Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Профстандарт для педагога

    Козлова Светлана Александровна

    Педагогу дошкольного образования ХХI века необходимо обладать огромным количеством профессиональных компетенций: знать нормативные документы, уметь проектировать программы, владеть компьютерными технологиями, диагностиками, методиками, организовывать работу детско-родительских сообществ, грамотно выстраивать развивающую среду группы – все это далеко не полный перечень, которыми обязан владеть сегодняшний воспитатель. В рамках подготовки к внедрению «Профессионального стандарта педагога» эти компетенции становятся отправной точкой дальнейшего развития дошкольного образования.

    Разработка концепции профессионального стандарта началась еще в 2012 году по поручению президента РФ, и вступление его в силу было запланировано на 1 января 2015 года. С чем же связаны неоднократные переносы внедрения данного документа в практику работы образовательных учреждений?

     Инициаторами такого переноса стали профсоюзы, которые опасались дополнительной нагрузки на педагогов, неготовности их соответствовать новым стандартам, а также отсутствия программ подготовки педагогов соответствующего уровня.

    Администрация любого дошкольного образовательного учреждения должна четко осознавать, что ни один педагог не способен моментально перестроиться к новым требованиям, невозможно озвучить воспитателям статьи всех документов, регламентирующих современные компетенции педагога и ожидать положительного результата.

    Сложнейшей задачей заведующего, старшего воспитателя, методиста ДОУ является подведение педагогов к нужному результату, раскрытие смысла каждого требования в отдельности и путей достижения такого уровня профессиональной компетентности, при которой педагог сможет чувствовать себя конкурентоспособным и уверенным в своих силах. Важным аспектом при такой работе становится индивидуализация административной работы. ФГОС ДО говорит об индивидуализации развития личности детей, наша задача перенести этот принцип и на взаимодействие с педагогами.

    Карта, разработанная в нашем образовательном учреждении, поможет постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого педагога и наличием четко структурированной системы, подойти к внедрению профессионального стандарта и успешно работать в новых условиях образовательного пространства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл profstandart.docx25.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурные единицы профстандарта для работы с педагогами

    Разработка и реализация программ

    Участие в разработке основной образовательной программы и рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО

    Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

    Проектирование и реализация воспитательных программ

    Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

    Организация педагогической деятельности в соответствии с ФГОС ДО

    Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП

    Методы и методики

    Знать основы методики преподавания, воспитательной работы, основные принципы деятельностного  подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

    Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ООП

    Владеть стандартизированными методами  психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

    Образовательная деятельность

    Планирование и проведение учебных занятий

    Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

    Формирование универсальных учебных действий  

    Формирование мотивации к обучению

    Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности

    Владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

    Организация конструктивного  взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

    Организация работы за пределами ДОУ

    Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

    Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами  территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

    Коррекционная работа

    Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

    ИКТ

    Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями

    Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

    - общепользовательская ИКТ-компетентность;

    - общепедагогическая ИКТ-компетентность;

    - предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

    Работа с сообществами

    Работа с родителями

    Помощь и поддержка в организации деятельности органов самоуправления

    Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

    Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

    Формировать детско-взрослые сообщества

    Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

    Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь  семье в решении вопросов воспитания ребенка

    Воспитательная работа

    Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

    Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

    Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

    Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

    Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка  образовательной организации

    Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

    Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

    Анализирование реального состояния дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

    Нахождение ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечение его понимания и переживания обучающимися

    Формирование психологической готовности к школьному обучению

    Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

    Среда

    Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

    Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

    Психологический комфорт

    Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

    Выстраивание воспитательной деятельности с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

    Общение с детьми, признание их достоинства, понимая и принимая их

    Разработка (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

    Защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

    Составление (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристики (портрет) личности обучающегося

    Работа с особыми детьми

    Использование и апробация специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности;  обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

    Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

    Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.)  в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также  с детьми с особыми образовательными потребностями

    Организация различных видов деятельности

    Организация различных видов внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

    Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

    Владение и организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной,  познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

    Использование в практике своей работы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего

    Теория дошкольного образования

    Преподаваемый предмет  в пределах требований ФГОС ДО и ООП, его истории и места в  мировой культуре и науке

    История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

    Современные тенденции развития дошкольного образования

    Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы  индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики  

    Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

    Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

    Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

    Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

    Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

    Основы теории физического, познавательного  и  личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

    Педагогические закономерности организации образовательного процесса

    Теория психологии

    Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

    Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

    Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

    Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

    Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

    Социально-психологические особенности и закономерности развития  детско-взрослых сообществ

    Мониторинг

    Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

    Пути достижения образовательных результатов  и способы оценки результатов обучения

    Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

    Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и

     динамики развития ребенка

    Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

    Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

    Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

    Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

    Использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющих оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

    Работа со специалистами

    Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или  дошкольного возраста

    Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

    Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

    Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

    Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

    Индивидуализация образования

    Оказание адресной помощи обучающимся

    Владение профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

    Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ  с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

    Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

    Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

    Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

    Нормативная база

    Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,  федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, образования, основы законодательства о правах ребенка

    Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

    Конвенция о правах ребенка

    Трудовое законодательство

    Профессиональные компетенции

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

    В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

    Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

    Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

    Профстандарт для воспитателей

    Презентация предназначена для воспитателей ДОУ тема: "Профстандарт для воспитателей"...

    семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

    Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

    профстандарт для родителей

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясните им, и они будут ...

    Презентация к семинару для педагогов "Введение профстандарта"

    Презентация для педагогов к практическому семинару....

    Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

    Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....