«Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС» 
презентация

Гаранина Татьяна Владимировна

Проектирование образовательного процесса в ДОО

 в условиях реализации ФГОС ДО

 

Сегодня образование понимается как достояние личности, как один из этапов ее развития и становления, как средство ее самореализации в жизни (Новиков А.М.). В этой связи меняется и государственный заказ, и запросы индивида, что приводит к пересмотру целевых основ функционирования системы образования, содержания, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Реальностью современной системы образования является переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев).

Для реализации новых целей создаются и функционируют педагогические системы, в структуре которых можно выделить следующие группы элементов: цели и содержание образования; методы и средства воспитания, обучения, развития; организационные формы образовательного процесса; педагоги; воспитанники; родительское сообщество, социальные институты; взаимосвязи элементов (Новиков А.М.).

Все названные элементы объединяются в целостный образовательный процесс на основе единой образовательной цели – поддержки развития личности ребенка. Данная цель конкретизируется в социальном заказе государства, представленном в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования в разделе «Целевые ориентиры», в образовательных программах, в задачах повседневной работы педагога.

Способность детализировать цели, конкретизировать их в задачах без потери смысловой основы – важнейший показатель профессиональной компетентности руководителей и педагогов ДОО. Планируя повседневную работу по решению поставленных задач, важно не потерять стратегическое направление, и вместе с этим «не выплеснуть дитя из купели» в стремлении сформировать личность с заданными свойствами в ущерб поддержке развития индивидуальных личностных качеств каждого ребенка.

В методических рекомендациях «Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» представлены современные формы и задачи работы по следующим разделам:

  • Целостный образовательный процесс в ДОО;
  • Интегративный подход к построению целостной педагогической системы;
  • Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС  дошкольного образования;
  • Планирование образовательной деятельности с детьми;
  • Алгоритм планирования и отслеживания результатов при комплексно-тематическом планировании
  • Структура рабочей программы педагога ДОО по ФГОС

 

 

Целостный образовательный процесс в ДОО

 

Основная общеобразовательная программа (ООП) – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный  процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов,  призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

  • Сочетать принципы научной обоснованности  и практической применимости;
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждой образовательной организации и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид  “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10816.pptx494.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС»

Слайд 2

нормативно-правовая основа ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕННЫЙ первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк 31 декабря 2013 года

Слайд 3

ПОНЯТИЕ – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. Планирование

Слайд 4

Алгоритм планирования

Слайд 7

Основные принципы дошкольного образования полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Слайд 8

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьёй ; приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования; учёт этнокультурной ситуации развития детей

Слайд 9

Виды планирования Перспективный план Календарный план (план воспитательно – образовательной работы ) Распределение задач образовательных областей на определенный период с учетом возраста детей и принципом «от простого к сложному» Решение задач перспективного планирования через мероприятия («события»), организацию среды и взаимодействие с родителями

Слайд 10

Календарное планирование - мероприятия , реализующие те или иные задачи; интеграция, объединение видов деятельности для реализации поставленных целей и задач…

Слайд 11

Тема недели: Дата, день недели Совместная деятельность воспитателя и детей Образовательная область Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями, социальными партнерами (вовлечение в образовательную деятельность) Непосредственно образовательная деятельность Тема, цель Образовательная область Совместная деятельность со взрослыми, сверстниками в режимных моментах. Интеграция образовательных областей групповая индивидуальная

Слайд 12

Совместная деятельность взрослого и детей – это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает: индивидуальную подгрупповую фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Слайд 13

Различают: непосредственно образовательную деятельность , реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей и не сопряженную с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми; совместную деятельность взрослого и детей , осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; совместную деятельность взрослого и детей , осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Слайд 14

Планирование самостоятельной деятельности детей Согласно принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса, самостоятельная деятельность детей организуется с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы , поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня. Самостоятельная деятельность отражается в перспективных и календарных планах образовательной работы: в планах указываются зоны (центры активности, уголки), в которых педагог организует деятельность детей по интересам; описываются материалы и оборудование , предлагаемые вниманию детей, атрибуты к сюжетным и другим играм.

Слайд 15

Основные формы: подготовка и проведение совместных праздников и досугов; проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего поколения семей; привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах, сбору информации, подбору вместе с ребенком наглядного материала для оформления альбома, коллажа. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Слайд 16

«Когда мы тратим время на планирование, его становится больше…» М. Рустам (индийский ученый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательное процесс в ДОУ в соответствии с ФГОС

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач.В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим б...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС Тема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками  в соответствии с ФГОСТема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)Образовательные области: Художественно ...

«Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО»

ull;1.1. Пояснительная записка•1.1.1. Цели и задачи образовательной деятельности учителя -логопеда•1.1.2. Принципы и подходы к формированию к планированию ОД•1.1.3. Возрастные особенн...

Презентация «Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО»

ull;1.1. Пояснительная записка•1.1.1. Цели и задачи образовательной деятельности учителя -логопеда•1.1.2. Принципы и подходы к формированию к планированию ОД•1.1.3. Возрастные особенн...