«Активные формы методической работы с молодыми педагогами»
статья на тему

Поротникова Милана Валерьевна

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл porotnikova_milana_valerevna.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема: «Активные формы методической работы с молодыми       педагогами»

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень невелико, несмотря на острую нехватку профессиональных кадров. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. В то же время неудовлетворенность некоторых молодых воспитателей своей работой иногда полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, старшего воспитателя. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в детском саду. Прежде всего мною созданы благоприятные условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. В ДОУ практикую разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации.

В детском саду имеется методический кабинет, в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т.п. Составлены каталоги демонстрационного и раздаточного материала. Соответственно знакомлю воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Существуют различные формы методической работы, каждая из которых имеет свои специфические особенности и используется мной в работе.

Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности детского сада. Педсовет включает теоретический и аналитический материал, где педагогами и специалистами детского сада представлены отчеты из опыта работы, итоги тематического и фронтального контроля, тренинги и анкеты для воспитателей.

Обучающие семинары являются, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.

Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане детского сада и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов и пособий. В детском саду проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей,
Наряду с консультациями старшего воспитателя и воспитателей практикуются консультации специалистов.

Одним из вариантов повышения уровня педагогической деятельности для молодых педагогов, это оказание помощи с помощью творческой группы педагогов. В образовательной системе нашего детского сада, практикуются следующие творческие группы, где ими используются индивидуальные и подгрупповые консультации, диспуты, приглашение на открытое занятие, посещение режимных моментов, выявление трудностей с использованием диагностики проблем педагога. Широко использую методический час, где рассматриваем теоретические и практические вопросы. Педагоги делятся своими трудностями и проблемами, совместными усилиями ищем пути их решения. При проведении диспутов и круглых столов применяю разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, решение кроссвордов, Все это помогает уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.

Еще одной формой повышения квалификации являются педагогические тренинги. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества. Наиболее сложным в тренинге является его подготовка: следует заранее подумать о необходимом оборудовании, составить программу работы, скомплектовать творческие группы педагогов, чтобы качественно организовать их поисковую деятельность.

Для  эффективной  организации  образовательного  процесса в детском саду  необходима  высокая  компетентность   педагогов. Пройдя через  разные  формы методической работы воспитатели не только  повышают  профессиональный уровень,  их потребностью  становится   узнать  что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют. Методическая работа – часть целостной  системы непрерывного  образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогики, основанных на достижении  науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального  мастерства, на формирование коллектива  единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной  образовательной работы в детском саду.

Важным в  профессиональном  становлении  молодого педагога  детского сада  является  информация, обеспечивающая его деятельность и психолого – педагогическая поддержка, в том числе  материальное  поощрение. Совместно с творческой группой наставников   молодой  педагог  вырабатывает и старается поддерживать  ориентировку  в руководстве  профессиональным становлением. В их основы положены высказывания выдающихся педагогов. Первые годы работы молодого специалиста определяют  многое в его профессиональной и человеческой  судьбе.  В работе  с начинающим важно  выявить и поддержать  его  сильные  стороны.

Похвала  должна  соответствовать   достижению, быть основой  для  расширения  круга  обязанностей. Не  случайно  удачи определяют  успех, а кропотливый поиск, анализ того, что  делаешь. Путь к самовоспитанию и  самоопределению  каждый  должен  найти  в  самом себе. Работа с детьми  и взаимоотношения в коллективе – это  среда, в которой   формируется педагог. Поэтому важно, чтобы жизнь детского сада  строилась  по  законам  педагогической  этики. Содержание деятельности  детского сада – это разносторонние  знания,  богатая умственная  жизнь, широта  кругозора, постоянный  интеллектуальный рост каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ МБДОУ д/с ОВ № 6 изопыта работы старшего воспитателя Прапро Е.А. Краснодарский край ст.Кущевская Цель методической работы–  обеспечение качест...

"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...

Активные формы методической работы как средство повышения качества профессионального уровня педагогов ДОУ

В слайд-презентации представлен опыт работы по использованию  активных  форм  методической работы с педагогами  дошкольного учреждения при изучении ФГТ....

Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"

В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы....

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....