Нетрадиционный педагогический совет. «Экологическое воспитание дошкольников» Педсовет – деловая игра.
учебно-методический материал по теме

Вафина Лилия Ильфировна

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников» Педсовет – деловая игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Сабинский детский сад общеразвивающего вида № 6 «Балачак» Сабинского муниципального района Республики Татарстан

«Экологическое воспитание дошкольников»

(нетрадиционный педагогический совет)

Автор: Вафина Лилия Ильфировн

Старший воспитатель МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №6 «Балачак» Сабинского муниципального района РТ.

Нетрадиционный педагогический совет.

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»

Педсовет – деловая игра.

C:\Users\Admin\Pictures\февраль\IMG_1175.JPG

C:\Users\Admin\Pictures\февраль\IMG_1206.JPG

        Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. Выявить имеющиеся знания по проблемам экологического воспитания, повысить компетентность педагогов в формировании позитивного отношения к окружающему миру и природе у детей дошкольного возраста.  При помощи нетрадиционных форм  проведения педсоветов с использованием активных методов обучения добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником проводимого мероприятия, сделать процесс  живым и интересным,  дать возможность продемонстрировать педагогам свои знания в области экологии.

        Организация: во вступительном слове кратко говорится об актуальности темы  педсовета. В состав экспертной комиссии входят: заведующая, методист, медсестра. Они оценивают ответы и выполненные задания. Педагоги делятся на 2 команды.

Актуальность. Слово заведующей.

Берегите эти воды, эти земли.

       Даже малую былинку любя,

       Берегите всех зверей внутри природы,

      Убивайте лишь зверей внутри себя…

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

    Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….

И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.

Ведущий. Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы будем путешествовать по «экологическим тропинкам». Пройдя по тропинке мы будем отвечать на вопросы и немножко поиграем. И так в добрый путь!

1задание. Разминка: вопросы раздаются каждому участнику.

  1. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
  2. Какую ягоду называют «северным гранатом»? (Костяника)
  3. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
  4. Из какого дерева делали пианино? (Ель)

2 Задания по карточке.

1 команде. Что означает термин «экологическая  культура».

Ответ. Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

2 команде. Назовите методов экологического воспитания ребенка.

Ответ. Выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности: практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность); познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях); «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность)

3 задание. В последние годы резко возросло внимание к проблеме игр, обозначились потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приёмов в практику обучения и воспитания, применением новых видов игровой деятельности.

В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает  недостаточно продуман и  нередко случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. Назовите по очереди, какие требования надо соблюдать при отборе игр для экологического образования дошкольников:

(Примерные ответы)

а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям , формируемым в процессе других видов деятельности;

г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

е) Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

4 задание.. «Угадай растение».

Сейчас 1 команда  загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А 2 команда по рассказу отгадает растение и назовёт его. А потом наоборот.

5 задание. Перед вами ребусы. Решите их.

1.

http://forchel.ru/uploads/gallery/main/8/reb11.gifРебусы в картинках с ответами

http://forchel.ru/uploads/gallery/main/8/reb21.gifРебусы в картинках с ответами

2.

тигрРебусы в картинках с ответами

Ребусы в картинках с ответамиРебусы в картинках с ответами

Ответ.1карточка.Север,огород,яблоко,лиса.

            2карточка.Тигр, стрекоза, аист, косы.

6 задание. «Грибная полянка».

Вед.  Мы пришли в лес. Посмотрите как много грибов!

Перед Вами стоит задачи: выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине.

Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то

и другим предоставляется возможность найти такой же).

7 задание. Игра в слова

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

8 задание. Игра «Приготовь лекарство»

Ведущий. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни рассказывают, другие слушают). А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами.

- выберите лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:

- отберите  нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

- подберите "посуду" для приготовления лекарства;

- расскажите о своем лекарстве.

9 задание.  «Берегите природу»

Ведущий. На столе картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Я убираю одну из картинок, и Вы должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

ИТОГИ:

Награждение победителей, обсуждение проекта решений.

        РЕШЕНИЯ:

1.Подготовить тематическую выставку для родителей, организовать уход за растениями в цветнике, написать конспекты занятий с опытами.

2.Провести смотр-конкурс на лучшую постановку экологического воспитания в группе.

Подведение итогов.

Релаксация. Слушание пение птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Экологическое воспитание дошкольников"

Педагогический совет "Экологическое воспитание дошкольников"...

педагогический совет "Экологическое воспитание дошкольников"

Педагогический совет имеет своей целью совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры...

Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»

Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...

Выступление на педагогическом совете: «Экологическое воспитание дошкольников».

Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований, общественных организаций и средств массовой информации.Вместе с тем массовое д...

Выступление на педагогическом совете "Экологическое воспитание дошкольников"

1-сл. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре.2- сл. Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи ...

Педагогический совет "Экологическое воспитание дошкольников"

Актуальность и формы работ по экологическому воспитанию в ДОУ...