Педагогический совет Тема: Обновленное содержание художественно – эстетического воспитания.
статья на тему

Перминова Анастасия Михайловна

Цель педсовета - расширить знания педагогов и привлечь внимание к  работе с детьми по художественно – эстетическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx50.04 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №2

Тема: Обновленное содержание художественно – эстетического воспитания.

Цель педсовета - расширить знания педагогов и привлечь внимание к  работе с детьми по художественно – эстетическому развитию.

Подготовка к педсовету:

  1. Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.        
  2. Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».
  3. Проведение смотра уголков художественного творчества.

Повестка дня:

  1. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. (Доклад).
  2. Нетрадиционные формы работы по ИЗО. (Сообщение).
  3. Итоги тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей». (Справка).
  4. Разное.
  5. Решение.

Каждый педагог, заходя в зал, достает из коробочки цветной кружочек, рассаживается по местам. Кружочки трех цветов: красны, синий и желтый.

Ход педагогического совета:

Выступление старшего воспитателя Перминовой А.М.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня наш педагогический совет посвящен Художественно – эстетическому развитию. Дети очень восприимчивы к окружающему, и поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. При внешне пассивности предметный мир активно воздействует на малышей. Они узнают названия вещей, сравнивают между собой игрушки, обращая внимание на их форму, цвет.  С возрастом они замечают, как по-разному может быть расставлена мебель и размещены игрушки, как оформлены стены комнаты. Постепенно дети  и сами начинают принимать участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику или развлечению. Устанавливая, таким образом, связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным,  но и сами учатся создавать необходимую обстановку. Эта преобразовательная деятельность детей при постоянной помощи взрослого способствует формированию у них представлений о красоте и пользе, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству. Но чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая ребенка в детском саду среда была содержательно - информативна, привлекательна и доступна. А педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.

           Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т.е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.

ХЭР предусматривает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).  Так что же такое ХЭР? Давайте вместе с вами разберемся, что такое ХЭР.

1 слайд.

ХЭР предполагает развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческий деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).

2 слайд.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Конвенции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

3 слайд.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается,  что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных  и творческих способностей.

4 слайд.

Художественно – эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, и др.).  Одним словом,  реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где четко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

5 слайд.

Основными компонентами компетенции педагога являются:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

  • Непосредственное общение с каждым ребенком;
  • Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

6 слайд.

В психологии и педагогике изучались специфика и пути творчества детей в разных видах продуктивной деятельности. Н.А.Ветлугина, З.Н.Грачева, Р.Г.Казакова, Л.В.Компанцева, Т.С.Комарова отмечали художественно – эстетическую деятельность в силу своей эмоциональной, образной насыщенности воздействуют особенно эффективно на развитие личности. Н.А.Ветлугина выделяет эту деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов деятельности.

7 слайд.

К художественно – эстетической деятельности относится:

  • Изобразительная деятельность;
  • Музыкальное восприятие;
  • Восприятие художественной литературы.

8 слайд.

ХЭД будет осуществляться успешно, если:

  • Будет тесная связь с искусством.
  • Индивидуальный  и дифференцированный подход к детям.
  • Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
  • Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
  • Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов ХЭД детей.
  • Создание эстетической развивающей среды.

9 слайд.

Задачи обучения в первой и второй младшей группе:

  • Готовить к восприятию произведений искусства.
  • Готовить детей к посещению театра.
  • Приобщать к декоративной деятельности.
  • Способствовать развитию певческих навыков.
  • Познакомить с тремя музыкальными жанрами.
  • Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат.
  • Познакомить  с материалами для рисования и приемами пользования ими.
  • Научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета.
  • Развивать умение рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

10 слайд.

Задачи обучения в средней группе:

  • Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
  • Знакомить с профессией артиста, художника, композитора.
  • Знакомить с архитектурой.
  • Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации.
  • Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.
  • Обогащать представления детей об искусстве.
  • Продолжать развивать интерес к продуктивной деятельности.
  • Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
  • Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

11 слайд.

Задачи обучения в старшей группе:

  • Развивать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства.
  • Знакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства.
  • Знакомить с произведениями живописи.
  • Подводить к понятию «народное искусство», «виды и жанры народгого искусства»
  • Развивать эстетическое восприятие, развивать умение созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения.
  • Развивать умение создавать сюжетные композиции.
  • Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов.
  • Ребенок должен  знать особенности изобразительных материалов.

12 слайд.

 Задачи обучения в подготовительной к школе группе:

  • Формировать основы художественной культуры.
  • Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
  • Знакомить со спецификой храмовой архитектуры.
  •  Развивать умение создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений.
  • Развивать умение создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа.
  • Развивать умение определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется.
  • Петь индивидуально и коллективно.
  • Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

13 слайд.

К завершению дошкольного образования ребенок должен:

  • Обладать развитым воображением, которое может реализовать в разных видах деятельности.
  • Владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей.
  • Хорошо владеть мелкой и крупной моторикой, быть подвижным, выносливым, владеть основными движениями, должен уметь контролировать свои движения и управлять ими.
  • Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены..

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками  для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.

14 слайд.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

- формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.  

Выступление музыкальных руководителей Булычевой М.Ф., Пасхиной Н.В.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Если вдуматься, то ХЭР окружает нас везде и повседневно. Поэтому мы для помощи вам в вашей работе сделали подборку музыкальных произведений, которые вы можете использовать на занятиях с детьми, а также в режимных моментах.

Методическая рекомендация для воспитателей

На тему: «Психологическая  помощь  дошкольникам,    через  музыкальное   сопровождение  в режимных  моментах  ДОУ».

Музыкальные произведения.

Эмоции  радости:

  1.   В. Шаинский «Улыбка»;
  2.   В. Шаинский «Чунга – чанга»;
  3.   В. Шаинский « Вместе весело шагать»;
  4.   В. Шаинский «Цирк»;
  5.   В. Шаинский «Когда мои друзья со мной»;
  6.   Д. Шостакович «Испанский танец»;
  7.   П. Чайковский «Новая кукла»;
  8.   П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;
  9.   П. Чайковский «Камаринская»;
  10. О.Ануфриев «Дельфины»;
  11. Песня « Качели» из к/ф « Электроник».

Эмоции печали:

  1. Д. Шостакович « Ноктюрн»;
  2. М. Мусорский « Тюильский сад»;
  3. П. Чайковский « Болезнь куклы».

Эмоции  страха:

  1. М. Мусорского «Баба яга»;
  2. Д. Китаенко «Кащеево царство»;
  3. П. Чайковский «Баба яга».

Эмоции гнева:

  1. С. Прокофьев «Петя и волк» (дедушка).

         

Выражение смелости:

19.  П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Покой, расслабление:

  1.   Н. Римский-Корсаков « Волшебное озеро»;
  2.   Ф. Шуберт  « Аве – Мария»;
  3. К. Сен – Санс «Лебедь»;
  4. К. Дебюсси « Чудный вечер»;
  5. П. Чайковский « Сладкая грёза»;
  6. П. Чайковский « Песня жаворонка»;
  7. Д. Кабалевский « Спокойной ночи»;
  8. Д. Шостакович « Колыбельная»    

Наглость:

  1. П. Чайковский « Мужик играет на гармошке».

Разные эмоции:

  1.  А. Глазунов « Времена года»
  2.  Д. Львов - Компанейц « Хорошее настроение»  - радость;
  3.  В. Агафонников  « Маме улыбаемся»  - радость;
  4.  Р. Шуман  « Смелые наездники»   - радость;
  5.  А. Лемуан « Этюд» (веселый шум) – радость;
  6.  С. Прокофьев « Петя и волк»;
  7.  Р. Габичвадзе « Орел»  - гордость;
  8.  Г. Фрид « Появление  большой собаки»   - страх;
  9.  Н. Мясковский  « Тревожная колыбельная»  - страх;
  10.  М. Раухвергер  « Гром»    - страх;
  11.  Н. Лысенко « Момент отчаяния»  - страх;
  12.  Ф. Бургмюллер « Баллада»   - страх;
  13.  Т. Вилькорейская « Помирились»  - радость общения;
  14.  Г. Хакензак  « Капризуля, мальчик Марк»   - смена эмоций;
  15.  П. Христов  « Золотые капельки»;
  16.  К. Караев  « Сцена грозы»   - смена настроений;
  17.  Е. Тиличеева « Мажор, Минор»  - смена настроений;
  18.  Э. Жак - Далькроз « Ритмический этюд»  - вежливость;
  19.  Н. Римский – Корсаков « Сидел Ваня»    - робость;
  20.  Г. Леденев « Упрямец»;
  21.  А. Лепин  « Карабас»  - злость;
  22.  Д. Кабалевский « Злюка, плакса, резвушка, клоуны, лентяй»;
  23.  А. Бродский « Новичок»   - робость;
  24.  В. Герчик « Песня Стрекозы»   - печаль;
  25.  М. Красев « Жалобная песенка»   - печаль;
  26.  З. Левина « Митя»     - печаль, страдание;
  27.  Д. Тюрк « Я так устал»    - усталость;
  28.  П. Чайковский « Мужик играет на гармошке»  - наглость;
  29.  Г. Окунев « Гримасы»  - кривляка;
  30.  Н. Рот « Говорите тише»   - ласковая музыка;
  31.  К. Сен – Санс «Лебедь»;
  32.  К. Дебюсси « Чудный вечер»;
  33.  П. Чайковский « Сладкая грёза»;
  34.  П. Чайковский « Песня жаворонка»;
  35.  Д. Львов – Компанейц « Раздумье»;
  36.  Т. Кассерн « Медовые конфетки»    - удовольствие;
  37.  Г. Шуман « Марш»;
  38.  В. Адигезалов « Мне очень весело»  - весело;
  39.  Н. Римский – Корсаков « Пляска скоморохов»  - весело;
  40.  В. Шаинский « Улыбка»   - весело;
  41.  П. Чайковский «Новая кукла»   - радость;
  42.  Я. Степанова « На качелях»      - радость.

Физминутка. Проводят музыкальные руководители.

И в продолжение нашей темы предлагаю вам ознакомиться с перечнем игрушек и оборудования по ХЭР.

Примерная классификация современных игрушек и оборудования по художественно – эстетическому развитию.

Задачи

Игрушки

Игровое оборудование

Дидактические материалы

Виды деятельности

1

2

3

4

5

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Игрушечные музыкальные инструменты, комплекты фигурок животных, кукольный театр

Интерактивные игровые столы, комплекты видеофильмов, медиапрезентаций, диафильмов

Электронно – озвучивающий плакат, комплекты книг, демонстрационный материал по различной тематике, природный материал

Игра, общение.

Ранний возраст: общение со взрослыми, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, предметная деятельность.

Дошкольный возраст: коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная деятельность.

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Куклы, в том числе народные

Комплекты видеофильмов, медиапрезентаций, диафильмов

Демонстрационный материал по разной тематике, изделия народных промыслов, природный материал

Игра, общение.

Ранний возраст: предметная деятельность, общение со взрослыми, рассматривание картинок, восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

Дошкольный возраст: коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная деятельность.

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Игрушки народных промыслов

Детский компьютер, комплекты видеофильмов, медиапрезентаций, диафильмов, аудиозаписи

Электронно – озвучивающий плакат «Музыкальные инструменты» и т.п., набор для отливки барельефов, гравюра, альбомы по живописи

Игра, познавательно – исследовательская деятельность.

Ранний возраст: предметная деятельность, общение со взрослыми, рассматривание картинок, восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

Дошкольный возраст: коммуникативная, изобразительная, музыкальная деятельность.

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Игрушки народных промыслов

Детский компьютер, комплекты видеофильмов, медиапрезентаций, диафильмов, аудиозаписи

Комплекты книг, в т.ч. народных сказок, книжки - раскраски

Игра, общение.

Ранний возраст: общение со взрослыми, рассматривание картинок, восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

Дошкольный возраст: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Набор настольного театра и др.

Комплекты аудиодисков

Настольно – печатные игры, комплекты книг

Игра, общение.

Ранний возраст: рассматривание картинок, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, общение со взрослым.

Дошкольный возраст: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, включая игры с правилами и другие виды игр.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)

Игрушечные музыкальные инструменты, игры типа «Игрушки своими руками и их роспись»

Набор трафаретов с карандашами, игровой набор для рисования, электроприбор для выжигания по дереву

Роспись по холсту, гравюра, набор для отливки барельефов, набор с пластилином, раскраски, конструкторы

Игра, познавательно – исследовательская деятельность.

Ранний возраст: предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым.

Дошкольный возраст: коммуникативная, познавательно – исследовательская, изобразительная, музыкальная деятельность

Выступление воспитателя Газиевой Л.В.

Теперь пришло время объяснить вам для чего нужны кружочки, которые вы взяли в самом начале педсовета. Перед вами три стола, на них круги красного, синего и желтого цвета. Пожалуйста, пройдите за столы, согласно своим кругам. Вот у нас и получилось три команды.

 Задания для команд.

Команде синего круга необходимо доказать актуальность ХЭР.

Команде красного круга продемонстрировать, как они докажут родителям своих воспитанников необходимость занятий по ХЭР.

Команда желтого круга разработает рекомендации для воспитателей по ХЭР.

 Педагогический тренинг «Оценка уровня знаний педагогов по формированию знаний дошкольников о видах искусства и жанрах живописи»

1. Перечислите виды искусства. (Архитектура, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, хореография, театральное искусство, фотоискусство, киноискусство)

2. Назовите основные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура)

3. Перечислите жанры живописи (портрет/автопортрет, аллегория, анималистический, батальный, бытовой, исторический, карикатура, мифологический, натюрморт, пейзаж, сюжетно-тематическая, шарж)

4. С какого возраста в соответствии с программой «Детство» начинаем знакомить детей с живописью? (Со II младшей группы)

5. С какого жанра начинается знакомство детей с живописью? (с натюрморта)

6. С какими видами изобразительного искусства знакомим детей I младшей группы? (графика в виде иллюстраций в детской книге, скульптура в виде скульптур малых форм, изображающих животных)

7. Перечислите жанры живописи, с которыми знакомим детей в средней группе (натюрморт, пейзаж, портрет)

8. Перечислите жанры живописи, с которыми знакомим детей в старшем дошкольном возрасте (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический, батальный, бытовой, сюжетно-тематический)

9. Перечислите методы и приемы, используемые педагогом при ознакомлении детей с живописью? (пояснение, сравнение, акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием вхождения в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы).

10. В какой части дается искусствоведческий рассказ воспитателя по картине: до или после ее рассматривания? (возможны оба варианта)

11. Расскажите о структуре рассказа по картине (название картины, кто написал, о чём произведение, какими красками написано, какое в нём передано настроение, что особенно понравилось, какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.)

Итак, итогом нашего педсовета стало то, что мы доказали важность ХЭР.

Решение педагогического совета.

  1. Продолжить работу по обновлению содержания центров по ХЭР.

  1. Воспитателям включить в работу рекомендации музыкальных руководителей.

  1. Включить в работу рекомендации для воспитателей по ХЭР.

  1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию детей нетрадиционные подходы. 

  1. Регулярно пополнять уголки художественного творчества.

  1. Продолжить проводить выставки детского творчества.

  1. Активно участвовать в  конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.

Медико – Педагогический совет

«Педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего возраста в ДОУ»

Цель педсовета - расширить знания педагогов и привлечь внимание к  работе с детьми по художественно – эстетическому развитию.

Структура педсовета:

1. Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников».

2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Анализ работы педагогов ДОУ с детьми раннего возраста по художественно – эстетическому развитию»

3. Педагогический тренинг «Оценка уровня знаний педагогов по формированию знаний дошкольников о видах искусства и жанрах живописи».

4.Мастер-класс «Методы и приемы привлечения внимания детей к произведениям искусства».

5.Решение педсовета.

  1. Старший воспитатель ДОУ Перминова А.М.

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников».

Воспитательным воздействием искусства на личность является не только расширение сферы познания и усвоения социального опыта человечества, но и обогащение личного жизненного опыта общечеловеческими ценностями.

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Знакомство дошкольников с произведениями изобразительного искусства способствует развитию у детей эстетических чувств, что позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.

Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Анализ работы педагогов ДОУ с детьми раннего возраста по художественно – эстетическому развитию»

1. Просмотр открытых занятий:

При проведении занятий использованы различные методы и приемы рассматривания картин:

- Приемы привлечения внимания в начале занятия:

загадки для «погружения» в тему рассматриваемой картины,

обращение к личному опыту детей – метод вызывания адекватных эмоций,

внесение игрового персонажа,

беседа для активизации словаря по теме рассматриваемой иллюстрации,

художественное слово с музыкальным сопровождением.

- При внесении иллюстрации:

пауза для самостоятельного рассматривания,

музыкальное сопровождение.

- При рассматривании картины:

сравнение,

акцентирование деталей,

тактильно-чувственный метод,

метод вызывания адекватных эмоций,

метод оживления эмоций с помощью литературных образов,

прием «вхождения» в картину.

- Для лучшего понимания содержания иллюстрации педагоги использовали рассказ.

- Для закрепления понимания содержания иллюстрации педагоги задавали вопросы по содержанию иллюстрации, о расположении предметов (героев) на иллюстрации, на определение настроения иллюстрации, на определение цветовой тональности произведения.

Все перечисленные методы и приемы обеспечили сохранение интереса и слухового внимания детей в течение всего занятия во всех группах.

2. Оценка создания условий:

• в группах организованы центры художественного творчества, весь материал в которых соответствует возрасту детей, удобно и доступно расположен;

• для ознакомления детей с видами искусства в центрах размещены альбомы, открытки, книги;

• для закрепления знаний детей о жанрах живописи в центрах размещены книги, открытки, альбомы;

• оформлены игры на формирование эстетического отношения к окружающему миру;

• систематизирован наглядный материал для рассматривания в виде репродукций картин;

3. Оценка планирования работы.

С целью формирования у дошкольников знаний о жанрах живописи педагоги групп планируют образовательную деятельность. Цель и задачи занятий соответствуют возрасту детей.

При планировании образовательной работы вне занятий педагоги используют различные формы организации совместной деятельности с детьми: дидактические и настольно-печатные игры, беседы, словесные игры и упражнения, рассматривание картин, рассматривание книг (иллюстраций) по теме, наблюдение за окружающим, развлечения.

4. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Для повышения профессиональной компетентности родителей по вопросу формирования у детей знаний о жанрах живописи воспитатели используют наглядные консультации в информационно-деловых центрах для родителей. Весь представленный материал эстетично оформлен, доступен для родителей. Педагоги используют различные формы подачи материала: ширмы, стенды, информационные письма-памятки.

3. Педагогический тренинг «Оценка уровня знаний педагогов по формированию знаний дошкольников о видах искусства и жанрах живописи»

1. Перечислите виды искусства. (Архитектура, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, хореография, театральное искусство, фотоискусство, киноискусство)

2. Назовите основные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура)

3. Перечислите жанры живописи (портрет/автопортрет, аллегория, анималистический, батальный, бытовой, исторический, карикатура, мифологический, натюрморт, пейзаж, сюжетно-тематическая, шарж)

4. С какого возраста в соответствии с программой «Детство» начинаем знакомить детей с живописью? (Со II младшей группы)

5. С какого жанра начинается знакомство детей с живописью? (с натюрморта)

6. С какими видами изобразительного искусства знакомим детей I младшей группы? (графика в виде иллюстраций в детской книге, скульптура в виде скульптур малых форм, изображающих животных)

7. Перечислите жанры живописи, с которыми знакомим детей в средней группе (натюрморт, пейзаж, портрет)

8. Перечислите жанры живописи, с которыми знакомим детей в старшем дошкольном возрасте (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический, батальный, бытовой, сюжетно-тематический)

9. Перечислите методы и приемы, используемые педагогом при ознакомлении детей с живописью? (пояснение, сравнение, акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием вхождения в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы).

10. В какой части дается искусствоведческий рассказ воспитателя по картине: до или после ее рассматривания? (возможны оба варианта)

11. Расскажите о структуре рассказа по картине (название картины, кто написал, о чём произведение, какими красками написано, какое в нём передано настроение, что особенно понравилось, какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.)

4. Мастер-класс «Методы и приемы привлечения внимания детей к произведениям искусства»

Занимаясь с детьми 2—3 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке? », побуждая его к наблюдательности и высказываниям.

В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

Очень важно практиковать повторное рассматривание картин. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа) .

Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщает их ответы.

Решение педсовета. Был вынесен на обсуждение проект решения педсовета. В результате дебатов решение было принято единогласно.

Хотелось бы закончить наш педсовет изречением Фридриха Ницше «Задача художника — сделать людей детьми».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №45» - комбинированного вида городского округа

 город Стерлитамак Республики Башкортостан

 Педагогический совет.

Тема «Обновленное содержание художественно – эстетического воспитания»

Ответственный:

Ст. воспитатель ДОУ

Перминова А.М.

     

 

Стерлитамак 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Художественно – эстетическое образование в современной дошкольной организации. Приобщение к культурным ценностям – основа обновления содержание художественно – эстетического образования»

Развитие художественно – образного мышления детей основывается на развитии наблюдательности, развитии фантазии, способности строить художественный образ.Этому способствуют так же музыка, поэзия, помог...

Педагогический совет . Тема: «Валеологическое содержание в ДОУ».

Основным богатством государством, является здоровье нации, именно уровень здоровья определяет его экономический и социальный потенциал.В последнее десятилетия в истории нашего государства в силу...

Педагогический совет . Тема: «Валеологическое содержание в ДОУ».

Основным богатством государством, является здоровье нации, именно уровень здоровья определяет его экономический и социальный потенциал.В последнее десятилетия в истории нашего государства в силу...

"Обновление содержания художественно-эстетического воспитания дошкольников"

quot;Обновление содержания художественно-эстетического воспитания дошкольников"...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»

     Данный материал позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения....

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными...