Выступление на Методическом объединении «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе по повышению компетентности родителей в системе ФГОС»
методическая разработка

Выступление на Методическом объединении «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе по повышению  компетентности родителей  в системе ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей разновозрастных групп образовательных организаций, реализующих программы

дошкольного образования

«Использование современных образовательных технологий в условиях реализации образовательного стандарта»

Сообщение из опыта работы

«Использование информационно-коммуникативных технологий в работе по повышению  компетентности родителей  в системе ФГОС»

Подготовила: Яровая Е. Я., воспитатель

МБДОУ «Стригуновский детский сад

общеразвивающего вида»

2019 год

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».  Учитывая требования стандарта, мы, педагоги, должны включить родителей в целенаправленное воспитание и образование своих детей наравне с детским садом, а так же изменить свое  отношение к семье.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Какие условия необходимо создать для привлечения родителей в образовательный процесс?

Считаю, что между педагогом и родителем должны быть доверительные отношения, уважение. Необходимо родителям предоставить право выбора форм участия и степень их включенности в образовательный процесс.

Можем ли мы сказать, что все семьи одинаковы?

Важно отдавать себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей. Следовательно, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Анкетирование среди родителей, которое я провожу  в начале учебного года, позволяет мне создать социальный портрет семьи, узнать их интересы и запросы в отношении образования воспитанников. Все это позволяет спланировать дальнейшую работу с родителями.

Существуют 4 основных направления взаимодействия с родителями

И я стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей:

  • родительские собрания
  • консультации
  • совместные мероприятия (праздники, творческие конкурсы)
  • оформление информационных стендов
  • оформление выставок детско-родительских работ и другие.

Но так ли они эффективны, как нам бы хотелось?

Время не стоит на месте, каждое поколение отличается друг от друга. Что мы наблюдаем? Семьи, которые приводили детей  в детский сад десять лет назад отличаются от современных семей. Это и заставляет нас искать новые пути решений вовлечения родителей в образовательный процесс.

Вы со мной согласитесь, что в нашем современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во благо развития ребенка.

Наблюдая за тем, как родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят времени для общения с воспитателем, но вместе с тем активно посещают социальные сети в интернете я пришла к выводу, что можно и нужно использовать социальные сети в интересах воспитания и развития детей.

Сейчас на практике уже активно применяются новые технологии, новые формы сотрудничества образовательных организаций с семьей.

Одним из видов взаимодействия родителей и дошкольного учреждения служат сайты. Сайт для ДОУ крайне удобная вещь, для взаимодействия с родителями, обменом информацией с ними, ознакомление с планом - мероприятий, праздниками и развлечениями.

Так же помимо сайта, для взаимодействия ДОУ с родителями можно использовать Skype.  Данная программа позволит в реальном времени общаться, получать консультации и информацию, а так же обмениваться файлами, находясь на значительном расстоянии друг от друга.

Почти каждый родитель имеет свою страничку в социальных сетях, где родители общаются между собой. И у нас появилась возможность «вклиниться» в их разговоры и донести необходимую информацию до них. Ведь не всегда поймаешь каждую мамочку в раздевалке, а иногда хочется с ней поговорить с глазу на глаз, а она приходит в самый час-пик.

Сейчас я  уже применяю разнообразные формы работы с родителями с  использованием ИКТ (сотовая связь, сайт ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы). Данные формы работы позволяют мне решить многие актуальные вопросы.

Считаю, что создание группы в социальных сетях предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами и информации о жизнедеятельности детей и многое другое.

Например, для организации совместной деятельности детей и родителей разрабатываются образовательные маршруты по лексической теме. Эта информация вывешивается на стенд для общего изучения.

Почему бы не предоставить родителям ознакомиться с образовательным маршрутом в группе в соцсетях и не обсудить вместе эту тему.

Так, образовательный маршрут по теме «Песок и глина» представит возможность вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей. Переходя по ссылкам, которые им будут предложены, родители вместе с детьми смогут познакомиться со свойствами песка и глины, проделать опыты, просмотреть видеоролики  и многое другое.

Также у педагога-создателя группы в сети есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом: размещение фотографий с событиями группы, размещение видеозаписей с утренников, размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого-педагогическую литературу и педагогические сайты.

Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями. После того, как сетевое общение приобретет стабильный и целенаправленный характер, появится четкая обратная связь. Совместно с родителями можно усложнить формы взаимодействия: виртуальные родительские собрания, онлайн-консультации, онлайн-анкетирование, скайп-конференции и другое.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, а позволяет им задуматься, найти собственный выход из сложившейся ситуации.

Считаю, что сетевое взаимодействие родителей и педагога   выведет на качественно новый уровень вовлечения родителей в образовательный процесс.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями.  Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Спасибо за внимание!