Семинар «Сюжетно-ролевая игра. Условия и этапы формирования у детей игровых умений и навыков»
методическая разработка

Литвиненко Юлия Викторовна

Материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminardlyapedagogovs-rigryi.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

 «Сюжетно-ролевая игра. Условия и этапы формирования у детей игровых умений и навыков»

Ст.воспитатель Литвиненко Ю.В.

План семинара:
1. Доклад  « Сюжетно-ролевая игра. Условия и этапы формирования у детей игровых умений и навыков».

1.1Комплексное руководство игрой.

1.2 Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности.

1.3Обогащение игрового опыта.

3.Организация предметно-игровой среды.

4.Активизирующее общение  воспитателя с детьми.
2. Деловая игра.

1.Перечисление методов и приемов руководства игрой.

2.Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».

3.Решение педагогических ситуаций.

4.Практикум «Активизирующее общение»

5. Практикум «Предметы заместители в игре».

6.Экспресс – опрос.

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей при планировании, организации и руководстве сюжетно-ролевой игры;

Задачи: 

  • расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми;
  • развивать творческий подход в организации и управлении игрой,
  • повышать педагогическое мастерство воспитателей.
  • совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях,

Материал: педагогические ситуации для каждой команды,вопросы, фишки синего и зеленого цвета, карандаши, листы бумаги.

Предварительная работа:

  • сообщение «Особенности игровой деятельности детей в зависимости от возраста в условиях ФГОС ДО »,
  •  практикум «Как правильно планировать игру»

Ход семинара.

Комплексное руководство игрой.

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализовать «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Известные педагоги, занимавшиеся изучением детской игры: Л.С. Выготский, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин,С.Л. Новоселова, Е.В.Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я.Михайленко, Жуковская, В.А.Недоспасова.

В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. В игре ребенок устанавливает свою принадлежность к социальному миру.

Чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр; чтобы они были интересны и привлекательны, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  2. Педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
  3. Предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Комплексное руководство игрой включает четыре компонента, внутренне связанных общим содержанием:

1.Ознакомление с окружающим миром в активной форме.

2.Обогащение игрового опыта.

3.Организация предметно-игровой среды.

4.Активизирующее общение воспитателя с детьми.

            Руководить игрой сложно.  Управление сюжетно-ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

Важно, чтобы к концу дошкольного возраста у всех детей был высокий уровень развития игры. В практике к сожалению , такого уровня развития ролевой игры почти не достигается. К старшему дошкольному возрасту все недоработки в развитии у детей игры отчетливо проявляются. Если в старшем возрасте дети играют примитивно. То обязательно нужно осуществить коррекцию игровой деятельности. Иначе несформированность игры как ведущей деятельности негативно  отразится на психологической готовности детей к школе. Вместо того . чтобы с желанием перейти  к следующей ведущей деятельности – учебной, дети предпочитают играть.

На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?

Доклад.

Деловая игра.

Предлагаю провести семинар в виде деловой игры, где есть жюри и 2 команды.
Первое задание  Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. /команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает.

Предполагаемые ответы.

  • использование сюрпризных моментов
  • внесение новой игрушки
  • наблюдение за трудом взрослых
  • чтение литературных произведений
  • обсуждение телепередач
  • обыгрывание персонажей и их взаимодействие
  • драматизация сказок
  • учет интереса детей
  •  планирование игры
  • рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
  • придумывание сюжета сказки или рассказа
  • совместный пересказ сказки
  • преднамеренное изменение ситуаций
  • учет личного опыта ребенка
  • привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
  • обсуждение хода и результатов игры
  • совместная с детьми игра
  • использование технических средств обучения.

В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка. У старших дошкольников для развития длительной игры формируются предпосылки:

  • умение детьми выбрать тему
  • важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер)
  • придумывание подбор игрового материала
  • умение устанавливать правила и четко выполнять их.

Второе задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «Автобус» и «Моряки». (Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся). В чем заключается задание? Нужно расширить сюжет игры за счет добавления ролей. Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор – врачи - медсестра - педиатр , прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар - гардероб - главврач. Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/

  • причал - кок - капитан – пассажир - матрос – рыбаки-спасатели – врач-артисты-тонущий…
  • автовокзал - автомастерская - кассир – АЗС – билетер – врач-кондуктор-экскурсовод…

Принципы руководства игрой

  1. На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.
  2. На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.
  3. Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.
  4. Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.

Третье  задание. Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность.

Педагогические ситуации ( Н.Ф.Комарова «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»).

     Обилие игрушек-копий реальных предметов тормозит сюжет игры, т.к. действия становятся однообразными (бесконечное переодевание кукол, приготовление пищи, уборка квартиры). Поэтому на начальном этапе развития игры или при новизне игры используют игрушки реальные копии. Для хорошо известных игр можно использовать игрушки-заменители. В некоторых случаях целесообразно использовать и то и другое. Воспитатель может посоветовать детям, как заменить игрушку (конфету на камешек, из скакалки выложить контур корабля или мелом нарисовать комнату).

Практикум «Активизирующее общение в игре»

1.На конкретных примерах показать достоинства и недостатки авторитарного стиля общения воспитателя с детьми во время игры?

2.Как проявляется либеральный стиль общения при руководстве игрой?

3.На конкретных примерах показать достоинства и недостатки демократического стиля общения воспитателя с детьми во время игры.

Ответы:

1.Авторитарный стиль предполагает тенденцию к жесткому управлению и контролю игры детей. Педагог сам опр. тематику игр,  распределяет роли, предоставляет необходимый игровой материал, если детям необходимо что-то для игры, делает сам. Следствием такой гиперопеки  становятся несамостоятельность, безынициативность детей. Самое главное – при авторитарном стиле не происходит полноценного развития игровой деятельности.

2.Педагог при таком стиле общения  минимально включается в игру. Уходит от руководства, демонстрирует тактку невмешательства. Получается что дети предоставлены самим себе, развитие игры происходит спонтанно.

3.Это сотрудничество воспитателя с детьми. Именно этот стиль является предпочтительным в руководстве игрой.

Практикум «Предметы заместители в игре»

     Обилие игрушек-копий реальных предметов тормозит сюжет игры, т.к. действия становятся однообразными (бесконечное переодевание кукол, приготовление пищи, уборка квартиры). Поэтому на начальном этапе развития игры или при новизне игры используют игрушки реальные копии. Для хорошо известных игр можно использовать игрушки-заменители. В некоторых случаях целесообразно использовать и то и другое. Воспитатель может посоветовать детям, как заменить игрушку (конфету на камешек, из скакалки выложить контур корабля или мелом нарисовать комнату).

1.Руль, телефон, конфеты, картофель, мыло, билеты.

2.Чем может быть в игре   мяч, скакалка?

 Экспресс-опрос  

1)    Назовите наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

2)   Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:

a.   Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.

b.  Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

3)                 Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

a.                  - Ссорятся из-за  игрушки, каждый тянет ее к себе.

b.                  - С увлечением играют в путешествия.

4)                 Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

5)             Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

6)             Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)

7)             общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

8)             Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру(оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

Подведение итогов семинара, слово жюри. 

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Игра стоит того, чтобы ею серьезно заниматься. Успехов вам,педагоги!

Литература:

  1. Абрамян Л.А., Антонова Т.В.. Артемова Л.В., Игра дошкольника/под ред.НовоселовойС.Н.-М.-«Просвещение», 1989г.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И., Воспитание детей в игре. .-МОСКВА « Просвещение» 1983г.
  3. Комарова Н.Ф.. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду.- Москава. «Издательство «Скрипторий 2003», 2012г.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Как играть с ребенком-Москва, «педагогика», 1990г.
  5. Недоспасова В.А.. Растем играя. - МОСКВА « Просвещение» 2002г.
  6. Тверитина Е.Н., Барсукова Л.С., /под.ред.Васильевой М.А./Руководство играми детей в дошкольных учреждениях-Москва «Просвещение». 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством игры

ОглавлениеВведение….…………………………………………………………………………    3ГЛАВА 1. Теоретические аспекты игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………    6...

Семинар «Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста»

Целью данного мероприятия призвано объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации   игровой деятельности. Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации ...

Выступление на семинаре «Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.»

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в пр...

Методическая разработка "Клуб юных пешеходов" по обучению дошкольников правилам дорожного движения и формированию у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города.

В методической разработке "Клуб юных пешеходов" предложен материал по изучению с детьми старшего дошкольного возраста ПДД: беседы, сценарии мероприятий, дидактические и подвижные игры , худо...

Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста...

Семинар "Сюжетно-ролевая игра - творческая деятельность детей"

Семинар «Сюжетно-ролевая игра – творческая деятельность детей». Выступление на тему "Проблемы организации сюжетно-ролевой игры"...