Кластерное взаимодействие как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации ребенка
статья на тему

Халикова Валентина Владимировна
Целью инновационной деятельности является разработка модели взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ и школы, обеспечивающей сопровождение эффективной социализации детей. В свете решения такой проблемы, создание инновационной площадки, основанной на объединении географически сконцентрированных образовательных, научных и других учреждений, их тесное сотрудничество, в рамках общего проекта – это путь современного, более эффективного решения образовательных задач, продиктованных временем, ресурс реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кластерное взаимодействие как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации ребенка

В.В. Халикова, канд. пед. наук., старший воспитатель.

ГБОУ «Школа № 842», Москва, Зеленоград. Россия.

halikova-valentina@yandex.ru

Аннотация: Целью инновационной деятельности является разработка модели взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ и школы, обеспечивающей сопровождение эффективной социализации детей. В свете решения такой проблемы, создание инновационной площадки, основанной на объединении географически сконцентрированных образовательных, научных и других учреждений, их тесное сотрудничество, в рамках общего проекта – это путь современного, более эффективного решения  образовательных задач, продиктованных временем, ресурс реализации ФГОС.

Ключевые слова: кластерное взаимодействие, преемственность, инновационный процесс, инновации, современная технология, эффективная социализация.

 

«Сколько существует образование, как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», - тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии,  обозначаются подходы» [3].

Слово «инновации» звучит в кругу педагогов самых различных образовательных учреждений. Однако следует понимать: инновации сами по себе не возникают, они являются результатом изучения передового педагогического опыта, а также научных поисков и экспериментов.

С 2016 года ГБОУ «Школа № 842» является инновационной площадкой Российской академии образования по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия». Основной целью инновационной деятельности является разработка модели взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ и школы, обеспечивающей сопровождение эффективной социализации детей. В свете решения такой проблемы, создание инновационной площадки, основанной на объединении географически сконцентрированных образовательных, научных и других учреждений, их тесное сотрудничество, в рамках общего проекта – это путь современного, более эффективного решения  образовательных задач, продиктованных временем, ресурс реализации ФГОС.

Для организации эффективной работы образовательного учреждения (ГБОУ «Школа № 842») в инновационном режиме, был избран и утвержден проектный совет, который осуществляет общее руководство инновационной деятельностью. Советом разработан План (проект) инновационной деятельности по теме: «Современная технология эффективной социализации детей ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия» на 2016-2020гг.  

Проект направлен на создание сети образовательных учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, которая способна обеспечить развитие личности ребенка и его социализацию на основе осуществления преемственно-перспективных связей образовательных программ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего и основного общего образования.  

В программе инновационной деятельности (проекте) раскрыты методологические основания проблемы, представлена программа деятельности по ее решению. Прописаны: объект исследования, предмет исследования, гипотеза инновационной деятельности, цели и ожидаемые результаты нововведений (что и как должно измениться: в педагогической деятельности, в результатах жизнедеятельности ОУ), основные задачи, зона обновления (какие условия и характеристики деятельности вводит новшество). Структурно проект состоит из V этапов. Каждый этап содержит цель, задачи, ожидаемые результаты.

  Проект направлен на обеспечение преемственности целей и содержания образования, реализуемых в рамках преемственности, на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его эффективной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание работы педагогических коллективов ГБОУ «Школа № 842» на 2016-2017г. соответствует I (подготовительному) этапу инновационной деятельности. Анализ ситуации развития инновационного проекта (I этап) показал важные стороны и проблемы социального развития детей определил пути совместного, более эффективного решения современных образовательных задач, продиктованных временем.

Во многом потенциал инновационной деятельности зависит от взаимодействия всех участников образовательного процесса, что ведет к формированию сетевой организации научно-методического и практического обеспечения развивающей образовательной среды. Создание инновационной площадки способствовало тесному взаимодействию всех участников инновационной деятельности, их тесному сотрудничеству в рамках общих проектов – кластерное взаимодействие. Кластерное взаимодействие сегодня – это инструмент эффективного продвижения инновационных образовательных программ в образовательном пространстве региона, города, образовательной организации.

Анализируя результаты I этапа инновационной деятельности, видим свое участие в работе инновационной площадки по нескольким направлениям, каждое из которых определенным образом решает задачи поставленные ФГОС:

 -  работа по развитию кадрового потенциала: педагогические конференции по различным проблемам образования: курсы по повышению квалификации педагогов образовательной организации, открытые образовательные мероприятия;

- социальное проектирование: консультирование по методам социального проектирования; реализация социальных проектов;

- обеспечение мобильности участников (педагоги, дети, родители) образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе: долгосрочный договор о сотрудничестве.

Разработали программно-методическое обеспечение, используемое участниками кластера, методические мероприятия, обеспечивающие преемственность в их работе:

- учебные планы учреждений и единый план кластера;

- активная поисково-творческая деятельность педагогов по разработке путей решения актуальных проблем в реализации инновационной деятельности;

- семинары, конференции, круглые столы по вопросам инновационной деятельности;

- работа с методическими ресурсами участников кластера, система непрерывного образования в режиме on-line b off-line.

В рамках проекта инновационной деятельности рассмотрели возможную, с нашей точки зрения, технологию реализации идеи образовательного кластера:

- определение совместных работ на средне- и долгосрочный период времени;

- определение уровня отношений между образовательными учреждениями, детьми, родителями (законными представителями), педагогами, авторами и исполнителями образовательных услуг;

- подготовка и утверждение пакета соглашений, договоров и положений о проведении работ участниками кластерного взаимодействия;

- подготовка пакета сетевых образовательных услуг.

Интеграция усилий образовательных учреждений, вошедших в инновационную деятельность по проблеме эффективной социализации детей, централизация ресурсов по сетевой модели принесла свои плоды в изменении технологи образовательного процесса и создании условий для социального  развития  ребенка ради чего и был создан ФГОС ДО, т. е. ради поддержки разнообразия Детства. Детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг [2].

Деятельность педагогов, участников инновационного проекта, предусматривает систему условий развития ребенка, которая предполагает его социальную ситуацию развития: создание системы общения, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка. (Л.С. Выготский обозначил ее так: «В особой позиции ребенка к миру»). Такое развитие необходимо сопровождать педагогу с гуманистической направленностью. Взрослый при таких условиях играет роль посредника в сопровождении ребенка в мир культуры и социальных отношений. На него ложится миссия поддержки ребенка в проявлении активной социальной позиции и инициативы (В.С. Собкин, О.А. Карабанова). В этом уникальность Стандарта и это реализуется через эффективные технологии социализации ребенка: «Ситуация месяца», «Ежедневные рефлексивные круги», «Клубные часы».

Образовательное учреждение (детский сад, школа) – это институт социализации человека. Социализация наших воспитанников и учеников школы происходит через внедрение инновационных педагогических технологий, подробно описанных в пособии Н.П. Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной ОО». Кроме того,  педагоги дошкольных учреждений и начальной школы успешно освоили и внедряют в образовательную деятельность  «Инновационные технологии познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного образования» (Сингапур). Новые формы работы с детьми позволяют ребенку жить хорошо, интересно, празднично, так как праздник задает формы эмоциональных переживаний на всю жизнь. Ребенку не надо готовиться к жизни, он уже живет.

Новые технологии социализации ребенка, их содержание, позволяющее эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе, меняют качество жизни ребенка в ДОУ. В деятельность образовательных учреждений – участников инновационного проекта, внесены новые инновационные требования к результатам и ориентирам развития ребенка, которые сводятся к самоценности и индивидуализации развития: к предметной среде, пространственной среде, материальному обеспечению и системе общения  (особенно в области «Ребенок с другим ребенком»). Эти требования легли в основу реализации системы социализации ребенка и создают такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекает в максимально адекватных для дошкольного и младшего школьного возраста условиях.

Анализ педагогической практики в рамках  I этапа инновационного проекта по проблеме:  «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия» показывает, что на качество работы   инновационной деятельности может оказать влияние следующие риски и проблемы:

- определяя свои исходные позиции при построении отношений с детьми как субъект-субъектные, провозглашая, что ребенок – это субъект, взрослые фактически (в установках, мотивации, в самой сущности этих отношений) относятся к ребенку как к объекту, на который направлены их воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку, а не о взаимодействии. Ставя цель активизировать детей, помочь им в самовоспитании, личностном саморазвитии, мы по-прежнему в большей степени измеряем их потребности, мотивы, состояния, в меньшей – побуждаем их к занятию активной позиции, мы не анализируем их «обратных действий», не умеем определять реальную субъектность детей; 

- взрослые слабо учитывают, что в современном мире происходит не просто активный процесс саморазвития ребенка, его самоопределения, но этот процесс реально воздействует и на установки взрослого мира, его  развитие.

- для ребенка важнейшей задачей является первичная социализация, адаптация к окружающей его социокультурной среде, постижение смысла ее требований. Усвоение норм, ценностей, предписаний и запретов общества в целом и его отдельных общностей, в которые включен ребенок,  называется социализацией, и для успешной жизнедеятельности человека этот процесс крайне необходим.   Эффективная социализация предполагает не просто усвоение существующих образцов поведения, но и умение противопоставить им свои, если они достаточно продуманы и обоснованы, и не просто подчинение себя принятым правилам, а творческое осмысление и развитие их;

- эффективная социализация предполагает как интеллектуальное развитие, приобретение навыков в предметном мире, так и умение общаться с людьми, понимание их внутреннего мира, желаний и мотивов поведения, соответствующую культуру общения. Создание ситуации освоения социокультурных норм при сохранении самостоятельности в поведении становится серьезной проблемой;

- особенности современных детей – активность, настойчивость, требовательность, нежелание выполнять бессмысленные действия, стремление к собственному поиску решения задач, в том числе и учебных, динамичность детского сообщества свидетельствуют о происходящих изменениях в личностном становлении. Это должно обеспечить условия для развития и саморазвития ребенка как целостной личности, способствовать эффективной, позитивной социализации в обществе. Современный ребенок поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в огромном развернутом социальном, в том числе и в новом информационном  пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей, прежде всего, из телевизора, перекрывая знания, полученные от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное число разного рода форм отношений, связей, действий, влияющих на изменение мышления, самосознания, миропонимания.

В этих сложных новых условиях наступает ситуация неверия взрослых в силы ребенка, неготовность «отпустить» его. Самое распространенное объяснение – ребенок еще мал, ничего не понимает, не может справиться со своей жизнью, его нужно вести, ему нужно указывать. Навязывание «должного» многие взрослые понимают как условие и суть педагогического воздействия. Это является свидетельством привычки к ограничениям со стороны взрослых, бегством от свободы, от принятия ответственности. Ограничение свободного и творческого начал в жизнедеятельности, в обучении и воспитании, как в образовательном учреждении, так и в семье, становятся тормозом к дальнейшему овладению деятельностью, «замораживают» готовность ребенка действовать активно, самостоятельно;

-  в системе образования на первый план выдвигается когнитивное обогащение и развитие ребенка, формальное обучение доминирует над развитием личности. Воспитательные воздействия нацелены в основном на усвоение норм этикета и создание в образовательном учреждении атмосферы, благоприятствующей образовательному процессу, что реально приводит к подчиненным формам поведения. Такое «культурное оформление» иногда превращается в процесс «формирования» по извне заданным меркам (В.И. Слободчиков). Это означает, что существующая организация учебно-воспитательного процесса должна быть проанализирована и пересмотрена с позиций детоцентристского подхода к образованию, его индивидуализации как обретения ребенком нравственно-осмысленной внутренней свободы и раскрытия всех потенций индивидуальности, как «культуротворчества», смыслообразования – структурирования своего информационно-образовательного пространства. Преобразование дидактики невозможно без изменений ценностно-смысловых установок воспитывающих взрослых (педагогов, родителей), вытеснения внешней регламентации, жестко детерминирующей жизнедеятельность ребенка, поиска новых образовательных технологий, в которых есть место свободной инициативе ребенка и его подчинению требованиям взрослого, сочетанию свободы познания и деятельности и рамок культуры, принятой в обществе.

Особую актуальность в данном проблемном поле приобретает вопрос формирования организационно-педагогических условий эффективной социализации детей   с использованием средств социально-культурной деятельности в сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования в рамках единого образовательного комплекса. Перед педагогами-исследователями, педагогами-экспериментаторами стоят сложные задачи осознания и осмысления важности проблемы, создания единой образовательной среды путем объединения усилий педагогов всех образовательных учреждений ГБОУ «Школа № 842».  

 Актуальность проблемы обоснована потребностью поиска педагогических путей и современных способов использования средств социально-культурной деятельности для эффективной социализации детей в условиях образовательного комплекса.  Анализ социокультурной ситуации образовательного комплекса, который был проведен на I этапе реализации инновационного проекта,   позволил обнаружить ряд оснований и характерных особенностей социального взаимодействия, накладывающих существенный отпечаток на социальное развитие детей и позволяющих наметить перспективы их социального воспитания и развития.

Таким образом, современное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложены  потребности современных детей, и процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития сегодняшнего ребенка, его потенциала и возможностей.  В процессе развития проекта важно организовать  многоступенчатую структуру повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ, позволяющую полноценно и эффективно осуществлять эффективную социализацию детей образовательного комплекса ГБОУ «Школа № 842», что и является перспективой развития инновационного проекта в последующие годы.

Библиографический список

  1. Антонова О.В. Роль детских дошкольных учреждений в социализации детей в условиях трансформации общества: дис. …канд. социол. наук: 22.00.04/ О.В. Антонова. – Уфа, 2006. – 122 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: монография  – М., 2001.
  3. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: кн. для учителей и родителей – СПб.: Петербург - XXI век; Пресс-Атташе, 1997.
  4. Майер, А.А. Управление процессом социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовании: дис. …д-ра пед наук: 13.00.01. – М., 2011. – 369 с.
  5. Шинина, Т.В. Особенности развития процесса социализации детей 5-10 лет: дис. …канд. психол. наук: 19.00.13 – М., 2006 – 180 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9      Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста...

Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.

Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается процесс социализации детей  в условиях внедрения современных педагогических технологий успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации....

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

Опыт использования современной технологии эффективной социализации ребенка Гришаевой Н.П. «Ситуация месяца» в практике МБОУ «Начальная школа –детский сад М.Монтессори»

В Федеральном государственном образовательном стандарте  на первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении соц...