Перечень компонентов РППС
методическая разработка на тему

Кумехова Залина Борисовна

Перечень компонентов РППС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perechen_komponentov_rpps_kabinety.docx132.73 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Музыка» (музыкальный зал)

п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических

и игровых материалов

Количество

на модуль

Наличие

Оборудование

1.

Музыкальные инструменты для взрослых

Пианино, аккордеон, баян

1 шт.

2.

Средства мультимедиа: музыкальный центр, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, мультимедийная установка

1 комплект

3.

Аудиокассеты, видеокассеты, CD- диски, (комплекты, на каждую возрастную группу). .....

1шт.

4.

Стулья по росту детей

На группу

5.

Столы по росту детей

2—4 шт.

6.

Мольберт или магнитная доска

1 шт.

7.

Фланелеграф, нотный стан

2 шт.

8.

Декорации (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по возрастам)

1 комплект

9.

Стеллажи (открытые)

1- 2 шт.

Учебно-методические материалы

ю.

Оборудование для музыкальных игр-драматизаций

Различные виды театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, куклы бибабо, ростовые куклы

1-2 шт.

11.

Ширма для кукольного театра

1 шт.

12.

Ширма трехсекционная для разыгрывания музыкальных игр-драматизаций

1 шт.

13.

Атрибуты для игр и музыкально-исполнительской деятельности (искусственные цветы, венки, ветки деревьев, овощи и фрукты, корзины шляпы, флажки, султанчики, платки, шифоновые платки-шарфы, листы)

15-20 шт.

14.

Шапочки-маски (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по возрастам)

От 5

до 12 шт.

15

Костюмы карнавальные

3—5 шт.

16.

Елка искусственная

Набор елочных игрушек

1 шт.

1 шт.

17.

Гирлянда из фольги (из цветной бумаги)

4 шт.

18.

Электрическая елочная гирлянда

1 шт.

19.

Комплект новогодних костюмов (Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик и т.д.)

1 комплект

Детские музыкальные инструменты

20.

Со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники, ложки, трещотки, маракасы, бубенцы, тарелки

Не менее 10 шт.

21.

Издающие звук только одной высоты, помогающие детям воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки, рожки

Не менее 10 шт.

22.

С диатомическим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармошки, губные гармошки, колокольчики, цитры, домры, балалайки, ксилофоны

Не менее 10 шт.

23.

Электронные детские музыкальные инструменты: органолы, синтезаторы

1—2 шт.

Учебно-методические материалы, пособия, наборы для педагога.

24.

Портреты композиторов, фотоматериалы, репродукции (в соответствии с музыкальным репертуаром программы).

1 набор

25.

Картотека на все комплекты (по возрастам) аудиозаписей или CD, видеоматериалы

1 набор

26.

Нотные сборники и музыкальные словари (в соответствий с рекомендуемым репертуаром по каждой возрастной группе)

3—5 шт.

27.

Литература, содержащая сценарии детских утренников, праздников, музыкальных досугов и развлечений в каждой возрастной группе

3—5 шт.

28.

Материалы из опыта работы (конспекты занятий, авторские сценарии тематических и государственных праздников, музыкальных развлечений и досугов, музыкальных спектаклей)

1 набор

Материалы для работы с родителями

29.

Папки-передвижки

2 шт.

30.

Примерные планы консультаций

и родительских собраний

3—9 шт.

31.

Материалы для стендов

5-6 шт.

32.

Популярная современная литература (с аннотациями)

Не менее 6 шт.

Игровые материалы

33.

Куклы больших размеров для парных танцев (в соответствии с ростом детей)

8—10 шт.

34.

Беззвучные игрушки, изображающие музыкальные инструменты (пианино, балалайки, гармошки)

5-7 шт.

35.

Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, волчки, музыкальные ящики, музыкальные книжки

3-5 шт.

36.

Дидактическая кукла или игрушечный персонаж, сопровождающий детей в мир музыки (младший и старший возраст детей)

2—3 шт.

37.

Мячи разных размеров (возможно, звучащие, комплект)

не менее 8

38.

Игрушки-забавы (комплекты по возрастам, от 12 до 25 в комплекте)

1 набор

39.

Музыкально-дидактические игры и пособия для каждой возрастной группы

На развитие эмоциональной отзывчивости к музыке, определение ее характера. На развитее звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, динамического слуха музыкальной памяти, музыкальной культуры и эрудиции, на закрепление освоенных знаний и применение музыкального опыта, на развитие музыкального опыта

По 15 шт.

Выполнение требований ФГОС ДО к организации РППС

40.

Соответствие ООП ДОУ

41.

Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ

42.

Соответствие возрастным возможностям детей

43.

Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей

44.

Возможность использования оборудования и материалов в разных видах детской активности (деятельности)

45.

Вариативное использование различных пространств и материалов для стимулирования развития детей

46.

Наличие доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к оборудованию, материалам, пособиям и техническим средствам среды

47.

Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности

Музыкальный зал в дошкольных образовательных учреждениях обязательно должен иметь одну зеркальную стену. Музыкальный кабинет должен располагаться в отдельном помещении. Детские сады, имеющие приоритетное направление — музыкально-художественная деятельность детей, или центры эстетического развития подразумевают наличие таких дополнительных помещений как: костюмерная, музыкальная гостиная, музыкально-творческая лаборатория. В соответствии с расширением помещений, увеличивается количество оборудования, учебно-методических и игровых материалов на 1—2 позиции.

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Физкультура»

(физкультурный зал)

Наименование оборудования,

Количество

Наличие

п.п.

учебно-методических и игровых материалов

на модуль

1.

Гимнастическая лестница (высота 2,5 м, ширина пролета 70-100 см, диаметр перекладины 2,5—3 см, расстояние между перекладинами 20-22см)

3 пролета

2

Лесенка-стремянка:

Высота 1,5 м, ширина пролета 45 см, расстояние между перекладинами 12-15 см, диаметр перекладин 2,5-3 см);

1 шт.

Высота 1,5 м, ширина 65 см, расстояние 16—18 см,

диаметр перекладин 2,5—3 см

1 шт.

3.

Лестницы с зацепами

2 шт.

4.

Гимнастическая скамейка длина 4 м, высота 30 см;

1 шт.

или длина 3 м, высота 30 см;

2 шт.

или длина 2,5 м, высота 30 см

Зшт.

Предметы для спрыгивания (кубы, ящики, скамейки)

        

Высота 15—20 см

1 шт.

Высота 20—25 см

1 шт.

5.

Высота 25—30 см

5 шт.

6.

Гимнастические маты

Длина 100 см

5 шт .

Длина 150см

3 шт.

Длина 200 см (высота 7-10 м)

2 шт.

7.

Дуги, воротики для проползания, подлезания, прокатывания или стойки с планкой, которую можно передвигать на разную высоту (высота 30,40, 50,60 см, ширина 40—60 см.)

3 шт.

8.

Стойки для прыжков в высоту с разбега

1 шт.

9.

Легкие навесные мишени для метания в вертикальную цель. Размер 60x60 см, на котором размечаются круги диаметром 50, 40, 30, 20, 10 см и точкой в центре для прицеливания

1 шт.

10.

Шнур, веревка

Длина 2—3 м

Длина 4-5 м

4 шт.

2 шт.

11

Шнуры, резина (длина 75—80)

20 шт.

12.

Скакалки

Длина 120-180 см

Длина 3-4 м

10 шт.

1 шт.

13.

Гимнастические палки (длина 75-80 см.)

На группу

14

Мячи (диаметр: 6-8 см.;12-15 см.; 20.-25 см)

На группу

15.

Обручи диаметр:

 55 см

 60 см         

100 см

10 шт.

10 шт.

5 щт.

16.

Кегли

40 шт.

17.

Кубики (грань— 5—10 см.)

40 шт.

18.

Бубен                  

1 шт.

19.

СВИСТОК

1 шт.

20.

Магнитофон

1шт.

Дополнительный перечень компонентов функционального модуля «Физкультура»

(физкультурный зал)

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических

и игровых материалов

Количество

на модуль

Наличие

Оборудование и инвентарь

1.

Полифункциональные мягкие модули в разной комплектации

1 набор

2.

Детские беговые дорожки

1-2 шт.

3.

Велотренажеры

1-2 шт.

4.

Диск вращающийся

1-4 шт.

5.

Детские спортивные комплексы разных комплектаций: вертикальные, наклонные, веревочные лестницы, канат, кольца, перекладины (трапеция), шест

2—3 набора

6.

Рукоход

1 шт.

7.

Сухой бассейн

3-5 шт., разных

8.

Батут диаметр 100—120 см

1 шт.

9.

Туннель

1 шт.

10.

Веревочная лестница (длина 2,5-3 м, шириной 40—45 см, перекладины диаметром 2,5—3 см, расположенные на расстоянии 20—22 см)

1— 2 шт.

и.

Чудо-лестница (сетка для лазания)

1 шт.

12.

Фитболы

3-4 шт.

13.

Дорожка с нарисованными стопами, развернутыми кнаружи под углом .

2-4 шт.

14.

Ребристая доска

2-3 шт.

15.

Гимнастическая доска

1—2 шт.

16.

Навесной баскетбольный щит

2 шт.

17.

Волейбольная сетка

1 шт.

18.

Парашют

1 шт.

19.

Детские клюшки и маленькие мячи (шайбы)

На подгруппу

20.

Детские ворота

2 шт.

21.

Стол для настольного тенниса и ракетки с мячом

1 шт.

22.

Мячи набивные весом 0,5 кг; 1 кг; 3 кг

По 2—3 шт.

23.

Мячи массажные

На подгруппу

24.

Детские гантели

(вес 250г-500 г для выполнения ОРУ)

На подгруппу

25.

Кольцебросы

2—3 шт.

26.

Серсо

1 набор

27.

Коврики для массажа стоп

3—4 шт. разных

28.

Городки

1 набор

29.

Лыжи

На подгруппу

30.

Самокат

2—4 шт.

31.

Велосипед (трехколесный, двухколесный)

3—4 шт.

32

Роликовые коньки (четырехколесные)

2-4 шт.

33.

Коньки для катания на льду

На подгруппу

34.

Санки деревянные на полозьях

На подгруппу

35.

Санки-ледянки         

4-6 шт.

Учебно-методические материалы

36.

Наглядные пособия:

Комплекс общеразвивающих упражнений

1—2 набора

37.

Комплект цифр, букв, изображений животных, растений

1 набор

38.

Комплект масок животных

1 набор

39.

Комплект отличительных знаков команд (эмблемы, шапочки, ленточки)

1 набор

40.

Табло или фланелеграф

1 набор

41.

Алгоритм прохождения полосы препятствий

2—4 шт. разных

42

Изображение человека с названиями частей тела

1 шт.

43.

Плакаты (виды спорта)

1 шт.

Выполнение требований ФГОС ДО к организации РППС

Соответствие ООП ДОУ

Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ

Соответствие возрастным возможностям детей

Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей

Возможность использования оборудования и материалов в разных видах детской активности (деятельности)

Вариативное использование различных пространств и материалов для стимулирования развития детей

Наличие доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к оборудованию, материалам, пособиям и техническим средствам среды

Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Бассейн»

Требования к отбору оборудования, учебно-методических материалов и пособий, необходимых для бассейна

В дошкольных образовательных учреждениях организуется бассейн, в котором проводятся занятия с детьми по обучению, плаванию, и водные оздоравливающие процедуры. Для организации работы в бассейне необходимо иметь приборы, позволяющие контролировать и поддерживать необходимое санитарно-гигиеническое состояние помещения, воды и воздуха. В бассейне обязательно должен быть инвентарь для обеспечения безопасности купания и страховки детей в воде (спасательные круги, поплавки, разделительные дорожки, длинный шест и др.). Разнообразные пособия и игрушки нужны для обучения детей плаванию, организации соответствующих упражнений и игр на воде. Количество пособий и игрушек должно соответствовать числу детей, занимающихся в бассейне одновременно.

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Бассейн»

п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

на модуль

Наличие

Оборудование

1

Веревка с яркой маркировкой (длина 400—500 см)

1 шт.

2

Дорожка для профилактики плоскостопия (с шипами)

1 шт.

3

Дорожка резиновая (500x40см)

2 шт.

4

Доска плавательная детская

На подгруппу

5

Измерительные приборы для бассейна: термометр (для воды, комнатный)

по 1 шт.

6

Коврик резиновый

На подгруппу

7

Круг спасательный

2 шт.

8

Ласты детские (пара)

На подгруппу

9

Лесенка подвесная для входа и выхода из бассейна

1 шт.

10

Мячи резиновые и надувные

На подгруппу

11

Обруч диаметром 55—60 см

На подгруппу

12

Очки

На подгруппу

13

Палка-трубка

На подгруппу

14

Пластина пенопластовая (20x15см)

На подгруппу

15

Поплавок цветной, флажок

по 3-4 шт.

16

Разделительная дорожка

3 шт.

17

Свисток

1 шт.

18

Секундомер

1 шт.

19

Скат-лоток подвесной или приставной (для скатывания в воду)

1 шт.

20

Съемный груз (для придания обручу вертикального положения)

1 шт.

21

Шест длинный (250—300 см)

1 шт.

Игровые материалы

22

Игрушка «тонущая»

На подгруппу

23

Игрушка надувная «плавающая»

На подгруппу

Выполнение требований ФГОС ДО к организации РППС

Соответствие ООП ДОУ

Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ

Соответствие возрастным возможностям детей

Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей

Возможность использования оборудования и материалов в разных видах детской активности (деятельности)

Вариативное использование различных пространств и материалов для стимулирования развития детей

Наличие доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к оборудованию, материалам, пособиям и техническим средствам среды

Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Психолог»

(кабинет психолога)

        Кабинет психолога в дошкольном образовательном учреждении оборудуется для проведения специальной коррекционно-развивающей работы и осуществления психологического сопровождения каждого воспитанника. Он предназначен для проведения диагностической, консультативной и коррекционной работы педагогом-психологом.

Кабинет представителя психологической службы должен способствовать реализации основных функций педагога-психолога. Для этого при проектировании и оборудовании кабинета, учитывают, что он должен, иметь хорошую звукоизоляцию и быть оборудованным кондиционером для обеспечения свежести воздуха и поддержания необходимого температурного режима, находиться рядом с групповыми помещениями, быть изолированным от других кабинетов (не быть проходным или смежным с другими кабинетами, например, физкультурным залом и т.п.).        

        В соответствии с этими требованиями выделяются три основных сектора кабинета: пространство взаимодействий с детьми, со взрослыми и сектор организационно-планирующей деятельности психолога.        

        Пространство взаимодействия с детьми обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, релаксационной и имитационно-игровой деятельности детей.

        Пространство данного сектора желательно разделить на несколько функциональных зон:

Сенсорная зона. Материалы оборудования данной зоны используются при развитии кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий у детей. Их применение способствует регуляции мышечного напряжения, а также коррекции уровня агрессивности у дошкольников. В перечень материалов включают: сухой бассейн, горку, напольную сенсорную дорожку, центр песочной терапии, малый бассейн с водой, балансировочную дорожку, ребристый мостик, «центр тактильности», учебно-дидактические пособия «Узнай звук», наборы геометрических тел и др.

Зона развивающих игр и занятийиспользуется для осуществления игрового взаимодействия с детьми и позволяет реализовать развивающую функцию.

Зона релаксации. Оборудование этой зоны способствует снятию негативных эмоций и состояний детей, саморегуляции психического состояния, преодолению страхов. Традиционно оборудуется мягким напольным и настенным покрытием, «мягким островом», аквалампами, музыкальным центром (магнитофоном) с дисками и кассетами, аромонабором и др.

Пространство взаимодействия со взрослыми (родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, администрация )обеспечивается средствами для консультирования, коммуникативной и просветительской деятельности. В целом сектор должен быть оборудован таким образом, чтобы предоставить возможность организации и проведения как индивидуального, так и группового взаимодействия: консультаций, тренингов, семинаров (мягкий диван и кресло, бра, аквариум, настенные часы и др.).

Сектор организационно — планирующей деятельности психолога предполагает наличие письменного стола, компьютера и периферических устройств: принтера, сканера, копировальной машины и т.д. Помимо этого в секторе располагаются комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп, профессиональная библиотека, рабочая документация и картотеки с материалом для диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Психолог»

п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

на модуль

Пространство взаимодействия с детьми

Сенсорная зона

1.

Сухой бассейн

1 шт.

2.

Мягкое напольное и настенное покрытие (ковер, ковровое покрытие, обтянутый поролон)

4-5 шт.

3.

Подушки неправильной формы либо плоские игрушки, набитые шариками пенопласта

2 шт.

1 шт.

4.

Напольные сенсорные дорожки

1 шт.

5.

Ребристый мостик

1 шт.

6.

Малый бассейн с водой

1 шт.

Зона

развивающих игр и упражнений

1.

Детский столик, детские стульчики (стандарта старшего дошкольного возраста)

3-4 шт.

2.

Полки для игр, игрушек и пособий

2 шт.

3.

Настенная доска (ковролин)

2 шт.

4.

Ковер или ковровое покрытие

1-2 шт.

Релаксационная зона

1.

Аквалампа

1 шт.

2.

Музыкальный центр

1шт.

3.

CD-диски и кассеты

набор

4.

Зеркало

2 шт.

5.

Аромонабор (розовое эфирное масло, лаванда, полынь лимонная, розмарин, анис, шалфей, мята)

набор

6.

Мягкие подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки ковры, ковровые покрытия

4-6 шт.

Консультационная зона

1.

Мягкий диван и кресло (малогабаритные)

1 шт.

2.

Журнальный столик

1 шт.

3.

Аквариум

1 шт.

4.

Бра или любой другой осветительный прибор («мягкий свет»)

1 шт.

Рабочая зона специалиста

1.

Письменный стол, стул

1 шт.

2.

Стеллажи для документации

3—4 шт.

3.

Компьютерный комплекс (по возможности)

1 шт.

Сектор организационно-планирующей деятельности

1.

Картотеки игр и упражнений на развитие психических процессов (например: словесные игры на развитие внимания и вербального мышления; пальчиковые игры; логические загадки на развитие мышления и др.).

2.

Литература по проблемам развития детей, особенностей их поведения, а также вопросам семейных взаимоотношений

1 набор

3.

Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям

1 набор

4.

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам (например: Забрамная С.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей». - М., 1998)

1 набор

5.

Информационные материалы о смежных специалистах(психоневролог, психиатр,логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, клиники, поликлиники)

1 набор

Сектор взаимодействия с детьми

1.

Набор объемных геометрических форм (куб, шар, цилиндр, призма, конус)

3—4 набора

2.

Набор плоскостных мозаик из картона (типа ПАЗЛ) и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры)

10—15 шт.

3.

Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас, погремушка, колокольчик)

5-7 шт.

4.

Игрушки, подобранные по принципу ярко выраженной половой дифференциации (куклы, машины)

По 3-4 шт.

5.

Мячи разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый)

3—5 шт.

6.

Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные)

5—8 шт.

7.

Игрушечный дом с мебелью и набором кукол (члены семьи)

1—2 шт.

8.

Мягкие игрушки с наполнителем, стимулирующим тактильное развитие

7—10 шт.

9.

Складывающиеся пирамидки

10 шт.

10.

Разъемные матрешки

8 шт.

11.

Куклы-бибабо, отражающие известных героев сказок и художественных произведений

2 шт.

12.

Резиновые лошадки-качалки

10 шт.

13.

Дидактические игры

По 10 шт.

14.

Игры Монтессори (геометрические фигуры, художественные рамки, втыкалочки «Больше - меньше»)

По 10 шт.

15.

Игры Никитина («Сложи квадрат» — три категории сложности, кубики)

8—10 шт.

16.

Головоломки (типа «Танграм», «Колумбово яйцо», «Гексамино» и др.)

По 10 шт.

17.

Игры-шнуровки

10—15 шт.

Выполнение требований ФГОС ДО к организации РППС

Соответствие ООП ДОУ

Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ

Соответствие возрастным возможностям детей

Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей

Возможность использования оборудования и материалов в разных видах детской активности (деятельности)

Вариативное использование различных пространств и материалов для стимулирования развития детей

Наличие доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к оборудованию, материалам, пособиям и техническим средствам среды

Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности

Примерный перечень функционального модуля «Логопед»

(логопедический кабинет)

        Требования к отбору оборудования, учебно-методических материалов и пособий, необходимых для логопедического кабинета

Логопедический кабинет в ДОУ является центром диагностическо-коррекционной работы по развитию речи детей. Условия, созданные в кабинете, должны отвечать следующим требованиям:

  • обеспечивать психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребенка. Это достигается посредством создания оптимальной цветовой гаммы, уровнем освещенности, оформлением места для работы с ребенком в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями, уютной домашней обстановкой (наличие ковра, игрушек и т.д.). Все это способствует организации неформального, игрового общения логопеда с ребенком.
  • обеспечивать безопасность детей при выполнении физических двигательных упражнений, во время работы с зеркалом, вспомогательными инструментами (зондами, шпателями и т. п.).

Это достигается за счет достаточной величины помещения логопедического кабинета (не менее 10 квадратных метров) и рационального размещения логопедических материалов.

При организации пространства логопедического кабинета рационально выделить следующие зоны.

  1. Зона индивидуальнойи подгрупповой работы с детьми. Организация данной зоны может предполагать создание нескольких центров, в которых сосредоточены материалы для развития языковых, сенсомоторных, творческих способностей детей. Это может быть: центр познавательно-речевого и творческого развития: центр сенсомоторного развития, игровой центр.
  2. Методическая зона, в нее входит: библиотека, где представлена программно-методическая, справочная и учебная литература, методические пособия, подборка периодических изданий; каталоги материалов (картотек), позволяющих быстро найти необходимый информационный источник.
  3. Рабочая зона логопеда. Данная зона должна быть оснащена удобным столом, возможно персональным компьютером, поскольку деятельность логопеда предполагает оформление большого объема диагностической и учебной документации на детей разных возрастных групп.
  4. Информационная зона, где могут быть представлены периодические и постоянно действующие выставки для воспитателей и родителей, помещается необходимая оперативная информация о ходе коррекционной работы с детьми.

Зонирование пространства методического кабинета необходимо организовывать во всех дошкольных учреждениях, независимо от их вида. Однако учреждение вправе дополнять и вариативно использовать предложенные зоны и центры в зависимости от своих специфических потребностей.         Грамотное оснащение кабинета будет способствовать повышению качества работы по развитию речи детей.

Примерный перечень функционального модуля «Логопед»

(логопедический кабинет)

п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

на модуль

Наличие

Оборудование

Зона индивидуальной или подгрупповой работы с детьми.

1.

Зеркало с лампой дополнительного освещения

1 шт.

2.

Скамеечка для занятий с подгруппой детей

1 шт.

3

Комплект зондов для постановки звуков

1 набор

4.

Комплект зондов для артикуляционного массажа

1 набор

5.

Соски

1 набор

6.

Шпатели

1 набор

7.

Ватные палочки

1 набор

8.

Марлевые салфетки, вата

1 набор

9.

Спирт

Рабочая зона логопеда

1.

Стол методический двухтумбовый

1 шт.

2.

Стул полумягкий на деревянной основе

1 шт.

3.

Стол под персональный компьютер

1 шт.

4.

Стеллаж для программного обеспечения

1 шт.

Методическая зона

1.

Шкаф-стеллаж секционный (для книг и каталогов) или шкаф комбинированный

1 шт.

2.

Плакатница

1 шт.

Информационная зона

1.

Витрина вертикальная или шкаф выставочный

1 шт.

2.

Стенд для информации

I шт.

Учебно-методические и игровые материалы

Зона индивидуальной или подгрупповой работы с детьми

Центр познавательно-речевого и творческого развития

1.

Предметные картинки для диагностики звукопроизношения

1 набор

2.

Предметные картинки для диагностики словопроизношения

1 набор

3.

Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях

1 набор

4.

Предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза

1 набор

5.

Набор материалов для автоматизации и дифференциации свистящих звуков (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

1 набор

6.

Набор материалов для автоматизации и дифференциации произношения шипящих звуков (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

1 набор

7.

Набор материалов для автоматизации и дифференциации произношения аффрикат (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

1 набор

8.

Набор материалов для автоматизации и дифференциации произношения сонорных звуков (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

1 набор

9.

Набор материалов для автоматизации и дифференциации произношения йотированных звуков (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

1 набор

10.

Предметные картинки по изучаемым лексическим темам

По 1 набору по теме

И.

Сюжетные картинки по изучаемым темам

По 1 набору по теме

12.

Серии сюжетных картин по темам

12 шт.

13.

Схемы-алгоритмы режимных процессов

6—8 шт.

14.

Схемы-алгоритмы описательных рассказов

10—12 шт.

15.

Схема-алгоритм повествовательного рассказа

10—12 шт.

16.

Мнемотаблицы

10—12 шт.

17.

Картотека словесных и коммуникативных игр

18.

Настольно-печатные дидактические игры для развития грамматически правильной речи в соответствии с задачами по возрастным группам

15—20 шт.

19.

Набор материалов для обучения звуковому анализу слов

12 наборов

20.

Настольно-печатные дидактические игры

для закрепления умений звукового анализа слова

5—6 игр

21.

Разрезной алфавит

3 шт.

22.

Магнитный алфавит

2 шт.

23.

Кубики с азбукой

2 шт.

24.

Наборы игрушек для инсценировки сказок

6—8 шт.

Центр сенсорного развития

1.

Дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания

12—15 шт.

2.

Звучащие игрушки (свистки, барабан, дудочка, металлофон, пищалка, погремушка, колокольчик, бубен, маракасы, детское пианино)

По 1 шт.

3.

Магнитофонные кассеты с записью голосов природы

2-3 шт.

4.

«Волшебный мешочек»

с наборами мелких предметов по лексическим темам

10-12

наборов

5.

Обводки разной тематики и размера

5—6 наборов

6.

Рамки-вкладыши с геометрическими формами

3—4 набора

7.

Пальчиковые бассейны с различными наполнителями (желуди, горох, фасоль, орехи)

5-6 шт.

8.

Массажные мячики разного цвета и размера

10—15 шт.

9.

Игрушки-тренажеры с разными видами застежек (шнурки, молнии, крючки, липучки, пуговицы)

5—6 шт.

10.

Мозаика крупная

2—3 шт.

И.

Мозаика мелкая

5—6 шт.

12.

Разрезные картинки и пазлы по лексическим темам

10—12 шт.

13.

Кубики с изображениями по темам и возрастным группам

1 набор на каждую группу

14.

Настольно-печатные игры на цветовосприятие и цветоразличение

5-6 шт.

15.

Занимательные игрушки-тренажеры для развития тактильных ощущений (из разных материалов с разным характером поверхности)

8-10 шт.

16.

Книжки-раскраски

15-20 шт.

17.

Цветные карандаши

5—6 наборов

18.

Цветные мелки

5—6 наборов

Игровой центр

1.

Образные игрушки по лексическим темам

15—20 шт.

2.

Куклы крупные

1-2 шт.

3.

Куклы среднего размера с наборами одежды

1-2 шт.

4.

Мелкие игрушки с изображением животных

10-15 шт.

5.

Мелкие игрушки - модели разных видов транспорта

10—15 шт.

6.

Наборы кукольной посуды

2—3 шт.

7.

Мелкие конструкторы и строители

3-4 шт.

8.

Плоскостные изображения кукол и комплектов одежды к ним

3—4 шт.

Методическая зона

1.

Библиотека

2.

Нормативные документы

3.

Перспективный, календарно-перспективный и календарный план работы логопеда

4.

Протокол заседания медико-психолого- педагогической комиссии

5.

План работы медико-психолого-педагогической комиссии

6.

Программы коррекционной работы и методические материалы:

7.

Пособия для детей

Выполнение требований ФГОС ДО к организации РППС

Соответствие ООП ДОУ

Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ

Соответствие возрастным возможностям детей

Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей

Возможность использования оборудования и материалов в разных видах детской активности (деятельности)

Вариативное использование различных пространств и материалов для стимулирования развития детей

Наличие доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к оборудованию, материалам, пособиям и техническим средствам среды

Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности

Примерный перечень функционального модуля «Методист»

(методический кабинет)

        Методический кабинет является центром сбора, обобщения и распространения педагогической информации и педагогического опыта воспитателей детского сада. В условиях детского сада методический кабинет призван выполнять такие функции как:

  • программное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса ДОУ;
  • оказание дифференцированной помощи воспитателям при повышении уровня их профессиональной компетентности, необходимого для реализации образовательной программы ДОУ;
  • обобщение и систематизация педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения.

        При организации работы методического кабинета особое внимание следует уделять зонированию его пространства. В кабинете, отвечающем современным требованиям, должны быть следующие зоны:

1. Зона медиотеки, в нее входит:

  • библиотека, где представлена программно-методическая, справочная и учебная литература, методические пособия, подборка периодических изданий и т.д.;
  • видеотека, включающая в себя учебно-методические и научно-популярные фильмы для детей, используемые воспитателями при организации педагогического процесса, детские художественные фильмы, подборка мультфильмов; видеоматериалы, созданные сотрудниками ДОУ: детские праздники и досуги, открытые занятия, проводимые в ДОУ, практические конференции, родительские собрания и т.д.
  • аудиотека, куда помещаются аудиоматериалы, используемые педагогами и специалистами ДОУ при организации различных видов детской деятельности (сборники детских песен, детских сказок, серия звуки природы и т.д.).

        Зона медиотеки предполагает наличие каталога материалов (картотек), позволяющих быстро найти необходимый информационный источник.

  • Оргтехническая зона, предполагающая наличие компьютера и периферических устройств: принтера, сканера, копировальной машины и т.д. В выделенной зоне также размещаются все программное обеспечение, дискеты с материалами и т.д.
  • Рабочая зона методиста. Данная зона должна быть оснащена удобным столом, возможно персональным компьютером, поскольку деятельность методиста предполагает оформление большого объема методической документации.
  • Информационная зона, где представлены периодические и постоянно действующие выставки, помещается необходимая оперативная информация о деятельности педагогического коллектива и т.д.
  • Зона коллективной работы, позволяющая проводить педагогические собрания и совещания, заседания педагогического совета, семинары, консультации и т.д.
  • Зона индивидуальной работы необходима для организации работы воспитателя с материалами библиотеки, для индивидуальных консультаций педагогов, проводимых старшим воспитателем. Важно отметить, что возможно совмещение индивидуальной и коллективной зоны работы, однако, следует помнить, что эти зоны могут быть востребованы одновременно.

        Зонирование пространства методического кабинета необходимо организовывать во всех дошкольных учреждениях. Однако учреждение вправе дополнять и вариативно использовать предложенные зоны в зависимости от своих специфических потребностей. При недостаточном количестве свободных помещений методический уголок может располагаться в кабинете заведующей.

        

Примерный перечень функционального модуля «Методист»

(методический кабинет)

Наименование оборудования

Количество

на модуль

Наличие

Оборудование

Рабочая зона методиста:

1.

Стол методический двухтумбовый

1 шт.

2.

Стул полумягкий на деревянной основе

1 шт.

Оргтехническая зона

1.

Стол под персональный компьютер

1 шт.

2.

Стеллаж для программного обеспечения

1 шт.

Зона медиатеки

1.

Шкаф-стеллаж секционный (для книг) или шкаф комбинированный для методического кабинета (ШКМ)

3 шт.

2.

Шкаф для каталогов (до 10 секций) для картотек

1 шт.

3.

Шкаф для технического оборудования закрытый

1 шт.

4.

Плакатница

1 шт.

Зона для коллективной работы

1.

Стол для заседаний

1 шт.

2.

Стул полумягкий

10 шт.

Зона индивидуальной или подгрупповой работы

1.

Стол

1 шт.

2.

Стулья

3 шт.

Информационная зона

1.

Витрина вертикальная или шкаф выставочный

1 шт.

2.

Стенд для методической работы

1 шт.

Учебно-методические материалы

Правовое обеспечение

Нормативные документы, раскрывающие специфику деятельности педагогов ДОУ:

Закон «Об образовании в РФ»;

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;

«Международная конвенция о правах ребенка»;

 Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»

«Семейный кодекс» РФ;

«Трудовой кодекс» РФ» и т.д.

Информационное обеспечение

Сборники действующих нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих деятельность ДОУ.

Методическая документация

Литература для старшего воспитателя, раскрывающая следующие аспекты методической работы: организация работы методического кабинета, планирование педагогического процесса в детском саду, повышение квалификации педагогов, диагностика педагогического процесса, организация контроля в ДОУ и т.д.

Справочная литература: словари, энциклопедии и учебники по дошкольной педагогике, психологии и т.д.

Издания периодической печати, раскрывающие особенности работы дошкольных образовательных учреждений

Методическое обеспечение

Программы дошкольного образования, используемые в практике работы дошкольного учреждения.

Каталоги материалов (картотеки по персоналиям, разделам работы ДОУ, возрастной периодизации детей дошкольного возраста и т.д.)

Программное обеспечение (согласно лицензии и уставу)

1.

Образовательная программа ДОУ

2.

Программа развития

3.

Годовой план работы

4.

Перспективные, календарно-перспективные и календарные планы старшего воспитателя, воспитателей, медицинского персонала

6.

Протоколы заседаний педагогических советов ДОУ (за последние 5 лет)

7.

Планы контроля за организацией педагогического процесса ДОУ и т.д.

Методическое обеспечение к программам

(по разделам программ)

Пособия (по разделам программ и направлениям деятельности)

Выполнение требований ФГОС ДО к организации РППС

Соответствие ООП ДОУ

Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ

Соответствие возрастным возможностям детей

Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей

Возможность использования оборудования и материалов в разных видах детской активности (деятельности)

Вариативное использование различных пространств и материалов для стимулирования развития детей

Наличие доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к оборудованию, материалам, пособиям и техническим средствам среды

Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Творчество» (изостудия)

        Обогащение педагогического процесса в ДОУ возможно за счет создания изостудии, на базе которой осуществляется организация занятий с детьми.

        В этой связи помимо примерного перечня материалов и пособий для группы ДОУ необходимо оснащение изостудии. Кратко можно отметить, что оборудование изостудии в большей мере ориентировано на организацию занятий (следовательно, фрагментарное пребывание детей в пространстве изостудии) и предполагает обогащение опыта эстетического восприятия и художественной деятельности дошкольников. Однако, следует отметить, что процесс художественно-эстетического развития дошкольников осуществляется всеми субъектами педагогического процесса, не лимитируется часами занятий. Направленность работы по данному направлению в группе и усилия педагога изостудии, привлечение родителей к решению данных задач, эстетическое оформление всего пространства ДОУ группы в единстве составляют основу художественно-эстетического развития детей.

        Изостудия должна предполагать свободное пространство для организации изобразительной деятельности, а также игр, бесед с детьми.

        Традиционно оформляется зона деятельности, столы (мольберты, ленточные столы и т.п.), стулья, стеллажи для хранения материалов и инструментов. Зона игр и восприятия художественных объектов предусматривается ковер, мягкие модели, стеллажи (мольберты) для размещения демонстрируемых предметов, репродукций и т.п. Пространство изостудии не должно быть статичным (не изменяемым); его оформление и конструирование активизирует творческие проявления детей. Этому способствует использование различных средств моделирования пространства: ширмы, занавеси, веревки, на которых могут быть размещены атрибуты для игр (например, флаги, облака и т.п.); куски материи нескольких цветов, позволяющие имитировать разные среды (море, полянка, космос и т.п.).

        Учитывая синкретичный характер детской изобразительной деятельности и связь с игрой, изостудия проектируется таким образом, чтобы иметь возможность организовывать ролевые и имитационные игры, пластические этюды, прослушивание музыкальных фрагментов. Для организации просмотров видео-, диа-продукции необходимы специальные экраны: стол для размещения аппаратуры, жалюзи для организации затемнения.

        Обогащение опыта эстетическою восприятия и художественной деятельности дошкольников обеспечивается применением большего числа инструментов и материалов, которые сложно использовать в группе. Представленные в изостудии материалы не должны полностью дублировать материалы группы. Их содержание должно быть обогащено, количество и вариативность увеличены. Часть материалов временно (для решения поставленных задач) может быть включено в материалы группы.

        Для рисования с натуры в изостудии предусматривается использование несколько одинаковых предметов, поворотных механизмов, определенным образом расположенные столы для деятельности детей. В ряде случаев пространство изостудии должно позволять организацию деятельности детей с использованием некоторых инструментов и оборудования, требующего соблюдения мер повышенной безопасности (муфельной печи для обжига глиняных работ).

        Для демонстрации детских работ, репродукций картин, предметов творчества необходимы эстетические трансформируемые стеллажи, стенды. Предполагается сменяемость выставок материалов согласно осваиваемой теме.

        Игры и игровые пособия должны быть ориентированы на решаемые на занятиях задачи и могут быть представлены в группе ДОУ.

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Творчество» (изостудия)

п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических

и игровых материалов

Количество

на модуль

Наличие

Оборудование

1.

Полка (стеллаж) с материалами по изодеятельности (выставочная)

1—2 шт.

2.

Полка (стеллаж) с материалами по изодеятельности (для хранения)

1—2 шт.

3.

Стеллаж (полка, мольберт) для размещения репродукций картин, предметов

2—3 разные

4.

Панно для выставки детских работ, ступенчатая лестница для лепных работ

2—3 шт.

5.

Мольберты двусторонние

На подгруппу

6.

Столы для организованной детской изобразительной деятельности (на подгруппу детей)

На подгруппу

7.

Стулья

На подгруппу

8.

Ковер для организации деятельности детей: рассматривание предметов, игрушек, обсуждение (по возможности необычной формы — круг, шестиугольник и т.п.)

1 на группу

9.

Доска (доска-мольберт) для рисования мелом

2 шт.

10.

Коробки для хранения мелкого материала, конструкторов

4-5 шт.

11.

Декоративные ткани разных цветов для моделирования пространства (поляна, водный мир и др.)

2—3 разных

12.

Ширмы для организации пространства

2—3 шт.

13.

Материалы, способствующие организации пространства изостудии (леска, шнуры для крепления плоскостных изображений, силуэтов, бумажных поделок)

1 набор

14.

Стеллажи для хранения детских работ

1 шт.

15.

Модули мягкие большие для организации пространства

1 набор

16.

Видеоаппаратура (телевизор, видео и диа-проекторы, экран; жалюзи для затемнения и т.п.)

набор оборудования для показа

Учебно-методические материалы

17.

Материалы для развития эстетического восприятия

Подбирается согласно осваиваемой теме, количество, расположение и тематика материалов определяется задачами, решаемыми воспитателем

По 2 набора для каждой возрастной группы

Объекты: репродукции картин (разных жанров искусства).

Варианты:

Т.Н. Доронова. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного (среднего) возраста. М.: Просвещение, 2000.

А.А. Грибовская. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М.: просвещение, 2001.

18.

Скульптура малых форм (анималистический, портретный, сказочный жанры)

По 4—6 шт. разных видов и жанров

19.

Произведения ДПИ (Гжель, Дымково, Хохлома, каргапольская игрушка, региональные промыслы и т.п. — по содержанию задач образовательной программы)

По 4-6 шт.

разных

промыслов

20.

Произведения графики; иллюстрации детских книг, плакаты (по 4—6 шт. разных авторов; по 3—4 разных книги с иллюстрациями каждого автора; по 4—6 графических работ разных авторов)

По 4—6 шт.

21.

Фотографии, открытки архитектурных памятников и монументальной скульптуры

3—4 набора разных

22.

Игрушки, предметы для рассматривания

Предметы, игрушки для рисования с натуры

2—3 набора

23.

Игрушки для рассматривания и обыгрывания (фигурки животных, куклы (Петрушка, Буратино, неваляшка, клоун и т.п.)

4—7 шт. разных

24.

Альбомы, детские энциклопедии, рабочие тетради, фотографии

Альбомы с подборкой художественных произведений (архитектурных, скульптурных, живописных, графических)

2—3 шт. разных

25.

Тетради для штриховки, книги-раскраски

На подгруппу детей для разных возрастных групп

26.

Портреты художников, скульпторов, архитекторов, книги о труде художников

1—2 набора (подборки)

27.

Книги о музеях и истории города, периодические издания (краеведческого и искусствоведческого содержания).

2~3 шт. разных

28.

Видео-, диа- материалы

Набор слайдов (произведений живописи, графики, архитектуры, скульптуры, ДПИ)

Варианты:

Серия «Музей дошкольникам», «Интерьер», «Линии и форма в природе и изображении»,

«Свет и тень в природе и изображении» составители и Б.Г. Мигаль, Б.А. Столяров, СПб., 1994.

По 1 набору на разные виды и жанры искусства

29.

Видео материалы (видеоэкскурсии, собственные материалы, записи документальных фильмов о народных промыслах и т.п.)

Вариант:

Серия образовательных фильмов «Русский музей — детям» (Пейзаж, скульптура, Ты пришел в музей, народное искусство» и др.)

1 набор экскурсий разной тематики

30.

Материалы изобразительные

Инструменты художников, скульпторов, архитекторов, мастеров народных промыслов (стеки, поворотные станки, резаки для обработки дерева и кожи, чеканки, кружевоплетения и т.п.) или их достоверные изображения

1 набор (подборка)

31.

Материалы для детской изобразительной деятельности. Бумага, картон им др. материалы Фоны, разного цвета, размера и формы (17-30, 45—30 см): прямоугольник, овал, круг, квадрат

5—7 на каждого

32.

Бумага (40 листов)

На каждого

33.

Бумага (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.) разного размера

2—3 набора на каждого

34.

Ватманы разного размера

5-8 шт.

35.

Картон разного качества (в разделителе для разных сортов и размеров бумаги)

4—5 наборов на каждого

36.

Пооперационные карты, схемы сложения сложных построек (для конструирования их различных конструкторов)

2-3

(варианты) на группу

37.

Краски и другой изобразительный материал:

Гуашь (24 цветов)

На каждого

38.

Акварель (24 цветов)

На каждого

39.

Восковые мелки (жировые карандаши) (набор)

На каждого

40.

Тушь (набор)

На каждого

41.

Фломастеры разной толщины (24 цветов)

На каждого

42.

Цветные карандаши (24 цвета)

На каждого

43.

Карандаши графитные (2М—ЗМ)

По 1

на каждого

44.

Набор шариковых ручек (6 цветов)

На каждого

45.

Угольный карандаш «Ретушь»

По 1 шт. на каждого

46.

Сангина, пастель (24 цвета)

5—8 наборов

47.

Набор цветного и белого мела

3—4 набора на группу

48.

Глина (влажная)

0,5 кг

на каждого

49.

Пластилин (12 цветов)

3 коробки на каждого

50.

Тесто, масса

0,5 кг.

на каждого

51.

Клей (в закрытой банке) ПВА*(крахмальный клейстер)

На каждого

52.

Инструменты

Кисти круглые и флейцевые № 10—14, 2—4, беличьи, колонковые*

На подгруппу

53.

Кисти щетинистые для клея*

На подгруппу

54.

Скатка (для лепки)(1 шт.)*

На подгруппу

55.

Стеки (набор 3—4 формы)*

На подгруппу

56.

Ножницы с тупыми концами* (большие и маленькие)

На подгруппу

57.

Ножницы портняжные с фигурным следом «зигзаг» для ручного труда

На подгруппу

58.

Подставки для ножниц*

На подгруппу

59.

Палитры для смешивания красок*

На подгруппу

60.

Каркасы для лепки (3—4 вида)*

На подгруппу

61.

Доски для лепки (20/20 см)*

На подгруппу

62.

Поворотные станки*

3-4 шт.

63.

Печатки, штампики (набор), формочки для декорирования лепных работ*

Набор на каждого в подгруппе

64.

Валик*

На подгруппу

65.

Иглы, булавки, наперсток (для занятий ручным трудом)

На подгруппу

66.

Пяльцы (для занятий вышиванием, ручным трудом)

На подгруппу

67.

Резак для бумаги, шило (для воспитателя)

1 шт.

68.

Настольная точилка для карандашей (для воспитателя)

1 шт.

69.

Материалы для декорирования и оформления работ

(нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки, вырезки из журналов, обои, накрахмаленные лоскуты ткани, фантики, наклейки для аппликации и дизайна)

1 набор на подгруппу

70.

Рамки готовые, подрамники разных размеров и фактур

5—10 шт.

71.

Материалы для творческого конструирования, дизайна

наборы конструкторов: крупногабаритный напольный конструктор (из дерева и из полимерных материалов)

1—2 набора на группу

72.

Деревянные, металлические конструкторы

4—5 наборов на группу

73.

Набор мелкого строительного материала: кубики, кирпичики, призмы, пластины (62—83 деталей)

На каждого

74.

Наборы для конструирования из природного материала (листья, семена, цветы, ветки, шишки и т.п.)

На подгруппу

75.

Материалы для оформления группы ДОУ к праздникам (гирлянды, плакаты и т.п.).

По 1

к основным праздникам

76.

Разнообразные модульные конструкции (8—10 частей)

5-6

на группу

77.

Плоскостные конструкторы

3—4 шт. разных

78.

Набор бросового материала (катушек, банок, пробок и т.п.); другие материалы для дизайна (ткань, кожа тесьма, пуговицы, нитки, проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт)

1 набор на группу

79.

Материалы, способствующие организации деятельности

Подставки для кисточек*

На подгруппу

80.

Подставки для карандашей*

На подгруппу

81.

Стаканчики для воды (0,25 л и 0,5 л.)*

На подгруппу

82.

Подносы для размещения мелкого материала*

На подгруппу

83.

Клеенчатые скатерти для столов*

На подгруппу

84.

Холст (для лепки)*

На подгруппу

85.

Вата* (для аппликации, декорирования)

1 пачка на группу

86.

Губка*

На каждого

87.

Папки-пресс (для хранения, просыхания аппликационных и других работ)

5 шт.

88.

Ковролин (фланелеграф) и набор силуэтных изображений

1 шт.

89.

Файлы (коробки) для хранения обрезков бумаги

На каждого

90.

Инвентарь для уборки рабочего места

Ведро для мусора*

1 шт.

91.

Тазик, тряпочки*

На подгруппу

92.

Сметки, совок, веник (детский)*

На подгруппу

93.

Фартук и нарукавники для детей*

На каждого

94.

Салфетки для промывания кистей после рисования и после наклеивания (30/30 см.)*

На каждого

Игровые материалы

95.

Игрушки (для обыгрывания сюжета, продукта деятельности): машины, куклы, животные и т.п.

2-3

различные

Игровые атрибуты для организации ролевых игр, этюдов («Экскурсоводы», «В мастерской скульптора» и т.п.)

реалистич

ные

образные

игрушки

96.

Дидактические игры для развития творческих способностей (воображение, композиционные способности, различение цвета, восприятие формы и др.)

По 2 шт. на группу

Варианты игр и пособий: «Народные промыслы», «Контуры» (серия «Учись, играя!»)

Игра-лото «Народное творчество», «Творческие мастерские», «Забавные превращения» «Занимательная палитра»

Игры-лото из серии учебно-практических игр для детей «Русские и зарубежные художники» и т.д.

Выполнение требований ФГОС ДО к организации РППС

Соответствие ООП ДОУ

Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ

Соответствие возрастным возможностям детей

Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей

Возможность использования оборудования и материалов в разных видах детской активности (деятельности)

Вариативное использование различных пространств и материалов для стимулирования развития детей

Наличие доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к оборудованию, материалам, пособиям и техническим средствам среды

Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Экология»

(экологическая комната)

Экологическая комната (комната природы)— это специально оборудованное помещение, позволяющее систематизировано расположить большое количество разнообразных природных объектов и других дидактических материалов: растения — по климатическим зонам, (пустыня, тропики и субтропики), по экосистемам (лес, луг, водоем). Такой тип оформления комнаты природы позволит успешнее реализовать содержание образовательной программы. В ней создаются условия для организации различных видов детской деятельности: учебной, экологического экспериментирования, трудовой (труд по уходу за животными и растениями), экологического наблюдения и др.

В комнате природы располагаются следующие зоны.

  • Зона обучения. Она организуется в хорошо освященном месте для проведения занятий с детьми.
  • Зона коллекций. В ней размещаются разнообразные миниколлекции, которые могут собрать сами дошкольники и их родители: камни, семена растений, сухие листья, кора деревьев, образцы различных почв, речные и морские раковины, фотографии. Коллекции располагаются на уровне глаз детей. В подборе учитываются следующие требования: разнообразие, краеведческий принцип (отбираются те объекты, которые характерны для местности, где располагается дошкольное учреждение).
  • Зона релаксации предназначена для отдыха детей под звуковое сопровождение; для этого используется «музыка природы»: капель, журчание ручья, шелест листвы, пение птиц и др.
  • Зона библиотеки, в которой помещается разнообразная литература о природе, энциклопедии для детей. Методические пособия для педагогов не должны находиться в этой зоне, т.к. литературой пользуются дети самостоятельно.
  • Зона экспериментирования, в которой созданы условия для самостоятельного детского экспериментирования.

Живые объекты в комнате природы размещаются с учетом условий, необходимых для их жизни. Они должны быть безопасными для здоровья детей, эстетичны и неприхотливы для ухода. В комнату природы следует помещать только тех животных, которые привыкли жить в неволе: хомяков, морских свинок, аквариумных рыбок, черепах и т.д. Не рекомендуется для организации комнаты природы отлавливать животных из естественной среды обитания. Не рекомендуется включать в состав объектов гербарии, коллекции бабочек и жуков, собранные детьми и родителями, а также чучел животных.

Если условия детского сада позволяют, то дополнительно может быть организована «лаборатория природы» и «зимний сад». В этом случае они берут на себя функции зоны экспериментирования и зоны релаксации.

«Лаборатория природы» — специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную, поисковую деятельность детей.

В помещении «лаборатории природы» должны быть вода, каменный пол или пол, выложенный плитками. Для «лаборатории природы» может быть приспособлено помещение бывшей умывальной комнаты. Оборудуется она в соответствии с требованиями к зоне экспериментирования комнаты природы ДОУ.

«Зимний сад»— специально оборудованное помещение или часть помещения ДОУ (рекреация) для отдыха детей в зоне природы. В зимнем саду располагаются растения, различные по внешнему виду и размеру, красиво и обильно цветущие, аквариум с рыбками. Может быть альпийская горка, искусственный водоем или фонтан.

Согласно задачам образовательной программы, ресурсным возможностям ДОУ может быть выбрана одна из моделей организации данных помещений.

Примерный перечень компонентов функционального модуля «Экология»

(экологическая комната)

п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

на модуль

Наличие

Зона обучения

Оборудование

1.

Столы для занятий типа «подкова» или «трапеция»

Не менее 2-х шт.

2

Стулья

На группу детей

3.

Учебный экран из ковролина

1 шт.

4.

Набор дидактических картинок для работы на экране из ковролина по темам: животные (звери, птицы, рыбы, насекомые), растения (деревья, кусты, травы, комнатные растения, растения огорода, сада и т.д.); экосистемы: луг, водоем: озеро, болото, река, море, лес, парк; сезоны: зима, весна, осень, лето); растения и животные тундры севера, пустыни; космос

По 1 шт. из каждой темы, но не менее 10 наборов

5.

Набор моделей по темам для классификации: живое, рыбы, птицы, звери, насекомые, растение

6 моделей

6.

Набор дидактических картинок по темам для классификации: живое, неживое; растения: деревья, травы, кусты, животные: рыбы, птицы, звери, насекомые, домашние и дикие животные.

По 1 набору по каждой теме

7.

Муляжи фруктов, овощей, грибок

1—2 набора

8.

Набор демонстрационных картин о жизни животных и растений в их естественной среде обитания. Вариант: мир природы; животные; серия демонстрационных картин

Не менее 1-2 наборов

9.

Географическая карта для обозначения местообитания животных и растений

1 шт.

10.

Глобус

1 шт.

11.

Дневники наблюдений за природой, изготовленные детьми

По количеству детей

12.

Календарь природы и погоды

1 шт.

13.

Игровые персонажи-куклы

2-3 шт.

Зона коллекций

Оборудование

14.

Стеллаж, для расположения коллекций на уровне глаз детей

1 шт.

15.

Альбомы для фотографий и открыток о природе

Не менее 3 шт.

16.

Наборы прозрачных банок и коробочек для размещения коллекционного материала.

10-15 шт.

17.

Коллекции: варианты камни, морские и речные раковины, семена растений, виды почв и т.д.

Не менее 5 коллекций

Зона экспериментирования

Оборудование

18.

Стол «песок-вода»

1 шт.

19.

Сосуды различных форм и размеров

20.

Микроскоп

2—3 шт.

21.

Лупы

10 шт.

22.

Магниты

Не менее 2 шт.

23.

Весы с чашечками, настольные

Не менее 2 шт.

24.

Пипетки

10 шт.

25.

Мерный стакан

5 шт.

26.

Воронки

5 шт.

27.

Лопатки

10 шт.

28.

Формочка

5 наборов

29.

Емкость с землей и глиной

1 и 1 шт.

30.

Ложечки или палочки для размешивания веществ

10 шт.

Зона библиотеки

Оборудование

31.

Стеллаж «Книжная выставка»

1 шт.

         Учебно-методические пособия

32.

Энциклопедии

Варианты: Т.Н.Орлова Экологический картинный словарь. Мир растений и животных. — СПб., 2005, и т.д.

Не менее 3 шт.

33.

Книги о природе:

В. Бианки, М.Н. Пришвина, Б. Г. Скребицкого. И др.

Не менее 10 шт.

В толстом переплете

Книги из серии «Родная природа», «Школьная библиотека» и др.

34.

Аудио и видеоматериалы:

видеокассеты с фильмами о природе. Вариант: «Очень дикие животные»,

аудиокассеты с записью «Музыки природы», вариант: капель, пение птиц и т.п.

2-3 шт.

Зона релаксации

Оборудование

35.

Композиции из комнатных растений в горшках разной формы и размеров

1—2 шт.

36.

Аквариум с рыбками или искусственный водоем, или фонтан

1 из возможных

вариантов

37.

Диванчик детский

1 шт.

38.

Ковер напольный

1 шт.

39.

Пуфики

Не менее 2 шт.

40.

Магнитофон

1 шт.

41.

Аудиокассеты с записью «Музыка природы»,

вариант: капель, пение птиц и т.п.

1—2 шт.

Выполнение требований ФГОС ДО к организации РППС

Соответствие ООП ДОУ

Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ

Соответствие возрастным возможностям детей

Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей

Возможность использования оборудования и материалов в разных видах детской активности (деятельности)

Вариативное использование различных пространств и материалов для стимулирования развития детей

Наличие доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к оборудованию, материалам, пособиям и техническим средствам среды

Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада посредством компонентов РППС

Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада посредством компонентов РППС...

Реализация национально регионального компонента в РППС

Реализация Национально регионального компонента в РППС...

Использование отдельных компонентов РППС для реализации индивидуального подходя к ребёнку

Использование отдельных компонентов РППС для реализации индивидуального подходя к ребёнку...

Перечень компонентов функционального модуля группы для детей 5-6 лет "Б" "Шалунишки"

Предметно- развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его развития, социально-личностного и физического....

Перечень компонентов функционального модуля группы для детей 5-6 лет "Б" "Шалунишки"

Предметно- развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его развития, социально-личностного и физического....

Перечень материалов и оборудования (компонентов среды) центра финансовой грамотности в старшей группе.

Перечень материалов и оборудования (компонентов среды) центра финансовой грамотности в старшей группе....

Консультация для воспитателей "Создание РППС группы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с включением регионально-национального компонента"

Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду...