Педагогический совет ДОУ "Проектный метод в деятельности дошкольного очреждения""
методическая разработка на тему

Карманова Светлана Юрьевна

Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения.

 

Форма проведения: педагогический совет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.

Абашевав Светлана Юрьевна старший воспитатель

Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения.

Форма проведения: педагогический совет.

Литература:

  1. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.
  2. Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ// Управление ДОУ.  Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65.
  3. Материалы сайтов www.pedsovet.ru, www.dosvozrast.ru

План проведения педсовета:

  1. Метод проектной деятельности в детском саду: актуальность темы педсовета, вариативность использования проектного метода.

- Требования к проекту

- Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

- Планирование работы по подготовке проекта.

  1. Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»
  2. Интеллект-карта «Проект»
  3. Принятие решения педсовета.

Ход педсовета:

  1. Метод проектной деятельности в детском саду 

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы,  лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. 

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная технология предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность воспитанника;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволяет повышать уровень их профессионального мастерства и создавать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.

- Вариативность использования проектного метода.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
  • частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
  • полная интеграция (экологическое воспитание с художественной  литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим  развитием);
  • метод проектов:
  • форма организации образовательного пространства;
  • метод развития творческого познавательного мышления.

- Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
  • ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
  •  практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
  • творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

- Планирование работы по подготовке проекта.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

II этап - практический:

  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

IV этап — заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;

  • В какой форме будет организована презентация. (экскурсия по слайдам, театрализованное представление, литературная гостиная)
  • Для кого проводим презентацию (дети нашей группы, дети  других групп, родители, педагоги)
  • Кто участвует в презентации(все, один ребенок от проектной группы, воспитатель и дети, дети и родители)

  1. Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода»

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.

Оборудование: полифункциональная пирамида, карточки, на которых обозначены этапы проекта, приз для победителя.

Алгоритм игры:

  • вводная информация ведущего игры;
  • оборудование «игровой площадки»;
  • ознакомление участников с правилами игры;
  • проведение игры;
  • рефлексия.

Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры "Кто хочет стать знатоком проектного метода?". В отборочном туре примут участие три педагога. Им необходимо будет расположить этапы проекта в правильной последовательности. Кто это выполнит первым, тот и займет место в кресле игрока. Игроку будут предложены девять вопросов. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Игрок может воспользоваться только двумя подсказками: помощь зала и звонок другу. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода".

Вопросы игроку:

1. Что такое педагогическое проектирование?

  • дань моде;
  • догма профессиональной деятельности педагога;
  • вид педагогической деятельности.

2. Место эпиграфа в структуре проекта:

  • в начале;
  • середине;
  • им можно закончить проект.

4. Что такое гипотеза?

  • короткая аннотация проекта;
  • опасение педагога о неудачной реализации проекта;
  • предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Кто является основоположником проектного метода?

  • американский педагог демократ Джон Дьюи;
  • великий русский педагог К.Д. Ушинский;
  • французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?

  • реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
  • выдвижение гипотезы;
  • открытый показ деятельности по теме проекта.

7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?

  • сопоставление цели и результата проекта;
  • рефлексивная оценка проекта;
  • выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

8.  Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

  • репродуктивный;
  • поисковый;
  • творческий.

9. Презентуя проект, педагог должен:

  • показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
  • проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
  • привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

10. Какова продолжительность долгосрочного проекта? 

  1. Интеллект-карта «ПРОЕКТ»
  2. Принятие решения педсовета.

Решение педсовета:

  1. Для дальнейшего повышения качества воспитательно-образовательного процесса продолжать работу по организации проектного метода в педагогическом процессе. Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.

  1. Совершенствовать профессиональные умения педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.

Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении

Слайд 2

«Проект» ( лат. ) « выброшенный вперёд» , « выступающий» , « бросающийся в глаза» . «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» В. Кильпатрик

Слайд 4

Интегрированность, «нерасчленность» познавательного материала на предметные области Широкий спектр видов детской деятельности Важность для ребенка и его развития не только результата, но и процесса и способов его достижения Возможность для ребенка действовать в своем темпе, выбирая разные формы взаимодействия( самостоятельно, в паре, в группе) Возможность достичь объективно и субъективно значимого результата Возможность проявлять свою познавательную, творческую, активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Слайд 6

Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей. Помогают осваивать детьми окружающую действительность. Способствуют развитию творческих способностей. Способствуют умению наблюдать, слушать. Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать. Способствуют развитию мышления, внимания, воображения. Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон. Развивают, память, речь дошкольников

Слайд 7

В настоящее время проекты классифицируются: по целевой установке по составу участников; по тематике; по срокам реализации.

Слайд 8

По доминирующей в проекте деятельности Исследовательские : Практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы. Творческие Комплексные

Слайд 9

По количеству участников в проекте: индивидуальные - групповые - коллективные -

Слайд 10

По продолжительности выполнения проекта : краткосрочные - рассчитаны на один или несколько дней среднесрочные - длительностью в один – два месяца долгосрочные - от четырех пяти месяцев до года

Слайд 11

Варианты тематики проектов для дошкольников (на основе календарных дат)

Слайд 12

Тематика комплексных проектов

Слайд 13

Название проекта Продукт детской деятельности «» « »

Слайд 15

I Подготовительный этап II Организация проектирования III Осуществление проекта IV Презентация результатов

Слайд 16

Определить вид проекта Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта Продумать каким образом можно включить детей и родителей в проект

Слайд 17

Поставить цели, задачи проекта Распределить обязанности внутри группы Предложить возможные способы презентации

Слайд 18

Сбор необходимой информации Знакомство с литературой, видеоматериалом, иллюстрациями, предметами по теме проекта О формление результатов в виде альбома, схем, карточек, игрового оборудования ; 3 Осуществление проекта

Слайд 19

Презентация готовых продуктов В какой форме будет организована презентация. Для кого проводим презентацию Кто участвует в презентации

Слайд 20

Формы презентации викторина праздник спектакль, концерт реклама-рассказ, буклет Рукопис-ная книга выставка, конкурс Сочинение сказок Коллектив-ный рисунок, коллаж Литературная гостиная



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ "Проектная деятельность в ДОУ как метод формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Сценарий педагогического совета в ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств, чувств у дошкольников через проектную деятельность. В ходе педсовета воспитатели выступают с презентациями сво...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Методы экологического образования детей дошкольного возраста»

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отноше...

Педагогический совет "Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Педагогический совет является хорошим подспорьем для старших воспитателей детских садов....

Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте».

Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте»....

Педагогический совет «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

повышeние тeоретического и прaктичeского уровня знаний пeдaгогов о  роли теaтрализовaнной дeятельности в рaзвитии рeчи дошкольников....

Доклад на педагогическом совете по теме "Исследовательская деятельность в дошкольном учреждении"

Дети по природе своей исселователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное  состояние ребенка....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют н...