Новые формы сотрудничества с семьёй в ДОУ
учебно-методический материал на тему
Современные формы работы с родителями в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnechestvo_s_semey.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества.
Феликс Адлер
Сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
На основании ФЗ, ФГОС и ООП ДО родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, что способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.
В рамках модернизации системы образования необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей (законных представителей) в жизнь ДОУ, поэтому я стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей, обновляя его, дополняя новыми идеями и, современными формами сотрудничества.
Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Сотрудничество с семьёй осуществляю через следующие формы:
Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов и родителей является изучение семьи через анкетирование, где я узнаю о социальном статусе семьи, здоровье ребёнка, его интересах, а также об информированности родителей о деятельности ДОУ и готовности к сотрудничеству. Всегда помню о том, что ребёнок - уникальная личность, поэтому на основании анализа анкетных данных создаю условия для личностно-ориентированного общения с детьми и родителями. Анкетирование родителей «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило получить информацию о проблемах в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка, учесть предложения родителей в планировании взаимодействия.
В результате проведения родительских собраний в виде дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок, мастер-классов и т.д., они стали более эффективными формами сотрудничества. Так, например, на тематическом собрании в форме КВН «Юные учёные» родители смогли оценить развитие математических способностей у детей, узнали, как правильно научить ребёнка решать математические и логические задачи. В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» мы вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, анализировали представленное отчётное выступление детей в рамках реализации вариативной части Программы по ритмической гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ». А так же были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. В ходе проведения дискуссии «Как отвечать на детские вопросы?» использовала прослушивание грамзаписи вопросов детей, их рассуждений, раскрывала понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей. В ходе собраний как элемент наглядности использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. В результате современного подхода к проведению родительских собраний процент посещения увеличился.
Эффективными формами взаимодействия являются наглядно - информационные и просветительские материалы, которые в моей группе представлены родительским уголком с консультациями, папками - передвижками, ширмами и другим полезным для родителей материалом. Знакомясь с содержанием родители обогащают свои педагогические знания. Готовя информацию для родителей я стараюсь, чтобы её содержание было кратким и понятным. Для наглядного материала важно не только содержание, но и форма, привлекающая внимание. Из консультации «Развиваем речь ребёнка вместе» родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами. Из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад». Эта форма повышает правовую и педагогическую культуру родителей (законных представителей), тактично напоминает о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе самое трудное в организации и очень интересное, привлекательное приносящее позитивные эмоции. Такие формы общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Традиционными стали такие совместные праздники в группе как: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «А ну-ка бабушки» и др., которые укрепили эмоциональный комфорт в группе, сблизили участников педагогического процесса. Родители проявляют инициативу и творчество в подготовке и проведении досугов. Внедряя вариативную часть образовательной Программы по физическому и экологическому воспитанию и принимая во внимание целевые ориентиры «…дошкольник должен иметь начальное представление о здоровом образе жизни и воспринимать его как ценность», я провожу ежегодные оздоровительные и экологические досуговые мероприятия, не зависящие от времени года. А именно: поход «На природу!», спортивные праздники «В здоровом теле - здоровый дух», «Все на лыжню» и т.д. После праздников выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. Подобные мероприятия сплотили семьи, дали возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепили сотрудничество между семьей и детским садом. Использование этих форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для ситуативно -делового общения на основе общего дела.
Акция - современная форма построения тесного взаимодействия с семьёй, которую я активно применяю. Тематические акции способствуют расширению представлений детей и родителей в различных образовательных областях программы. Они направлены на формирование ценностных отношений к окружающей природе («С каждого по зернышку», «Покормите птиц зимой», «Каждой птице свой дом», «Эколята-дошколята»), к родному городу и его истории («Моя семья в моём городе», «Моя семья – частичка государства», где дети совместно с родителями создавали герб своей семьи, «Дедушкина медаль», «Лента памяти», посвященные Дню Победы, «Новогодняя сказка», где я с родителями и детьми украшала свою группу, участок, создавая новогодние сказочные композиции). Такие акции, как «Игрушка для детей – руками взрослых», «Готовимся стать олимпийцами» способствовали вовлечению родителей в создание предметно-развивающей среды в группе. В ходе их проведения родителями было изготовлено много нетрадиционного спортивного оборудования, игрушек и атрибутов для сюжетно-ролевых игр, они стали откликаться на проблемы, принимать активное участие в жизни группы. Проведение акций способствует укреплению партнёрских отношений с семьями воспитанников, решает вопросы социально-нравственного и патриотического воспитания, показывает родителям, что взаимодействие необходимо для развития их собственного ребёнка. Таким образом, работа с родителями в форме акции дала положительные результаты и может быть использована в других ДОУ.
Эффективной формой взаимодействия является газета для родителей. Плюсы такой формы заключаются в том, что родителям предоставляется дополнительная информация и возможность участия в жизни ДОУ. Периодичность выпуска - один раз в месяц. Авторами нашей газеты могут стать - администрация, педагоги, родители и воспитанники. Тема газеты меняется в соответствии с актуальными вопросами группы, например: «В гостях у осени», «Позитив в объективе», «Новогодние приключения», «По секрету всему свету!», «Этот день Победы», «Проверено. Семья рекомендует» и д.т. Работая по теме: «В гостях у осени», родители творчески представили очередной выпуск газеты, а для них стал сюрпризным моментом выпуск газеты с поздравлениями и пожеланиями от детей к праздникам: «Хочу сказать маме: Спасибо», «Вот какие наши папы», и др. Такая форма работы развивает творческую активность семей, способствует налаживанию партнёрских отношений между семьёй и ДОУ. Родители стали чаще обращаться за помощью к сотрудникам учреждения. Отмечается значительное повышение уровня активности родительской общественности, увеличился процент семей посещающих мероприятия организованные в учреждении.
Семейные художественные студии – это своего рода творческие мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством, показать приемы работы с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.), развивать детско-родительские отношения. В течение года, организую выставки совместного творчества детей и родителей: «Волшебный клубочек», «Ловкие ладошки», «Ажурные узоры», «Волшебный песок» «Чудеса из ткани своими руками» и др., мастер-классы с родителями: «Опыты и эксперименты с растениями», «Нетрадиционное рисование – это интересно». В группе создан мини-музей «Народная кукла», в процессе создания которого особое внимание уделяю условиям для инициативы и самостоятельности дошкольника. Поскольку ведущей деятельностью для ребёнка является игра, в нашем мини-музее можно самостоятельно играть и трогать руками экспонаты. В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Результат совместной творческой деятельности данной формы взаимодействия способствует формированию интереса к истории и культуре русского народа. Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в группе продолжается и обновляет свои экспозиции.
Дистанционные конкурсы совместного творчества последнее время стали очень популярными в ДОУ. В условиях инноваций и новых идей я открыла для себя современную форму взаимодействия с родителями. Всероссийские выставки, олимпиады, конкурсы совместного творчества: «Огонёк», «Лира», «Викторёнок», «Путь к успеху», «Академия таланта», «Маам»,. Проведение таких конкурсов стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, к совместной деятельности. Темы выставок, конкурсов, олимпиад разнообразны: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», "Новогодняя красавица", «Здравствуй весна!», «Символ года 2016 своими руками», «В гости к сказке». В завершении конкурсов ежемесячно в группе происходит награждение дипломами и сертификатами, победителей и участников выставок. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество образовательного процесса, но и достичь нового уровня взаимодействия с родителями.
Актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают всем научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса. Поэтому в практике своей работы я стала активно использовать данную форму. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на развитие ответственности, инициативности: «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года», «Покормите птиц зимой», «Куколка тряпичная - игрушечка отличная», «С огнём не шути», и тд.). Работа по проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками не могла проходить без участия родителей. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на общении на равных. Поэтому детско-родительские проекты позволяют решать познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся оценивать, мыслить, рассуждать. Итогам проектной деятельности в нашей группе стала, мини - лаборатория "Учёная пчела", в которой у детей развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Таким образом, были получены подтверждения того, что внедрение проектной деятельности является позитивной, педагогически целесообразной стороной общего воспитательного процесса ..
Создание единого информационно-образовательного пространства в ДОУ - требование времени. Общественностью отмечена востребованность ИКТ. На сайте детского сада создана страничка нашей группы «Пчёлки». К основным преимуществам сайта относятся его открытость и доступность. Дружелюбные интерфейс и дизайн интернет-ресурса вызывают положительные эмоции и настраивают на общение. Для повышения родительской компетентности на страничке созданы разделы, которые содержат консультации с рекомендациями специалистов и полезные ссылки. Качество работы странички высоко оценивается пользователями, о чём свидетельствуют отзывы и слова благодарности родителей.
Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагога, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями, детьми, администрацией детского сада. Реализация такой модели позволяет добиться хороших результатов. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность данной модели.
Результативность
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от меня и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями , основанных на сотрудничестве, реализуется принцип доверительного партнёрства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет мне улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить их представление по различным образовательным областям. Основные мои цели - создание условия для диалога, группового сплочения и изменение атмосферы в группе. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Детский мюзикл как форма сотрудничества с семьёй в ДОУ
Формирование личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры – одна из актуальных задач дошкольного образов...
Практико-ориентированные формы сотрудничества с семьёй
•Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.•Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки....
Обобщение опыта «Использование разнообразных форм сотрудничества с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Вовлечении семьи в единое образовательное пространство....
Современные формы сотрудничества с семьёй.
Современные формы сотрудничества с семьёй. Рейтинг учителя-логопеда Василенко Г.А. среди родителей....
Статья "Многофункциональный родительский клуб в детском саду - новая форма взаимодействия с семьёй"
Разработка моделей новых форм работы по оказанию методической, психолого-педагогической, практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста, является приоритетным направлением государствен...
"Клуб выходного дня,как одна из форм сотрудничества с семьёй"
Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОО...
- Мне нравится (1)