактивному взаимодействию педагогов ДОО с целью повышения педагогической компетентности в вопросах реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_seminar_poznavatelnoe_razvitie.docx76.08 КБ

Предварительный просмотр:

Правила встречи

-«Находи здесь и сейчас»

-«Говори, что знаешь»

-«Делай, что умеешь»

-«Позитивно относись к мнениям других»

-«Уважай время»

-«Помни, что знать и уметь никому не вредно»

Вед: РАЗМИНКА  - вопросы:

1 . Как зовут министра образования РФ?.

2.Министра образования Краснодарского края.

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

•        Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

•        Познавательные действия- это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

•        Познавательное развитие— это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

 Часто дети, нам педагогам, задают много вопросов: Что это? Почему? От наших знаний зависит, правильно ли мы сможем ответить на все детские вопросы.

Вот и наш следующий последний конкурс под названием “Кто есть кто, что есть что?” 

  1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? – (одинаковая).
  2. Какая птица лает? – (самец куропатки).
  3. Есть ли у комара зубы? – (и немало 22).
  4. Кто пьет ногой? – (лягушка).
  5. Каких насекомых зовут как животных? – (жуки: олень, носорог, коровка).
  6. Зачем кашляют рыбы? – (они очищают жабры от растений).
  7. Чем лягушка отличается от жабы? – (лягушка – дневное животное, а жаба – ночное).
  8. Какое дерево является лучшим пылесосом? – (тополь).
  9. Назовите самое крупное морское животное. (Кит)
  10. Назовите имя царя, начавшего строительство Санкт-Петербурга. (Петр I) 

Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти,
 развития речи. 

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Современные технологии в развитии познавательной активности.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования  ИКТ технологий,

-экспериментирования,

Конкурс «Кладовщики».

Ведущий  называет для каждой команды вещества или предметы, дети должны назвать, чем их меряют. (Крупа, стол, молоко, рост. Вода, мост, туфли, песок.)

- проектной деятельности,

-знаково-символическими средствами - моделирование.

 Введение ФГОС открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы . В  нашем детском саду реализуется  программа «Игралочка» Л.Г.. Петерсон Е.Е. Кочемасова.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников включено в образовательную область  «Познавательное развитие».

Это объясняется тем, что процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью и т.д.), а также с развитием математического стиля мышления.

Кроме того, благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.
В процессе математического развития происходит общее
 интеллектуальное и речевое развитие ребенка (аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря).

Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры («Концепция развития математического образования в Российской Федерации», декабрь 2013г.)

  • Основные задачи математического развития:
    формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
  • развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях;
  • развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений, а именно обследования, сопоставления, группировки, упорядочения;
  • развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений, а именно анализа, сравнения, обобщения, классификации, сериации.

Содержание математического развития можно разделить на три направления:

1. Представления и понятия. В данном направлении у детей формируются представления о математических свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.).

2. Зависимость и отношения. В процессе ознакомления дошкольников с рядом математических зависимостей и отношений уделяется внимание:

— отношениям между предметными множествами (равночисленность — неравночисленность);
— отношениям порядка в натуральном ряду;
— временным отношениям;
— зависимости между свойствами геометрических фигур;
— зависимости между величиной, мерой и результатом измерения и др.

3. Математические действия. К ним относятся:

— основные действия (счет, измерение, вычисления);
— дополнительные действия (практическое сравнение, наложение, приложение, уравнивание).

 Творческое задание: ( необходимо   дорисовать по шесть одинаковых изображений. Рисунки не должны повторяться).

Треугольник.  Круг. Квадрат. Ромб. Трапеция. Овал.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие » Ребенок и окружающий мир в средней группе компенсирующей направленности Лексическая тема:"Зимующие птицы"

Лексическая тема:"Зимующие птицы"  Образовательная задача1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих пти­цах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; расшири...

Презентация "Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в различных видах деятельности как сквозных механизмах развития ребенка".

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...

Тематический план работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ребенок и окружающий мир: природное окружение) в старшей логопедической группе на 2018-2019 учебный год.

Октябрь   ООД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Пополнение развивающей среды1 НЕДЕЛЯОсень. Признаки осени. Деревья осенью. Тема:  «Осен...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" НОД "Формирование элементарных математических представлений" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное...

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Рабочая программапо образовательной области «Познавательное  развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Познавательное  развитие (Озна...

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы» Образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие) Группа компенсирующей направленности для воспитанников с интеллектуальной

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы»Образовательные области (познавательное развитие, речевое развит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы комбинированной направленности (разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, констр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для разновозрастной группы комбинированной направленности(разделы: развитие элементарных математических представлений,...