Содержание и качество подготовки воспитанников
учебно-методический материал на тему

Ермолинская Алевтина Викторовна

Содержание и качество подготовки воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_kachestvo_podgotovki_vospitannikov.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и качество подготовки воспитанников

Автор: старший воспитатель Ермолинская А.В.

СП «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2 г.о.Октябрьск

В 2016 -2017 учебном году структурное подразделение проводило работу по решению следующих задач:

1задача    «Укреплять физическое здоровье детей через создание условий для систематического оздоровление организма детей, используя систему физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

С целью реализации годовой задачи по обеспечению физического и психического здоровья дошкольников путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий проведена следующая методическая работа:

- Педсовет «Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни»

- Консультации: «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО», «Использование  инновационных  технологий  в  физкультурно-оздоровительной работе  как  средство  развития  двигательной  активности  детей»

- Семинар-практикум «Здоровье – богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим»

- Анализ созданных условий в детском саду

- Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность СП «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2 г.о. Октябрьск  по здоровьесбережению детей

- Мастер-класс «Организация  двигательной  активности  детей  на  прогулке»

- Тематический контроль «Организация работы по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников»

-Спортивно-музыкального развлечения «День Здоровья»  в старшей - подготовительной к школе группе совместно с родителями, музыкально-спортивное развлечение с родителями посвящённое «Дню защитника Отечества»,  (инструктор по физической культуре Скокленко Л.Н., музыкальный руководитель      Копылова Е.А., воспитатель группы Белашина Н.Н.).  

На протяжении всего учебного года коллективом решалась данная задача,    велся поиск  эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников,  повышалась роль родителей в оздоровлении детей, в приобщении их к здоровому образу жизни, создании традиций семейного физического воспитания. Детский сад  выступал  в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Коллектив работал  над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. Накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольную образовательную организацию перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.  На  группах  развивалась и совершенствовалась  предметно-развивающая  среда.  Мебель  подобрана с учетом возрастных особенностей детей и  соответствует  санитарно - гигиеническим требованиям.  Ежедневно  проводилась утренняя гимнастика,  физкультурные занятия,  в свободное от занятий время с детьми проводились досуги, развлечения, спортивные праздники.   Работа по улучшению здоровья и совершенствованию физических качеств детей велась с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Оздоровительная работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Соблюдение режима дня
  2. Учет гигиенических требований
  3. Утренняя гимнастика
  4. Воздушно-оздоровительная гимнастика после сна
  5. Отработка двигательного режима в группах и на прогулке

Были организованы и проведены  тематические, игровые, интегрированные мероприятия и игры, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, оздоровительно-игровые часы.   В учреждении  выстроена четкая система взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая профилактику и коррекцию нарушений в состоянии здоровья как у воспитанников дошкольного учреждения (взаимодействие на договорной основе с  поликлиникой ЦГБ) так и у сотрудников детского сада (плановые профилактические осмотры).

Вывод: задача реализована полностью, имеются положительные результаты в создании здоровьесберегающего пространства в семье и дошкольном образовательном учреждении, через использование ИКТ в интересах развития ребенка.

Задача 2 «Совершенствовать логико-математическое развитие дошкольника средствами инновационных технологий в процессе разнообразной детской деятельности».

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращается на  обучение детей первоначальным  математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития. Одним из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений.      

Для решения данной задачи были использованы различные формы методической работы, на которых воспитатели познакомились с особенностями реализации ОО «Познавательное развитие», была проведена следующая методическая работа:

-  Педсовет «Логико-математическое развитие дошкольника в контексте ФГОС ДО»

- Методическое объединение «ФЭМП»

- Методическая неделя для воспитателей по обмену опытом при проведении НОД по ФЭМП

- Консультации «Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников», «Игры на развитие памяти у детей дошкольного возраста», «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике»,  «Использование развивающей среды для ФЭМП у дошкольников»

- Пополнение пакета методических рекомендаций.

- Взаимодействие с родителями (законными представителями).  

- Пополнение развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО.

- Семинар – практикум «Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по ФЭМП», где старший воспитатель Ермолинская А.В. обучала педагогов использованию материалов по организации НОД по ФЭПМ с воспитанниками; воспитатель Аграфенина Ю.А. обобщила опыт работы (показ презентации) на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

- Тематический контроль «Развитие логико-математических способностей дошкольников через организацию предметно-развивающей среды об  организацию непосредственной образовательной деятельности»:

Компетентность педагогов по методике ФЭМП у детей дошкольного возраста.

Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с  младшей группы и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Работа педагогов ДОО по данному направлению ведется  по всем требованиям ФГОС ДО,  в соответствии с возрастом детей.

В ходе  контроля было выявлено, что все педагоги ответственно относятся к своей работе, заранее готовят материал к образовательной деятельности (демонстрационный и раздаточный), используют рабочие тетради в соответствии с программой обучения.  Анализ профессионального мастерства воспитателей по организации работы в рамках формирования элементарных математических представлений у дошкольников показал, что практически все воспитатели:

- владеют методикой проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по ФЭМП  в соответствии с ФГОС ДО;

-  учитывают  индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников;

-  активно используют  здоровьесберегающие технологии.

  Педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал.  Культура речи педагогов характеризуется эмоциональностью, выразительностью.

Воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей.   Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия, проявляют творчество при самостоятельном изготовлении данного материала.   Грамотно построена индивидуальная работа с детьми у педагогов. Воспитатели систематически организуют сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием («Магазин», «Аптека», «Школа»).

Физкультминутки, как необходимый элемент в процессе организованной образовательной деятельности, присутствуют во всех возрастных группах детского сада. Воспитатели понимают важность физкультминуток для здоровьесбережения воспитанников, умело используют речевой и двигательный материал.  

Проверка документации педагогических работников.

Анализ календарного планирования работы по ФЭМП свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала.  В планах отражены дидактические игры, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, наблюдения, подводящие к теме занятия, чтение художественной литературы.

 В плане освещены обучающие, воспитательные и развивающие задачи по ФЭМП, материалы и оборудование для занятия.  

В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке по ФЭМП у детей.

Рекомендации: Больше внимание уделять индивидуальной работе  с математическим содержанием, совместной деятельности в режимные моменты.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования дидактических игр. Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению.  В связи с этим, в каждой возрастной группе имеется «Математический центр», где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал:  развивающие и дидактические игры, типографские и изготовленные самими воспитателями.  

   Организация  математических  центров в группах  отвечает возрастным требованиям программы, подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием, достаточная наполняемость центров различными математическими пособиями, играми и игрушками. В группах математические центры размещены так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.  

Оценка эффективности занятий по ФЭМП.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольника осуществляется в процессе всей разнообразной деятельности воспитателя, но одной из важных является непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП.  Анализ НОД по ФЭМП показал хороший уровень ее проведения: в старшей – подготовительной  группе была организована образовательная деятельность по теме «Играем с Машей и Медведем» (ФЭМП, воспитатель Белашина Н.Н.), с детьми компенсирующей (старшей – подготовительной) группы  была показана образовательная деятельность по теме «Путешествие в сказку» (ФЭМП, воспитатель Пеганова Т.Б.), во 2 младшей группе была организована образовательная деятельность по теме «Поход в лес» ( воспитатель Шишигина Н.В.),  в средней группе № 2 была организована образовательная деятельность по теме «Математику мы знаем и легко все посчитаем!» ( воспитатель Кардупова Л.В.)., в средней группе № 1 была организована образовательная деятельность по теме «Играем и считаем» ( воспитатель Бутова О.А.).

  Свои знания по математике ребенок черпал не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на помощь приходили родители ребенка, здесь  помощь родителей неоценима,  которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогало организовать обучение детей и взрослых, которое способствовало лучшему усвоению математики и обогащало духовный мир ребенка,  необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Выводы:

Эффективность педагогических действий по усвоению данной задачи находится на достаточном уровне через разнообразные методы и приемы по ФЭМП у  детей дошкольного возраста.  Проблемы, выявленные при проведении  проверки, были устранены в ходе проверки, проведена индивидуальная работа с воспитателями, намечены задачи для самостоятельного изучения. Важно не только формировать математические представления, но и развивать логическое мышление, абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии.

3 задача: «Систематизировать работу педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, через познавательно – речевое развитие»

 Для решения данной задачи была проведена следующая методическая работа:

- Педсовет «Растим детей патриотами»

- Семинар – практикум «Создание оптимальных условий для всестороннего нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

- Тематическая проверка  «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» по следующим направлениям:

  • наблюдение педагогического процесса;
  • оценка профессиональных умений воспитателя;
  • анализ средовых условий в группе;
  • наличие и анализ  планирования воспитательно-образовательного процесса;
  • анкетирование педагогов;
  • оценка форм взаимодействия с родителями воспитанников по данной проблеме.

     Во всех возрастных группах педагогами  проведена  работа по данному направлению:

  • собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты, альбомы, картотеки, тематические папки, художественная литература,  портреты известных людей, защитников города,  края и т.п.);
  • с детьми проведено: НОД, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;
  • организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, проведены совместные мероприятия (экскурсии к   памятным местам города, утренники «Наши защитники», «Мама милая моя», «День Победы», тематические беседы); родители привлекались к изготовлению тематических   папок, альбомов, рисунков, поделок,  созданию фоторепортажей о семейных   походах к достопримечательностям города, края.  

Проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка».

Выводы: Родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Анкетирование педагогов «Готовность к работе по патриотическому воспитанию».

Выводы: Педагоги работают над темой нравственно-патриотического воспитания, посещают  МО, ходят на выставки, в музеи, но всем нужно более широко изучать литературу по данной тематике и повышать уровень затрудняющимся педагогам для более доступного предоставления материала воспитанникам и распространения собственного педагогического опыта.

 Анализ проведения НОД  показал готовность педагогов к работе по патриотическому воспитанию на хорошем уровне. 13 марта было проведено интегрированное занятие в старшей – подготовительной  группе «Октябрьск, нет роднее города». Воспитатель Белашина Н.Н. использовала следующие методы и приемы: беседа, художественное слово, ИКТ, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, физкультминутка и т.д.

14 марта воспитатель Бутова О.А. показала НОД в средней группе  по художественно-эстетическому развитию. Тематика – «Наша Родина – Россия». Педагог использовала сюрпризный момент и интересный прием по складыванию разрезных картинок, на которых были изображены герб и флаг. Была проведена игра «Закончи предложение».  

15 марта было показано занятие в компенсирующей группе  по социальному миру «Я – гражданин России» - воспитатель Темникова В.А. беседовала с детьми о символике, о русских именах, о семье. Физкультминутка была также про семью. А по окончании воспитанники рассматривали иллюстрации о профессиях, нарисованные их мамами.

16 марта было проведено и проанализировано занятие по речевому развитию во второй младшей группе «Моя семья». Воспитатель Шишигина Н.В. беседовала с воспитанниками о семье, задавала вопросы о семьях детей. Физкультминутка под названием «Дружно маме помогаем» очень понравилась ребятам, они с удовольствием повторяли движения за воспитателем. Также в непосредственно-образовательную деятельность была включена пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций и словесные игры с движениями.

Проверка и анализ комплексно-тематического планирования образовательной деятельности показал следующие результаты.

В группе раннего возраста педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по речевому и художественно-эстетическому развитию на тему «Мама». В совместной деятельности педагога и детей отмечены беседа о семье, создание игровых ситуаций «Как мама и папа встречают гостей», рассматривание иллюстраций в центре речевого творчества, индивидуальная работа по развитию эмоций «Успокоим куклу», по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы». Во взаимодействии с родителями предложено чтение стихов про маму, работа по художественно-эстетическому развитию «Для любимой мамочки испеку я прянички».

Во второй младшей группе педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Пирог для мамы», «Бусы для мамы», по социально-коммуникативному развитию «Все начинается с мамы». В совместной деятельности педагога и детей выделены дидактическая игра «Как Хрюша поздравлял маму», сюжетно-ролевая игра «Семья», беседа «Кем работает моя мама», чтение стихов о маме и бабушке. Самостоятельно детям предложено рассматривание альбома «Мамы разные нужны», сюжетно-ролевая игра «Мама собирается на работу» и «В гости к бабушке». Во взаимодействии с родителями запланирован конкурс «Веселый праздничный букет», подбор скороговорок, пословиц о маме и стендовая консультация «Патриотическое воспитание» и информация-поздравление с Международным женским днем.

В средней группе педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Моя семья», по речевому развитию «Составление рассказа по картинке «Семья», по художественно-эстетическому развитию «Рисование матрешки». В совместной деятельности педагога и детей выделены сюжетно-ролевая игра «Семья», чтение пословиц и поговорок о семье, словесная игра «Посиделки» (о русских народных традициях), беседа о правах граждан. Самостоятельно  детям предложено рассматривание иллюстраций о городе. Индивидуальная работа по закреплению понятий – внук, брат, сын и повторению домашнего адреса.  Во взаимодействии с родителями запланирована выставка «Мир женских увлечений», совместное детско-родительское творчество «Наша улица вечером», предложение для родителей сходить к памятнику – вечному огню.

В старшей - подготовительной группе  педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Я – гражданин России», речевому развитию «Российская символика» и «Что мы расскажем гостям о своей стране», по художественно-эстетическому развитию «Подарок маме». В совместной деятельности педагога и детей выделены беседы «Вежливая семья», «Семейные традиции», «Как помочь заболевшей маме», составление рассказов по картине «Моя семья». Самостоятельно детям предложена театрализованная игра «Мы – защитники девочек» и сюжетно-ролевая игра «Семья». Во взаимодействии с родителями запланировано предложить заучивание пословиц и поговорок о семье, наглядная информация «Моя семья - спортивная семья», «Патриотическое воспитание дошкольников через наблюдение».

Проанализировав планы педагогов, хочется высказать пожелание - вносить в план информацию о героях ВОВ, имена которых носят улицы нашего города.

        Наблюдая за воспитанниками  в игровой деятельности, также рассмотрев развивающую предметно-пространственную среду для игр по нравственно-патриотическому воспитанию, можно сделать вывод о достаточном количестве дидактического материала и заинтересованности детей в играх по данному направлению.

Коллектив принял активное участие в смотре уголков нравственно - патриотического воспитания среди групп ДОО, целью и задачами которого были:

  • активизация деятельности воспитателей по нравственно патриотическому  воспитанию дошкольников;
  • пополнение в группах развивающей предметно – пространственной среды по данному разделу;  
  • привлечение родителей воспитанников к проблемам нравственно –       патриотического воспитания.

Группа раннего возраста: В уголке присутствовали изображения семьи, города,  дидактические игры о семье. Рекомендовано пополнить уголок художественной литературой по фольклору (песенки, потешки, поговорки). Наглядная информация для родителей отсутствовала.

2 младшая группа: Педагоги  показали все разделы, которые должны присутствовать в данной возрастной группе. В уголке можно было видеть иллюстрации о семье, фотографии разных строений, города, художественная литература, элементы государственной  символики, материал для ознакомления с защитниками Отечества и т.д. Наглядная информация для родителей оформлена в виде консультации и папки-передвижки.

 Средние группы:  Материал для уголка по патриотическому воспитанию полностью соответствовал критериям. Оформлено несколько тематических папок, подобраны иллюстрации по данному направлению, фотографии города, герб, флаг. Есть русские народные игрушки-фигурки, художественная литература по фольклору, материал для ознакомления с защитниками Отечества и т.д. Наглядная информация для родителей воспитанников представлена в виде папки-передвижки, консультации и памятки.

Старшая – подготовительная группа: Распечатано очень много информации по данной тематике, присутствуют все разделы, предназначенные для уголков по нравственно-патриотическому воспитанию для старшей группы детского сада. Присутствуют такие разделы, как «Достопримечательности Октябрьска», подборка, материал, знакомящий детей с достопримечательностями нашего края, фотоматериал «Памятники воинской славы», папок «Народные промыслы», раскрасок о защитниках Отечества и богатырях для занятий детям. Наглядная информация для родителей воспитанников представлена в виде папки-передвижки, консультации и памятки.

Интерес педагогов к заявленной теме подтверждается результатами тематической проверки. Работа находится на этапе активного развития. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству.

Выводы: задача реализована, имеются положительные результаты. Проблемы, выявленные при проведении тематической проверке, были устранены, проведена индивидуальная работа с воспитателями, намечены задачи для самостоятельного изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: «Содержание НОД по подготовке к обучению грамоте в разных возрастных группах»

Тема: Содержание НОД по подготовке к обучению грамотев разных возрастных группах.Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи:- о...

Содержание работы по подготовке ребёнка к обучению письму.

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путём начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи....

Содержание работы по подготовке ребенка к обучению письму.

Как подготовить руку ребенка к письму....

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...

Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста

Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста на год. Развитие фонематических представлений, лексико-грамматического строя речи, связной...