Практикум для воспитателей "Экологическое сознание и проектная деятельность"
методическая разработка

Развиваем творческий потенциал педагогов, ихкомпетентность в вопросах экологии, активизируем мыслительно-поисковую деятельность педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад  №3

МО Каневской район

Практикум  для  воспитателей.

Тема:  «Экологическое сознание и  проектная  деятельность».

Подготовила

воспитатель  Подлесная Т.Е.

ст. Новодеревянковская

2018  г.

Цель  практикума:  Развивать  творческий  потенциал  педагогов,  их  компетентность  в  вопросах  экологии,  активизировать  мыслительно-поисковую  деятельность  педагогов.

Материалы  и  оборудование:  текстовой  материал,  фигурки  животных,  аудиозапись,  ,  слайды,  наборы  картинок,  наборы  геометрических  фигур.

План  практикума:

  1.  Введение.
  2. Экологическая  разминка.
  3. Экологический  кроссворд.
  4. Загадки-репродукции.
  5. Отгадывание  загадок.
  6. Блиц-конкурс:  как  растения  и  животные,  насекомые  предсказывают  погоду.

«Практическая  деятельность  воспитателей».

7.Составление  плана-наблюдения  за  насекомыми  (муравей,  бабочка).

8. Составление  мнемотаблицы:  осень,  зима.

9.  Составить  анкету  на  экологическую  тематику.

«Знатоки  методики  экологического  воспитания».

10.  Через  какие  виды  деятельности  можно  вести  экологическую   работу  с  детьми.

11.Назвать  элементы  предметно-развивающей  среды  детского  сада,  используеиые  для  экологического  воспитания  дошкольников.

12. Перечислить  игры, имеющие  экологическую  окраску.

13.  Сформулируйте  правила  поведения  в  лесу.

14.  Составить  примерные  темы  проектов  по  экологическому  воспитанию  в  2013-2014  учебном  году.

15.  Подведение  итогов.  Под  звучание  музыки  чтение  стихотворения.

 Введение.

 воспитание  -  это  относительно  новое  направление  дошкольной  педагогики.  Поэтому  нам  постоянно  следует  заниматься   самообразованием,   обращаться  к  различной  литературе,  чтобы  освоить  основные   экологические  понятия,  получить  самое  элементарное,  популярное,  но  правильной  с  научной  точки  зрения  представления  по    основам  экологии  и  предавать  его  детям.

Данный  практикум  проводится  для  того,  чтобы  развивать  творческий  потенциал  педагогов,  компетентность  в  вопросах  экологии.    Вам  будут  представлены  задания,  которые  помогут  выявить  ваши  знания  о  природе  и  продемонстрировать  вышу  эрудицию  в  данной  области.

  1.  Экологическая  разминка.

_  Что  такое  экология?

(наука  об  отношениях  растительных  и  животных  организмов  и  образуемых  ими  сообществах  между  собой  и  окружающей  средой.)

_Наука  о  животных?

(Зоология).

Наука  о  растениях?

(Ботаника).

-Наука  о  рыбах?

(Ихтиология).

_Наука  о  птицах?

(Орнитология).

_Самец  кукушки?

(Кукух).

-Какая  нить  в  природе  самая  тонкая?

(Паутина).

_Самая  высокая  трава?

(Бамбук).

_  Чем  лягушка  отличается  от  жабы?

(Лягушка  дневное,  жаба  ночное).

_  У  кого  уши  на  ногах?

(У кузнечика).

_  Какая  охота  разрешена  в  лесу  в  любое  время?

(Фотоохота).

  1.  Экологический  кроссворд.

В  кроссворде  имеется  ключевое  слово.

1.Как  называется  верхний  плодородный  слой  земли7  (Почва).

2. Водяной  поток,  протекающий  по  четко  обозначенному   руслу?  (Река).

3.Синоним  слова  звери?  (Животные).

5.Жители  планеты,  наделенные  разумом.  (Человек).

6.  назовите  синоним  слова  атмосфера?  (Воздух).

7.  Как  называется  солнце  на  языке  астрономов?  (Звезда).

  1.  Загадки  природы  в  народе:

1команда.  Назовите  народные  приметы  к  дождю:

–радуга  вечером-к  хорошей  погоде,  утром-к  дождю;

–ласточки  летают  низко-перед  дождем;

- муравьи  прячутся  в  гнездо-  к  грозе;

-воробьи  в  пыли  купаются  или  щебечут  -  к  дождю;

- гуси  моются  -пред  дождем;

-большие  пузыри  на  лужах-  к  пущему  дождю;

- если  ночью  не  было  росы,  днем  будет  дождь4

-зима  снежная-лето  дождливое.

2команда.  Назовите  народные  приметы  к  морозу (снегу,  зиме).

-гром  в  сентябре  -к  долгой  зиме;

-гром  в  октябре  предвещает  белоснежную,  короткую  и  мягкую  зиму;

-звезды  ярки  -к холодной  погоде,  тусклы-  к  дождю  или  к снегу;

-лес  шумит  зимой  -к  снегу;

-много  желудей  на  дубе  -к суровой  зиме;

-ива  рано  инеем  покрылась  -к долгой  зиме;

-осенью листопад  скоро  пройдет  -ожидай  крутой  зимы;

-облака  идут  низко  -ожидай  стужи.

  1.  Отгадывание  загадок.

А  сейчас  мы  вам,  друзья,

Загадать  хотим  загадки,

Вы,  смотрите,  не  зевайте,

Хором  дружно  отвечайте.

Никого  не  родила,

А  всех  кормит,

И  все  матушкой  зовут.  (Земля). 

Шел  долговяз,  в  сырую  землю  увяз.  (Дождь).

Летит  орлица

По  синему  небу

Крылья  распластала,

Солнышко  застлала.  (Туча).

Сперва-блеск,

Потом-треск,

Затем-плеск. (Гроза).

Два  братца  в  воду  глядятся,

А  век  не  сойдутся.  (Берега  реки).

Кругом   вода,

А  с  питьем  беда.  (Море).

Ушей  нет, а  слышит,

Рта  нет,  а  кричит,

Ума  нет,  а  все  языки  знает.  (Эхо.)

Вечером  наземь   слетает,

Ночь  на  земле  пребывает,

Утром  опять  улетает  (Роса).

Виден  край,  а  не  дойдешь.  (Горизонт).

Белая  кошка

Лезет  в  окошко.  (Рассвет).

  1. Блиц-конкурс:  «Как  растения,  животные,   насекомые  предсказывают  погоду.
  1.  команда.

       -  паук  усиленно  плетет  паутину -к  сухой  погоде;

-уж  на  дороге  греется  -перед  дождем;

-стрижи  и  ласточки  низко  летают  -к  дождю;

-собака  катается  по  земле,  мало  ест,  много  спит  -к  вьюге.

  1. команда.

-если  утром  трава  сухая  - к   вечеру  ожидай  дождя;

-из  березы  течет  много  сока –к  дождливому  лету;

-воробьи  дружно  расчирикались  -к   оттепели;

-много  майских  жуков  -к  засухе.

Практическая  деятельность  воспитателей.

  1.  Составить  план-наблюдение  за  насекомыми.
  1. команда  -  за  муравьем,
  2. команда  -  за  бабочкой.
  1.  Составление  мнемотаблицы.
  1. команда  -  «Лето»  -  для  старшего  дошкольного возраста.
  2. команда  -  «Весна»  -  для  младшего  дошкольного  возраста.
  1. Составить  анкету  для  родителей  на  экологическую  тему.
  1. команда  -  для  мадшего  дошкольного возраста.
  2. Команда  -  для  старшего  дошкольного  возраста.

«Знатоки  методики  экологического  воспитания».

  1.  Через  какие  виды  деятельности  можно  вести  экологическую  работу  с  детьми?

(  ОД, режимные  моменты,  прогулки, наблюдения,  игры,  экскурсии  и  т.д.)

11.Назвать  элементы  предметно-развивающей  среды  на  территории  детского  сада,  используемые  для  экологического  воспитания   дошкольников.

(Уголок  природы, наглядный  материал,  календарь  природы,  картотека  труда,  наблюдений,  лаборатории.    Учебные  панно,  методическая.  Энциклопедическая  и  художественная  литература,  экологическая  тропа,  мини  огороды  в  групповых  помещениях, сад-огород  на  территории,  экологическаие  коллекции,  зимний  сад,  экологическая  комната,  паспорта  растений).

  1.  Назвать  игры,  имеющие экологическую  окраску  (  дидактические,  настольные,  подвижные).
  1. команда  -  для  младшего  дошкольного  возраста.
  2. Команда  -  для  старшего  дошкольного  возраста.  
  1.  Сформулировать  правила поведения  в  лесу.
  2.  Составить  примерные  темы  проектов  в  2013-2014  гг  по  экологическому воспитанию.
  1.  команда  -  в  старшей  возрастной  группе.
  2.     команда  -  в  младшей  возрастной  группе.
  1. Заключительная  часть.

Подведение  итогов.

Чтение  стихотворения.

Любите  родную  природу-

Озера,  леса,  и  поля.

Ведь  это  же    наша  с  тобою

Навеки  родная  земля.

На  ней  мы  с  тобой  родились,

Живем  мы  с  тобою  на  ней,

Так  будем  же,  люди,  все  вместе,

Мы к  ней  относиться  добрей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый ...

семинар-практикум"Кто хочет стать знатоком проектной деятельности"

История возникновения проектного метода, цели и этапы проектногот обучения, составные компоненты метода проектов....

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность"

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, ...

Семинар-практикум для педагогов «Освоение организации проектной деятельности детьми»

Практический материал для педагогов ДОУ по ознакомлению с проектной деятельностью....

Семинар-практикум для родителей по организации проектной деятельности с детьми

Условия организации проектной     деятельности с детьми дошкольного возраста « Уважаемые родители!     Сегодня мы пригласили вас принять участие в семинаре...