Главные вкладки

    статья "Планирование в деятельности педагога"
    статья на тему

    Русова Анна Георгиевна

    В статье говорится о необходимости планирования деятельности педагога. А почему и зачем, а так же как, Вы узнаете ознакомившись с материалом статьи. Предназначена для молодых специалистов работающих в сфере образования, для публичных докладов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл _statya_planirovanie_v_deyatelnosti_pedagoga.docx46.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русова Анна Георгиевна

    воспитатель высшей квалификационной категории компенсирующей группы

    МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты

     

    «Планирование в деятельности педагога»

    «Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра»

     Платон

    Профессия педагога одна из тех профессий, в деятельности которой предусматривается огромное количество планирования: календарное, тематическое, планирование непосредственно образовательной и свободной деятельностей и т.д. И не важно, когда Вы приобретали данную профессию - в прошлом веке или в данный момент - планирование остаётся приоритетной деятельностью педагога. Он должен грамотно, компетентно, чётко знать какова будет его деятельность «здесь и сейчас», завтра, через полгода, .... А ещё и с учётом ФГОС!

    Начать свою статью хочу с математического определения планирования.

    Планирование - это функция, одним из аргументов которой является время.

    Каким точным является данное определение. У нас педагогов год летит за годом и в нашей «деятельности-функции» хочется передать малышам огромный багаж знаний, но времени, как правило, не хватает.

    Далее предлагаю рассмотреть четыре «страшных» буквы в аббревиатуре «ФГОС».

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    До 2000 года, применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности. Т.е. если мы рассмотрим так называемый «Паспорт профессии «Педагог», то увидим там те требования, с которым должны будут ознакомить абитуриента в учебном заведении и которые будут предъявлены будущему специалисту-выпускнику в его профессиональной деятельности. Одним из таких требованием и будет являться умение планировать свою деятельность в учебно- воспитательной работе. Т.к. планирование деятельности - это навык Вашей эффективности, Вашей компетентности. Планирование деятельности является одним из секретов успешного человека.

    Плани́рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

    Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

    • Постановка цели и задач;
    • Составление программы действий (проектирования);
    • Вариантное составление программы (вариантное проектирование);
    • Выявление необходимых ресурсов и их источников;
    • Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них;
    • Фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, модели, плана, карты боевых действий, приказа в письменной форме, диагностики  и т. п.

    Возможно, Вы думаете сейчас о том, что планирование деятельности отнимает время, вызывает некоторое напряжение. Конечно, бумажной работы у нас педагогов хватает с лихвой. Но, научившись планировать свою профессиональную деятельность, Вы сможете достичь гораздо более серьезного и весомого результата, чем, если Вы не освоите эту науку.  Каждое совершаемое Вами действие будет более осмысленным и эффективным по сравнению с незапланированной работой. Да, Вы должны подойти к планированию с чувством ответственности и дисциплинированности. Научившись планировать, Вы станете хозяином времени и самое главное - будете видеть и будете удовлетворенны результатами своей деятельности. Само по себе планирование помогает более ясно и четко формулировать предстоящую деятельность педагога, направленную на воспитанников, что помогает более быстро реализовать поставленную цель. Умение постоянно планировать свое время дает возможность определять тот вид деятельности, который обладает более значимыми приоритетами. Это также ведет к повышению эффективности проделанной работы. Правильно спланированная работа педагога являются залогом успешного выполнения поставленных цели и задач в учебно-воспитательном процессе с детьми, а так же представляют собой инструмент самоорганизации. Ниже приведены причины, объясняющие, почему планирование – это важный инструмент в вопросе самоорганизации и самосовершенствования.

    «Планирование деятельности – это карта вашего дня»

    Психологи утверждают: Решив составить эффективный план действий, человек, не привыкший к этому, потратит час и более рабочего времени. Понимая, что время будет потрачено, человек, как правило, решает не составлять никакого плана, а действовать по наитию: «что помню, то и делаю». Но такой подход начисто лишен эффективности. Приступив к одному заданию, человек вдруг вспоминает о другой, еще более важной задаче, переключает на нее свое внимание. В процессе он отвлекается, так как мысли переключаются с одного на другое. В итоге, не выполнена ни одна, ни вторая задача. Чаще всего человек торопится выполнить срочные дела. Но срочное не значит действительно важное и значимое. Вряд ли срочное дело окажет положительное влияние на последующую деятельность, жизнь человека.

    Одна минута времени, потраченная на планирование своей деятельности, экономит десять минут, потраченных на выполнение поставленной задачи. Таким образом, научившись планировать свою деятельность, вы сможете получать 200 процентов отдачи от вложенной энергии.

    Тому, кто привык планировать работу на завтра, не требуется более двенадцати минут, для того чтобы расписать все необходимые дела, распределив их в приоритетном порядке. Потраченные накануне двенадцать минут дадут Вам возможность сэкономить два часа производительности, что, безусловно, качественно повышает уровень продуктивности Вашей работы. Если умножить это время на количество дней в календарном месяце, то получится, что в месяц Вы способны экономить до пяти рабочих дней. Здорово, не правда ли!

    «Планирование деятельности

    учит правильно определять приоритеты»

    Умение верно определять приоритетные направления деятельности помогает обозначать  наиболее важные, перспективные и значимые места. Приоритетное место должно быть отведено тому, что необходимо выполнить. Нежелание концентрироваться и отдавать предпочтение главному приводит к тому, что человеку так и не удается достичь поставленной цели.

    «Планирование деятельности программирует ум человека»

    Вы, наверняка, не раз сталкивались с такой ситуацией, когда в зависимости от того, насколько четко сформулировано Ваше желание, оно с большей или меньшей легкостью воплощается в жизнь. Планирование – это уникальный процесс, который помогает человеку осознать, к чему в действительности он стремится и, в итоге, воплощающий эти стремления в жизнь.

    Т.о. для обеспечения нормальной, полноценной, эффективной деятельности «педагог-ребёнок» необходимо постоянно планировать деятельность.  Планирование в деятельности педагога - это процесс разработки планов работы с детьми, последующего контроля за ходом реализации планов, развития и функционирования детского коллектива в целом. Объектами планирования будут служить следующие единицы: наши воспитанники, их динамика в развитии, их достижения и неудачи, наша компетентность и квалифицированность, ...

    Для того чтобы план был эффективен, необходимо в нем отразить следующее:

    1. оценка внешней среды;
    2. оценка возможностей с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды;
    3. определение и формулирование целей;
    4. определение текущих оперативных задач, соответствующих целям;
    5. методы анализа и контроля за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования.

    Существуют следующие формы организации планирования:

    1. «Сверху-вниз» - это планирование, когда руководством определяются основные цели деятельности учебного заведения/ возрастной группы и механизмы их достижения, а затем доводятся до персонала с целью выполнения плана. Недостатком такого планирования является то, что руководство не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев.
    2. «Снизу-вверх» - здесь каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде, т.е. идёт корректировка плана действий с учётом всех составляющих (уровень развития детей, квалифицированность педагога, потенциал детского и взрослого коллектива в целом и т.д.).
    3. «Смешанное планирование» - руководство разрабатывает основные показатели деятельности в учебном периоде и передает их в подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в методический центр, где она сводится в единый черновой план, который после рассмотрения и доработки в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается.  Каждое подразделение самостоятельно определяет форму планирования, но «смешанный тип» зачастую более успешен, т.к. руководитель определяет те цели, которые необходимо достичь, а подразделения их корректируют в зависимости от возможностей, следовательно, учтены «желания и возможности».

    Рассмотрим принципы планирования:

    1. Непрерывность - планирование должно распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки.
    2. Научность - планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.
    3. Гибкость - планы должны корректироваться в соответствии с изменениями в окружающей среде.
    4. Точность.
    5. Приоритетность - это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития учебного заведения.
    6. Принцип участия (по И. Ансоффу) - означает, что каждый сотрудник предприятия должен участвовать в построении планов предприятия, кого непосредственно затрагивает данный план.

    Методы планирования:

    1. программно-целевой - планирование, в основе которого лежит разработка комплексных программ, ориентированных на достижение поставленных целей;
    2. балансовый метод - составление различных видов балансов (оснащение);
    3. нормативный метод – в образовательном учреждение, как и во многих других, в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов;
    4. математическое моделирование – предполагает использование в процессе планирования различных математических моделей, которые представляют собой формализованное описание исследуемого процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.
    5. метод прогнозирования - совокупность приемов и способов, позволяющих на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта и его внешних связей вывести суждение (прогноз) определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования.
    6. интуитивные методы основываются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.

    Виды планирования:

    1. Оперативное (ОП)  - содержит план на смену, неделю, декаду.

     Этапы ОП:

    • Объемное планирование – это распределение выполняемых работ по возрастам и плановым периодам с учетом нагрузки оборудования и площадей. Для эффективного распределения сопоставляются необходимые и имеющиеся ресурсы учреждения.
    • Календарное планирование -  это определение сроков выпуска детей с определённым уровнем знаний, уточнение заданий каждого возрастного периода детства, а при необходимости и корректировка.
    • Оперативно-производственное планирование – это окончательное уточнение программы производства и организация ее выполнения. При необходимости вносится корректировка в графики работ.
    1. Текущее - от месяца до года, с распределением по кварталам и месяцам.
    2. Среднесрочное - от года до 5 лет.
    3. Долгосрочное - от 5 лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы.
    4. Стратегическое - долговременный план, охватывающий период 10-15 и более лет.

    В педагогической деятельности имеет место быть каждое из данных видов планирования с одной только разницей - название планирования. Терминология в педагогике немного отличается от общей, но смысл процесса планирования от этого не меняется. Учитесь грамотно и компетентно планировать свою деятельность и деятельность всего Вашего коллектива (педагог-ребёнок, педагог-педагог, педагог-родитель и т.д.), и это облегчит Ваш трудовой день. Конечно, придется попросить помощь в освоении такого тяжёлого труда, но научившись планировать, Вы будете грамотно распределять свои ресурсы, которые в нашей профессии так важны, потому что мы работаем с человеческими душами.

    Освоив планирование недели, переходите к следующему этапу - начинайте планировать свои действия на месяц вперед. И здесь также действует правило: «Не приступайте к делам предстоящего месяца, пока вы не запланировали его». После этого вы сможете формировать цели предстоящего дня в соответствии с теми, что вы поставили на более длительный срок: три месяца, полгода и год.

    Спасибо за внимание. Удачи всем в педагогической деятельности.

    Статья составлена на основе следующих материалов:

    1. Педагогика. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
    2. Психология и педагогика. Радугин А. А.
    3. Российская педагогическая энциклопедия. Давыдов В.В.
    4. Социальная педагогика. Мудрик А. В.

    интернет ресурсы:

    1. http://samorealizacia.com/planirovanie/
    2. https://ru.wikipedia.org/wiki
    3. http://koi.tspu.ru/koi_books/klemasheva/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых технологий в деятельности педагога-психолога.

    Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует...

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА ДОУ

          Метод проектной деятельности способствует приобретению детьми навыков активного,  творческого и  коллективного взаимодействия.  Использование ИКТ в совместно...

    Использование технологии проектирования в деятельности педагога-психолога ДОУ

    В данной презентации представлен опыт работы педагога-психолога МБДОУ № 32 г.Выкса по проектной деятельности за период с 2008 по 2014 г....

    "ИКТ в деятельности педагогов ДОУ" семинар-практикум

    Данный материал возможно использовать при обобщении или ознакомлении педагогов с основами применения ИКТ в дошкольном образовании. Здесь представлены: презентация, сопровождающий текст, анкеты. Надеюс...

    Мастер – класс «Метод проекта в деятельности педагога как инновационная педагогическая технология»

      Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как...

    Применение ИКТ в деятельности педагога ДОУ

    В нашей стране за последние несколько лет произошли ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях:- Принятие на государствен...

    ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

    Презентация для студентов  пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...