Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей.
консультация

Мельниченко Елена Сергеевна

Всем нам известно, что в дошкольных учреждениях федеральным государственным образовательным стандартом определен принцип партнерского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка-дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Педагоги ДОУ должны вести работу так, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует. Для того, чтобы родители стали нашими активными помощниками, необходимо вовлечь их в жизнь детской группы.  Воспитателям часто приходится сталкиваться с преодолением естественного сопротивления, недоверия, нежелания со стороны родителей, постепенно приобретая авторитет, повышая мотивацию родителей на сотрудничество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Батаминский детский сад «Улыбка»

Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей.

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. 

(В. Леви)

Всем нам известно, что в дошкольных учреждениях федеральным государственным образовательным стандартом определен принцип партнерского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка-дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Педагоги ДОУ должны вести работу так, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует. Для того, чтобы родители стали нашими активными помощниками, необходимо вовлечь их в жизнь детской группы.  Воспитателям часто приходится сталкиваться с преодолением естественного сопротивления, недоверия, нежелания со стороны родителей, постепенно приобретая авторитет, повышая мотивацию родителей на сотрудничество.

В соответствии с ФГОС педагог ставит перед собой задачу сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива, педагогического процесса, создать в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не может быть эффективным.

Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

2 слайд

Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.

Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

Благодаря усилиям педагога у родителей  появляются чётко оформившиеся образовательные запросы. Для удовлетворения образовательных запросов и повышения родительской компетентности педагогу необходимо использовать современные нетрадиционные формы работы с семьёй.

3 слайд

Анализ ситуации позволяет определить основные направления взаимодействия педагога с семьёй по повышению родительской компетентности:

  • Педагогический мониторинг (изучение особенностей семейного воспитания и внутрисемейных отношений).
  • Педагогическое образование родителей (повышение их педагогической компетентности  в ходе сотрудничества педагога с семьёй).
  • Педагогическая поддержка.

4 слайд

Работу по развитию системы управления нашего ДОУ через повышение родительской компетентности можно отследить  в ООП ДО в содержательном разделе- пункт «Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников».

5 слайд

В нем отражена система  взаимодействия  с родителями, которая включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни;
  • ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях и открытых занятиях.

6-7 слайд

  • Система взаимодействия с семьями воспитанников

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности. Семейных ценностей

  • Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи;
  • беседы (администрация, воспитатели, специалисты);
  • наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком;
  • анкетирование.

Информирование родителей

  • Рекламные буклеты;
  • визитная карточка учреждения;
  • информационные стенды;
  • выставки детских работ;
  • личные беседы;
  • общение по телефону;
  • индивидуальные записки;
  • родительские собрания;
  • официальный сайт МДОУ;
  • общение по электронной почте;
  • объявления;
  • фотогазеты;
  • памятки.

Консультирование родителей

Консультации по различным вопросам

Просвещение и обучение родителей

По запросу родителей или по выявленной проблеме:

  • мастер-классы

  • официальный сайт организации
  • персональные сайты педагогов или персональные web-страницы в сети Интернет;
  • творческие задания;
  • папки-передвижки;
  • папки-раскладушки.

Совместная деятельность МДОУ и семьи

  • Дни открытых дверей;
  • организация совместных праздников;
  • совместная проектная деятельность;
  • выставки семейного творчества;
  • семейные фотоколлажи;
  • субботники;
  • экскурсии;
  • походы;
  • досуги с активным вовлечением родителей.

8 слайд

Такую работу можно условно разделить на три главных направления: информационно - аналитическое, информационно - познавательное, досуговое.

Информационно-аналитическое направление:

  • анкетирование;
  • опрос;
  • индивидуальные беседы

Информационно-познавательное направление:

  • информационные стенды;
  • мультимедийные презентации;
  • нетрадиционные родительские собрания;
  • участие родителей в образовательных проектах;
  • семинары-практикумы.

Досуговое направление:

  • праздники;
  • совместные досуги;
  • акции;
  • участие родителей в совместных конкурсах, выставках.

        В рамках информационно - аналитического направления с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы проводим анкетирование по темам «Определение затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей», «Ваше мнение о работе ДОУ», «Социальная карта развития ребенка». Ежегодно проводится анкетирование на тему «Удовлетворенность качеством образовательной деятельности». В прошлом учебном году такая оценка составила 93%. Также родители принимают участие в голосовании на сайте «Открытое правительство образования Иркутской области». Данная форма позволяет нам лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

С вновь пришедшими родителями заключается договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования, в котором говорится о правах и обязанностях родителей на время обучения ребенка в ДОУ.

9 слайд

В рамках информационно-познавательного направления  выпускаются информационные листы, папки- передвижки, буклетыдля родителей, в которых отражаются наиболее важные события  праздники и развлечения, дни рождения детей,  экскурсии,  интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества.

10 слайд

Большей включенности и информирования родителей ходомвоспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ способствуют информационные стенды и активная работа официального сайта учреждения, где в соответствии с 44 статьёй закона «Об образовании в РоссийскойФедерации» родители получают возможностьпознакомиться:
– с уставом, лицензией, свидетельством о государственной
аккредитации, учебно – программными материалами и другими
документами, регламентирующими организацию и осуществление
образовательной деятельности;

– с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями;

– с информацией обо всех видах планируемых обследований ребёнка
(психологических, психолого - педагогических) и принимать решение

относительно участия ребёнка в таких обследованиях;

– с результатами проведённых обследований ребёнка.

11 слайд

Эти знания родители могут получить не только на сайте, но и на родительских собраниях.

Родительское собрание - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и формирования родительского коллектива. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения, попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от нас, педагогов, более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, частью собрания может быть и совместная творческая деятельность детей и родителей.

В ДОУ работает «Родительская почта». Так любой  член  семьи  имеет  возможность  в  короткой записке  высказать  сомнения  по  поводу  методов воспитания  своего  ребенка,  обратиться  за  помощью  к конкретному специалисту и т.п.

12 слайд

В 2017-2018 г с целью большей включенности родителей в процесс деятельностиучреждения в годовом плане запланирована работа  по взаимодействию с семьями.Целью этой работы является оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания и развития дошкольника.

В сентябре 2017 года проведено общее родительское собраниена тему:

«Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ и в семье» с целью обеспечения тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

13 слайд

Наши родители принимают участие в родительских собраниях не только нашего детского сада, но и выезжают на районные родительские собрания (праздник, посвященный дню семьи «О семье… с любовью»,  октябрь- «Современным детям - современное образование»).

14 слайд

Заметно поднялась роль родительского комитета нашего ДОУ. Он оказывает нам содействие в совершенствовании условий для осуществления образовательной деятельности, охраны жизни и здоровья воспитанников, в организации и проведении мероприятий в детском саду.

Сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива, вовлечь в процесс совместной деятельности по развитию детей помогает привлечение их к реализации проектов. Совместные образовательные проекты«Космические просторы», «Птицы прилетели», «Осень золотая», «Вторая жизнь мусора» и др.побудили родителей наших воспитанников к созданию совместных поделок, рисунков, участию в конкурсах и акциях, к приобретению детских энциклопедий и книг для семейного чтения.

15 слайд

Принимая участие в совместных конкурсах и выставках рисунков и поделок,  родители обнаружили в себе таланты и творческие способности, о которых  даже  не догадывались. Море воображения и фантазии применили родители и дети, изготавливая поделки из овощей и фруктов «Волшебные превращения», из природного материала «Осенние фантазии». Украшают нашу «Полянку творчества» совместные детско-родительские рисунки  на различные темы.тему «Мир насекомых», «Ах, лето красное!», «Профессии моих родителей» и др.

16-17 слайд

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие требует огромной предварительной работы от педагога.

Проведение совместных досугов и праздников, дней единения помогает педагогу  в установлении партнёрских отношений с родителями воспитанников. Сначала на приглашение стать участниками какого-либо мероприятия откликалась лишь небольшая часть родителей. После каждого проведённого досуга, праздника родителей-участников  становилось всё больше.

В Программе развития нашего детского сада на 2017-2018 ггзапланированысовместные спортивные мероприятия:«Папа, мама, я –спортивная семья»,  «Зов джунглей», «В гости к Айболиту».

 В сентябре в старшей, подготовительной группах уже проведено одно из таких мероприятий «Пожарная эстафета – Кошкин дом».

С большим увлечением дети и родители принимали участие в совместных праздниках:  «Мамочка любимая моя», «А, ну-ка, папы!», «День матери», «Папа, мама, я –спортивная семья».

18 слайд

Совсем недавно  нами стала использоваться такая форма взаимодействия с семьями воспитанников как акция. Были проведены акции «Книга в подарок группе», «Поможем зимующим птицам», «Цветущий участок», название которых полностью раскрывает их содержание. В ходе акций родителям как участникам предоставляется возможность показать ребёнку личный пример положительного отзывчивого поведения. Так же в своей работе используем мастер-классы. При такой форме обучения родителей, приобретаются  или  совершенствуются  знания  через деятельностный  подход  путем  самоорганизации  и активизации  творческого  потенциала  каждого участника.

         Конечно, формирование родительской компетентности, вовлечение семей воспитанников в жизнь детского коллектива, сплочение родительского коллектива единомышленников – это процесс длительный  и кропотливый, требующий терпеливого следования выбранной цели, который продолжается и сейчас. Но уже сегодня работа над проблемой, система мероприятий и нетрадиционных форм работы даёт положительные результаты.

19 слайд

На будущее мы планируем организовать в нашем ДОУсеминары-практикумы, где родители могли бы актуализировать, попытаться применить свои педагогические знания на практике. Так же намечаем организовать родительский клуб «Мы вместе», который представляет собой современную  и интересную  модель  работы  по  привлечению  родителей  к активному участию в жизни детей, способствует укреплению связи между  семьей  и  дошкольным  учреждением.

Вывод:  в нашемДОУ создаются и реализуются условия для максимального удовлетворения запросов родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Родители имеют возможность в полном объеме получать информацию о целях и задачах учреждения, обсуждать различные вопросы пребывания ребенка в ДОУ, участвовать в жизнедеятельности детского сада.

Все это говорит об эффективности работы по развитию системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, ...

Школа родителей как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только чере...

Выступление на Методическом объединении «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе по повышению компетентности родителей в системе ФГОС»

Выступление на Методическом объединении «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе по повышению  компетентности родителей  в системе ФГОС»...