Анализ состояния системы внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации
статья на тему

Балабенкова Нина Сергеевна

Актуальность проблемы определяется главенствующей ролью контроля за результатами и аналитической оценкой достигнутых результатов в процессе управления функционированием (и особенно развитием) дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ состояния системы внутреннего контроля в дошкольной

образовательной организации

Актуальность проблемы определяется главенствующей ролью контроля за результатами и аналитической оценкой достигнутых результатов в процессе управления функционированием (и особенно развитием) дошкольной организации.

Цели внутреннего контроля:

  • достижение соответствия функционирования и развития образовательного учреждения законодательству РФ в сфере образования, в том числе требованиям федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) дошкольного образования;
  • дальнейшее совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Задачи внутреннего контроля:

  • получение полной информации о состоянии образовательной системы ДОУ для изучения, анализа и принятия управленческих решений;
  • выявление причин недостатков и их корректировка;
  • повышение эффективности и результативности воспитательно-образовательного процесса;
  • совершенствование  качества образования;
  • определение эффективности реализации кадровой политики;
  • изучение опыта работы педагогов, оказание помощи в организации воспитательно-образовательной работы и совершенствовании ими своего педагогического мастерства;
  • систематический контроль  выполнения всех планов работы ДОУ  и принимаемых управленческих решений;
  •  диагностика состояния образовательного процесса, выявление отклонений от планируемых  результатов  в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества;
  • организация и осуществление ОЭР (инновационной деятельности);
  • контроль за реализацией Программы развития ДОУ;
  • совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации.

Управление       современной        образовательной          организацией

невозможно без получения систематической оперативной достоверной информации как средства обратной связи. Средством получения такой информации служит контроль. Контроль в дошкольной образовательной организации – это целенаправленная деятельность руководителя по установлению процесса функционирования, развития всей системы ДОО и работы сотрудников требованиям нормативных актов и принятым решениям. При осуществлении контроля заведующим, старшим воспитателем используются такие методы, как наблюдение и анализ педагогического процесса. Целью построения системы мероприятий по осуществлению контроля является своевременное предупреждение отрицательных результатов в осуществлении воспитательно-образовательного процесса. При выборе основных вопросов и объектов контроля устанавливается их взаимосвязь с анализом итогов учебного года. После каждой проверки результаты ее открыто оглашаются, обсуждаются на совещаниях при заведующем. Во внутреннем контроле  используются  различные виды, формы и методы в зависимости от темы и цели контроля. Удачно практикуются фронтальный и тематический виды контроля, диагностический контроль. Перед любым контролем ставится  цель.

Наблюдение – целенаправленное восприятие процесса, явления или его основных компонентов, осуществляемое для получения профессионально значимой информации о педагогическом процессе в дошкольной образовательной организации.

Педагогический анализ – целенаправленное изучение педагогического процесса в целом, его объективная оценка, выделение причин, определивших его уровень, результат, и последующая выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию воспитательно-образовательной работы. По мнению Ю.А. Конаржевского, «педагогический анализ есть функция управления, направленная:

- на изучение составления управляемой системы (диагностические задачи);

- оценку результатов её деятельности (оценочные задачи);

- определение тенденций её развития (прогностические задачи) путём установления причин успехов и неудач».

Цель педагогического анализа – раскрытие причин положительных или отрицательных явлений педагогического процесса в целях его совершенствования.

Функции педагогического анализа:

- теоретическая (соотношение действий педагога с требованиями педагогической теории и ФГОС);

- критическая  (осознание причин недостатков, трудностей, которые помешали достигнуть нужного результата);

- стимулирующая (оценка достижений, влияющая на дальнейший профессиональный рост);

- методическая (знакомство с методиками анализа).

Уровни анализа:

  1. Констатация фактов.
  2. Описание.
  3. Оценочное описание.
  4. Причинно-следственный.

Виды анализа.

По местоположению:

- изначальный анализ;

- конечный анализ;

- промежуточный анализ.

По содержанию:

- ресурсный анализ (итоговый);

- параметрический (промежуточный);

- тематический.

По принципу полноты:

- аспектный (частичный);

- комплексный (полный).

Аспектный анализ – рассмотрение, детальное и всесторонне изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели педагогического процесса во взаимосвязи с результатами деятельности детей.

Комплексный анализ –это целенаправленное изучение педагогического процесса в целом, его объективная оценка, выделение причин, определивших его уровень, результат, и последующая выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию воспитательно-образовательной работы.

Этапы педагогического анализа:

  1. Предварительный (сбор информации – беседа с воспитателем, просмотр плана работы, уточнение целевых установок).
  2. Характеристика элементов (наблюдение и фиксация).
  3. Характеристика связей между элементами.
  4. Завершающий (формулирование выводов и рекомендаций).

Системный подход в анализе и оценке дошкольной образовательной организации требует системы отслеживания результативности деятельности ДОО.

В качестве ведущих показателей результативности мы рассматриваем следующие:

  • Психологический климат в дошкольной образовательной организации (комфортность ДОО для педагогов, воспитанников; отношение родителей к ДОО). Методы отслеживания – анкетирование педагогов, родителей, наблюдение за воспитанниками;
  • Результативность воспитательно- образовательного процесса на следующих уровнях: личностном (динамика личностного развития ребёнка, эмпатийные способности, уровень тревожности, самооценка, воображение, творческие способности); знаниевом (уровень информированности: в соответствии с комплексной реализуемой программой и парциальными программами); поведенческом (практически-действенный: способность и готовность к практической деятельности, умение выбирать социальные формы досуга). Методы отслеживания – наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирования;
  • Динамика здоровья детей. Метод отслеживания – медицинская диагностика;
  • Адаптация выпускников детского сада к школе. Методы отслеживания – наблюдение педагогов, психолога школы в адаптационный период, анкетирование учителей и родителей.

Остановимся подробнее на некоторых объектах изучения с целью анализа содержания различных видов информации о них, раскроем механизмы сбора, группировки и классификации информации.

Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса. Отслеживание результатов усвоения содержания образовательных программ необходимо производить с трёх позиций: личностно-мотивационной, информативной, практически-действенной.

Важнейшим показателем результативности воспитательно-образовательного процесса и деятельности дошкольной образовательной организации в целом является положительная динамика личностного развития ребёнка: его эмпатийных способностей, уровня тревожности, самооценки, воображения, творческих способностей.

Педагогу важно изучать самооценку дошкольника (осознание ребёнком себя во времени: в настоящем, прошлом и будущем). Диагностирование проводится по различным методикам.

Взаимодействие педагогов с детьми является основным звеном воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, поэтому главной задачей нашей деятельности является выбор верной позиции педагога во взаимодействии с детьми, которая базируется на следующих основных положениях:

- гуманизация способов общения с ребёнком как целевая ориентация педагогов;

- использование педагогами новых форм работы с детьми, направленных на реализацию индивидуального подхода;

- практика диагностики индивидуальных особенностей детей и др.

Эмоциональное благополучие детей в дошкольной образовательной организации зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. Результаты анкетирования детей (приложение 3) показывают преобладание гуманного или авторитарного стиля взаимодействия педагога с детьми.

Задача администрации дошкольной образовательной организации  состоит в том, чтобы стимулировать потребности педагогов в повышении культуры педагогической деятельности, сделать общение главным средством воспитания.

Отношение педагогов между собой и отношение к детям проецируются и на отношение детей к другим – взрослым и детям. Рекомендуем воспитателям групп вести дневники наблюдения, где фиксировались бы частота, вариативность общения детей, его временные параметры, частота и причины возникновения конфликтов, суть конфликтных ситуаций и способы выхода из них, используемые детьми.

Дневниковые записи позволяют реализовать индивидуальный подход к детям на основе анализа и прогноза их природных и социальных особенностей.

Педагогическая диагностика содержания и методов воспитания о обучения, реализуемых в дошкольной образовательной организации, позволяет отразить «знаниевый» (информативный) уровень развития детей.

В методическом аспекте решение данной задачи предполагает управление процессом диагностики в единстве трёх её сторон: содержательной, операционно-процессуальной и психорегуляторной.

Первая из них ориентирует проверяющего на диагностику уровня освоения изучаемого материала, вторая – на овладение умениями и навыками, третья – на развитие психорегулятивных особенностей личности ребёнка.

Как правило, диагностические заключения педагогов носят интуитивный характер, составляют часть их педагогического опыта, трудно поддаются оценке, объективизации.

Таким образом, контроль – диагностика – коррекция – составляют единую цепь, центральным звеном которой является диагностика (мониторинг). Именно она является основой контроля, так как предполагает аналитический срез и оценку состояния качества знаний на основе сравнения с предшествующим уровнем. Эта функция должна побуждать педагогов к активной деятельности, поиску резервов в себе.

Для того, чтобы мониторинг стал реальным фактом управления, он должен быть организован. Организация мониторинга связана  с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учётом особенностей конкретной воспитательно-образовательной системы. Поэтому важен план-график, в котором указываются не только объект контроля, но и цели диагностики, а также последующая работа по анализу, разбору и преодолению недостатков, выявленных в процессе диагностической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренний контроль в дошкольном образовательной организации

Внутренний контроль в дошкольном образовательной  организации...

Нормативно-правовое обеспечение формирования и развития внутренней системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Качество образования выступает обобщенной мерой эффективности функционирования о...

Картотека оперативного контроля в дошкольной образовательной организации

Данная картотека поможет в осуществлении оперативного контроля в дошкольной организации: санитарного состояния помещений групп, создания условий для охраны жизни и здоровья детей, организации питания ...

Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации

Изучение вопроса организации системы контроля в дошкольной образовательной организации важно и обусловлено значимостью сферы социальной жизни.  Контроль позволяет создать информационную базу...

КАРТОТЕКА ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Контроль является обязательным элементом процесса управления и одним из важнейших ее функций. Необходимость контроля обуславливается тем, что процесс достижения цели находится под влиянием большого ко...

"Организация внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации"

В  презентации представлены  виды контроля, цели и задачи, алгоритм организации контроля в дошкольной организациии...