Профессиональное выгорание педагога
презентация

Калистратова Татьяна Александровна
Профессиональное выгорание педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon professionalnoe_vygoranie_pedagoga.ppt77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональное выгорание педагога Автор-составитель: заведующий ГБДОУ №78 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Т.А. Калистратова

Слайд 2

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 3

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания. 3 группы Индивидуальный фактор Статусно-ролевой фактор Корпоративный фактор

Слайд 4

Индивидуальный фактор склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др

Слайд 5

Статусно-ролевой фактор неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом; низкий социальный статус; поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность, негативные установки, ущемляющие права и свободу личности.

Слайд 6

Корпоративный фактор нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.

Слайд 7

Внутренние ресурсы противодействия выгоранию. ресурсы Физиологический уровень Психологический уровень Социальный уровень: Духовный уровень

Слайд 8

Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

Слайд 9

Психологический уровень. Эмоциональное противодействие, понимание причин стресса, позитивность и рациональность мышления, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.

Слайд 10

Социальный уровень: социальные роли, отношение к другим людям.

Слайд 11

Духовный уровень. Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности. Душевная сила – мужество. Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».

Слайд 12

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (психофизические) - чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (так называемый симптом хронической усталости); - ощущение эмоционального и физического истощения; - снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); - общая слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); - частые беспричинные головные боли; - постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; - резкая потеря или резкое увеличение веса; - полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); - постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; - одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; - заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

Слайд 13

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (социально-психологические) - безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); - повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; - частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); - постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); - чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); - чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; - общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 14

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (поведенческие) - ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; - сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); - вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; - чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; - невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; - дистанцированность от сотрудников, повышение неадекватной критичности; - злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Слайд 15

Профилактика профессионального выгорания Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.

Слайд 16

Профилактика профессионального выгорания Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.

Слайд 17

Профилактика профессионального выгорания «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.

Слайд 18

Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. Профилактика профессионального выгорания

Слайд 19

Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны. Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо». Профилактика профессионального выгорания

Слайд 20

Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. Профилактика профессионального выгорания

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты