Педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении
консультация на тему

Галкина Мария Ивановна

Специфика технологического подхода в дошкольном образовании заключается в том, что образовательный процесс должен гарантировать достижение новых образовательных результатов, требования к которым сформулированы во ФГОС дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 77»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА   САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Консультация для педагогов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ТЕХНОЛОГИИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ  

Выполнила: Галкина Мария Ивановна

старший воспитатель

2018г

1. Понятие «педагогическая технология». Классификация педагогических технологий

Термин «педагогическая технология» в отечественной педагогической науке появился недавно. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технологизации образовательного процесса.

В упрощенном варианте педагогическая технология употребляется как синоним дидактики или методики преподавания, что на самом деле не соответствует действительному смысловому содержанию данных понятий.

Дидактика:

- раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения;

- теория образования и обучения, отрасль педагогической науки.

В качестве предмета дидактики можно определить цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать процесс обучения и условия его реализации, а также разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, т.е. новые технологии.

Традиционная дидактика создает теорию обучения, направленную на разработку методических приемов, организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения знаний, умений, навыков учебной деятельности.

Таким образом, дидактика оперирует общими вопросами, которые присущи различным частным методикам, а потому является более общей дисциплиной.

Методика:

- совокупность способов, методов, приемов проведения занятий, практического выполнения чего-либо;

- учение о методах преподавания той или иной науки.

Методика - частная дидактика, т.е. теория обучения определенному учебному предмету. Она включает в себя в той или иной степени элемент технологичности.

Любая методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить (развивать, воспитывать)?», а технология – только на последний, но с существенным дополнением – «как учить (развивать, воспитывать) результативно?»

Понятие «методика» шире понятия «технология», так как включает в себя и вопросы образовательной политики, в том числе выбор технологий для целесообразного проведения работы, для достижения поставленных образовательных целей.

Таким образом, одной из задач методики является выявление критериев, позволяющих в конкретной образовательной ситуации избрать эффективную технологию.

Технология отличается от методики преподавания своей воспроизводимостью и устойчивостью результатов.

Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. В ней более представлена процессуальная часть процесса обучения, а в методике – содержательная, качественная сторона. Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.

Среди наиболее существенных признаков, присущих именно педагогической технологии и отличающей ее от дидактики и методики, в науке выделяют следующие:

  • оптимизация, показывающая качественный скачок объекта;
  • диагностичное целеобразование, предполагающее гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения;
  • концептуальность, определяющую опору на научную концепцию;
  • системность, т.е. каждая технология должна обладать признаками системы: целостность и взаимосвязь частей;
  • новизна;
  • управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, коррекцию результатов;
  • результативность, т.е. гарантированное достижение целей и эффективность образовательного процесса;
  • экономичность – выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв времени, оптимизацию труда педагога и достижение запланированных образовательных результатов в сжатые промежутки времени;
  • алгоритмичность, целостность, проектируемость, отражающие различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
  • информационность;
  • воспроизводимость, подразумевающую возможность повторения в других образовательных организациях другими педагогами;
  • корректируемость – предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
  • визуализация – затрагивает вопросы применения средств ИКТ, а также конструирования различных дидактических материалов и наглядных пособий;
  • эффективность, т.е. соотношение образовательных ресурсов и образовательных результатов.

Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Существует множество определений данного термина. Среди наиболее известных следующие:

- педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);

- педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В любом определении присутствует понимание данного педагогического явления как системы взаимосвязанных компонентов: содержания, методов и средств обучения.

Таким образом, педагогическая технология - системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели образования;
  • содержание образования;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация образовательного процесса;
  • обучающийся (воспитанник), педагог;
  • образовательные результаты.

Среди множества классификаций педагогических технологий наиболее обобщенной является классификация Г.К. Селевко, который выделял следующие группы технологий:

- по уровню применения: общепедагогические, предметные и локальные (модульные);

- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и пр.;

- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии;

- по научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные и технологии нейролингвистического программирования;

- по ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП);

- по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии;

- по типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие педагога с воспитанником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность воспитанников), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

a) авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом образовательного процесса, а воспитанник есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией образовательного процесса, подавлением инициативы и самостоятельности обучающихся, применением требований и принуждения;

б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и воспитанника, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства;

в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими;

г) гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы;

д) технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и воспитанники совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;

е) технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия;

ж) эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

2. Методы обучения

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский):

- словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

- наглядные (показ, демонстрация и пр.);

- практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся - система методов обучения И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина:

- объяснительно-иллюстративный метод,

- репродуктивный метод,

- метод проблемного изложения,

- частично-поисковый,

- эвристический, метод,

- исследовательский метод.

Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность педагога и обучающихся при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.).

Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода.

Оба охарактеризованных метода обогащают обучающихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения. Важнейшее требование к современному образованию - формирование качеств продуктивной личности. Анализ основных видов продуктивной деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

- создание проблемной ситуации;

- анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

- решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

- проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи).

Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить".

Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. 

В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:

- проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

- проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

- проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

- проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

- проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

- проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

- проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

- проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;

- проблемное обучение формирует творческую личность.

Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в познании - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях»

«Разработка содержания воспитательно-образовательной работыс дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»...

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии работы. Сущность современных педагогических технологий выра...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...