Система средств духовно-нравственного воспитания дошкольников в программе "Социокультурные истоки" автор И.А. Кузьми
проект

На сохранение и развитие духовной культуры нацеливают нас Государственные программы и последние законодательные акты в области образования: ФГОС дошкольного образования. Одной из задач ФГОС является задача -  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.     Одна из важнейших образовательных задач парциальной программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» под авторством И.А. Кузьмина  - это соединение интеллектуального и нравственного начала, формирование основ духовности мышления, нравственности и интеллекта.

    Выбор парциальной программы был обоснован возможностями педагогического коллектива, интересами и мотивами родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников

в программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

группа

Культурная категория

Тема

Духовно – нравственные ценности

2-я младшая

социокультурные категории:  

Слово,

Образ,

Книга

СЛОВО.

Любимое имя. Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь. Святое имя. Ангел-хранитель.

Доброе слово. Выражение любви к близким людям. Радость встречи.

Ласковая песня. Ласковое слово. Красивая мелодия. Нежность. Надежда.

Праздничная песня. Новый год. Нарядная елка. Общая радость.

ОБРАЗ.

Любимый образ. Мама. Любовь. Доброта. Забота.

Образ света. Солнышко. Свет. Тепло. Радость.

Добрый мир. Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло. Покров и защита. Доверие.

КНИГА.

Добрая книга. Книга – связь слова и образа. Первая книга. Живое слово.

Любимая книга. Яркие образы. Чудодейственная сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой.

Ценности родной культуры: отечественный язык, фольклор родного народа (мудрые пословицы, и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки), лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка.

Ценности деятельности человека: значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека; труд – это первооснова жизни и благосостояния человека.

Социокультурные ценности: единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России: родные просторы (поля и нивы), «сказочный лес», «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города; способность целостного восприятия мира, понимание, сочувствие и сопереживание миру природы.

Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование.  

Духовные ценности:

патриотизм, чувство любви к своему Отечеству, потребность в достойном, самоотверженном ему служении сопричастность к  истории, культуре и  достижениям Родины.

Средняя

социокультурные категории:

Семья,

Родные просторы,

Труд земной,

Труд души

РОДНОЙ ОЧАГ.

Дружная семья. Родные люди. Семья. Взаимная любовь. Все вместе – так и душа на месте.

 Домашнее тепло. Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота. Мир. Счастье.

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.

Дороги добра. Родной дом – начало всех путей и дорог. Какие из них можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала – основание доброго опыта.

Родные просторы. Поле, лес, река – прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь, являясь частью этого мира? Сказочные образы. Сказочный лес.

ТРУД ЗЕМНОЙ.

Добрая забота. Братья наши меньшие. Доброта. Забота.

Праведный труд. Труд – основа жизни семьи. На земле жить – людям пользу приносить. Труд земной. Труд души. Каким добрым делам научили тебя взрослые?

ТРУД ДУШИ.

Любимая сказка. Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему взрослые и дети любят сказки? 

Благодарное слово идет от доброго, любящего сердца. Родительская любовь. Душевное тепло. Любимая игрушка. 

Светлый праздник. Радостный день. Веселый хоровод. Русская березка. Святой храм.

Старшая

духовно-нравственные  категории:  

Вера,

Надежда,

Любовь,

Мудрость

ВЕРА.

Верность родной земле. Родная земля – место, где родился и живет человек. Богатыри и воины – защитники Земли Русской. Благодарная память. Верность и вера.

Святая вера. Свет в душе. Благодать.

Радость послушания. Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание. Душевный покой.

НАДЕЖДА.

Светлая надежда. Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда дружит с верой?

Доброе согласие. Общая надежда. Крепкая дружба. Умей сказать и умей выслушать.

ЛЮБОВЬ.

Добрые друзья. Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие. Взаимопомощь. Добрые дела. Маленькие помощники. Радовать других – радоваться самому.

МУДРОСТЬ.

Мудрое слово. Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера, надежда, любовь – правила мудрости.

Мудрые люди. Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Опыт любви и правды. Мудрый наказ.

Подготови

тельная

социокультурные категории:

Традиции Слова,

Традиции Образа,

Традиции дела,

Традиции праздника

ТРАДИЦИИ СЛОВА.

Сказочное слово. Чему учат сказки? Терпение. Согласие. Послушание. Уважение к старшим. Трудолюбие. Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок.

Напутственное слово. Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду? Родительское благословение.

Жизненный путь. Опыт старших поколений. Добрый человек в добре проживет век. Праведная жизнь.

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА.

Светлый образ. Благочестивые родители. Светлый отрок. Благодать Божия. Вера. Молитва. Защитники Земли Русской.

Великий чудотворный образ. Любовь. Милосердие. Смирение. Мудрость. Святость.

ТРАДИЦИИ ДЕЛА.

Мастера и рукодельницы. Золотые руки. Добрая молва. Благодарность мастеру.

Старание и терпение рождают умение.  В каких делах необходимо терпение?

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА.

Семейные традиции. Связь поколений. Семейный праздник. Радушие и гостеприимство.

Книга – праздник души. Путь книги. Благодарный читатель. Почему взрослые и дети любят читать книги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

«Формирование начальных ключевых компетентностей дошкольников средствами духовно - нравственного воспитания»

Перед нами педагогами стоит важная задача воспитать в маленьком человеке ценности, которые помогут ему в будущем построить гуманные и грамотные взаимоотношения с окружающим его миром. Отношения, основ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...