Методический конструктор
методическая разработка на тему

Пронина М.Ю.

Управление инновационными процессами в ДОО возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_pronina_ds67.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методический конструктор, как средство развития инновационной деятельности в системе методической работы в дошкольной образовательной организации

Пронина Марина Юлиевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 67 «Радость»

Особенностью современного этапа развития России является изменение ориентиров и требований к дошкольному образованию как ее первому уровню. Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, в связи, с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. А это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу – инновационная методическая работа должна занимать особое место в системе управления дошкольным учреждением.

Инновационная методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом, ориентированная на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности.

Инновационное развитие встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы: рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.

Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич):

- обеспечение работы учреждения в режиме развития;

- отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

- обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;

- обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

- оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка;

- обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов.

Основная цель методического конструктора управления инновационной методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Современные авторы, которые занимались методической работой (К.Ю. Белая, Т.И. Шамова, Л.П. Ильенко) выделяли пять компонентов управленческой инновационной деятельности, без которых не построить инновационный процесс: диагностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Актуализация названных 5 компонентов обеспечивает оптимальное управление инновационной методической работой, которое должно быть направлено:

- на создание благоприятных условий и обеспечение методической деятельности педагогов ДОО;

- кадровое обеспечение (обеспечение повышения образованности педагогов, их профессиональной компетентности, уровня их профессионального мастерства);

- информационное обеспечение инновационных процессов;

- инструктивно-методическое и нормативно-правовое обеспечение инновационной методической работы;

- учебно-методическое обеспечение самого процесса инновационной педагогической деятельности.

Организуя процесс управления инновационной деятельностью, мы определили основные приоритеты направления: информационное, диагностико-прогностическое, повышение квалификации или содержания образования. ДОО работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и воспитателями). Используемые в образовательном процессе инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям ДОО, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствуют достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям. По мнению К.Ю. Белой, П.Н, Лосева можно предложить следующие критерии оценки качества инновационной методической работы: актуальность, инновационность, апробированность в условиях ДОО, методическая и дидактическая обеспеченность.

Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.

Таким образом, реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОО. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОО, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Поэтому цель управления инновационными процессами в ДОО, которая возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием конструктора LEGO DUPLO "Ферма" по теме: "Мир домашних животных"

Формирование у воспитанников второй младшей группы развернутых знаний о домашних животныхю Развитие устойчивого познавательного интереса....

Методический конструктор по проектированию дополнительной общеобразовательных общеразвивающих программ

Данный методический конструктор представляет собой методические рекомендации и сборник приложений для педагогических работников образовательных организаций,в т.ч. дошкольных образоватеьных организаций...

План самообразования. "Экологический календарь как методический конструктор"

календарь – это измеритель времени, привычный атрибут повседневной жизни, который напоминает нам о буднях, праздниках, исторических датах и других событиях. Но календарь не только помогает плани...

Самообразование "Экологический календарь как методический конструктор "

Формирование экологической культуры как духовно-нравственной основы общей культуры человека....

Методический конструктор «Организация и планирование совместной деятельности дошкольников «Клубный час»

Методический конструктор по теме «Организация и планирование совместной деятельности дошкольников «Клубный час», который позволит быстрее освоить данную технологию и спроектировать р...

План самообразования педагога по теме: «Экологический календарь как методический конструктор. Старшая группа».

Актуальность: календарь – это измеритель времени, привычный атрибут повседневной жизни, который напоминает нам о буднях, праздниках, исторических датах и других событиях. Но календарь не только ...

"Экологический календарь как методический конструктор"

Цель: формирование экологической культуры как духовно-нравственной основы общей культуры человека....