Семинар «Особенности и потребности современного ребенка» Круглый стол « К школе готов!»
методическая разработка на тему

Мосеева Татьяна Юрьевна

Задачи семинара:

1.     Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;

2.     Выделить направления сопровождения ребенка;

3.     Поделиться опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 9 общеразвивающего вида» г. Емвы

Семинар

 «Особенности и потребности современного ребенка»

Круглый стол  « К школе  готов!»

                                

Мосеева Т.Ю.,

старший воспитатель

     Быть готовым к школе - не значит уметь

          читать, писать и считать.

                     Быть готовым к школе - значит

                               быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Задачи:

1.     Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;

2.     Выделить направления сопровождения ребенка;

3.     Поделиться опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления.

Материал: экран, ноутбук для презентации, плакат « Дерево», листья к плакату, стикеры, раздаточные карточки с ситуациями

План занятия:

  Знакомство с участниками « круглого стола»

·        Игра в кругу «Передай мяч соседу и назови свое имя и место работы».

·        Упражнение – игра на сплочение, внимание « Поменяются местами  те, кто…»

Игра проводится в кругу. Один стул убирается. Водящий произносит: «Поменяются местами те, кто...(имеет кольца, пуговицы, заколки; в джинсах, юбках, сапогах; чистил зубы утром, любит брюнетов и т.д.)

Участникам в соответствии с указанными признаками надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел занять освободившееся место, занимает место ведущего и игра начинается снова.

     Вступительное слово.

 Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

     На данном семинаре мы постараемся все вместе выработать структуру психолого-педагогического сопровождения будущего первоклассника.

    Работа за столами подгруппами. Составить «портрет идеального первоклассника». Зачитываются варианты ответов.

Что же  это такое « готовность к школе?» презентация

Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.

Готовность к школе – это совокупность  определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в обучении.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

 Особенности работы педагогов с современным дошкольниками.

Как уже отмечалось в докладе С.М. Дмитриевой, ребенок стал другим. Сегодня изменились как требования общества, предъявляемые к ребенку, так и изменились сами дети. У современного дошкольника произошли такие значимые изменения как :

•         Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

Только до 20% дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.

Дети, имеющие несформированность 2-х и более этих показателей развития, относятся к группе высокого риска и составляют от 5 до 7%. Большинство будущих первоклассников имеют средний уровень сформированности перечисленных функций. У 35% отмечены трудности организации деятельности - непонимание инструкции, неумение работать по плану и контролировать правильность выполнения работы, проверять, находить и исправлять ошибки.  Крайне низкий уровень действий, где требуется внутреннее удержание правил и оперирование в плане образов. Трудности зрительно – пространственного восприятия наблюдаются у 30% детей, что согласуется с данными РАО. Эти сложности являются предвестниками сложностей в обучении навыкам письма и чтения. Значительное число детей (до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления. Это может быть связано с недостаточным вниманием к творческой самореализации ребенка в семье и детском саду.

•         Недоразвитие мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности (из-за снижения уровня развития сюжетно-ролевой игры). Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов,  определяющих готовность ребенка к обучению.

•         Снижение уровня детской любознательности и воображения.

•         Разрушение детской субкультуры, дефицит общения, недостаточная социальная компетентность.

Пространство, в котором дети прежних поколений приобретали опыт непосредственного общения с окружающей средой, для сегодняшних детей стало ограниченным. Многим из них не хватает собственного опыта движений и деятельности. Этот опыт и деятельность сплошь и рядом заменяют телевидение и компьютер, которые часто становятся для детей и партнерами по игре и няньками.

Формируется тип личности не деятеля, а пассивного созерцателя.

•         Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди дошкольников не более 15% детей можно назвать здоровыми (20 лет назад их было 23%), 40% имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, примерно столько же страдают разными неврозами.

В отличие от 60-х годов, когда речь шла об акселерации развития, ускорении темпов физического созревания детей, уже с 90-х годов учеными-медиками зафиксирован обратный процесс-процесс децелерации, замедления темпов роста и физического развития.

Также произошли изменения в отношениях детей и родителей:

•          Снижение родительской мотивации (хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать).

•         Низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию семей неполных. Прогнозируется увеличение доли таких семей до 40%.

Все это требует смещения акцентов в работе. Педагогам нужно учиться работать с такими детьми.

Изменилось также отношение родителей к проблеме готовности к школе. Своими руками взрослые, родители устраивают предшкольный бум.

Проведенный опрос родителей детей от года до трех лет, посещающих ясли, показал, что 67,6% родителей ожидают от детского дошкольного учреждения главным образом интеллектуального развития  своих малышей, которым в первую очередь необходимо овладеть навыками самообслуживания и общения с детьми и взрослыми.

Вот оно, главное противоречие сегодняшнего воспитания: родители строят "светлое будущее", а ребенок хочет (и вправе) получать удовольствие от сегодняшнего дня - от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и интересных занятий.

Возникает замкнутый круг: в связи с ростом родительских амбиций возрастают и требования школ, предъявляемые к поступающим в первый класс детям. Педагогам необходимо учиться работать с такими родителями, заставлять задумываться, какова цена усиленной интеллектуальной подготовки к школе, разъяснять им критерии готовности детей к обучению. И чем больше будет "здоровых" родителей, для которых главное - счастье ребенка сегодня, которые будут иметь научные знания о готовности к школе, тем меньшим ажиотажем будет сопровождаться период подготовки к школе и меньше проблем будет у детей в самой школе.

Мы должны сами хорошо понимать и убедить в этом родителей, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены.

Готовность к школе - это не "программа", которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в детском саду, в семье и в других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом - через "участие в жизни"

Вспомним, основные компоненты «готовности к школе».  Работа с плакатом « Дерево»

Мотивационный компонент Интеллектуальный компонент Эмоционально- волевой компонент Коммуникативный компонент

Работа в группах

Сформулируем определение каждого из компонентов.

Резюме: итак

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебнойдеятельности как к общественно значимому делу и стремление кприобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов -общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижениедостаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленноезапоминание, наглядно- образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент - умение ребенка действовать в соответствии собразцом  и  осуществлять  контроль  путем  сопоставления  с  ним  как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человекаили в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного

общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

 

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ.   Участникам  раздаются карточки с ситуациями, которые встречаются при подготовке ребенка к обучению в школе.  Упражнение проводится в форме дискуссии за  «круглым» столом

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
 Какой компонент  готовности не сформирован у Саши. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что можно посоветовать родителям?

Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.

Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять

Ситуация. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться,  работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой.

 Какой компонент готовности не сформирован?  Что можно посоветовать родителям?

Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:

"В школе двойки будут ставить" "Играть будет некогда" «В школе программа трудная"

.Ситуация.   Отец часто озадачивают ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую  - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.

 Какие качества разовьются у ребенка? 

Ситуация.   Пятилетнего Гришу «зачитывают»  все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:  - Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Оправданы  и полезны ли такие занятия с ребенком?

Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а  какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная.  Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником

11. Интерактивная игра «Связывающая нить». Участник, которому передали клубочек ниток,   делится впечатлениями о занятии и, обмотав нитью  свой палец, передает клубок следующему участнику.

Литература:

1.     Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться.

a.     М.,  Астрель. 2003г.

2.     Бережнова О.В. Работа с семьей при подготовке детей к школе.

a.     Санкт – Петербург, 2011г.

3.     Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., Н.П.О. 

4.     Образование. 1996г.

5.     В. К. Загвоздкин  Готовность к школе и эмоциональный интеллект.  

Москва. Чистые пруды. 2008г.

6.     Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991г.

7.     Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Москва. УЦ Перспектива. 2012г.

8.     Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущего первоклассника.- Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

9.     Нижегородцева Н.В Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе.  Москва. Владос. 2001г.  

10.  Оганесян Н.Т. Методы активного социально – психологического обучения. Москва. Ось – 89.2002г.  

11.  Кирсанова В.Г. Лекции в ПАПО, 2011год