Семинар для педагогов «Педагогические условия развития творческих способностей детей»
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Сатанова Евгения Геннадьевна

Семинар для педагогов

«Педагогические условия развития творческих способностей детей»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад №1»

Централизованной религиозной организации «Смоленская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»



Семинар для педагогов

«Педагогические условия развития творческих способностей детей»

Старший воспитатель

Сатанова Е.Г.

                                                       

г. Смоленск. 2018 год.

План проведения семинара-практикума

I.Теоретическая часть

  1. Понятие «творчество», «творческие способности».
  2. Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка.
  3. Педагогические условия развития творческих способностей детей.

II. Практическая часть

  1. Понятие «творчество», «творческие способности»

Основная задача педагогов ДОУ – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей.

Развитие творческих способностей ребенка – это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности.

Что же такое творчество?

Творчество – это деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которых создается новое, никогда ранее не существовавшее (философский словарь).

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

Евгения Александровна Флерина утверждает, что «Детское… творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности… Отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинки и другие виды искусства…»

Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда»

Под способностями в отечественной науке понимаются индивидуально-психологические способности человека, имеющие отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. Способности не являются врожденными, они развиваются под воздействием внешних условий.

В вопросах развития способностей отечественная педагогика и психология исходят из того принципа, что способности  проявляются и развиваются именно в той деятельности, для осуществления которой они нужны и формируются в процессе целенаправленного обучения при условии руководящей роли педагога.

Наиболее эффективными средствами развития творческой личности являются приобщение к искусству и изобразительная деятельность ребенка в детском саду и школе.

  1. Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка

Приобщение ребенка-дошкольника к искусству важно для всего детского развития, т.к. при этом приобретается социокультурный опыт. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, педагог знакомит ребенка с различными видами и жанрами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, декоративно – прикладным искусством.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует пред ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанию их использовать.

А. А. Волкова писала: «Воспитание  творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка».

В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество».

Для развития творческих способностей у ребенка необходимо создавать определенные педагогические условия (ФГОС).

  1. Педагогические условия развития творческих способностей детей

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариантность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Возможно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание сознательно трудиться.

Рисование, лепка, аппликация как виды художественной деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому, что оно так растет, а домик вот так» и т. п.) а что случится, если делать по другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявлять творческие способности.

Следующим условием является учет индивидуальных особенностей развития. В чем же проявляется индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Прежде всего, в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностью и направленность его личности. Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются в формировании перспективных действий, прежде всего в восприятии предметов и явлений окружающего мира, исследования педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Т.С. Комарова, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказывают, что детское восприятие индивидуально.  Различия могут быть связаны с особенностями типа нервной системы ребенка, а также отличаются чертами характера. Одни дети спокойны, уравновешенны: все, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое.

Особенности подхода ребенка к изобразительному творчеству определяются и тем, к какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации.

Индивидуальные различия между детьми проявляются и в том, как они овладевают изобразительными умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа, но таких детей не много; большинству же требуется определенное время и упражнения.

Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень требований к своим рисункам, педагог определяет индивидуальный подход и направления развития детей.

Первое направление – предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности и определение оптимального пути «выравнивания» отстающих с теми, кто хорошо освоил деятельность.

Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявляют более высокие способности. Оно ставит целью формирование индивидуальности, своеобразия и тем самым не позволяет уравнивать детей в изобразительной деятельности, придерживая их на неком среднем уровне.

Индивидуальные различия определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку (Соблюдение принципа индивидуально – дифференцированного подхода).

Следующее педагогическое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

Об индивидуальном подходе к детям важно помнить и при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия.

Дети, быстро и легко овладевающие изобразительной деятельностью, как правило, выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные задачи.

Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности. По-видимому, в подобных случаях целесообразнее предъявлять к детям более высокие требования не следует и спешить с похвалой. Гораздо полезнее найти время и индивидуально обсудить с ребенком, что можно было бы сделать, что бы его рисунок, лепка были еще лучше, совершеннее.

В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать воображение в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, заронить неуверенность в себе. Правильнее было бы поговорить с ребенком отдельно. Если у него что-то не получается, недостаточно сформированы какие – то навыки, следует уделять ему больше внимания на занятиях, используя дополнительный показ или упражнения. Если этого окажется недостаточно, можно позаниматься с ребенком индивидуально в свободное время. Даже самые маленькие успехи таких детей необходимо отличать при всех во время просмотра работ. Рассматривая детские рисунки, лепку, аппликацию и готовясь давать им оценку, важно помнить, какие усилия вложил в работу тот или иной ребенок, не спешить хвалить тех, у кого выполнение задания не требовало много сил, кому было легко и просто. Лучше отличить детей, которые очень старались и преодолели определенные трудности.

Мотивация.

Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?

Следует заинтересовать детей, создать мотивационные предпосылки для творчества.

Например, занятие по замыслу может начаться с того, что воспитатель устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание детей на то, какие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рассматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как правило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, потому, когда педагог спрашивает, хотят ли нарисовать еще, они с радость соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают  толчок детскому воображению; все, как правило, рисуют то, что хотят, и с большим интересом.

Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании.

Одним из существенных недостатков организации учебных занятий по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако, такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.

Для обработки способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения и разнообразие игр. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность.

Можно придумать множество игровых ситуаций. «Построим сказочный дом для новых кукол», «Оформим наш уголок природы».

Игровая форма занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, т.к все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить  любимцев, а творческий процесс приобретает эмоционально – положительную окраску.

Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п. 3.3.4. ФГОС ДО).

Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо предоставлять им для выбора бумагу разного формата. Листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изобразить. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для творческой деятельности, продумывать колорит для будущего творения.

В детском изобразительном творчестве также могут использоваться разнообразные краски, гуашь, кисти, карандаши, сухая и масляная пастель, уголь, сангина, восковые мелки, фломастеры, шаблоны, лекала. Для лепки и аппликации: бумага белая, цветная, картон, бархат, мелованная и т. д.,  пластилин, тесто соленое, глина, стеки,  доски, салфетки, кусочки ткани разной фактуры, клей, ножницы и т. д.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают работы более интересными, творческими, разнообразными.

Неинтересные занятия, нарушение ряда дидактических принципов  учебно-воспитательной деятельности, неправильное руководство детским творчеством обусловлены и недостаточным уровнем квалификации педагогов.

Некомпетентные  наставники, прежде всего, понимают личную готовность к занятию только как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами занятий. А между тем профессиональный педагог строит каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций – иными словами, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Низкий уровень квалификации педагога определяет формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий.

Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы с детьми должна соответствовать дидактическим принципам. Однако применительно к изобразительной деятельности детей общедидактические правила рассматриваются в качестве основы обучения, не формально, а с учетом специфики изобразительной деятельности.

Поэтому на первое место выдвигаются те принципы, которые в руководстве развитием детского художественного творчества являются определяющими.

Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желание создать изображение, картинку, прикладывая усилия, мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен.

Немаловажным условием для развития творческих способностей у дошкольников является общение с искусством.

В настоящее время сложились объективные основы и предпосылки для развития творческих способностей дошкольников в целостном педагогическом процессе, который можно рассматривать как объективное условие совершенствования творческих способностей. Каждый ребенок включен в эту объективно существующую педагогическую реальность. Вместе с тем в любом педагогическом процессе можно выделить  вариативную составляющую условий субъективного характера.

Итак, подведем дифференциацию этих условий.

Первая группа – это условия, связанные с субъектами развития и саморазвития ребенка, ориентированные на самого ребенка, на его особенности: психофизиологические, врожденные особенности личности, возрастные и связанные с ними сензитивные периоды развития творческих способностей.

Вторая группа условий связана с целенаправленной педагогической деятельностью педагога по развитию творческих способностей детей.

  1. Организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (создание позитивных образцов творческого мышления, поведения, отношений; креативность педагога, ослабление регламентированного, но принятие и подкрепление творческого поведения).
  2. Работа педагога в зоне ближайшего развития творческих способностей ребенка, создание мотивации творческого саморазвития, продвижение в зону ближайшего развития.
  3. Организация безопасного творческого пространства (доверительные отношения, позитивные ожидания, создание ситуации успеха, материальные условия для творческой деятельности).

Третья группа условий – социальная ситуация как условие развития способности к творчеству; социальное окружение (среда развития); семейная ситуация развития.

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материал, с которым они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности.

II часть. Практическая

Предложить воспитателям ДОУ для самостоятельного изучения (работа в парах) следующие вопросы для выступления на практической части семинара:

  1. Влияние музыки на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Привести примеры использования музыкального сопровождения в режиме дня дошкольника.
  2. Разработать картотеку развивающих и дидактических игр по изодеятельности.
  3. Разработать мультимедийное сопровождение для использования в образовательном процессе (Темы: «Художники», «Виды искусства», «Народные промыслы»).
  4. Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Изготовление народных игрушек («Дымка», «Каргопольская и филимоновская игрушка», «Тряпичные куклы»).
  5. Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства. Привести примеры
  6. Методика ознакомления дошкольников с русскими народными промыслами. Привести примеры.

Тестирование педагогов «Ваш творческий потенциал».

Интерпретация результатов.

Использованная  литература

  1.  Комарова Т.С., Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.: цв. вкл.
  2. Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 192 с. : цв. вкл.
  3. Комарова Т.С., Развитие художественных способностей дошкольников. Монография . – М. МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013. – 144 с. : цв. вкл.
  4. Лыкова И.А., Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –  М.: КАРАПУЗ – ДИДИКТИКА», 2009. – 144 с., переиздание доработанное и дополненное.
  5.  Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»  № 3/2010 г.
  6. ФГОС  ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия развития творческих способностей детей"

Цель: повышение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ в развитии творческих способностей дошкольников...

Нетрадиционные техники рисования с элементами ТРИЗа, как эффективное условие развития творческих способностей детей.

Предложенные мною игры и игровые приемы,  основанные на технологии ТРИЗ помогут реализовать потенциальные возможности дошкольников, развить творческое воображение, формировать способности ребенка...

Презентация опыта работы «Интеграция изобразительной и экспериментальной деятельности как условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Презентация опыта работы «Интеграция изобразительной и экспериментальной  деятельности как условие развития творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста». Раскрыты цель, гипо...

Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...

Игры-эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста.

Игры -эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста...

Семинар -практикум для педагогов Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник в художественном творчестве»

Актуальность выбранной темы очевидна: творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачи формирования творческой личности приобретают в настоящее время не только теорети...