пояснительная записку к учебному плану
календарно-тематическое планирование на тему
этот материал для работы пед. коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_uch.planu_.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к учебному плану
МКДОУ детский сад «Улыбка»
на 2017-2018 учебный год
- Нормативные основания составления учебного плана образовательной деятельности
Учебный план Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «улыбка» (далее ДОУ) на 2017-2018 учебный год составлен в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Минобрнауки Россииот 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;
- Письмом Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Письмом Минобразования России от 02.06.1998 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»;
- Уставом Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения.
Учебный план МКДОУ детский сад «Улыбка» является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности.
1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана.
Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработанная и утверждённая в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Программа базируется на основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ, и направлена на решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Программа направлена:
- на создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Основная образовательная программа ДОУ реализуется в сочетании с парциальными программами:
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н.Авдеевой;
- «Юный эколог» С.Н. Николаевой;
- «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой;
- «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.
-«Познание предметного мира» З.А.Ефановой.
- «Цветные ладошки» И.А.Лыкова.
- « Трудовое воспитание» Т.С. Комаровой, Л.В.Куцаковой, Л.Ю. Павловой
- «Математика в детском саду» Новикова В.П.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д.Маханева.
- «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцакова
Коррекционное направление
- Вариативные:
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР) с 3 до 7 лет Н.В. Нищева.
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под редакцией профессора Лопатиной Л.В. А в т о р ы : Баряева Л.Б., Волосовец Т.В., СПб, 2014.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., — М. Просвещение, 2009.
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей.
« Цветик –семицветик» Н.Ю. Куражева, А.С. Тужаева, Н.В.Вараева,
Содержание программ, реализуемых в ДОУ, обеспечивает достаточно высокий уровень базового дошкольного образования.
Выбор программ осуществлялся на педагогическом совете ДОУ с учетом вида учреждения, приоритетных направлений развития детей, методического и материально-технического обеспечения программы, особенностей и возможностей воспитанников.
Наряду с базовым дошкольным образованием педагоги осуществляют дополнительное образование по интересам детей с учётом возможностей ДОУ и желаний родителей.
Дополнительный компонент
Данный компонент реализуется на основе следующего программно – методического обеспечения:
- Кружок «Мастерилка» (Программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова.);
Сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе всех подразделений ДОУ.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Вариативная часть формируется с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности. Инвариантная часть реализуется через организованную образовательную деятельность, вариативная - через индивидуальные, кружковые виды деятельности по выбору.
В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной(модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным учреждением:
- инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
- вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Учебного плана, формируемая дошкольным образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы кружков, групповой и индивидуальной образовательной деятельности входят в объем максимально допустимой нагрузки.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной деятельностью составляют не менее 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания детям не задаются.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности.
Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников.
Продолжительность занятия зависит от возраста детей - начинается со старшими детьми с постепенным подключением к занятию детей среднего и младшего возраста. При одновременном начале занятие для детей среднего и младшего возраста заканчивается раньше.
Переходный период к началу учебного года (с 21 августа по 09 сентября кроме младшей группы раннего возраст, адаптационный период в мл.гр.ран.возраста до 30.09.) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса учебного плана представлена кружком «Мастерилка» по художественно-эстетическому направлению.
Работа кружка проводится раз в неделю во вторую половину дня в средней, старшей и подготовительной к школе группе, продолжительность занятий не более 30 мин., что соответствует «Инструктивно-методическому письму о гигиенических требованиях максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста». В кружке занимаются дети с 5 – 7 лет. Количество детей в кружке не превышает 12 человек. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимую нагрузку.
В ДОУ функционирует 12 групп, укомплектованных из расчета площади групповой (игровой): для детей раннего возраста - не менее 2,5 кв. м. на 1 ребенка, в дошкольных группах - не менее 2,0 кв. м на одного ребенка, из которых: 1 группы для детей раннего возраста (с 1,5 до 3 лет), 11 – дошкольные группы (дети от 3 до 7 лет)
№ п/п | Возрастная группа | Возраст детей | Количество групп |
1. | Группа раннего возраста | 1,5-3 г. | 1 |
2. | Младшая группа | 3-4 г. | 3 |
3. | Средняя группа | 4-5 л. | 2 |
4. | Старшая группа | 5-6 л. | 3 |
5. | Подготовительная к школе группа | 6-7 л. | 3 |
1.3.Структура учебного плана организованной образовательной деятельности
Учебный план разработан с учетом календарного графика работы МКДОУ детский сад «Улыбка».
В летний период организуются ООД по физической культуре и музыкальному развитию; подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д.; увеличивается продолжительность прогулок.
Структура образовательного процесса:
Учебный день делится на три блока:
1) утренний образовательный блок включает в себя:
- самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем;
2) развивающий блок представляет собой:
- организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме игровой деятельности);
- наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке;
3) вечерний блок включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя с ребенком;
- свободную самостоятельную деятельность воспитанников;
- образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурно-озоровительного направления.
Cтруктура содержания :
Инвариантная часть
Направления развития и образования детей по ФГОС.
Физическое развитие | -развитие основных движений детей; -сохранение и укрепление здоровья воспитанников; -воспитание физических и личностных качеств; |
-сохранение и укрепление здоровья детей; -воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о зож; - развитие физических , личностных и интеллектуальных качеств. | |
Социально-коммуникативное развитие | - «БЕЗОПАСНОСТЬ» -формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; - формирование основ экологического сознания (безопасности окружающего мира) -развитие личностных и интеллектуальных качеств; -личностное развитие воспитанников; - формирование гендерной . семейной, гражданской принадлежности; - приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ; - развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств; - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников; - воспитание сознательного отношения к труду как основной жизненной потребности трудолюбия; - развитие физических , личностных и интеллектуальных качеств; |
Познавательное развитие | - развитие познавательно-исследовательской деятельности; -формирование сенсорных навыков ,эмп; -формирование целостной картины миры ; -расширение кругозора детей; -развитие личностных и интеллектуальных качеств; |
Речевое развитие | -развитие активной речи детей в различных видах деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормам русской речи; -развитие свободного общения со взрослыми и детьми; -развитие личностных и интеллектуальных качеств; |
-формирование целостнй картины мира; -развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству; - развитие личностных и интеллектуальных качеств; - | |
Хдожественно-эстетическое развитие | - развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); -развитие творчества; -приобщение к изобразительному искусству; -развитие физических( моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств; |
- развитие музыкально-ритмической деятельности; -приобщение к музыкальному искусству; -развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств. |
Вариативная часть.
Вариативная часть программы (до 40%) предполагает реализацию НОД,
1 корпус-« Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.П.Князевой.
2 корпус- «Конструирование и художественный труд» Л.В Куцаковой .
На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку.
В расписании учтены психолого-возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе.
Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей группой воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содежит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на премерную общеобразовательную программу.
Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содержит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на примерную общео...
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Пояснительная записка к учебному плану
Пояснительная записка к учебному плану...
Пояснительная записка к годовому плану
Материал будет полезен при составлении планов заместителя заведующего по ВМР...
Пояснительная записка к учебному плану 2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану 2015- 2016 учебный год...
Пояснительная записка к перспективному плану кружка "Волшебная мастерская"
Данная пояснительная записка прилагается к перспективному плану кружка "Волшебная мастерская"....
Пояснительная записка и план работы по ФЭМП для детей 4-5 лет в общеобразовательной группе по программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой "От рождения до школы"
Помещаю разработку по познавательному развитию по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет в общеразвивающей группе....