Интерактивный педсовет 31.03.2017
статья на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

для старших воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnyy_pedsovet.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Проводим интерактивный педсовет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации»

Чтобы помочь педагогам систематизировать представления о качестве дошкольного образования и его оценке, проведите тематический педагогический совет. Он позволит обсудить текущее положение дел в ДОО, обменяться мнениями и начать работу над образовательным проектом по созданию ВСОКО.

Проблему качества дошкольного образования изучают многие исследователи и практики. Одни под качеством понимают процент воспитанников, закончивших образование в ДОО с высокой степенью готовности к обучению в школе. Другие трактуют это понятие шире — как качество обучения (в разной интерпретации) всего воспитательно-образовательного процесса. Поэтому спрашивают только с образовательной организации, забывая о роли семьи и социума. Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности. Однако не совсем понятно, как эту развитость измерить. Таким образом, разобраться в сущности понятия «качество образования» — непростая задача.

Концепция качества дошкольного образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели качества, ставится вопрос о критериях. Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования1 определяет комплекс требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста (раннего, младшего и старшего дошкольного).

Ответственность за качество образования, которую предписывает Федеральный закон от 29.12.2009 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), порождает новые формы взаимодействия между субъектами образования и формирует потребность в педагогическом мониторинге, новых формах сбора и анализа информации об эффективности деятельности образовательной системы в конкретном детском саду. Поэтому заимствовать чужую систему оценки качества нельзя, как нельзя взять в готовом виде концепцию другой образовательной организации. Необходимо разрабатывать свою систему, формировать черты качества образования в своей ДОО. Участвовать в этом должен весь коллектив.

Педагогический совет — важная и демократическая форма работы педагогического коллектива, которая:

  • решает задачи образовательной организации;
  • обеспечивает высокое качество образовательных отношений;
  • развивает профессиональную компетентность педагогов.

Цель предлагаемого педагогического совета — выработать единую программу организации внутренней системы оценки качества образования, определить пути ее развития в ДОО.

Задачи:

  • обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества образования в соответствии с Законом № 273-ФЗ;
  • сформулировать требования разных групп участников образовательных отношений к качеству образования;
  • внести изменения в нормативную основу ВСОКО на локальном уровне.

Любой руководитель ДОО заинтересован в том, чтобы сделать это мероприятие проблемным, познавательным, насыщенным. Педагоги должны не просто заседать, а продуктивно и творчески общаться. Данный педагогический совет проводится в форме организационно-деятельностной игры методом «мозгового штурма».

План педагогического совета:

  • выступление старшего воспитателя (или руководителя ДОО);
  • организационно-деятельностная игра;
  • принятие решения педагогического совета.

Участники педагогического совета совместно обсуждают текущее положение дел, обмениваются мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам, вырабатывают пути совместного их разрешения. Педагогический совет помогает каждому педагогу определить свою точку зрения относительно создавшейся педагогической ситуации, заявить о ней, обсудить ее с коллегами.

В ходе педагогического совета вырабатываются общая стратегия и тактика совместной деятельности, которым затем на уровне общей договоренности все должны следовать. Только при этом условии педагоги, действуя в пределах своей компетентности, становятся носителями и субъектами общего мнения и совместной деятельности, что важно для повышения качества образования.

Такой «мозговой штурм» в форме организационно-деятельностной игры позволит педагогическому коллективу определить пути развития ВСОКО и ответить на вопрос: «Как эффективно управлять качеством образовательной деятельности?».

Приложение

План проведения педагогического совета «ВСОКО в дошкольной образовательной организации»

Часть 1. Выступление старшего воспитателя (руководителя ДОО)

Старший воспитатель (руководитель ДОО) выступает перед участниками педагогического совета: объявляет тему, ставит задачи, знакомит с основными тезисами. После выступления он проводит организационно-деятельностную игру.

Примечание. Текст выступления представлен ниже.

Часть 2. Организационно-деятельностная игра

Педагогический коллектив разбивается на 4 равные группы: «Администрация», «Педагоги», «Родители», «Воспитанники».

Игра начинается во всех командах одновременно. Старший воспитатель выдает командам заранее заготовленные карточки с заданием и вопросами с позиций четырех социальных групп. Игрокам дается 15 мин на обдумывание.

Задания для группы «Администрация»:

  • Сформулируйте ваше представление о ВСОКО.
  • Предложите возможные формы взаимодействия с воспитателями и помощи им в обеспечении качества образовательной деятельности.

Задания для группы «Педагоги»:

  • Перечислите трудности в обеспечении качества образования в дошкольной образовательной организации.
  • Подготовьте предложения по преодолению этих трудностей (конкретные формы и методы работы).

Задания для группы «Родители»:

  • Сформулируйте запросы, которые вы адресуете детскому саду.
  • Опишите ваше взаимодействие с воспитателями в организации жизнедеятельности детей в ДОО.

Задания для группы «Воспитанники»:

  • Выскажите свои пожелания, каким должен быть детский сад.
  • Опишите воспитателя, которого вы хотите видеть в своей группе.

После выполнения задания команды меняются местами — переходят в следующую социальную группу. В конце игры старший воспитатель подводит итоги работы команд и коллектива в целом.

Примечание. До педагогического совета воспитатели проводят организационно-деятельностную игру с родителями на родительских собраниях. Итоги проведенных игр обсуждаются на педагогическом совете.

Подбор и характер вопросов зависят от целей игры, профессиональной компетентности игроков и того, на каком уровне в данный момент предлагается решить проблему.

Часть 3. Представление результатов педагогического совета (проект)

Результат работы — решение педагогического совета, в проекте которого могут быть поручения:

  • Администрации ДОО разработать (скорректировать) Положение о ВСОКО и обеспечить организационно-педагогические условия для повышения качества образовательной деятельности.
  • Старшему воспитателю разработать и провести теоретические и практические занятия с педагогическим коллективом по освоению современных образовательных технологий.
  • Обобщить опыт воспитателей, эффективно использующих интерактивные образовательные технологии в работе с воспитанниками и их родителями.
  • Воспитателям организовывать образовательную деятельность на основе компетентностного подхода с учетом требований ФГОС ДО и Профстандарта педагога.
  • Психологу организовать индивидуальные и групповые консультации и корректировать деятельность воспитателей по внедрению эффективных технологий управления качеством образования.
  • Создать в ДОО новую организационную структуру управления, обеспечивающую реализацию ВСОКО.
  • Рассмотреть на методических заседаниях вопрос о совершенствовании качества образования в условиях реализации ФГОС ДО.

Тезисы выступления старшего воспитателя (руководителя ДОО)

Каждый субъект образовательных отношений (педагоги, воспитанники, родители воспитанников, администрация ДОО и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. Однако однозначного определения понятия «качество дошкольного образования» нет, а его оценка — проблема.

Что вкладывают в понятие «качество образования» участники образовательных отношений

Участники образовательных отношений по-разному определяют «качество дошкольного образования»:

  • родители воспитанников соотносят его с развитием способностей и индивидуальности детей, уровнем их подготовленности к дальнейшему обучению в школе;
  • для воспитателей качество означает наличие качественного образовательного плана, методических материалов и развивающей предметно-пространственной среды ДОО, соответствующей требованиям ФГОС ДО;
  • для воспитанников качество образования связано с климатом в группе и уровнем организации жизнедеятельности детско-взрослого коллектива;
  • для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко — ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности.

Системный подход к качеству образования

С точки зрения системного подхода качество образования как интегративный системный объект — это качество не только конечных результатов, но и всех процессов, которые влияют на конечный результат.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Система качества образования в ДОО синтезируется из качества целей, условий, процесса, конечного результата.

Компетентностный подход к качеству образования

Компетентностный подход — одно из важных концептуальных положений обновления содержания дошкольного образования.

Он реализуется, если:

  • воспитатели моделируют жизненные ситуации, в ходе которых воспитанники осваивают разные виды деятельности (коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную и др.), приобретают необходимый социальный опыт;
  • педагоги внедряют интерактивные образовательные технологии, которые требуют демонстрации уровней позитивного развития детей дошкольного возраста;
  • администрация ДОО обеспечивает общественно-государственное управление для реализации запросов потребителей образовательных услуг и ответственность детского сада за результаты деятельности;
  • администрация ДОО обеспечивает социальное партнерство;
  • администрация ДОО внедряет стимулирующие системы оплаты труда воспитателям за «точки прироста»;
  • администрация ДОО привлекает общественных экспертов для оценки качества деятельности ДОО;
  • администрация ДОО совершенствует управление с учетом провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике и т. д.

Чтобы реализовать основную миссию ДОО — полноценное проживание ребенком всех периодов детства и подготовка его к жизни — необходимо принципиально изменить отношения ДОО с внешней средой. Такие отношения должны обеспечивать:

  • открытость ДОО;
  • ориентацию на потребности местного сообщества и активный поиск социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения (финансового, информационного
    и т. п.);
  • адекватность и своевременность реакции ДОО на изменения внешней среды.

Также администрация и педагоги должны уделять внимание качественным изменениям внутренней среды ДОО (реализации современных образовательных технологий, уровню профессионализма воспитателей, организационной культуре).

Качественные изменения внутренней среды ДОО обеспечивают:

  • адаптивность, комфортность и успешность воспитания и образования детей;
  • освоение педагогами продуктивных образовательных технологий;
  • оптимальное соотношение видов деятельности воспитанников, их интеллектуальной, эмоциональной и физической активности;
  • развитие толерантности и реализации субъектной позиции всех участников образовательных отношений.

Кроме того, чтобы обеспечить качество образования, необходимо формировать и развивать социальные компетенции у воспитанников и профессиональные компетенции воспитателей.

В данном контексте развитие современной ДОО связано с моделированием целостной социальной системы, в состав которой входят три подсистемы. Эти подсистемы подчиняются единой стратегии, но требуют разной тактики в управлении их развитием (рисунок).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установочный педсовет, август 2017

Педсовет построен в форме устного журнала. Странички педсовета представлены в презентации, в ходе педсовета раскрываются задачи работы на 2017-2018 год (презентация)....

отчет учителя - логопеда на педсовете "Решение речевых проблем современных дошкольников в условиях ДОУ" 2017 год.

Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с...

Августовский педсовет 2017 Статья

Основной целью Августовских мероприятий является обсуждение промежуточных результатов реализации муниципальной программы «Развитие системы образования города Новокузнецка на 2016-2020 гг»,...

2016-2017 Выступление на педсовете (май 2017)

Выступление на педсовете...

Итоговый педсовет за 2016 – 2017 учебный год «Колесо историй!»

К педагогу дошкольного учреждения предъявляются особые и очень серьезные требования. Воспитатель детского сада должен применять самые разнообразные знания из различных областей науки.Педагог дол...

отчет учителя - логопеда на итоговом педсовете 2016 - 2017 уч. год "Работа с семьей воспитанников"

Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа учителя-логопеда, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей — важнейший аспект повышения результативнос...