Профстандарт для педагога
методическая разработка на тему

Козлова Светлана Александровна

Педагогу дошкольного образования ХХI века необходимо обладать огромным количеством профессиональных компетенций: знать нормативные документы, уметь проектировать программы, владеть компьютерными технологиями, диагностиками, методиками, организовывать работу детско-родительских сообществ, грамотно выстраивать развивающую среду группы – все это далеко не полный перечень, которыми обязан владеть сегодняшний воспитатель. В рамках подготовки к внедрению «Профессионального стандарта педагога» эти компетенции становятся отправной точкой дальнейшего развития дошкольного образования.

Разработка концепции профессионального стандарта началась еще в 2012 году по поручению президента РФ, и вступление его в силу было запланировано на 1 января 2015 года. С чем же связаны неоднократные переносы внедрения данного документа в практику работы образовательных учреждений?

 Инициаторами такого переноса стали профсоюзы, которые опасались дополнительной нагрузки на педагогов, неготовности их соответствовать новым стандартам, а также отсутствия программ подготовки педагогов соответствующего уровня.

Администрация любого дошкольного образовательного учреждения должна четко осознавать, что ни один педагог не способен моментально перестроиться к новым требованиям, невозможно озвучить воспитателям статьи всех документов, регламентирующих современные компетенции педагога и ожидать положительного результата.

Сложнейшей задачей заведующего, старшего воспитателя, методиста ДОУ является подведение педагогов к нужному результату, раскрытие смысла каждого требования в отдельности и путей достижения такого уровня профессиональной компетентности, при которой педагог сможет чувствовать себя конкурентоспособным и уверенным в своих силах. Важным аспектом при такой работе становится индивидуализация административной работы. ФГОС ДО говорит об индивидуализации развития личности детей, наша задача перенести этот принцип и на взаимодействие с педагогами.

Карта, разработанная в нашем образовательном учреждении, поможет постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого педагога и наличием четко структурированной системы, подойти к внедрению профессионального стандарта и успешно работать в новых условиях образовательного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profstandart.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Структурные единицы профстандарта для работы с педагогами

Разработка и реализация программ

Участие в разработке основной образовательной программы и рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Проектирование и реализация воспитательных программ

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Организация педагогической деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП

Методы и методики

Знать основы методики преподавания, воспитательной работы, основные принципы деятельностного  подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ООП

Владеть стандартизированными методами  психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

Образовательная деятельность

Планирование и проведение учебных занятий

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Формирование универсальных учебных действий  

Формирование мотивации к обучению

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности

Владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Организация конструктивного  взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Организация работы за пределами ДОУ

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами  территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Коррекционная работа

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

ИКТ

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

- общепользовательская ИКТ-компетентность;

- общепедагогическая ИКТ-компетентность;

- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Работа с сообществами

Работа с родителями

Помощь и поддержка в организации деятельности органов самоуправления

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Формировать детско-взрослые сообщества

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь  семье в решении вопросов воспитания ребенка

Воспитательная работа

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка  образовательной организации

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Анализирование реального состояния дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Нахождение ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечение его понимания и переживания обучающимися

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Среда

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

Психологический комфорт

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Выстраивание воспитательной деятельности с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Общение с детьми, признание их достоинства, понимая и принимая их

Разработка (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

Составление (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристики (портрет) личности обучающегося

Работа с особыми детьми

Использование и апробация специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности;  обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.)  в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также  с детьми с особыми образовательными потребностями

Организация различных видов деятельности

Организация различных видов внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

Владение и организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной,  познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Использование в практике своей работы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего

Теория дошкольного образования

Преподаваемый предмет  в пределах требований ФГОС ДО и ООП, его истории и места в  мировой культуре и науке

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Современные тенденции развития дошкольного образования

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы  индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики  

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного  и  личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Педагогические закономерности организации образовательного процесса

Теория психологии

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

Социально-психологические особенности и закономерности развития  детско-взрослых сообществ

Мониторинг

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Пути достижения образовательных результатов  и способы оценки результатов обучения

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и

 динамики развития ребенка

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющих оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Работа со специалистами

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или  дошкольного возраста

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

Индивидуализация образования

Оказание адресной помощи обучающимся

Владение профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ  с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Нормативная база

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,  федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, образования, основы законодательства о правах ребенка

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

Конвенция о правах ребенка

Трудовое законодательство

Профессиональные компетенции

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...