План работы с детьми по самообразованию
методическая разработка на тему

Гиниятуллина Рязидя Фаруковна

пп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_detmi_po_samoob_yu.docx78.99 КБ

Предварительный просмотр:

                            План работы с детьми по самообразованию:

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр».(3-7 лет)

                                                                             

Гиниятуллина Р.Ф., воспитатель

г. Нижнекамск

2013г.

Перспективное планирование для подготовительной к школе группы по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.»

Цель: Совершенствование  полученных навыков  количественного и порядкового счета.

месяц

неделя

Содержание, цель

Литература

сентябрь

I

Дидактическая игра «Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Оборудование: незнайка, предметы для счета.

Дидактическая: игра «Художники»

Цель: развитие ориентировки на листе бумаги.

Оборудование: лист бумаги, краски.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

II

 Дидактическая игра «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закрепить представления о днях недели.

Оборудование: мяч.

Дидактическая игра «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Оборудование: числовой ряд.

В.П. Новикова.

III

Дидактическая игра «В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Оборудование: иллюстрации с мячами и  баскетбольными сетками.

Игра « 12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Оборудование: иллюстрации времен года.

А.А. Столяр.

В.В.Волина

IV

Игра «Матрешки».

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Оборудование: матрешки.

Игра «Сложи из палочек».

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Оборудование: счетные палочки.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

октябрь

I

Игра «Путешествие в трамвае»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

Оборудование: изображение трамвая, стулья с порядковым номером.

Игра «Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Оборудование: план - схема.

В.П. Новикова.

В.В.Волина

II

Игра «Емелина неделя»

Цель: закрепить дни недели.

Оборудование: 7 листков разного цвета.

Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Оборудование: коврики с узорами.

Л. Н. Коротовских.

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Оборудование: игрушки разной высоты, коробки разных размеров.

Дидактическая игра «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Оборудование: числовой ряд.

Е.В. Колесникова.

Т.И. Тихеева.

IV

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

Оборудование: стихи с днями недели.

Дидактическая игра «Калейдоскоп»

Цель: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.

Оборудование: образцы предметов, разные предметы.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

V

Дидактическая игра «Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

Оборудование: геометрические фигуры.

Игра «Сколько»

Цель: развитие мышления.        

Оборудование: карточки с изображением разного количества предметов.

Е.В. Колесникова

ноябрь

I

Дидактическая игра «Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10.

 Оборудование: изображение аэродрома, самолетов.

Дидактическая игра «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Оборудование: мешочек с предметами.

Л. Н. Коротовских

II

Дидактическая игра «На что это похоже»

Цель: развитие умственных способностей.

Оборудование: изображение объемных фигур.

Дидактическая игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров.

Оборудование: изображения предметов разного количества.

Е.В. Колесникова.

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Оборудование: план - схема.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Оборудование: изображения с разными частями суток.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Ставни и заполни»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигуре.

Оборудование: домики с окошками разной формы, геометрические фигуры.

Игра «День и ночь»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Оборудование: иллюстрации для ночи, и для дня.

А. И. Сорокина.

декабрь

I

Игра «Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

Оборудование: картонные клумбы, цветы.

Дидактическая игра «Каких кружков больше»

Цель:  упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10.

Оборудование: цветные кружочки.

Бахарева К. С.

II

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет»

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

Оборудование: план - схема.

Игра «Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: план - схема.

Е.В. Колесникова.

В.В.Волина

III

Игра «Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

Оборудование: план – схема закрашивания фигур.

Дидактическая игра «Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская: ни один предмет.

Оборудование: игрушки разных размеров.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Сосчитай и назови»

Цель: уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.

Оборудование: предметы разной направленности.

Игра «Полминутки для шутки»

Цель: развитие сообразительности.

Оборудование: задачки - шутки.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

V

Дидактическая игра «Который по счету»

Цель: раскрыть навыки порядкового счета в пределах 10.

Оборудование: колонна детей.

Дидактическая игра «Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Оборудование: условные мерки.

Л. Н. Коротовских

II

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Оборудование: план - схема.

Дидактическая игра «Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: план - схема.

Бахарева К. С.

III

Дидактическая игра «Поставь игрушку на места»

Цель: закрепить представление о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5.

Оборудование: план - схема.

Дидактическая игра «Что звучит и сколько»

Цель: упражнять в порядковом счете звуков.

Оборудование: аудиозапись.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

Оборудование: наборы предметов разной величины.

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

Оборудование: план - схема.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

февраль

I

Игра «Танграм»

Цель: учить составлять силуэты по образцу.

Оборудование:   схема фигуры.

Дидактическая игра «Угадай, какой по счету цветок»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Оборудование: клумба с цветами.

Е.В. Колесникова

II

Дидактическая игра «Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Оборудование: разрезные картинки.

Игра «Угадай, где стоит»

Цель:  учить овладевать пространственными представлениями.

Оборудование: план - схема.

Бахарева К. С.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

III

Игра с флажками

Цель: знакомить с составом числа 10 из единиц.

Оборудование: флажки, цифры.

Дидактическая игра «Чем отличаются полоски?»

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.

Оборудование: полоски разного размера на каждого.

Бахарева К. С.

IV

Дидактическая игра «Докажи»

Цель: продолжать развивать представление о независимости числа, предметов от их расположения и площади; прибегать к наглядным способам доказательства.

Оборудование: план - схема.

Дидактическая игра «Послушай и назови»

Цель: упражнять в счете звуков.

Оборудование: задачи –на смекалку.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

март

I

 Дидактическая игра «Сгруппируй фигуры»

Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.

Оборудование: фигуры квадратной и круглой формы, 2 контейнера.

Дидактическая игра «С матрешками»

Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Оборудование: матрешки.

Л. Н. Коротовских

II

Дидактическая игра «Третий лишний»

Цель: учить объединять предметы во множество по определенному свойству.

Оборудование: обручи, цифры.

Игра «Где, чей дом»

Цель: развитие комбинаторных способностей.

Оборудование:  домики чисел 5 и 7.

Л. Н. Коротовских

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Найди на 1 меньше»

Цель: дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число.

Оборудование: шаблоны примеров, магнитные цифры.

Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Оборудование: иллюстрации разных частей суток.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

IV

Дидактическая игра «Тик-так»

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Оборудование: часы.

«Поможем Элли вернуться домой»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

Оборудование: план - схема.

Е.В. Колесникова

апрель

I

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Оборудование: иллюстрации с временами года.

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Оборудование: счетные палочки.

Бахарева К. С.

II

«Посадим ели»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Оборудование: ели разных размеров, фланелеграф.

«Решаем задачи бабушки Загадушки»

Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.

Оборудование: манеты.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

III

Дидактическая игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: план – схема, карандаш, листы бумаги.

«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Оборудование: план - схема.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

«Собери правильно»

Цель: упражнять в мысленном объединением предметов в группы, в образовании множеств.

Оборудование: подушечки с пуговками.

«Выбери фигуру»

Цель: определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру.

Оборудование: план – схема, карандаши, листы бумаги.

Бахарева К. С.

V

«Найди недостающую фигуру»

Цель: формировать умения путем анализа и синтеза находись недостающую фигуру.

Оборудование: план - схема.

«Бабушкин подарок»

Цель: учить делить на 2 равные части.

Оборудование: конфеты, фрукты, корзинки.

Л. Н. Коротовских.

В.В.Волина

май

I

«Поиграем с фигурами»

Цель: учить делить предметы на 2, 4 части, отражать в речи результат действия и результат деления.

Оборудование: разные фигуры, ножницы.

«Раздели правильно»

Цель: учить находить рациональные способы деления предметов на 2, 4 части.

Оборудование: фигуры, ножницы.

А. И. Сорокина.

II

«Сколько до и после»

Цель: закрепить представление о прямой и обратной последовательности числе.

Оборудование: план - схема.

«Поход в кинотеатр»

Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 10.

Оборудование: числовой ряд, номера остановок от 1 до 10.

Бахарева К. С.

Т.И. Тихеева.

III

«Карточки-домики»

Цель: развивать представление о последовательности числа в пределах 10.

Оборудование: домик числового ряда.

«Освободим принцессу»

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Оборудование: план - схема.

А. И. Сорокина.

В.В.Волина

IV

«Поставь блюдце на место»

Цель: упражнять детей в счете.

Оборудование: чайные пары разного цвета.

«Веселые соседи»

Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Оборудование: предметы разного характера и цвета.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

Перспективное планирование для второй младшей группы по теме: «Развитие

 математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

Цель: Формировать представления о свойствах предметов ближайшего окружения.

месяц

неделя

Содержание, цель

Оборудование

Литература

сентябрь

I

Дидактическая игра «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур и предметы разной формы.

О.М. Дьяченко.

II

 Дидактическая игра «Веселые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Демонстрационный материал:набор матрешек.

В.П. Новикова.

III

Дидактическая игра «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Демонстрационный материал:наборы предметов разной величины.

Раздаточный материал: условные мерки.

А.А. Столяр.

IV

Игра «Справа как слева»

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Демонстрационный материал:иллюстрации предметов с разным расположением на листе.

В.П. Новикова

октябрь

I

 Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Демонстрационный материал:игрушки разной формы.

Раздаточный материал:геометрические фигуры.

В.П. Новикова

II

Дидактическая игра «Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Демонстрационный материал: 3 квадрата.

Раздаточный материал: условные мерки.

О.М. Дьяченко

III

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Демонстрационный материал:наборы предметов разной формы.

Раздаточный материал:геометрические фигуры.

Е.В. Колесникова

IV

Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре  уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Демонстрационный материал:наборы предметов разной формы.

Бахарева К. С.

V

Дидактическая игра «Соберем бусы» Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Демонстрационный материал:разные бусы.

Раздаточный материал:геометрические фигуры, шнурки.

Е.В. Колесникова

ноябрь

I

Дидактическая игра «Широкое - узкое» Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Демонстрационный материал:наборы предметов разной величины.

Раздаточный материал: условные мерки.

Бахарева К. С.

II

Дидактическая игра «Кому какая форма» Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Демонстрационный материал:наборы предметов разной формы.

Раздаточный материал:геометрические фигуры.

Е.В. Колесникова

III

 Дидактическая игра «Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Демонстрационный материал:иллюстрации разных частей суток.

Раздаточный материал:иллюстрации разных частей суток.

О.М. Дьяченко.

IV

Дидактическая игра «Составь предмет»

Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Демонстрационный материал: разные предметы.

Раздаточный материал: геометрические фигуры.

А. И. Сорокина.

декабрь

I

Дидактическая игра «Узнай и запомни»

Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

Демонстрационный материал:карточки с разным расположением геометрических фигур.

Бахарева К. С.

II

Дидактическая игра «Три медведя»

Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Демонстрационный материал: игрушки три медведя, условные мерки.

Е.В. Колесникова

III

Дидактическая игра «Украсим платок»

Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Демонстрационный материал:украшенные платочки.

Раздаточный материал: фигуры разные, листы бумаги.

О.М. Дьяченко.

IV

Дидактическая игра «Доползи до игрушки»

Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

Демонстрационный  материал: игрушки, обозначения старта и финиша.

Бахарева К. С.

V

Дидактическая игра «Почтовый ящик»

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Демонстрационный материал:почтовый ящик.

Раздаточный материал: геометрические фигуры.

А. И. Сорокина.

январь

I

Дидактическая игра «Спрячем и найдем»

Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Демонстрационный материал:маленькие предметы.

Бахарева К. С.

II

Дидактическая игра «Угадай, кто за кем»

Цель: формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять».

Раздаточный материал:геометрические фигуры разной величины.

Бахарева К. С.

III

Дидактическая игра «Ежик»

Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Демонстрационный материал: игрушка ежик.

Раздаточный материал: игрушки разной величины.

Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Ищи и находи»

Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Демонстрационный материал: предметы разной величины и формы.

О.М. Дьяченко

V

Дидактическая игра «Картина»

Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.

Демонстрационный материал: разные картины.

Раздаточный материал: листы бумаги, краски.

Е.Л. Агаева.

февраль

I

Дидактическая игра «Построим дома»

Цель: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

Демонстрационный материал:разные виды домов.

Раздаточный материал: крупный строительный материал.

Е.В. Колесникова

II

Дидактическая игра «Красивый узор»

Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Демонстрационный материал: иллюстрации разных узоров.

Раздаточный материал:геометрические фигуры.

Бахарева К. С.

III

Игра «Построй пирамидку»

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости.  Развитие эмоционального настроя.

Демонстрационный материал: пирамидки разной величины.

Раздаточный материал: разобранные детали пирамидки.

Бахарева К. С.

IV

Дидактическая игра «Лото»

Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму сплоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Раздаточный материал: настольная игра «Лото»

О.М. Дьяченко.

март

I

 Игра «Помощница»

Цель:  Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости.  Прививать трудолюбие.

Демонстрационный материал: иллюстрации профессий  уборщица, дворник.

Раздаточный материал: инвентарь для уборки игровой комнаты.

Е.В. Колесникова

II

Игра «Золушка»

Цель:  Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости. Знать наполнители ёмкости.  Развитие эмоционального настроя.

Демонстрационный материал:кукла Золушка.

Раздаточный материал: мерные стаканчики, вода, песок, крупа.

Бахарева К. С.

III

Игра «Найди клад»    

Цель:    Развитие мелкой моторики.  Знакомство с качеством предметов, размером, формой.

Демонстративный материал: предметы разной формы, размера, цвета.

А. И. Сорокина.

IV

Игра «Посади деревце»

Цель: Развитие координации движений, мелкой моторики и глазомера. Прививать  любовь окружающей нас природе.

Демонстрационный материал: разные цветы по программе.

Раздаточный материал: лопатки, земля, отростки растения, лейки с водой.

Е.В. Колесникова

апрель

I

Игра «Где же наши ручки»

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений.  Развитие ловкости, эмоционального настроя.

Демонстрационный материал: иллюстрации с разным расположением рук.

Бахарева К. С.

II

Игра «Сварим кашу»

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости, глазомера. Повторить название круп.

Демонстрационный материал: кастрюля, ложка, разные виды круп.

Раздаточный материал: мерный стаканчик, крупа, емкость для общего количества крупы.

Е.В. Колесникова

III

Игра «Дорисуй»

Цель: тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитие зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь.

Демонстрационный материал: иллюстрации цельных картинок.

Раздаточный материал: листы бумаги с изображением половинчатого предмета, карандаши.

О.М. Дьяченко,

IV

Игра «Раздуй кляксу»

Цель: тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитие зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь.

Демонстрационый материал: кляксы разных цветов и размеров.

Раздаточный материал: трубочки, жидкие краски, листы бумаги.

Бахарева К. С.

V

Игра «Обведи по контуру»

Цель: тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитие зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки.

Развивать творческое воображение, речь.

Демонстрационный материал:игрушки разной формы.

Раздаточный материал: указка.

Бахарева К. С.

май

I

Игра «Мешок игрушек»

Цель: Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет.

Оборудование: мешочек с подушечками.

Демонстрационный материал:игрушки разного характера.

Раздаточный материал: большой мешок с демонстрируемыми игрушками.

А. И. Сорокина.

II

Упражнение « Узнай на ощупь»

Цель: Формирование умения различать форму, используя тактильные ощущения.

Раздаточный материал: мешочки наполненные предметами разной формы.

Бахарева К. С.

 

          Перспективное планирование для средней группы по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр».»

Цель: Расширение представлений о количестве, величине и форме предметов окружающего мира.

месяц

неделя

Содержание, цель

Литература, материал

сентябрь

I

Дидактическая игра «Собери ягодки».

Цель: развивать представление равенства и неравенства групп предметов путем накладывания одного предмета на другой.

Оборудование: ягоды одинакового размера.

Дидактическая игра «Приходите на лужок».

Цель: учить детей сравнивать и различать предметы по величине.

Оборудование: лист с изображением луга, условные мерки.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

               

II

Дидактическая игра «Раз, два, три - ищи».

Цель: учить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Оборудование: мяч.

 Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Оборудование: настольная игра лото с геометрическими фигурами.

В.П. Новикова.

 Т.И. Ерофеева

III

Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту?».

Цель: развивать отношение к величине, как к значимому признаку, обратить внимание на длину.

Оборудование: свисток, ленты.

Дидактическая игра «Помоги цыплятам».

Цель: установление соответствия между множествами.

Оборудование: иллюстрации с изображением цыплят с разным количеством, счетные палочки.

А.А. Столяр.

Т.И. Ерофеева

IV

 Дидактическая игра «У кого хвост длиннее?».

Цель: учить детей сравнивать предметы контрастные и одинаковых размеров по длине и по ширине.

Учить считать до 2, устанавливать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой  и квадратной формы на заданном пространстве.

Оборудование: изображения разных хвостом.

В.П. Новикова

В.В.Волина

октябрь

I

Дидактическое упражнение «Домики для медвежат»

Учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах 2.

Оборудование: 2 домика, 2 медвежонка..

В.П. Новикова;

Т.И. Ерофеева

II

Дидактическое упражнение «Украсим коврик»

– сравнивать две группы предметов, разных по форме;

– называть отдельные части своего тела, в том числе симметричные (правая или левая рука, нога и т. д.);

Оборудование: лист с изображением разных узоров.

«Найди куклу Машу»

– использовать систему отсчета пространственных направлений «на себя» в разных жизненных ситуациях при выполнении заданий на ориентировку в пространстве.

Оборудование: кукла..

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

III

Дидактическое упражнение «Составь предмет»

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево – направо, слева – справа.

Оборудование: объемные геометрические тела..

Е.В. Колесникова; Т.И. Ерофеева

IV

Дидактическая игра «Нарядные зверюшки».

Цель: развивать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, закрепить понятие «длинный», «короткий».

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте).

Расширять представления о частях суток и их последовательности.

Оборудование: фигуры зверей, геометрические фигуры.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

V

Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек».

Цель: развивать воображения, сообразительности; нахождение предметов с заданными свойствами.

Оборудование: счетные палочки.

Дидактическая игра «Построй ворота».

Цель: учить детей соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с предметами; закрепить знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».

Оборудование: крупный строительный материал.

Е.В. Колесникова;

 Т.И. Ерофеева.

ноябрь

I

Дидактическая игра «К нам гости пришли».

Цель: учить детей сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая или подкладывая один предмет под другой; различать равенство и неравенство (без счета) по количеству входящих в группу предметов.

Оборудование: схема гостинной.

Бахарева К. С.

Т.И. Ерофеева

II

Дидактическая игра «Дети идут на праздник».

Цель: учить детей различать равенство и неравенство групп предметов.

Оборудование: шарики и флажки.

Дидактическая игра «Лиса и зайцы».

Цель: формировать понятие о том, что величина является значимым признаком, учитывать ее свойства в своих действиях; упражнения в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения.

Оборудование: изображения лисы и зайца, условные мерки.

Е.В. Колесникова;

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Уложим кукол спать».

Цель: учить детей различать равенство и неравенство, употребляя слова: «больше», «меньше», «поровну», умение считать в пределах 4.

Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На котором  месте?».

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий: быстро, медленно.

  Оборудование: куклы, кровати, постельные принадлежности.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Считай - не ошибись!».

Цель: учить детей считать в пределах 5-и; сравнивать две группы предметов, устанавливая отношения: «больше», «меньше», «поровну».

Оборудование: предметные картинки по количеству..

Дидактическая игра «Улица».

Цель: учить детей зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин, вызывать интерес к совместной деятельности.

Оборудование: иллюстрация  изображением улицы.

А. И. Сорокина.

В.В.Волина

декабрь

I

Дидактическая игра «Каравай».

Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета.

– сравнивать предметы по двум признакам величины 
(длине и ширине); – обозначать результаты сравнения словами: длиннее, шире, короче, уже.

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Оборудование: аудиозапись Каравай.

Бахарева К. С.

Т.И. Ерофеева

II

Дидактическая игра «К нам пришли гости».

Цель: учить детей сравнивать одну группу предметов с другой; различать равенство и неравенство предметов, представления о равенстве и неравенстве двух групп на основе счета;

понятие числа.

Упражнять: в различении и назывании знакомых геометрических фигур куб, шар, квадрат, круг); сравнении предметов, фигур по размерам, формам, цветам, разному количеству.

Способствовать формированию представлений о количественных отношениях.

Оборудование: схемы с изображением прихожей, геометрические фигуры.

Е.В. Колесникова;

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Мы строители».

Цель: учить детей сравнивать предметы по величине, обозначая результат сравнения словом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, четко выделять признак, по которому проводится сравнение.

Побуждать детей повторять за воспитателем сказанное о свойствах, качествах предметов.

Оборудование: строительный материал.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Наведем порядок».

Цель: учить детей сравнивать предметы по величине, обозначая результат сравнения словом. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре.

Развивать: представление 
о последовательности частей суток; умение действовать с предметами, сравнивая их и выражая словами отношения совокупностей.

Оборудование: одежда уборщицы и инвентарь.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

V

Дидактическая игра «Найди столько же».

Цель: учить детей считать в пределах 5-и; сравнивать две группы предметов, устанавливая отношения: «больше», «меньше», «поровну»; считать и отсчитывать по образцу.

Познакомить с пространственными отношениями, выражениями, словами: далеко – близко. Развивать внимание, память, мышление.

Помочь детям усвоить необходимую информацию о предметно-пространственном окружении, о способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях.

Оборудование: игровая комната..

А. И. Сорокина.

Т.И. Ерофеева

январь

I

Дидактическая игра «Какой предмет».

Цель: Уточнять представление детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма).

Оборудование: фигуры разной величины.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

II

Дидактическая игра «В зимнем лесу».

Цель: формировать представление об образовании чисел 4 и 5 и навыки счета в пределах 5и.

Оборудование:иллюстрации с изображением зимнего леса с присутствием изображений в количестве 4х и 5ти..

Бахарева К. С.

Т.И. Ерофеева

III

Дидактическая игра «Мишка в гостях у белочек».

Цель: учить детей считать в пределах 5-и; сравнивать две группы предметов, устанавливая отношения: «больше», «меньше», «поровну»; считать и отсчитывать по образцу. Упражнять в счете на слух в пределах 5.

Уточнять представления о пространственных отношениях: далеко – близко. Учить: сравнивать три предмета по величине;  раскладывать их 
в убывающей и возрастающей последовательности;  обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, самый короткий.

Оборудование: лист с изображением луга, условные мерки.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Магазин».

Цель: Показать необходимость измерения предметов; учить понимать слова: «велико», «мало»; употреблять слова: «примеривать», «померить».

Закреплять полученные навыки при выполнении игровых упражнений и заданий. Развивать математические и логические способности, смекалку детей. Воспитывать интерес и увлеченность занятиями математикой.

Оборудование: весы, условные мерки, предметы для измерения.

Т.И. Ерофеева.

В.В.Волина

V

Дидактическая игра «Найди свое место».

Цель: учить детей различать и соотносить геометрические фигуры.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине 
и пространственному расположению.

Оборудование: на каждого геометрическая фигура, обручи.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

февраль

I

Дидактическая игра «Живые числа».

Цель: упражнять детей в счете в пределах 5-и.

Учить: сравнивать 3 предмета по ширине; раскладывать их 
в убывающей и возрастающей последовательности; обозначать результаты сравнения словами: самый широкий, уже, самый узкий.

Оборудование: три елочки, условные мерки.

Е.В. Колесникова.

Т.И. Ерофеева

II

Дидактическая игра «Живые числа».

Цель: упражнять детей в счете в пределах 5-и.

Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в возрастающей последовательности.

Оборудование: 4 -5 снежков, условные мерки.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Куда бросим мяч?».

Цель: закрепить навык ориентирования в пространстве.

Учить: воспроизводить указанное количество движений в пределах 5; двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Упражнять в умении составлять целостное изображение предмета на отдельных частях.

Оборудование: мяч.

Бахарева К. С.

Т.И. Ерофеева

IV

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Цель: знакомить детей с частями суток.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.

Оборудование: изображения частей суток, стихи.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

март

I

Дидактическая игра «Игры с лентой».

Цель: учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами в ряд в порядке возрастания, ориентируясь на образец.

Учить сравнивать предметы по размеру, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.

Оборудование: ленты, предметы до 3х на каждого.

Т.И. Ерофеева.

В.В.Волина

II

Дидактическая игра «Возьми игрушку».

Цель: формировать ориентирование детей в ближнем пространстве.

Учить сравнивать 3 предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий. Развивать память, мышление.

Оборудование: игрушки, схемы последовательности поиска.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Сосчитай игрушки».

Цель: учить детей воспроизводить множество предметов по образцу, считать и отсчитывать предметы. Показать независимость результата счета 
от расстояния между предметами (в пределах 5). Закреплять полученные умения в образовании, сравнении чисел, в определении общего количества чего-либо.

Оборудование: предметы на каждого по 5ть..

А. И. Сорокина.

Т.И. Ерофеева

IV

Дидактическая игра «Назови и сосчитай».

Цель: учить детей считать и воспроизводить звуки, называя итоговое число. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами. 

Оборудование: изображения разных домашних животных..

Е.В. Колесникова

Т.И. Ерофеева

апрель

I

Дидактическая игра «Клумба для цветов».

Цель: закрепить представление детей о независимости количества предметов от формы и расположения. Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Оборудование: картонные клумбы, цветы.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

II

Дидактическая игра «Прогулка в лес».

Цель: упражнять детей в установлении размерных соотношений между 2- 4 предметами по объему в целом.  Закреплять навыки количественного 
и порядкового счета в пределах 5. Упражнять в умении устанавливать последовательность частей суток.

Оборудование:  изображение леса, растения леса по 5ть.

Т.И. Ерофеева.

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Мастерская форм».

Цель: продолжать знакомить детей с разновидностями треугольников; воспроизводить их формы. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Оборудование: геометрические фигуры.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Что изменилось?».

Цель: упражнять детей в ориентировке в пространстве.

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения относительно себя соответствующими словами.

Оборудование:машинка.

Бахарева К. С.

V

Дидактическая игра «Чудесный сундучок».

Цель: упражнять детей в счете предметов на ощупь. Закреплять умение 
в счете предметов. Упражнять в счете на слух на ощупь, а также 
в счете движений.

Оборудование: мешочек с разными предметами.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

май

I

Дидактическая игра «Мастерская форм».

Цель: познакомить детей с разными видами прямоугольников и овалов, научить воспроизводить эти формы. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; умение раскладывать3–5 предметов в ряд в порядке возрастания (убывания) их длины 
(ширины, высоты или величины в целом), ориентируясь на образец.

Оборудование: объемные фигуры.

А. И. Сорокина.

Т.И. Ерофеева

II

Дидактическая игра «Разложи по порядку».

Цель: учить детей раскладывать геометрические фигуры в ряд в порядке возрастания или убывания размера. Упражнять в установлении признаков сходства и различия между кругом и шаром квадратом и цилиндром, квадратом и кубом.

Узнавать и обозначать словом форму знакомых предметов, то есть называть, какие предметы похожи на круг (тарелка, блюдце), прямоугольник (крышка стола, дверь, окно), шар (мяч, арбуз), цилиндр (стакан, башня), треугольник.

Оборудование: объемные фигуры.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: упражнять детей в счете в пределах пяти. Развивать ориентирование в пространстве на участке детского сада, сочетая с понятиями «далеко – близко».

Формировать: обобщенное представление о сутках; опыт восприятия размеров предметов и оценку их величины;  навык дифференциации предметов.

Оборудование: на каждого половинчатая картинка.

А. И. Сорокина.

В.В.Волина

IV

Дидактическая игра «Ночь и день».

Цель: формировать представление о частях суток.

Оборудование: изображения разных частей суток.

Бахарева К. С.

Т.И. Ерофеева

          Перспективное планирование для старшей группы по теме: «Развитие математических       способностей у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.»

Цель:  Развивать количественный и порядковый счет в пределах десяти.

месяц

неделя

Содержание, цель

Литература

сентябрь

I

Игровое упражнение «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры»

   Оборудование: наборы геометрических фигур.

Д/И «Найди предмет такой же формы».

Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, форма, цвет.

Оборудование: изображения геометрических фигур.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

II

 Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

Оборудование: изображения геометрических фигур.

Игровое упражнение с веером цифр «Считаем по порядку».

Цель: Упражнять в прямом и обратном счете до 5.

Оборудование: веер из цифр.

В.П. Новикова.

В.В.Волина

III

Д/И «Дорисуй недостающую фигуру».

Оборудование: листы с изображением геометрических фигур.

Д/И «Выложи по образцу».

Цель: Развивать умения различать плоские геометрические фигуры.

Оборудование: наборы геометрических фигур.

А.А. Столяр.

В.В.Волина

IV

Д/И «Разложи правильно картинки».

Оборудование: изображения разных частей суток.

Игровое упражнение «Правильно пойдешь, клад найдешь»

Цель: Развивать умения правильно определять недостающие фигуры.

Оборудование: изображение схемы поиска.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

октябрь

I

 Игровое упражнение «Составим число».

Моделирование квадрата  из палочек.

Цель: Развивать умение моделировать геометрические фигуры.

Учить работать в тетради в клетку.

Развивать умение сравнивать предметы по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, самый короткий, еще короче.

Оборудование: наборы счетных палочек.

В.П. Новикова.

В.В.Волина

II

Игровая ситуация «Собираем урожай»

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Игровое упражнение  «Составим число».

Цель: Научить составлять из единиц числа 6 и 7.

Совершенствовать умение считать предметы, расположенные в беспорядке.

Закреплять умение составлять геометрические фигуры и видоизменять их.

Оборудование: изображения чисел 6 и 7, наборы счетных палочек.

Л. Н. Коротовских

III

Игровое упражнение «Сгруппируй предметы»

Оборудование: наборы разных предметов.

Игровое упражнение «Расставь кукольную мебель по плану».

Цель: Учить составлять числа 8 и 9 из отдельных единиц.

Учить детей сравнивать предметы по разным протяженностям.

Совершенствовать умение ориентироваться на плане.

Оборудование: план - схема.

Е.В. Колесникова.

В.В.Волина

IV

Игровое упражнение «Волшебные дорожки»

Оборудование: наборы геометрических фигур.

Игровое упражнение  «Помоги лисичке».

Цель: Развивать логическое мышление в упражнениях с палочками, закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.

Оборудование: игрушка Лиса, счетные палочки.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

V

Д/И «Сравни количество шишек»

Оборудование: корзинки, шишки.

Игровое упражнение  «Собери нужное количество грибов».

Цель: развивать  знания детей о математических знаках «больше», «меньше». Познакомить со знаком равенства.

Оборудование: изображения чисел, муляжи грибов, корзинки.

Е.В. Колесникова

ноябрь

I

Д/И «Сосчитай флажки»

Цель: учить детей сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая или подкладывая один предмет под другой; различать равенство и неравенство (без счета) по количеству входящих в группу предметов.

Оборудование: изображение числа 7, флажки.

Л. Н. Коротовских.

В.В.Волина

II

Д/И «Расположи знак сравнения»

Цель: учить детей различать равенство и неравенство групп предметов.

Оборудование: знаки сравнения, предметы для сравнения на фланелеграф.

Е.В. Колесникова

III

Д/И «Разложи дощечки в ряд»

Оборудование: дощечки разных размеров.

Д/И «Назови, какой заяц по счету»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результат сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий.

Оборудование: звери на фланелеграфе.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Д/И «Найди свое место» - детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 10; дается задание занять место согласно цифре в прямом и обратном порядке; задаются следующие вопросы: назови соседа слева; назови соседа справа т. д. Беседа о составе числа с использованием наглядности.

Оборудование: цифры на каждого, обручи.

Д/И «Посади елочки в ряд»

Оборудование: елочки до 6ти.

А. И. Сорокина.

В.В.Волина

декабрь

I

Д/И «Сосчитай снежинки»

Оборудование: изображения снежинок до 7ми.

Д/И «Назови «соседей» числа»

Цель: учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Оборудование: числовой ряд.

Бахарева К. С.

II

Д/И «Исправь ошибку»

Цель: учить моделировать геометрические фигуры.

Учить детей формировать образы на основе схематических изображений.

Оборудование: изображения геометрических фигур.

Е.В. Колесникова.

В.В.Волина

III

Игровое упражнение «Найди отличия»

Цель: Развивать умения на глаз находить отличительные признаки.

Оборудование: изображения разных частей суток.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Д/И «Разложи яблоки по вазам»

Оборудование: 2 вазы, муляжи яблок.

Игровое упражнение «Составим число»

 Цель: Развивать логическое мышление.

Оборудование: изображения чисел, предметные картинки.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

V

Д/И «Составь сутки»

 Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

Оборудование: изображения разных частей суток.

Л. Н. Коротовских

II

П/И «Дни недели, стройтесь».

 Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Оборудование: 7 разноцветных  картонных листов.

Бахарева К. С.

III

Д/И «Разложи цветные карандаши».

Цель: Развивать умения сравнивать по высоте и цвету.

Оборудование: наборы цветных карандашей.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Д/И «Засели числовые домики» 

Оборудование: домики и цифры.

П/И «Найди 10 кубов в группе»

Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на плане.

Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

Оборудование: кубы.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

февраль

I

Д/И «Разложи яблоки в вазы»

Оборудование: 4 вазы, муляжи яблок.

Д/И «Расположи правильно»

Цель: Развивать логическое и творческое мышление.

Оборудование: изображения времен года..

Е.В. Колесникова

II

Игровое упражнение «Пересчитай автомобили»

Оборудование: изображение автопарковки.

Д/И «Засели числовой домик»

Цель: Развивать умения о том, что результат счета при количественном счете не зависит от направления счета, а при порядковом счете – зависит.

Оборудование: домики и цифры.

Бахарева К. С.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

III

Д/И «Сосчитай звуки»

Оборудование: аудиозапись со звуками животных, цифры.

Игровое упражнение «Угостим гостью»

Цель: Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, сравнивать целое и части.

Оборудование: изображения фруктов, карандаши, линейки.

Бахарева К. С.

В.В.Волина

IV

П/И «Встань по росту»

Оборудование: обозначение для построения в одну колонну.

Д/И «Найди свою пару»

Цель: Учить называть числа в обратном порядке.

Оборудование: изображения половинчатых картинок.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

март

I

 Д/И «Назови числа в обратном порядке»

Оборудование: числовой ряд.

Д/И «Расставь цветы для мамы в две вазы»

Цель: Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать часть и целое.

Оборудование: вазы 2 шт, искусственные цветы.

Л. Н. Коротовских

II

Д/И «Назови числа по порядку до 10» 

Оборудование: числовой ряд.

Игровое упражнение «Составим число 9»

Цель: Закреплять навыки счета (прямого и обратного).

Оборудование: цифра 9, счетные палочки.

Л. Н. Коротовских.

В.В.Волина

III

Д/И «Разложи грибы по двум корзинам»

Оборудование: 2 корзинки, муляжи грибов.

Д/И «Измерь длину стола»

Цель: Развивать логическое и образное мышление.

Оборудование: стулья разной величины, условные мерки.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

IV

Игровое упражнение «Сколько бельчат качаются на качелях?»

Цель:  Учить измерять длину с помощью «телесных» мерок.

Развивать логическое мышление.

Оборудование: изображения бельчат на качелях..

Е.В. Колесникова

апрель

I

Д/И «Расставь цифры по порядку»

Оборудование: цифры.

Д/И «Найди нужную дорожку»

Цель: Закреплять навыки детей в количественном и порядковом счете.

Совершенствовать навыки измерительной деятельности.

Оборудование: изображения разных дорожек.

Бахарева К. С.

II

Игровое упражнение «Соберем ракеты»

Оборудование: изображения ракет, геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Найди свой космодром»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Оборудование: изображения ракет, план - схемы.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

III

Д/И «Отсчитай-ка»

Оборудование: счетные палочки.

Д/И «Найди соседей»

Цель: Совершенствовать умение составлять числа 2 и 3 из двух меньших чисел.

Оборудование: цифры.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Д/и «Составь целое по его части»

Оборудование: разрезные картинки.

Игровое упражнение «Определи правильно»

Цель: Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Оборудование: разрезные геометрические фигуры.

Бахарева К. С.

V

Игровое упражнение «Найдем секрет по плану»

Оборудование: план -схема.

Д/И «Назови дни недели»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Оборудование: листы разного цвета 7 шт..

Л. Н. Коротовских

май

I

Игровое упражнение «Кораблики уходят в море»

Оборудование: изображение моря с дрейфующими кораблями..

Д/И «Маршрут корабликов»

Цель: Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед-назад, направо-налево).

Оборудование: план -схема.

А. И. Сорокина.

В.В.Волина

II

Игровое упражнение «Посади деревья правильно»

Оборудование: план - схема.

Д/И «Найди предмет такой же формы»

Цель: Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Оборудование: изображения разных предметов.

Бахарева К. С.

III

Д/И «Засели домик числами»

Цель: Совершенствовать умение составлять числа 6 и 7 из двух меньших чисел.

Оборудование: домики и цифры.

А. И. Сорокина.

IV

Игровое упражнение «Найдем секрет по плану»

Цель: Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Оборудование: план - схема.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

Перспективное планирование для подготовительной к школе группы по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.»

Цель:  Совершенствование  полученных навыков  количественного и порядкового счета.

месяц

неделя

Содержание, цель

Литература

сентябрь

I

Дидактическая игра «Где больше?

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Оборудование: незнайка, предметы для счета.

Дидактическая: игра «Маленькие художники»

Цель: развитие ориентировки на листе бумаги.

Оборудование: лист бумаги, краски.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

II

 Дидактическая игра «Живая неделя»

Цель: закрепить представления о днях недели.

Оборудование: мяч.

Дидактическая игра «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Оборудование: числовой ряд.

В.П. Новикова.

III

Дидактическая игра «В какой корзине грибы больше?»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Оборудование: иллюстрации с грибами и  корзинами.

Игра « 12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Оборудование: иллюстрации времен года.

А.А. Столяр.

В.В.Волина

IV

Игра «Веселый поезд».

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Оборудование: матрешки.

Игра «Сложи из палочек».

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Оборудование: счетные палочки.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

октябрь

I

Игра « В трамвае»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

Оборудование: изображение трамвая, стулья с порядковым номером.

Игра «Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Оборудование: план - схема.

В.П. Новикова.

В.В.Волина

II

Игра «Веселая  неделя»

Цель: закрепить дни недели.

Оборудование: 7 листков разного цвета.

Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Оборудование: коврики с узорами.

Л. Н. Коротовских.

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Подбери нужную коробку»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Оборудование: игрушки разной высоты, коробки разных размеров.

Дидактическая игра «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Оборудование: числовой ряд.

Е.В. Колесникова.

Т.И. Тихеева.

IV

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

Оборудование: стихи с днями недели.

Дидактическая игра «Калейдоскоп»

Цель: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.

Оборудование: образцы предметов, разные предметы.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

V

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

Оборудование: геометрические фигуры.

Игра «Сколько»

Цель: развитие мышления.        

Оборудование: карточки с изображением разного количества предметов.

Е.В. Колесникова

ноябрь

I

Дидактическая игра «Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10.

 Оборудование: изображение аэродрома, самолетов.

Дидактическая игра «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Оборудование: мешочек с предметами.

Л. Н. Коротовских

II

Дидактическая игра «Классификация»

Цель: развитие умственных способностей.

Оборудование: изображение объемных фигур.

Дидактическая игра «Будь внимателен»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров.

Оборудование: изображения предметов разного количества.

Е.В. Колесникова.

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Оборудование: план - схема.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Оборудование: изображения с разными частями суток.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Сравни и заполни»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигуре.

Оборудование: домики с окошками разной формы, геометрические фигуры.

Игра «День и ночь»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Оборудование: иллюстрации для ночи, и для дня.

А. И. Сорокина.

декабрь

I

Игра «Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

Оборудование: картонные клумбы, цветы.

Дидактическая игра «Цветные кружочки»

Цель:  упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10.

Оборудование: цветные кружочки.

Бахарева К. С.

II

Дидактическая игра «Кто победить?»

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

Оборудование: план - схема.

Игра «В гости, к бабушке»»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: план - схема.

Е.В. Колесникова.

В.В.Волина

III

Игра «Умная раскраска»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

Оборудование: план – схема закрашивания фигур.

Дидактическая игра «Сколько игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская: ни один предмет.

Оборудование: игрушки разных размеров.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Сосчитай и назови»

Цель: уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.

Оборудование: предметы разной направленности.

Игра «Шутники»

Цель: развитие сообразительности.

Оборудование: задачки - шутки.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

V

Дидактическая игра «В театре»

Цель: раскрыть навыки порядкового счета в пределах 10.

Оборудование: колонна детей.

Дидактическая игра «Разноцветные ленточки»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Оборудование: условные мерки.

Л. Н. Коротовских

II

Дидактическая игра «Почини сапожки»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Оборудование: сапоги, разные фигуры.

Дидактическая игра «Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: план - схема.

Бахарева К. С.

III

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель: закрепить представление о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5.

Оборудование: план - схема.

Дидактическая игра «Музыкальные инструменты»

Цель: упражнять в порядковом счете звуков.

Оборудование: аудиозапись.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

Оборудование: наборы предметов разной величины.

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

Оборудование: план - схема.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

февраль

I

Игра «Танграм»

Цель: учить составлять силуэты по образцу.

Оборудование:   схема фигуры.

Дидактическая игра «Счет со цветочками»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Оборудование: клумба с цветами.

Е.В. Колесникова

II

Дидактическая игра «Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Оборудование: разрезные картинки.

Игра «Волшебные резиночки»

Цель:  учить овладевать пространственными представлениями.

Оборудование: Разноцветные резинки.

Бахарева К. С.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

III

Игра с флажками

Цель: знакомить с составом числа 10 из единиц.

Оборудование: флажки, цифры.

Дидактическая игра «Сравни полосок?»

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.

Оборудование: полоски разного размера на каждого.

Бахарева К. С.

IV

Дидактическая игра «Докажи»

Цель: продолжать развивать представление о независимости числа, предметов от их расположения и площади; прибегать к наглядным способам доказательства.

Оборудование: план - схема.

Дидактическая игра  «Считай правильно»

Цель: упражнять в счете звуков.

Оборудование: задачи –на смекалку.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

март

I

 Дидактическая игра «Сколько групп?»

Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.

Оборудование: фигуры квадратной и круглой формы, 2 контейнера.

Дидактическая игра «Веселые матрешки»

Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Оборудование: матрешки.

Л. Н. Коротовских

II

Дидактическая игра «Третий лишний»

Цель: учить объединять предметы во множество по определенному свойству.

Оборудование: обручи, цифры.

Игра «Где, чей дом»

Цель: развитие комбинаторных способностей.

Оборудование:  домики чисел 5 и 7.

Л. Н. Коротовских

В.В.Волина

III

Дидактическая игра «Найди на 1 меньше»

Цель: дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число.

Оборудование: шаблоны примеров, магнитные цифры.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Оборудование: иллюстрации разных частей суток.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

IV

Дидактическая игра «Мои первые часы»

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Оборудование: часы.

«Интересный маршрут»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

Оборудование: план - схема.

Е.В. Колесникова

апрель

I

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах .

Оборудование: иллюстрации с временами года.

«Фигуры из счетных палочек»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Оборудование: счетные палочки.

Бахарева К. С.

II

«Посадим ели»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Оборудование: ели разных размеров, доска.

«Мамин кошелок»

Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.

Оборудование: манеты.

И. А. Помораева, В. А. Позина.

III

Дидактическая игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: план – схема, карандаш, листы бумаги.

« Мостик через речки»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Оборудование: план - схема.

О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

IV

«Собери правильно»

Цель: упражнять в мысленном объединением предметов в группы, в образовании множеств.

Оборудование: подушечки с пуговками.

«Какой фигуры не хватает?»

Цель: определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру.

Оборудование: план – схема, карандаши, листы бумаги.

Бахарева К. С.

V

«Найди недостающую фигуру»

Цель: формировать умения путем анализа и синтеза находись недостающую фигуру.

Оборудование: план - схема.

«Никого не обижай»

Цель: учить делить на 2 равные части.

Оборудование: конфеты, фрукты, корзинки.

Л.Н. Коротовских.

В.В.Волина

май

I

«Что больше: целое или часть?»

Цель: учить делить предметы на 2, 4 части, отражать в речи результат действия и результат деления.

Оборудование: разные фигуры, ножницы.

«Раздели правильно»

Цель: учить находить рациональные способы деления предметов на 2, 4 части.

Оборудование: фигуры, ножницы.

А. И. Сорокина.

II

«Сколько до и после»

Цель: закрепить представление о прямой и обратной последовательности числе.

Оборудование: план - схема.

«Поход в кинотеатр»

Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 10.

Оборудование: числовой ряд, номера остановок от 1 до 10.

Бахарева К. С.

Т.И. Тихеева.

III

«Найди соседей»

Цель: развивать представление о последовательности числа в пределах 10.

Оборудование: домик числового ряда.

«Освободим принцессу»

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Оборудование: план - схема.

А. И. Сорокина.

В.В.Волина

IV

«Найди пару»

Цель: упражнять детей в счете.

Оборудование: чайные пары разного цвета.

«Кто твой сосед?»

Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Оборудование: предметы разного характера и цвета.

И. А. Помораева, В. А. Позина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

План работы с детьми по самообразованию.

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое лог...

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования

Перспективный план содержит краткий план работы на весь год по теме самообразования "Пальчиковые игры как средство обогащения словаря детей младшей группы". В плане указаны виды занятий с пр...

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность".

Перспективный план на год по работе с детьми по теме самообразования "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность"....

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования Тема: Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность.

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования Тема: Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность.Воспитатель: Минеева Вероника ВалерьевнаГруппа: средняя гр...