Социальное партнерство
статья на тему

Пронина М.Ю.

Статья описывает опыт работы с различными образовательными организациями города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДЕТСКОГО САДА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Пронина М.Ю.

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования

«Планета детства «Лада»

детский сад №67 «Радость», г. Тольятти

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка предполагают создание благоприятной развивающей среды. В условиях сотрудничества детского сада и других образовательных учреждений города создается единое образовательное пространство.

Для того чтобы полноценно реализовывать ФГОС ДО, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой, которая имеет отличительные признаки: открыта для межличностного и группового общения детей и взрослых; расширяет и укрепляет взаимосвязи с социокультурной средой города: школы, культурно-досуговые организации, общественные организации.

Детский сад №67 «Радость» имеет многолетний опыт социального партнерства с различными образовательными организациями города. Взаимодействие с ними было организовано с целью повышения качества образовательных услуг и выполнения ФГОС ДО; социализации детей; расширения кругозора о культурном и природном достоянии Самарской области, поиск дополнительных образовательных ресурсов.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.

Педагогический коллектив определил возможности привлечения социальных партнеров: МБОУ №31, учителя охотно работают с дошкольниками, организуя разнообразные экскурсии по школе, интерактивные уроки, праздник Букваря; МБОУ №35 помогает решать задачи патриотического воспитания дошкольников, предлагая им участвовать в экскурсионных маршрутах в Музее природы Самарского края, под руководством учителей и учащихся школьного экологического объединения «Жигули заповедные». 

Реализовать образовательную область «Познавательное развитие», ее региональный компонент  помогает дошкольникам регулярное посещение музея природы Самарской области в гимназии №35, в музее имеются разнообразные природные и исторические экспонаты, экскурсии проводятся с использование мультимедийного оборудования и интерактивных технологий. Тематические выставки книг, иллюстраций в библиотеке школы №31 расширяют кругозор дошкольников.

С городским Центром детского и юношеского туризма «Эдельвейс» сложились давние партнерские связи по проведению туристических слетов, праздников по детскому туризму, в которых участвуют воспитанники детского сада. Пешие семейные походы с тренерами центра туризма «Эдельвейс» помогают дошкольникам в изучении растений, птиц, животных Самарской области. Образовательная область «Физическое развитие» реализуется через регулярные занятия в кружке «Юный турист», участие дошкольников в подготовке к соревнованиям, слетам по детскому туризму с тренерами центра туризма «Эдельвейс».

Социально-коммуникативное развитие происходит в общении с социальными партнерами в конкурсах, праздниках, уроках, соревнованиях (учителя, психологи, учащиеся, тренеры, родители, воспитатели, ученики). Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию с образовательными организациями, мы ориентировались на задачи образовательной программы нашего детского сада. Планирование совместной работы позволило определить методы, формы, технологии организации взаимодействия с социальными партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития развивающей среды ДОО.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: многоуровневое сотрудничество; добровольность; равноправие сторон; демократичность, обязательность исполнения принятого договора; социальный диалог, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание договора; социальная справедливость, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей; толерантность, компромисс, консенсус; уважение интересов друг друга; законность.

Разработка модели социального взаимодействия строилась поэтапно.

На подготовительном этапе ставилась цель - определение целей и форм взаимодействия с образовательной организацией. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; определение направлений взаимодействия; разработка программы сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Целью практического этапа стала реализация программы сотрудничества с образовательной организацией. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в работе с социальными партнерами; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с образовательной организацией по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектов взаимодействия с социальными партнерами.

Цель заключительного этапа – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума, принятие решения о дальнейшем сотрудничестве.

При выстраивании партнерских отношений с образовательными организациями родители рассматривались так же как социальные партнеры детского сада.

Система мероприятий по созданию единого образовательного пространства в системе «родители-дети-воспитатели-социальные партнеры» строилась в следующих направлениях: повышение правовой культуры родителей; повышение педагогической культуры родителей; пропаганда здорового образа жизни; социализация, как процесс приобретения опыта в воспитательно-образовательном пространстве «родители-дети-воспитатели- социальные партнеры».

Итог партнерского взаимодействия – создание благоприятной образовательной среды для дошкольников, выполнение поставленных задач: созданы благоприятные условия для формирования у дошкольников навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий, воспитания патриотических чувств к родному краю.

Социальное партнерство позволило расширить кругозор дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности ДОО; сотрудничество со спортивной школой помогло в формировании здорового образа жизни семьи: экскурсии, туристические слеты, поездки, походы.

Таким образом, сотрудничество с социумом на уровне социального партнерства, помогает детскому саду создать единое образовательное пространство, которое способствует созданию благоприятной развивающей среды в работе с дошкольниками. Педагоги заинтересованы в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о том, что образовательный процесс для дошкольников организован только в стенах детского сада.

 

Литература

  1. Балалиева О.В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании, 2009. – № 5.
  2. Грибоедова Т.П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после, 2009. – № 3.
  3. Зинченко Г.П. Социальное партнерство: учебник. – М.: Дашков и К: Академцентр, 2010. – 223 с.
  4. Яковлева С.Н. Социальное партнерство: шаг за шагом // Новая библиотека, 2008. – № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство детского сада и семьи.

Статья о необходимости тесного сотрудничества детского сада и семьи....

Социальное партнерство образовательных учреждений в условиях ФГОС

Роль социального партнерства между образовательными учреждениями с целью повышения качества образования....

"Социальное партнерство ДОУ и семьи"

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников: принципы работы, формы взаимодействия, нетрадиционные формы общения. Правила конструктивного взаимодействия....

Проект по организации социального партнерства : «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников»

Настоящий Проект «Социально – сетевое взаимодействие  как фактор повышения качества образования дошкольников» отражает работу МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска» по организации социальн...

Приобщение к социально – культурным ценностям средствами социального партнерства

консультация, подготовленная к педсовету МКДОУ ЦРР - д/с № 21 г. Россоши...

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...