Мастер-класс "Поговорим о профессиях"
методическая разработка на тему

Мищанин Марина Геннадьевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Поговорим о профессиях", целью которого является: освоение и последующее активное применение технологии ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых в практической деятельности педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Поговорим о профессиях» Подготовила: старший воспитатель Мищанин М.Г.

Слайд 2

Как же знакомить детей с профессиями взрослых? Беседы; ц еленаправленные наблюдения; экскурсии за пределы группы; ч тение художественной литературы. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Слайд 3

Проблема состоит в том, что дошкольники очень мало знают о профессиях. Воспитание ува­жения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить - единственная возможность формирования сознатель­ного отношения к труду, стрем­ления к созидательной деятель­ности.

Слайд 4

Как появились профессии ? Что означает слово «профессия»?

Слайд 5

Классификация профессий Чем определяется ус­пешность в профессиональной деятельности ? у ровнем образования; у ровнем профессиональной компетентности. карьерным ростом.

Слайд 6

Классификация профессий Специаль­ность - род деятельности че­ловека в рамках одной профес­сии. Должность — круг обязанно­стей, которые исполняет чело­век независимо от специальнос­ти.

Слайд 7

Класс профес­сий Чело­век - человек Чело­век-техника Чело­век-знаковая система Человек- художественный образ Человек- природа Разно­вид­ность профес­сий Классификация профессий

Слайд 8

Классификация профессий Профессии типа «чело­век — человек » профессии , связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием ( воспитатель , няня, учитель, преподаватель , тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник , официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Слайд 9

Классификация профессий Профессии типа «чело­век — техника» профессии , связанные с созданием, монтажом , сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка ), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик , электромонтер по ремонту оборудования ).

Слайд 10

Классификация профессий Профессии типа «чело­век — знаковая система» профессии , связанные с текстами ( корректор , машинистка, переводчик, библиотекарь), цифрами , формулами и таблицами ( программист , экономист, бухгалтер, кассир ), чертежами , картами, схемами (штурман, чертежник ), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Слайд 11

Классификация профессий Профессии типа «чело­век — художественный образ» профессии , связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор ), воспроизведением , изготовлением различных изделии по эскизу, образцу (ювелир, актер , закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор ).

Слайд 12

Классификация профессий Профессии типа «чело­век — природа» профессии , связанные с изучением живой и неживой природы ( микробиолог , агрохимик, геолог), уходом за растениями и животными ( лесовод , овощевод, зоотехник), профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

Слайд 13

Расскажи о профессии Нужно рассказать о профессии , название которой написано на карточке, по следующей схеме : инстру­менты для работы, выполня­емые трудовые операции, ре­зультат труда, место рабо­ты, условия труда.

Слайд 14

Эмпатия Представьте, что вы наблюдаете за работой специалис­та. Постарайтесь вообразить себя на его месте. Профессии : официант, художник, сварщик, кассир, ветеринар. Что вы будете видеть, слы­шать, чувствовать? О чем вы будете думать? Что вам будет мешать рабо­тать? От чего в работе вы сможе­те получить удовлетворение ?

Слайд 15

Р азработать модель проведения НОД с детьми по ознакомле­нию с профессией.

Слайд 16

Благодарю за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Калинка»

г. Назарово Красноярского края

        

        

Мастер - класс

Тема: «Поговорим о профессиях»

        

                                              Ответственный:  Мищанин М.Г.

                  старший воспитатель I кв. категории

Май 2015 г.

Мастер-класс  

«Поговорим о профессиях»

Цель мастер-класса:

 освоение и последующее активное применение технологии ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • совершенствовать воспитательно - образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы;
  • осуществлять поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интереса к деятельности взрослых;
  • построить модель современного познавательного занятия при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых;
  • активизировать деятельность педагогов по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники мастер-класса смогут уточнить знания о технологиях ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых, их названиями и роде деятельности, обменяться опытом, задать вопросы друг другу, повысить уровень теоретических знаний о профессиях (как появились профессии, их классификация, характеристика).

Участники: педагоги МАДОУ «Детский сад № 9 «Калинка»

Упражнение «Приветствие»

Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей  дошкольного возраста. Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу.

Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди назвать свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например: «Я - Катя. Я - симпатичная».

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает ознакомление с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Как же знакомить детей с профессиями взрослых?

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают, зачем зачем она нужна продавцу, повару, инспектору (повару - чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора). Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекла работа продавца, они подумали и решили стать продавцами, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль. Дети решили охранять порядок на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовались детская художественная литература, энциклопедии.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Но проблема состоит в том, что дошкольники очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

Чтобы вести работу с детьми, педагогам необходимо самим пополнить свои знания о профессиях.

Как появились профессии?

- Мы с вами живем в красивой, богатой стране. Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди)

Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.

Педагогам предлагается ответить на вопрос: «Что означает слово "профессия"»? и подготовить короткий рассказ на тему «Как появились профессии?». Для подготовки предлагается использовать энциклопедическую, познавательную литературу и словари.

Классификация профессий

Успешность человека определяется его состоятельностью в личной жизни и профессиональной деятельности. Чем, на ваш взгляд, определяется успешность в профессиональной деятельности?

  • Уровнем образования.
  • Уровнем профессиональной компетентности.
  • Карьерным ростом.

Чтобы человеку состояться в профессии, очень важно правильно выбрать ее. А чтобы правильно выбрать, необходимо знать о будущей профессии как можно больше. Какие профессии вы знаете и можете назвать? (педагоги отвечают)

Мир профессий очень широк и многообразен. Попробуем сориентироваться в нем и распределить профессии на группы по различным признакам.

В одной и той же профессии могут существовать несколько специальностей. Специальность — род деятельности человека в рамках одной профессии. Приведите примеры.

Например: профессия — врач, специальности — хирург, офтальмолог, отоларинголог, стоматолог и т.д.

Кроме этого, существует такое понятие, как занимаемая должность. Что же такое должность? Как вы понимаете?

Педагоги отвечают.

Должность — круг обязанностей, которые исполняет человек независимо от специальности. Приведите примеры.

Например, должности: директор, заведующий отделом, старший.., главный.., начальник отдела, заместитель директора, помощник...

Педагогам предлагается заполнить таблицу, вписав в нее названия профессий.

Класс профессий

Человек - человек

Человек-техника

Человек-знаковая система

Человек- художественный образ        

Человек- природа

Разновидность профессий

К профессиям типа «человек — человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность.

Тип «человек — техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровняразвития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Тип «человек — знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

К типу «человек — художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), воспроизведением, изготовлением различных изделии по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуются развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

К типу «человек — природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Расскажи о профессии

Каждому педагогу предлагается взять карточку, на которой написано название профессии. Нужно рассказать о профессии по следующей схеме: инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда — место работы— условия труда.

Эмпатия

Предложить педагогам представить, что они наблюдают за работой специалиста. Постараться вообразить себя на его месте (выбирается профессия).

- Что вы будете видеть, слышать, чувствовать?

- О чем вы будете думать?

- Что вам будет мешать работать?

- От чего в работе вы сможете получить удовлетворение?

Моделирование

Педагогам предлагается разделиться на несколько подгрупп разработать модель проведения занятия с детьми по ознакомлению с профессией. Ее педагоги выбирают самостоятельно. Затем обсуждают, какие формы и методы ознакомления с профессиями целесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, какие из них наиболее эффективные.

Рефлексия

Уважаемые педагоги! Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии, вложите ее в конверт и оставьте свои комментарии.

Благодарю за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...