Методическая разработка "Организация проектной деятельности в ГБДОУ"
методическая разработка

Рудик Татьяна Ильинична

Система работы в ОУ по организации проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Рудик Т.И. – магистр педагогики, ст.воспитатель

ГБДОУ д/с №40 Приморский район

Санкт-Петербург

Методическая разработка

Организация проектной деятельности в ДОУ

Методическое сопровождение педагога в организации мини-музея

Тема:

«Педагогическое сопровождение ребенка в процессе ознакомления с героями и образами подводного мира Древней Греции в архитектурном пространстве Санкт-Петербурга».

Задачи педагогического сопровождения:

1. Развивать интерес детей к героям и образам подводного мира, представленных в архитектуре Санкт-Петербурга.

2.Вызывать положительное эмоциональное отношение при ознакомлении  с героями и образами подводного мира в архитектурном пространстве Санкт-Петербурга.

3.Вызывать потребность самостоятельно находить и интерпретировать образы подводного мира в архитектурном пространстве Санкт-Петербурга.

4.Способствовать развитию потребности переносить полученные знания в самостоятельную творческую деятельность.

                            Этапы реализации проекта

Этап. Кто живет в подводном мире?

Срок реализации: 2 недели.

Цель: Познакомить детей с героями и образами подводного мира.

Ожидаемые результаты: Обогащенные представления детей об обитателях подводного мира; Умение видеть и называть особенности подводных обитателей, сравнивать их между собой, выделяя общее и различное; Положительное личное отношение (на эмоциональном уровне) к обитателям подводного мира, их образам.

Мониторинг :

1. Ребенку предлагается много разных картинок, в том числе и с обитателями подводного мира (изображенных в разных стилях: живописи, архитектуре, книжной иллюстрации, стилизованных и т.д.). Задание: Разложи, что к чему подходит. Почему ты так думаешь?

2.Ребенку предлагаются картинки с обитателями подводного мира: выбери, с кем бы ты хотел подружиться? Почему? Что мог бы тебе рассказать этот герой? Что бы ты хотел спросить у него?

3.Ребенку предлагается нарисовать любимого обитателя подводного мира.

 

Этап. Образы подводного мира в архитектурном пространстве Петербурга.

Срок реализации:2 недели

Цель: Знакомство детей с героями и образами подводного мира Древней Греции в архитектурном пространстве Санкт-Петербурга.

Ожидаемые результаты: Умение самостоятельно находить, узнавать и называть образы подводного мира в архитектурном пространстве Петербурга; Интерес к самостоятельной или совместной со взрослым интерпретации образов подводного мира, представленных в архитектуре Петербурга.

Педагогическая диагностика: Наблюдение за ребенком в  свободной и совместной со взрослым деятельности, связанной с различными видами  и способами  использования образов подводного мира. Критериями для наблюдения могут быть: инициатива, интерес, самостоятельность, настроение (эмоциональная окраска деятельности) и т.д.

Этап. Мини-музей «Тайны подводного мира»

Срок реализации: от 2-3 недель. Пополнение коллекции музея в течение года.

Цель: Способствовать развитию потребности переносить полученные знания в самостоятельную творческую деятельность.

Ожидаемые результаты: Интерес к созданию коллекции музея, расширенные знания об обитателях подводного мира, представленных в архитектуре Санкт-Петербурга, способность самостоятельно использовать образы подводного мира в своей деятельности.

Педагогическая диагностика: Игра «Мой город». Детям предлагается карта города и картонные фигурки художественных образов Санкт-Петербурга. Задание – создайте свой город. Критерии для оценки: длительность игры, инициативные проявления детей, оригинальность идей, обращение за помощью.

МИНИ - МУЗЕЙ "ТАЙНЫ ПОДВОДНОГО МИРА"

Развивающая среда мини-музея формировалась с опорой на личностно-ориентированную модель воспитания. Педагог  в общении с детьми придерживается положения не рядом, а вместе. Создаются условия для эстетического и нравственного развития личности, её гумманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Развивающая среда мини музея реализует следующие цели:

1.воспитание духовной культуры дошкольника;

2.формирование представлений о человеке в истории и культуре, через ознакомление с историей предметов;

3.освоение ребенком культурно-исторического и географического пространства Санкт-Петербурга.

Разрабатываются  конспекты по следующей теме: "Рассказы о Санкт-Петербурге". Работа по этой теме позволит:

- дать знание о городе, его истории и культуре, архитектурных и исторических памятниках;

- развить у детей ретроспективный взгляд на окружающие и, особенно, старинные предметы;

- расширить кругозор и эрудицию у детей;

- обогатить нравственное воспитание;

- сформировать собственное, индивидуальное отношение к культурному наследию Санкт-Петербурга.

Разрабатывается также серия занятий по теме "Старые вещи нам рассказывают...". Занятия проводились в форме путешествий в прошлое старых и старинных вещей. В процессе занятий дети узнают, что у каждой вещи есть своя история, что позволяет развить у детей бережное отношение к вещам. Проводятся небольшие исследования истории слов, обозначавших тот или иной предмет, с использованием народных сказок, в которых главную роль играют какие-либо предметы из мини-музея. В заключительном занятии "Давным-давно..." дети,  "оживляют" вещи. Методический процесс организации музея в детском саду процесс длительный, но увлекательный для всех участников процесса.

Он включает следующее:

- организацию предметно-пространственной среды: мини музей, изостудия в группах; центры самостоятельной изодеятельности, моделирования, конструирования;

- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам;

- использование технических средств обучения (ТСО): аудио видео - техника, слайд проектор, наборы слайдов;

- создание музея основывается на предварительной работе.                

Перспективный план работы по созданию мини музея

Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе и обитателях подводного мира, присутствующих в архитектуре города:

Работа с книгой-альбомом «Путешествие Русалочки»;
Поисково-собирательная работа:

Знакомство с историей города на основе иллюстрированных материалов.
Сбор  предметов, фотографий, иллюстраций, статуэток, сувениров, игрушек, книг, поделок и т.д., связанных с тематикой: обитатели подводного мира на фоне архитектуры Санкт-Петербурга

Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:

«Красота нашего города»
«Морские обитатели в архитектуре города»

Беседы:

 «Город морских пучин»
«Чем славится Санкт-Петербург?».
«Улицы, по которым мы ходим».
«Морская прогулка по городу «
Игры - занятия:

«Наш город».
«Что мы знаем о подводном царстве?»
Дидактические игры:

«Кто живет на дне морском?».

«Русалочка ищет своих друзей в архитектуре города»
«Ассоциации – город».
«Что где находится» (схемы, карты).

Викторины:

«Знатоки родного города»

«Путешествие русалочки»

Праздники:

Праздник города.
Чтение художественной литературы:

стихи, песни, рассказы — о городе, о морских обитателях

Оформление альбомов :

«Мы живем в Санкт-Петербурге».
«Путешествие Русалочки»

«Друзья Русалочки»

Самостоятельная художественная деятельность детей:

Рисование «Главная улица города»
Изготовление макета «Стрелка Васильевского острова»
Изготовление коллажа «Мой город»
Рисование «Путешествие Русалочки»
Рисование «Мосты города»

Сюжетно-ролевые игры: 

«Мосты города».
«Главная улица города».
«Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее)
«Русалка и ее друзья»
Конкурсы, выставки:

Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)
Выставка «Обитатели подводного мира» (художественная деятельность).
Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
Конкурс изготовления игрушки «Царь подводного мира»
Совместная деятельность 

Творческие рассказы-описания гидов

Видео экскурсия «Красивые постройки моего города»

Составление творческих рассказов, описаний о достопримечательностях города.

Взаимодействие с семьей                                                                                                                Прогулки по городу;                                                                                                       Фотовыставка «Мой город»;                                                                                                           Беседы с детьми «Твои маршруты»;                                                                                                Чтение стихотворений о родном крае, городе.

Описание реализации проекта
Педагоги подбирают краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащают развивающую среду материалами о Санкт-Петербурге (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).

Проектный метод предполагает интеграцию на основе единого проекта. Педагоги согласуют тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создают условия для самостоятельной и совместной со взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по городу, начинают поисково-собирательную работу.

Литература:

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – СПб: Паритет, 2005
  2. Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. - СПб: Химия,1996
  3. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. СПб: Речь, 2012
  4. Толкачева Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. – СПб: Издательство «Детство-пресс», 2012
  5. Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга у детей дошкольного возраста (методическое пособие) – СПб, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...

методические аспекты проектной деятельности дошкольников.

Рекомендации по созданию проектов с воспитанниками подготовительной группы....

методические аспекты проектной деятельности дошкольников.

Рекомендации по использованию проектной деятельности в подготовительной группе....

Собственная методическая разработка, проектная деятельность в ДОУ. Презентация проекта, с подробным паспортом "Маленький пешеход"

        В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через специально организованную деятельность (ин...

Методическая разработка: "Проектная деятельность в коррекционной работе. Цветовосприятие."

Возможности проекта «цветовосприятие» неограниченны. В данном проекте цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы. Цвет – одна из пе...

Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".

Знакомство с многообразием мира насекомых....

Патриотическое воспитание дошкольников через спортивные развлечения в режиме проектной деятельности в ГБДОУ.

на примере личного опыта показано преимущество проектного метода в решении задач по физическому воспитанию дошкольников.в том числе и в решении задач по патриотическому воспитанию....