«Создание программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС ДО"
статья на тему

Васильева Любовь Александровна

Представленная статья описывает роль и значение внутренней системы оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  заведующего ГБДОУ детский сад № 85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Васильевой Любови Александровны на тему:

«Создание программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС».

       Под внутренней системой оценки качества образования (далее ВСОКО) понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования [З]. Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
системы должностного контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля); 
мониторинга качества образования; 
мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;
общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).
Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой качества дошкольного образования в ДОУ, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, педагогический совет, методические объединения педагогов, временные структуры, Попечительский советы.
Рассмотрим компетенции администрации дошкольного учреждения в формировании и реализации ВСОКО: 
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО в ДОУ и приложений к ним, утверждает приказом заведующего и контролирует их исполнение; 
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ДОУ, участвует в этих мероприятиях; 
обеспечивает на основе основной образовательной программы проведение диагностических процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования в ДОУ; 
организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне учреждения; 
организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования (учредителя, родителей, общественности); 
обеспечивает условия для подготовки педагогов и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; 
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, материалы самоанализа для размещения на сайте учреждения); 
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.

Педагогический совет ДОУ и методические объединения педагогов:
участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ; 
содействуют проведению подготовки педагогов ДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; 
организуют педагогическую диагностику освоения детьми содержания ООП ДОУ; 
готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ. 
Педагогический совет ДОУ: 
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; 
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДОУ; 
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования детей дошкольного возраста, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 
Наблюдательный или Попечительский советы в системе государственно- общественного управления: 
оказывает содействие расширению спектра дополнительных образовательных услуг в учреждении;  создает фонды поддержки образовательного учреждения; 
согласует направления расходования внебюджетных средств; 
осуществляет контроль за расходованием внебюджетных средств,
анализирует степень удовлетворенности родителей образовательными услугами ДОУ.
Следующим направлением во ВСОКО является оценка кадровых условий реализации ФГОС ДО: оценка уровня профессиональной и методической компетентности педагогов, реализующих ФГОС ДО.
Для оценивания профессиональной и методической компетентности педагогов руководителю необходим диагностический инструментарий. 
В качестве примерного инструментария можно использовать разработки В. И. Зверевой, А. К. Марковой, М.М. Поташника, соотнеся предложенные показатели с дошкольным образованием и особенностями деятельности педагогов. В ходе оценки кадровых условий руководителем оценивается качество рабочих программ педагогов и календарно-тематического планирования, качество организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для оценки качества рабочих программ целесообразно использовать следующие критерии и показатели оценивания:
структура программы соответствует требованиям ФГОС ДО; 
содержание разделов отвечает требованиям ФГОС ДО и особенностям ООП ДОУ; 
программа имеет перечень нормативных, методических источников и список научно-методической литературы, используемый при разработке рабочей программы.
Для оценки качества профессиональной деятельности педагогов целесообразно использовать следующие критерии и показатели:
- методическая компетентность (соответствие содержания, методов и приёмов возрасту детей); 
-умение заинтересовать детей выбранным содержанием; 
- умение удерживать интерес детей на протяжении всего мероприятия;
- адекватность стиля взаимодействия с детьми группы. При оценке качества профессиональной деятельности педагогов целесообразно оценить и качество календарно-тематического планирования. 
Критериями оценивания могут выступать: 
соответствие требованиям ФГОС ДО (тематика недель, деятельностный и компетентностный подходы к организации образовательного процесса)
соответствие ООП ДОУ 
учет особенностей детей группы, их индивидуального развития 
отражение регионального компонента 
отражение инновационной деятельности педагога.
В содержание ВСОКО в условиях реализации ФГОС ДО целесообразно включить оценку удовлетворенности родителей образовательными услугами, предоставляемыми дошкольным образовательным учреждением, которое посещает их ребенок. Для этого могут быть использованы следующие направления оценки: 
Удовлетворенность качеством основной образовательной программы ДОУ
Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг 
Удовлетворенность спектром дополнительных образовательных услуг в ДОУ 
Удовлетворенность условиями реализации основной образовательной программы ДОУ В оценку условий реализации основной образовательной программы ДОУ входит оценка развивающей предметно-пространственной среды. Для этого целесообразно использовать представленные в содержании ФГОС ДО требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.
положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе 
отсутствие конфликтов среди детей 
наличие продуктов детской деятельности 
динамика развития ребенка 
невысокий уровень шума 
отражение в среде особенностей примерной ООП дошкольного образования и ООП ДОУ (инновационной деятельности, регионального компонента). Продуманная, грамотно спроектированная внутренняя систем оценки качества дошкольного образования обеспечит руководителя достоверной информацией для принятия управленческих решений в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Рассмотрим некоторые особенности управления качеством образования. 
1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное  и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие обучающихся в организации и получении своего образования.
2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм поведения, формирования отношений.
3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружающей действительности.
4. Предметная ориентация – не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательную среду, что дает  возможность обучающимся формировать внутреннюю мотивацию. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс - технологии, самообразовательной деятельности и т.д.
5.Зависимость качества образования от педагогической деятельности преподавателя, методов и технологий организации образовательного процесса.
Модель системы управления качеством
Сбор информации от потенциальных социальных заказчиков

Формирование социального заказа
Определение миссии ДОУ
Соотношение выбранного варианта с имеющимися возможностями
Выбор типа управления (на процесс или на результат)
Определение параметров оценки результатов образования
Диагностика личности обучающихся
Прогнозирование результатов образования обучающихся
Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы
Определение факторов, подготовка и реализация программы развития школы
Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями

Создание комплексной системы ВСОКО на уровне дошкольной организации позволяет выстраивать в соответствии с современными требованиями систему работы в учреждении :анализируя и прогнозируя будущие направления  в его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы управление качеством образования в детском саду

Обучение педагогов  технологиям проектирования и естественного включения семьи в проектную деятельность....

Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО СОЗДАНИЮ РППС С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25»      СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО СОЗДАНИЮ РППС С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО...

Проект: «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС»

Управление качеством образования в школе – это процесс проектирования деятельности всех участников образовательного процесса. Эта задача особо актуальна, т. к. школа прошла первый цикл перехода ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА В ДОУ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СодержаниеЦелевой раздел     ………………………………………………&helli...