МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Гаврикова Мария Евгеньевна

Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессионального мастерства поможет обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gavrikova_statya_chelyabinsk.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

М.Е. Гаврикова,

г. Челябинск

Научный руководитель: И.Б. Едакова

доцент кафедры ТМиМДО ЮУрГГПУ, к.п.н.

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессионального мастерства поможет обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, мотивация, профессиональный рост педагога, непрерывное образование.

M.E. Gavrikova,

Chelyabinsk

MOTIVATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AS A MEANS OF INCREASING THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION

Abstract: Improvement of the quality system of education in the University is a socially significant problem facing pedagogical science and practice. Only an active life position of the teacher, increasing his professional skills will help ensure one of the main rights of students - the right to a quality education.

Keywords: quality of preschool education, motivation, professional growth of the teacher, continuous education.

«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка» - писал В.И. Слободчиков.

Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, каким будет качество последующих уровней системы образования в России. Согласно Закону «Об образовании» под «качеством образования», понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам…». Поэтому, в настоящее время можно рассматривать два документа, которые определяют ориентиры качества современного дошкольного образования: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО и поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой.

Существует много факторов, влияющих на качество дошкольного образования: материально-техническое обеспечение образовательного процесса, учебно-материальное обеспечение, медико-социальное обеспечение, информационно-методическое обеспечение, финансовое обеспечение. Но самым существенным фактором является укомплектованность образовательного учреждения кадрами, имеющими соответствующий уровень квалификации. При этом непосредственно педагогические работники должны обладать всеми основными компетенциями, владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально – педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева определяет профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

Исследования, проходившие на базе МБДОУ «ДС№366 г. Челябинска», показывают, что большинство педагогов, мотивированы на успех в профессиональной деятельности, явно выражено стремление повысить свой профессиональный уровень, желание самореализоваться. По итогам опроса получили следующие данные: 45 % (9 педагогов) – слишком высокий уровень мотивации; 30% (6 педагогов) – умеренно высокий уровень мотивации; 15% (3 педагога) – средний уровень мотивации; 10% (2 педагога) - низкий уровень мотивации.

Умение руководителя ДОО правильно замотивировать педагогов на профессиональное развитие, является неотъемлемой частью его работы. Анализ мотивационного потенциала на базе того же ДОУ, показал, что большинство педагогов мотивированы на профессиональное развитие следующими факторами: мотивация деньгами, мотивация признанием в коллективе и обществе, мотивация благоприятными отношениями в коллективе, мотивация самореализацией.

Большинство педагогов мотивируется чаще всего деньгами (повышенной заработной платой, премиями, надбавками), но это не исключает надобность формирования дополнительных мотивирующих факторов, в противном случае сотрудник легко поменяет работу, исходя только из материального интереса. Не менее значима внешняя оценка, педагогов необходимо хвалить и быть очень осторожным при критике или негативной оценке. Некоторые слишком ориентированы на признание, что может символизировать их комплексы. Для большого количества педагогов важно удачно вписываться в коллектив и корпоративную культуру. При работе значимо чувство локтя, сотрудник мотивируется лучше всего пользой для всего коллектива и репутацией в коллективе. Педагогов, ориентированных на самореализацию, мотивирует обучение, повышение квалификации, крайне значимо экспертное влияние руководителя.

В качестве факторов, способствующих повышению эффективности работы, желания профессионального роста, сами педагоги предлагают следующие варианты мотивационных факторов: повысить заработную плату, говорить больше похвалы, давать положительную оценку работы, оберегать личное здоровье сотрудников, обеспечивать технической базой, четко планировать деятельность воспитателей, обеспечивать контроль, поддерживать сплочённость коллектива.

На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. В целях достижения качества образовательных услуг необходимо также обеспечить непрерывность профессионального развития педагогов путем освоения ими дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

В современных условиях образовательной системы только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся и воспитанников – право на качественное образование.

Список литературы

1. Лазарев, B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / B.C. Лазарев. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 187 с.

2. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Академа, 2007. – 432 с.

3. Санникова Л.Н. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ / Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. -  № 5. - С. 10-14.

4. Стеркина, Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. –2001. – №5. – С.40-44.

5. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2003. – 140 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:·         Уточнить теоретические понятия ...

Педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Профессиональное становление рассматривается / по сл. Ожегова/ как  возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И вот сегодня, мы с вами и проверим...

"Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования"

Педагог для ребенка - значимая фигура, на него возлагается ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессионал...

Семинар «Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Профессиональное становление педагогов является одним из обязательных средств повышения качества дошкольного образования....

«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»

Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления....