Экспертиза качества предметно-развивающей среды познавательного характера с помощью шкалы ECERS-R
статья на тему

Ладода Любовь Викторовна

В статье рассматривается вопрос о качестве дошкольного образования с точки зрения познавательного развития дошкольников и возможности использовать в экспертизе шкалы ECERS-R.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертиза качества предметно-развивающей среды познавательного характера с помощью шкалы ECERS-R

Ладода Любовь Викторовна

студентка 1 курса магистратуры

РГПУ им. А.И.Герцена, Институт Детства

г. Санкт-Петербург

Сегодня все чаще ставится вопрос о качественном образовании, в том числе и о дошкольном. И если вначале главная задача родителей – это решение проблемы доступности детских садов и получении места, то когда ребенок уже принят в сад, большинство родителей начинают задаваться вопросом о качестве получаемого ребенком образования. И здесь выясняется, что учреждения, предоставляющие дополнительные образовательные услуги вызывают у родителей больше доверия в качестве, чем государственные образовательные учреждения. И если раннее обучение языкам и спорту не может быть удовлетворено в детских садах, то познавательный интерес, а именно любознательность, интерес к причинно-следственным связям и явлениям природы, склонность к наблюдению и экспериментированию включены в целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который действует уже с 2013 года.

Почему же вообще такой интерес именно к удовлетворению познавательной потребности у детей? Специфика дошкольного образования заключается в первую очередь в своеобразии возраста детей. Именно в дошкольный период у ребенка складывается такая система психических функций, при которой у ребенка формируется внутренний план действий. Мышление ребенка перестает быть наглядно-действенным. Появляется стремление упорядочить окружающий мир. Выстраивая свою картину мира, ребенок изобретает, выдумывает, воображает. Взаимодействуя с окружающим миром, ребенок экспериментирует, исследует, задает вопросы и задумывается над ответами.

Познание у ребенка начинается с окружающего его пространства, предметная среда, наполняющая это пространство, порождает любопытство, которое постепенно перерастает в любознательность. Хорошая развивающая среда не дает сразу ответы, а стимулирует у ребенка поисковую деятельность. Однако проблема грамотно организованной среды в современных садах актуальна. Чтобы помочь решить этот вопрос, необходим специалист, который оценил бы состояние образовательной деятельности учреждения, определил бы те результаты, которых оно смогло достигнуть на данный момент времени, выявил бы проблемы и предложил возможные пути их решения.

Любая экспертиза начинается с выбора инструментария, чтобы оценить работу учреждения необходимо разработать критерии и определить те индикаторы, которые позволят установить степень выраженности самого критерия. От правильного выбора инструментария зависит результат экспертизы. Но как оценить качество образования, если ребенок не может быть подвержен оценки, а единой типовой программы не существует. Нужно ли разрабатывать для каждой программы свои шкалы оценки?  

Выход из сложившейся ситуации – это разработка новой системы оценки качества на основе ФГОС ДО. Но не стоит ли поискать уже готовый инструмент для оценки качества, который уже заслужил авторитет, получил международное распространение и хорошо зарекомендовал себя на практике. Таким инструментом стали шкалы ECERS-R, разработанные в 1980 году в университете Северной Каролины (США) и прошедшие апробацию в российских дошкольных организациях. Это набор шкал наблюдений, оценивающих образовательную среду определенной группы ДОУ. Особое значение в шкале отводится развивающей среде.

ECERS-R рассматривает такие важные критерии для оценки познавательного потенциала учреждения как:

  • вариативность (наличие и качество организации центров интересов, сменяемость материалов),
  • безопасность (оборудования и пространства в целом и с точки зрения организации крупномоторной деятельности),
  • доступность (как для детей определенного возраста, так и детям с особыми потребностями; разнообразие материалов с одной стороны и их повторяемость, необходимая для удовлетворения потребностей нескольких детей),
  • комфортность (связанное с детьми оформление пространства),
  • богатство сенсорного впечатления (виды активности: мелкая моторика, кубики, возможность для игр с песком и водой),
  • обеспечение возможности для исследования и научения (природа и наука, математика и счет).

По всем критериям расписаны индикаторы, которые позволяют оценить степень выраженности данного показателя. Эксперт, оценивая наличие или отсутствие данного индикатора в результате выставляет оценку от неудовлетворительной до отличной. Минимальное количество баллов по одному критерию – 1, максимальное – 7. В итоге эксперт заполняет профиль качества, на основании которого разрабатывает необходимые рекомендации.

Можно сделать вывод о том, что идеальная познавательная среда согласно шкале ECERS-R – это безопасная, доступная, насыщенная и вариативная среда. Все эти показатели соответствуют требованиям  ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, а значит могут быть использованы для оценки качества образования в российских детских садах.

Используемая литература:

  1. С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.М. Моисеев, О.М. Моисеева «Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: Учебно-методический комплект/ Сост. и ред. Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий. – М.: АСОУ, 2006
  2. Смирнова Е.О. «Детская психология»: учебник. – М.:КНОРУС, 2016
  3. М.Н. Полякова «Методические рекомендации для дошкольных работников по конструированию моделей предметно-развивающей среды»: Методическое пособие. – СПб: Издательство «Образование», 2006
  4. О.А. Шиян, Е.В. Воробьева «Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России»/ Мониторинг, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Использования шкал - ECERS в экспертизе качества предметно-пространственной среды по поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых.

В данной статье говориться о двух критериях из шкалы - ECERS-R, которые помогут улчшить образовательную среду по  поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых. Вначле говориться о т...

Экспертиза качества условий поддержки самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с помощью шкалы ECERS-R

В статье рассматриваются шкалы ECERS, как инструмент оценки качества поддержки самостоятельности детей дошкольного возраста в ДОУ....

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R" "...