методическая разработка тематического педсовета «Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»
методическая разработка на тему

Тематическая разработка педагогического совета на тему «Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»   Проблема социализации  подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.  На педсовета рассмотрены вопросы правового воспитания, формирования основ безопасного поведения. трудового воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_skr.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное учреждение

"Курманаевский детский сад №1 "Теремок" общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития

воспитанников" с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области

461060 с.Курманаевка ул.Орская 2а, т.8(35341)21063, teremok-ds@mail.ru

Протокол педсовета № 2  от 7 ноября 2018 года

Тема: «Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Присутствует 18 чел.

Отсутствует - 2/б/л

1-отпуск

 Форма проведения: семинар

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в социально-коммуникативного развития дошкольников

ПЛАН  ПЕДСОВЕТА

  1. Вводное слово руководителя «Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников»- Юдина М.В.
  2. Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности» - Круглова Г.П.
  3.  «Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников как одно из направлений социально-коммуникативного развития» Галкина В.Н.
  4.  «Правовое воспитание дошкольника» Тлеушева О.В.
  5.  «Трудовое воспитание дошкольника» Гащук Т.И.
  6.  «Итоги тематической проверки «Организация работы по социально-личностному развитию  детей разных возрастных групп» от 30.11.2018 года»- Невтеева С.В.
  7. Принятие решения педсовета

Итоги анкетирования

  1.  Слушали Юдину М.В. «Проблема социализации  подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация» - процесс обмена информацией между субъектами.  В  ФГОС ДО  определены следующие задачи по социально-коммуникативному развитию: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 При этом «Социальный интеллект - способность выделять существенные характеристики коммуникативной ситуации и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на коммуникативные намерения партнеров по взаимодействию в игре, общении, совместной деятельности для достижения своих или общих предметных или коммуникативных целей (Исаева И.Ю.).

 Т.Е. Социальный интеллект = умственные способности + эмоциональный компонент 

Критерии социального интеллекта дошкольника (по И.Ю. Исаевой):

1) эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии, децентрации; мотивация коммуникации и взаимодействия);

2) когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);

3) поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение)

 Отсюда вытекают основные компетентности дошкольного возраста Коммуникативная компетентность - умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения.

Социальная компетентность - умение встраиваться в социальные отношения, инициировать и поддерживать их на приемлемом уровне.

Деятельностная компетентность - владение навыками планирования собственной деятельности (цель, средства и материалы, действия, результат); деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом.

Информационная компетентность - умение использовать разнообразные источники, несущие информацию, умение критично относиться к получаемой информации, умение ее использовать.

Здоровьесберегающая компетентность приобретается и проявляется во всех жизненных ситуациях: ребенок выбирает и меняет позу во время работы, переключается с активной игры на спокойную деятельность, следит за своим внешним видом, регулирует потребность в пище/питье или естественных отправлениях.

 Отбор содержания, эффективных форм и методов социализации дошкольника зависит от многих факторов. Например, интенсивность процесса социализации на каждом возрастном этапе не одинакова.

Так, например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с ним; во внимании взрослого к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Кроме того, на данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками в совместной деятельности. Наряду с этим, ребенок 3-5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности (игры, коллективной работы). Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями – ведь теперь у него начали складываться интересы, ценностные ориентации. Кроме того, он начинает осознавать собственное «Я».

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность  в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними; в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен  общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко  их использовать; осознать свое социальное «Я».

Поскольку речь идет о таком сложном процессе как социально-коммуникативное развитие, отметим, что осуществляется этот процесс  во взаимодействии: взрослого с ребенком, ребенка со сверстником. Причем, как уже отмечалось выше, взаимодействие это может быть как стихийным, так и специально организованным.  

Рассмотрим наиболее эффективные формы и методы реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольника.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах 

Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности.

Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.

Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника: он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя.

Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

1) ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его.

Примеры:

- символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада;

- правила группы;

- утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- «минутка шалости» и «минутка тишины».

- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают;

- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;

2) условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

- воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;

- воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку;

- фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т.д.

3) социальные дистанции: 

- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

- руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку;

- флажок у того, кто замыкает строй.

Таких примеров можно привести немало, каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения, но и помогают педагогу в непосредственной организации жизнедеятельности детей.»

Круглова Г.П.: Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена различными видами деятельности, одно из основных мест среди которых, безусловно, занимает игра. В каждом из видов игр (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава), ребенок учится.

Когда дошкольник овладевает игрой на уровне самостоятельности, игра превращается из предмета познания в самодеятельность ребенка – творческую форму выражения его индивидуальности.

1. Сюжетно-ролевая игра – одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.

Важно соблюдать ряд требований, способствующих эффективному руководству игрой:

- игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);

- необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т.д.);

- необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;

- игра –  «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников;

- организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.

2. Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. Таких игр достаточно много, это игры различной степени подвижности, к ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр (примеры – в приложении 1).

3. Игры с правилами – здесь дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.» (Рассказала правила коммуникативных игр, вместе с педагогами проиграли в коммуникативную игру)

Основными формами работы в реализации рассматриваемой области являются: организованная образовательная деятельность, личный пример взрослого, игровые ситуации, беседа, этическая беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная и словесная игра, наглядные методы, чтение и обсуждение художественной литературы.

 Галкина В.Н. «Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников как одно из направлений социально-коммуникативного развития»

Одним из направлений социально-коммуникативного развития является воспитание основ безопасного поведения. Работа по данному направлению предполагает исключение влияния неблагоприятных факторов на психоэмоциональное и физическое самочувствие дошкольников, грамотную организацию их жизнедеятельности в образовательном учреждении и в семье. В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит взрослым: родителям и педагогам. Постепенно роль ребенка в предупреждении опасных ситуаций возрастает: развивается представление о необходимости заботиться о собственном здоровье, соблюдать правила личной гигиены, регулярно заниматься физическими нагрузками, употреблять полезные напитки и продукты, грамотно вести себя в опасных ситуациях.

ФГОС предполагает реализацию данного направления через формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание работы зависит от возраста детей.

Так, формирование у младших дошкольников предоставлений о безопасном поведении включает: понимание детьми опасности брать в рот различные предметы, играть со спичками, прикасаться к включенным в сеть электроприборам. Малыши постепенно усваивают, какую опасность могут принести огонь, вода, стекло и другие колющие и режущие предметы. Доступны для усвоения младшими дошкольниками такие понятия, как высота и глубина. Важно работать с малышами и в воспитании грамотного безопасного поведения на улицах города, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

В работе со старшими дошкольниками на первый план ставится задача воспитания самостоятельности и понимания ребенком важности правильного поведения в целях охраны жизни и здоровья.  Старший дошкольник должен иметь четкие представления о том, что и почему опасно для здоровья, что включает в себя понятие «здоровый образ жизни». Ребенка важно научить оценивать свое самочувствие, вовремя обращаться за помощью к взрослому, грамотно вести себя при контакте с больным человеком. Старшие дошкольники способны усвоить элементарные представления о строении человеческого организма, об охране зрения и слуха. Не менее важно обучать старших дошкольников простейшим приемам самообороны (громко звать на помощь, кричать в случае насильственных действий), формировать у них отрицательное отношение к вредным привычкам. Старший дошкольник должен знать свой домашний адрес, телефон; иметь представление о том, к кому можно обратиться за помощью, если потерялся.

Рассмотрим подробнее основные направления воспитательно-образовательной работы.

Первоочередной задачей воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является формирование навыков личной гигиены. Педагог обращает внимание детей на опрятность во внешнем виде, подчеркивая, что нельзя ходить в мокрой обуви, влажной одежде; знакомит с тем, как  сберечь и укрепить здоровье с помощью зарядки, закаливания, соблюдения режима. Нельзя забывать и о ценностном отношении к своему здоровью, а значит, в содержание работы необходимо включить информацию о строении человеческого тела, его органах и о том, для чего каждый из них нужен.

Одним из основных средств укрепления здоровья является двигательная активность, поэтому особенно важно формировать у дошкольников привычку к ежедневным физическим нагрузкам: утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные занятия, самостоятельная двигательная деятельность, спортивные игры и упражнения, достаточное пребывание на воздухе.

Важно уделить внимание вопросам правильного питания, дать детям знания о том, какие продукты полезны для здоровья, какие витамины помогают человеку сохранять здоровье. Необходимо уделить внимание и вредным, столь популярным сегодня продуктам (чипсам, газированным напиткам и т.п.), представляющим реальную опасность для здоровья человека. В приложении приводим пример проекта «Такое непростое простое яичко», в котором старшие дошкольники опытно-экспериментальным путем узнают, как различные жидкости влияют на скорлупу яйца (Приложение 1).

Способствуют овладению навыками безопасного поведения знания об окружающем – о мире живой и неживой природы. В ходе знакомства с окружающей действительностью ребенок не только получает знания, но и узнает, какие опасности могут его подстерегать в быту, на улице, в природе, в мире людей.

Какие же методы помогут педагогу сформировать основы безопасного поведения у дошкольника? Прежде всего, это игровые методы. Большинство авторов предлагают ввести в работу с детьми сказочного персонажа, который оказывается в различных ситуациях и вместе с детьми учится правильному, максимально безопасному поведению. Это Фея Осторожность (Г.Ф. Трафимова),  СТОБЕД (герой произведений Д. Орловой), ожившие бытовые предметы или животные (Т.А. Шорыгина).  Вместе с героями дети попадают в различные ситуации, узнают о возможных опасностях, учатся находить выход из проблемных ситуаций, овладевают навыками безопасного поведения. Оптимальные ситуации для овладения навыками безопасного поведения, их закрепления помогает создать сюжетно-ролевая игра. Эффективным методом усвоения и закрепления знаний являются дидактические игры. Наглядность в сочетании с возможностью индивидуальной работы позволяют педагогу поддержать интерес к изучаемой теме, уточнить и систематизировать знания, закрепить навыки.

Двигательная деятельность в повседневной жизни, на физкультурных и музыкальных занятиях способствует усвоению норм безопасности, позволяет закреплять навыки безопасного передвижения, осторожного выполнения упражнений с применением различных атрибутов, снарядов. Кроме того, организуя двигательную деятельность дошкольников, воспитатель прививает детям привычку к регулярным занятиям спортом, важности движения для здоровья человека.

Трудовая  деятельность – действия с различными бытовыми приборами и инструментами под наблюдением взрослых, в ходе которых ребенок также усваивает правила техники безопасности.

Чтение и обсуждение художественной литературы с дошкольниками позволяет педагогу помочь им увидеть, как в жизненных ситуациях реализуются основы безопасности жизнедеятельности, что может произойти, если этими правилами пренебрегать. Литературное произведение может служить как сюжет для обсуждения, как непосредственное описание опасной ситуации, как фрагмент для определения основных мер предосторожности. Эффективными признаны и стихотворные произведения, так как веселые, лаконичные по форме и содержанию стихи, эмоционально воспринимаются и легко запоминаются дошкольниками.

Вопрос воспитания основ безопасного поведения является одним из основных в содержании взаимодействия педагога с семьей воспитанника. Организация здорового образа жизни семьи, создание безопасных условий жизнедеятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, обучение навыкам безопасного поведения в различных ситуациях, - все это важно доносить до родителей в различных формах общения. Это могут быть наглядные формы, беседы и консультации, наиболее эффективными являются активные формы, когда родители дискутируют, обсуждают конкретные ситуации друг с другом и со специалистами. Успешному усвоению информации как родителями, так и дошкольниками, способствует совместный досуг: познавательные и музыкально-спортивные праздники, семейные спортивно-туристические прогулки, трудовые мероприятия. Такие формы взаимодействия педагога, детей и родителей позволяют повысить взаимное доверие, сделать общение эмоционально насыщенным, а усвоение необходимых знаний максимально эффективным.

Тлеушева О.В.: «Правовое воспитание дошкольника»

Еще одно направление социально-коммуникативного развития – правовое воспитание дошкольника. По мнению многих авторов, данную работу необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, причем, в  тесной взаимосвязи с семьей ребенка. Исследователи, занимавшиеся вопросами правого воспитания, подчеркивают, что современные родители не имеют понятия о существовании таких документов, как Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации и других. Более того, многие родители считают разговор о правах дошкольника, о его правовом воспитании неуместным. Таким образом, работу нужно начинать с ознакомления родителей с вышеуказанными основополагающими документами, показать их значение в воспитании личности дошкольника. Что касается работы с детьми, ее содержание не должно ограничиваться пониманием «дошкольник должен знать свои права». Речь идет скорее о нравственно-правовом воспитании (С.А. Козлова), поскольку базой для усвоения прав должны стать нравственные нормы социальных взаимоотношений между людьми в обществе, ставшие личностным убеждением, жизненной привычкой человека.

Как же определить содержание данной работы, в каких формах ее выстроить? Содержание может быть определено на основе принципов Декларации прав ребенка. Например, 1 принцип, упрощенно он звучит так: «Все дети разные, но все они имеют одинаковое право на защиту и помощь». Для усвоения данного принципа оптимальной формой работы является создание в группе «Свода правил» (в Приложении 2 приводим пример таких правил в стихотворной форме), согласно которому дети должны с уважением относиться друг к другу и к взрослым, никто из детей не должен обижать другого, каждой вещи – свое место и т.д. Таким образом, у детей развиваются навыки социального поведения, ребенок учится соблюдать правила того сообщества, в котором находятся. Постепенно формируется понимание, что в любом социуме существуют общепринятые правила, которые необходимо соблюдать.

Упрощенная формулировка 2-го принципа: Все дети имеют право на здоровый образ жизни. Содержание данного принципа интегрируется во все образовательные области,  наиболее подробно поговорим об этом при рассмотрении образовательной области «Физическое развитие», а также рассмотрели его в этой статье, в контексте воспитания основ безопасного поведения.

Принцип третий – все дети имеют право на имя и гражданство – также интегрируется в такие области, как социально-коммуникативное и познавательное развитие, в направление воспитание основ безопасного поведения. Дети усваивают, что каждый из них – гражданин своей страны, у него есть имя, как и у каждого человека. Воспитывая чувство гражданственности, нельзя забывать и о воспитании толерантного поведения по отношению к людям иных национальностей, уважительного отношения к их традициям, истории, языку.  Говоря о толерантности, переходим к пятому принципу Декларации – защита прав особого ребенка. Важно воспитывать чувство сострадания, сопереживания, вызывать желание помочь или привлечь к интересной совместной деятельности. В 6-м принципе говорится о том, что все дети имеют равные права на заботу, любовь и благополучие. Педагог говорит с детьми о семье, взаимном уважении друг к другу и т.д. Принцип 7 устанавливает право каждого ребенка на образование, при этом Декларация заявляет не только о праве, но и о обязательности обучения для каждого человека с тем, чтобы со временем стать полезным для общества.

Сегодня социологи, педагоги и психологи много говорят о защите детей от жестокого обращения. Закреплено данное требование и в восьмом принципе Декларации прав ребенка. Дошкольникам можно сформулировать его так: «Никто ни при каких обстоятельствах не имеет права жестоко обращаться с ребенком». Данный вопрос очень важно как можно глубже проработать с родителями, уделив особое внимание вопросам наказания и поощрения в отношении ребенка дошкольного возраста.

Одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольника – трудовое воспитание. Данное направление было рассмотрено нами в предыдущей статье как приоритетное, поскольку в труде формируются многие моральные качества личности, ребенок развивается физически, овладевает техническими умениями и навыками. Рассматривая принцип 9 Декларации о том, что дети не могут заниматься тяжелым физическим трудом, подчеркиваем, что маленьких детей не берут на работу, но чтобы овладеть профессией, необходимо учиться, получать много знаний.

Еще один важный принцип заключается в том, что каждый ребенок имеет право на собственное мнение, на самовыражение. Говоря об этом принципе, многие авторитарные родители, возмущаются, поэтому важно подчеркнуть, что речь идет о признании индивидуальности личности, о развитии ее самосознания, о воспитании самостоятельности, способности принимать решения и отвечать за последствия.

Говоря о формах работы по правовому воспитанию, отметим, прежде всего, беседы, в которых интегрируются задачи познавательного, социально-коммуникативного, физического и речевого развитие.  

Гащук Т.И.: «Трудовое воспитание дошкольника»

Одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является трудовое воспитание дошкольника. Это, бесспорно, одна из важнейших задач современной науки и практики. Представители отечественной педагогики середины ХХ века (Т.А. Маркова, Л.А. Порембская, Г.Н. Година, В.И. Логинова, А.Д. Шатова, Р.С. Буре, Н.М. Крылова  и другие) видели в трудовом воспитании огромные возможности для социализации дошкольника. Ими была разработана система трудового воспитания, основанная на интеграции различных видов труда в другие виды детской деятельности, особенно в игру.

В конце ХХ века из всех комплексных и парциальных программ данное направление было исключено, и лишь в начале ХХI-го века проблема трудового воспитания дошкольника заняла достойное место в ряду актуальных проблем дошкольного детства.  Сегодня, в новых социально-экономических условиях, стоит задача воспитания трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Без труда невозможно осуществление физического, познавательного, художественно-эстетического развития дошкольника. Труд способствует физическому развитию дошкольника, тренирует крупную и мелкую мускулатуру, развивает мыслительные процессы. Высок потенциал труда для нравственного воспитания ребенка, для формирования моральных качеств личности.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования  трудовое воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Одним из ведущих понятий рассматриваемого направления является «трудолюбие» - это интерес и влечение к трудовой деятельности, желание трудиться. Данное понятие рассматривалось многими учеными (Козлова С.А., Куцакова Л.В., Житко И.В., Асланова З.М.,  Нечаева В.Г.,  Буре Р.С. и др.). Несмотря на его простоту, авторы выделяют в нем несколько компонентов:

- познавательный – знания о профессиях, о труде взрослых;

- эмоционально-мотивационный – интерес к труду,  желание трудиться;

- поведенческий – закрепившаяся в поведении дошкольника привычка к труду, осознание необходимости трудовой деятельности для человека, общества;

- личностный – сформированность личностных качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых действий (ответственность, самоконтроль, самостоятельность, способность к преодолению трудностей и т.п.).

 Существует множество классификаций трудовой деятельности дошкольника. Рассмотрим наиболее распространенные ее виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых дошкольником. Основными задачами работы в данном виде труда являются:

- воспитание привычки к опрятности, развитие потребности в самостоятельности,

- формирование умений и навыков самообслуживания;

- развитие желания оказывать посильную помощь сверстникам.

Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает дошкольника к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей. Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата – вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т.д.

Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога, наряду с активными действиями ребенка. При этом показ того или иного действия должен быть всегда один и тот же, чтобы навык постепенно становился автоматизированным. Например, мытье рук выполнять всегда в таком порядке: намылить руки, положить мыло, намылить каждый пальчик от мизинца к большому, смыть мыло, отжать руки, вытереть их полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым. Это позволит в дальнейшем (по мере взросления детей) отказаться от показа и использовать только словесные указания.

В старшем возрасте на помощь педагогу могут придти наглядные методы. Например, схема «Одевайся по порядку» при обучении одеванию на прогулку или «Каждой вещи – свое место» - при раздевании  

Важным моментом является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной: «Таня хорошо вымыла руки», «Антон правильно держит вилку». Можно использовать игровой прием, привлекая к оценке результата труда, например, игровой персонаж. Тогда малыш, намылив руки, обращается к такому персонажу: «Посмотри, Буратино, как я намылил ручки!».  

Не менее важно привлекать детей к помощи сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях у детей не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются нравственные качества.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. Основные задачи:

- развивать стремление к чистоте и порядку;

- воспитывать стремление к аккуратности, желание беречь результаты труда других людей: не ломать игрушки, не рвать книги, соблюдать чистоту;

- развивать желание трудиться, быть полезным окружающим;

- способствовать формированию трудовых умений и навыков;

- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: выполнять работу, направленную на достижение общей цели; умение планировать работу, договариваться, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;

- формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовой деятельности человека.

Дошкольники уже в младшей группе способны оказывать посильную помощь в подготовке к приему пищи, занятиям, уборке игрушек.  Одним из важнейших методов здесь является наблюдение за трудом помощника воспитателя, наблюдая за которым, дети усваивают элементарные трудовые операции, запоминают их названия и способы выполнения.  В обучении трудовым действиям  оптимальным является индивидуальная форма работы – трудовое поручение, когда педагог может дать детальный показ действия и проконтролировать его выполнение. Наряду с освоением трудовых действий, важно осознание значимости хозяйственно-бытового труда детьми.

В средней группе вводится организованная форма хозяйственно-бытового труда – дежурство. За детьми закрепляется постоянная обязанность: они по очереди заботятся об остальных детях, накрывая для них столы. Здесь, кроме показа и словесных указаний, необходимы организующие моменты, например, экран дежурства, где указано кто и когда дежурит. Здесь же можно оценивать качество дежурства детей, к примеру, с помощью цветных кружков: красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – есть ошибки. В качестве наглядной помощи можно предложить детям использовать схему «Сервируем стол», на которой показано, в каком порядке ставится на стол посуда (пример – рис.2).

Как говорилось выше, для дошкольника важно видеть результат своего труда, но результат рассматриваемого нами хозяйственно-бытового труда не всегда нагляден, что может снизить у ребенка мотивацию. Здесь на помощь приходят игровые методы. Например, мытье кубиков можно организовать в форме сюжетно-ролевой игры «Кораблестроители». Воспитатель предлагает детям построить корабль, но выясняется что строительные материалы долгое время «пылились» на складе, и их необходимо помыть.

По мнению воспитателей, большой проблемой является уборка игрушек – дети делают это неохотно. Здесь на помощь тоже придет игровой прием – «Письмо от игрушек», в котором они пишут, что им очень неприятно жить в таком беспорядке, и они уходят в другую группу, где дети убирают игрушки хорошо.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется коллективному труду, где дети объединяют усилия для того, чтобы сделать группу более чистой и уютной, отремонтировать порванные книги, вымыть кукол и постирать их одежду. Здесь важно создать условия для равноправного участия каждого ребенка в общем деле, предлагать детям высказывать предложения по выполнению трудовой задачи. Важно также воспитывать культуру труда: применять рациональные приемы, грамотно использовать оборудование.

Труд в природе, как никакой другой вид труда, сочетает в себе умственные, физические и волевые усилия. Он связан с расширением кругозора, развитием опытно-экспериментальной деятельности. Труд в природе развивает познавательную активность и наблюдательность у детей. Основными задачами являются:

- воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;

- воспитание основ экологической культуры: приобщение к природоохранной деятельности, воспитание бережного отношения к окружающей природе, освоение правил поведения в природной среде;

- развитие познавательно-исследовательского интереса к природным объектам, формирование представлений о закономерностях развития природы и умения учитывать их в процессе труда.

Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и  на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка и газонов; к озеленению клумб, работе в саду и на огороде. Педагог организует выращивание в группе рассады, цветов, зеленого лука и т.д., при этом дети усваивают, что жизнь окружающей природы зависит от природных, погодных и иных условий.

Ручной (художественный) труд – один из важнейших разделов трудового воспитания – изготовление детьми поделок, игрушек из различных материалов. Этот вид труда тесно связан с конструированием и другими продуктивными видами деятельности.  В его процессе развиваются технические навыки работы с различными материалами, усваиваются элементарные представления о свойствах материалов, совершенствуются конструктивные способности детей.  Задачи работы по ручному труду:

- развитие творческого мышления и воображения;

- развитие умственных и сенсорных способностей;

- овладение техническими приемами преобразования различных материалов с целью создания поделки, образа;

- воспитание аккуратности, самостоятельности, интеллектуальной активности.

Содержанием ручного труда являются: работа с картоном и бумагой, тканью и нитками, природными материалами, дополнительными материалами (проволока, древесина, пластик и др.). Такой вид труда способствует развитию способности к постановке цели, выбору путей ее осуществления, преодолению трудностей, воспитывает умение доводить начатое дело до конца.

В процессе организации ручного труда, важно отрабатывать с детьми каждый новый способ отдельно, и только затем демонстрировать разнообразие поделок, которые можно изготовить с применением этого способа. После освоения того или иного приема воспитатель может дать детям творческое задание, объявив тему или предложив изготовить поделку по замыслу.

Работу с природным материалом можно начать с анализа его как основы для создания образа, при этом педагог знакомит детей с приемами изменения пространственного положения основы, ее дополнения и извлечения лишнего. После овладения указанными навыками возможен переход к более творческим заданиям: по теме, по замыслу, коллективный ручной труд.

Таким образом, в ходе развития каждого из указанных видов труда осуществляется познавательное развитие дошкольника, развитие воображения и творчества. Дети усваивают знания о профессиях, профессиональной принадлежности людей.  Через результаты труда людей близкого окружения и своего собственного, дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.

Первые представления  о труде взрослых ребенок получает в семье, наблюдая за мамой, папой, дедушкой или бабушкой. У дошкольника формируются представления о домашней хозяйственной деятельности, правилах ведения хозяйства. Начиная ходить в детский сад, ребенок наблюдает работу  воспитателя, помощника воспитателя, повара. Пользуясь результатами труда людей этих и других профессий, ребенок испытывает чувство благодарности к взрослым, он учится выражать чувство признательности и радости.

Постепенно круг профессий, с которыми знакомятся воспитанники, расширяется: дети узнают о сельскохозяйственных, строительных, творческих, научных и многих других специальностях. Это способствует формированию представлений о профессиях, профессиональной принадлежности человека, о взаимоотношениях людей в процессе трудовой деятельности; а также воспитанию  уважительного отношения к труду взрослых, результатам собственного труда и труда сверстников.

К старшему дошкольному возрасту ребенок учится понимать мир профессий как систему взаимосвязей между всеми видами труда, воспринимать любой предмет как результат труда многих людей, представителей различных профессий (Н.М. Крылова).

Залогом успешной организации трудового воспитания дошкольников является понимание специфики их труда.  Прежде всего, подчеркнем, что труд ребенка тесно связан с игрой: в игре отражаются знания детей о профессиях, выполнение трудовой задачи часто переходит в игру. Игровое отношение детей к инструментам и материалу предшествует и формированию трудовых навыков.  Специфичны мотивы трудовой деятельности дошкольников – для них труд привлекателен своими внешними проявлениями: материалы, орудия труда, близкие к игре действия, результат. Понимание данной особенности раскрывает перед педагогом колоссальные возможности воспитания у дошкольников трудолюбия, уважения и интереса к труду взрослых. Так, организуя с детьми сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Ферма», «Гости», «Детский сад» и другие, воспитатель не просто обращает их  внимание на особенности профессий. Постепенно, объединяя сюжеты разных игр, педагог подводит детей к пониманию тесной взаимосвязи профессий между собой (схема 1).

В ходе развития отечественной педагогической науки было предложено немало эффективных форм и методов трудового воспитания. Предлагаем читателю познакомиться с методикой современного ученого, автора Программы и Технологии «Детский сад – дом радости» Натальи Михайловны Крыловой.  Программа создана автором на основе лучших традиций отечественной дошкольной педагогики. Она выделила три средства трудового воспитания, которые взаимосвязаны между собой иерархически:

1 средство – знания. Любой вид детской деятельности связан с познанием, труд не является исключением: ребенок получает знания о профессиях, людях труда, инструментах и орудиях труда, результатах человеческой деятельности в различных сферах, взаимосвязи разных профессий и т.д.

2 средство – умение хорошо, самостоятельно и творчески сделать то, чему он научился, осуществлять каждый вид трудовой деятельности.

3 средство – игровая форма исполнения любого вида труда. Принимая роль в игре, ребенок познает свои возможности, преодолевает трудности, трудится для удовлетворения своих потребностей или заботясь о других.

Овладение каждым видом труда происходит в форме осознания дошкольником трудовой деятельности как взаимосвязи определенных компонентов, которую Н.М. Крылова называет «Лесенкой успеха». Таких компонентов – пять: замысел, материал, инструменты, действия, результат. К слову, данная модель является универсальной и «работает» во всех других видах деятельности.

Таким образом, наблюдает ли воспитатель с детьми за трудом повара, организует ли труд самих детей в группе, анализ, планирование и выстраивание трудовой деятельности осуществляется с помощью «Лесенки успеха». Для удобства и наглядности автор предлагает использовать в качестве модели руку ребенка, где каждый палец будет означать тот или иной компонент.

После обеда воспитатель еще раз вспоминает с детьми, что они видели на кухне. Повар позаботился обо всех ребятах детского сада – приготовил очень вкусные котлеты, как он это сделал? Ребенок, загибая пальчики своей руки, еще раз проговаривает «от задумки – до результата» все действия взрослого, все пять компонентов его труда.

Так, на основе ознакомления с трудом взрослого, ребенку открывается истинный смысл понятий «забота», «заботиться». Дошкольник осознает: все, что его окружает, создано трудом людей разных профессий, все вокруг – результат человеческого труда.

Еще несколько слов о формах и методах работы с детьми по трудовому воспитанию. Экскурсии, непосредственное наблюдение процесса труда наиболее полно и отчетливо показывают детям особенности той или иной профессии. Данная форма, бесспорно, должна дополняться словесными методами – беседой, рассказом, объяснением.

Необходимо применение и наглядных методов – иллюстраций, фотографий, мультимедиа презентаций о профессиях, людях труда, орудиях труда. Значительно расширяет арсенал педагогических приемов трудового воспитания применение художественной литературы. Эмоциональность, яркие образы произведений о труде человека пробуждают интерес детей, вызывают желание подражать литературным героям, узнать о них больше.  

Создание условий для трудовой деятельности – непременное условие эффективности трудового воспитания.  В уголке трудовой деятельности группы должны быть все необходимые атрибуты для мытья игрушек, стирки кукольной одежды, ухода за комнатными растениями. В уголке самостоятельной художественной деятельности необходимо создать условия для различных видов ручного труда: подбор разных видов бумаги, картона, тканей, нитей и веревок, оберток и этикеток, коробок, а также инструменты для работы с этими материалами.  Важно: такой уголок должен быть доступным для детей, ведь одной из задач развития творчества в продуктивных видах деятельности является создание условий для самостоятельного изготовления поделок и их последующего применения в игре, театрализованной деятельности.

Взаимодействие с семьей в процессе трудового воспитания. Как бы мастерски не подходил педагог к процессу организации трудового воспитания, этот процесс не будет полноценным без участия семьи, родителей. Наряду с традиционными формами (ширмы, папки-передвижки, консультации и беседы с родителями), необходимо применять и интерактивные, практические формы.

Одной из таких форм являются субботники, когда дети с родителями трудятся на участке детского сада, пропалывают огород или окапывают деревья. Родители называют их «Трудовой десант». Несколько лет назад у нас под таким названием прошла акция «Фруктовый сад», когда каждая группа сажала свою аллею.

Высоко эффективной является такая форма, как семейные проекты, когда ребенок и родители вместе подбирают материал и придумывают форму его преподнесения (презентация, альбом, видеоролик).

Пример: проект «Моя мама – профессионал». Дети получают домашнее задание: спросить у мамы о ее профессии,  принести фотографии на рабочем месте. На первом этапе из фотографий  и рассказов детей оформляем выставку. Следующий этап – более углубленное изучение некоторых профессий (исходя из возможностей и желания родителей). Например, несколько мам по очереди приходят в группу с рассказом о своей профессии; если это возможно, с орудиями или продуктами своего труда, фотографиями; иногда (если это технически возможно) удается и показ некоторых трудовых действий. Третий этап – сюжетно-ролевая игра, в которой дети обыгрывают профессии, о которых узнали. Другой вариант третьего этапа – отражение детских впечатлений в продуктивной деятельности.

По такому же принципу могут быть построены проекты «Мой папа – профессионал», «Мой дедушка – мастер» и т.п.  Вот как дети подготовительной группы центра развития ребенка д/с №69 г. Москвы познакомились с редкой профессией резчика по дереву. Воспитанница подготовительной группы Настя К. принесла в группу шкатулку с вырезанными на ней узорами и сказала, что это сделано руками ее дедушки. Воспитатель и дети заинтересовались, что за профессия у Настиного дедушки. Настя принесла фотографии и другие изделия мастера, а на занятии рассказала о своем дедушке и его увлекательной профессии. В группе была оформлена выставка, а вскоре в группу пришел и сам дедушка, рассказавший о том, как и из чего, с помощью каких инструментов создаются такие красивые изделия. Дети не только узнали много о профессии, но смогли и сами попробовать свои силы в ней.

Невтеева С.В.: «Итоги тематической проверки «Организация работы по социально-личностному развитию  детей разных возрастных групп» от 30.11.2018 года»  (прилагается)

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА:

Педагогический совет, рассмотрев и обсудив вопрос создания условий  для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ отмечает, что

  • В МАДОУ проводится работа по формированию социальной компетентности  дошкольников;
  • В образовательном процессе прослеживается интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • В группах и ДОУ созданы условия для развития и общения детей в условиях игры, и других видов деятельности;

При этом необходима работа по улучшению данного направления:

  • По обогащению развивающей предметно-пространственной среды.
  • По использованию практико-направленных современных технологий социального развития дошкольника  (в т.ч. по формированию толерантности, правовой компетентности дошкольников)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Продолжать работу по решению задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
  2. Уделять больше внимания  организации сюжетно-ролевых игр.
  3. Формировать у детей умение действовать совместно, для этого использовать различные формы организации выполнения заданий: попарно, по трое, подгруппой.
  4. Провести обогащение развивающей предметно-пространственной среды за счет   настольно-печатных игр по социально-коммуникативному развитию детей, игровых уголков по гендерному принципу.
  5. Разнообразить планирование за счет игр, обеспечивающих  формирование самостоятельной игровой деятельности: досуговые и обучающие игры, интеллектуальные;
  6. Акцентировать в планах внимание на  формирование взаимоотношений детей:  через социализацию, нравственные аспекты, воспитание взаимопомощи,   трудового воспитания, основ безопасности,  особенно в индивидуальном развитии детей.
  7. В календарных планах фиксировать изменения предметно-игровой среды (перестановка мебели, внесение атрибутов, книг, игр, модулей и т.д.)
  8. Ввести в работу  методы проблемного обучения и социо-игровые технологии  для формирования  основных компетентностей детей, в т.ч. по формированию толерантности, правовой компетентности дошкольников.
  9. Особое внимание уделять организации трудовой деятельности, формированию навыков самообслуживания, формированию основ безопасности и нравственности.
  10. Создать картотеку специальных игр на формирование социальных компетентностей  детей.

Ответственные -  педагоги групп, срок- в течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического педсовета в ДОУ по правовому развитию дошкольников

Методическая разработка тематического педсовета «Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка»  Форма проведения: КВН. Данная разработка включает справку по результатам тематическо...

Тематический педсовет «Создание условий в ДОУ для полноценного физического развития детей дошкольного возраста на основе системно-деятельностного подхода»

Цель: Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.Форма проведения: «Устный журнал»...

Справка по результатам тематического контроля «Эффективность проводимой в МАДОУ д/с № 373 работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Справка тематического контроля по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".  Справка включает четыре составляющих общего контроля_ планирование, профессио...

План тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Цель:  Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...